Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Оценка 4.7
Презентации учебные
docx
информатика +1
11 кл
20.05.2019
Цель урока:
~ знакомство с текстовым редактором Word, практические освоение навыков работы в текстовом редакторе Word.
Задачи:
образовательная:
~ познакомить учащихся с текстовым редактором и его основными операциями;
~ освоение новых возможностей текстового редактора;
~ освоение навыков работы с текстовым редактором.
воспитательная:
~ воспитать интерес к данной теме, правильность в записях умения наблюдать, сравнивать, анализировать;
~ воспитание самостоятельности в работе.
развивающая:
~ развивать воображение учащихся;
~ развивать эстетические качества;
~ развивать познавательные интересы учащихся в данной области;
~ создать условия для развития логического мышления учащихся.
Тема самообразования.docx
«Преподавание математических основ информатики в школьном
курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения
ФГОС»
Введение
«Всякое настоящее образование добывается только путем
самообразования»
Николай Рубакин
«Педагоги не могут успешно когото учить, если в это же
время усердно не учатся сами.»
Али Апшерони
«Уча других, мы учимся сами.»
Луций Анней Сенека (младший)
Актуальность. Совершенствование качества обучения воспитания в средней
школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот
уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных
курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без
процесса самообразования учитeля. Самообразование есть потребность
творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для
профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой
является профессия учителя. Самообразование процесс сознательной
самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ» целенаправленная познавательная деятельность,
управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой
либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе
самообразования интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к
учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой
предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих
научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в
современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно,
потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные
этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Способность к самообразованию определяется психологическими и
интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей
степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками
информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Обоснование выбора темы. Как известно, основные информационные
процессы – это получение, хранение, передача и обработка информации. Изучением этих процессов и занимается информатика, причём акцент делается на
автоматизацию информационных процессов. Автоматизация же информационных
процессов невозможна без использования формализованных языков – специальных
знаковых систем, предназначенных для фиксирования информации. Первые
эффективные средства и методы формального кодирования информации
разработаны именно в математике, а информатика естественно их восприняла. Но
информатика ставит в вопросах кодирования принципиально новые задачи –
разработка кодов, предотвращающих искажение информации при её передаче по
каналам связи, разработка экономичных кодов, разработка методов кодирования,
защищающих информацию от несанкционированного доступа.
В области обработки информации информатика ставит задачи, связанные с
существованием алгоритмов, исследованием их свойств, оценкой эффективности,
доказательством правильности работы. Математическая подоплёка кодирования
информации естественным образом трансформирует эти задачи в математические.
Эти и другие вопросы привели к созданию бурно развивающейся сегодня
области математики – «дискретной математики». Те её достижения, которые
связаны с информационными процессами, и образуют «математические основы
информатики». В школьном курсе математики и в школьном базовом курсе
информатики данная научная область практически не представлена. В базовом
курсе информатики даётся некоторое ознакомление с математическими основами
информатики, но больший упор делается на знакомство учащихся с
информационными технологиями. Поверхностное знакомство с алгоритмизацией,
программированием, кодированием информации, логикой и компьютерной теорией
чисел, может быть, и достаточно для базового уровня, но если ученик планирует
учиться дальше в направлении, связанном с программированием, математическим
моделированием, информационной безопасностью – ему точно не хватит школьной
подготовки. Так же, как не хватает её в данной области информатики тем, кто
хочет сдавать ЕГЭ по информатике, или, например, участвовать в конкурсах и
олимпиадах по этому предмету.
Для того,
чтобы восполнить возникающий пробел,
можно для
заинтересованных ребят проводить факультативные и групповые занятия,
организовывать элективные курсы. Можно тщательней прорабатывать вопросы
математических основ информатики на выделенных уроках. Но требуется
дополнительная подготовка, специальные знания учителю. Я преподаю
информатику 14 лет, я учитель математики по образованию. Но не программист.
Моя математика – школьная. Поэтому мне и потребовалось самой заняться
самообразованием в области математических основ информатики. Кроме того, с
введением нового Федерального Государственного стандарта образования, для
учителей и для заинтересованных учащихся представляется замечательная
возможность всётаки более глубоко изучить теоретические основы, не ущемляя
при этом практическую деятельность – ИКТ. Более насыщенная программа, много
дополнительных возможностей для самостоятельного учения, но и более серьёзные
требования к результатам обучения. Это тоже требует дополнительной подготовки, дополнительного самообразования в методической и нормативно
правовой сферах.
План самообразования
Цели: Повышение профессиональной подготовленности в области теории и
методики преподавания информатики в области математических основ
информатики, повышение профессиональной подготовленности к переходу на
обучение, согласно с новым ФГОС, и, как следствие, повышение эффективности
обучения информатике и ИКТ.
Содержание самообразования
Основные
направления
1.Профессионально
е
2. Психолого
педагогическое
обучение
на
курсах
квалификации для учителей информатики.
государственного образовательного стандарта
по информатике, концепциями обучения, их оценками.
в области преподавания предмета «Информатика и ИКТ».
Изучение документов по введению нового Федерального
Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых
Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами
Изучать новую литературу по информатике и методике
преподавания.
Дистанционное
повышения
Принимать участие в научнопрактических конференциях,
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной
Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
Организовывать и проводить внеклассную деятельность по
Систематически знакомится с Инернетресурсами по предмету.
Посещать семинары, конференции, организованные на разных
конкурсах различных уровней.
деятельности.
предмету.
уровнях.
Совершенствовать свои знания в области классической и
Изучать современные психологические методики.
современной психологии и педагогики. 3. Методическое
4.Охрана здоровья
государственного образовательного стандарта
методами и приемами обучения через предметные издания.
Изучение документов по введению нового Федерального
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами,
Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных
Составление рабочих учебных программ по предмету на основе
Посещать библиотеки, изучать научнометодическую и учебную
Разработка уроков с элементами изучения математических основ
форм уроков информатики.
требований нового ФГОС
литературу.
информатики для классов, в которых в нашей школе
реализуется ФГОС Внедрять в учебный процесс новые формы
оценивания знаний учащихся в области информатики и ИКТ
Разработка программы элективного курса «Математические основы
Разработка программы элективного курса «Основы программирования»
Подготовка и ведение занятий по программам элективных курсов
информатики» для учащихся 10 класса
для 89 классов
Своевременно обновлять инструкции по ТБ и стенд по
здоровьесбережению в кабинете вычислительной техники.
Изучение и соблюдение СанПиН и правил охраны труда
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и
здоровьеформирующие технологии.
Этапы работы с отметками о выполнении:
1 этап (теоретический)
2 этап (практический)
3 этап (обобщающий)
№ Этап реализации программы
Изучение документов по введению нового
Федерального государственного
образовательного стандарта
Составление рабочих учебных программ по
предмету на основе требований нового ФГОС
Дистанционное обучение на курсах повышения
квалификации в Педагогическом университете
Первое сентября
1.
1
2.
1
1.
2
2.
2
Примерные
сроки
20162017
уч год
2017
2018уч год
20162017
уч год
Отметки о выполнении
Изучаю документы по введению нового
Федерального государственного
образовательного стандарта
Составлены рабочие учебные программы
на IIступень;
Успешно окончила курсы:
«Оценивание в условиях введения
требований нового Федерального
государственного образовательного
стандарта» и «Математические основы
информатики».
5 класс. Темы: В мире кодов. Способы
кодирования информации; Метод
координат; Табличное решение логических
задач; Диаграммы; Кодирование как
изменение формы представления
информации; Преобразование информации
по заданным правилам; Преобразование
информации путём рассуждений.
6 класс. Темы: Отношения между
множествами; Понятие как форма
мышления; Математические модели;
Разработка уроков с элементами изучения
математических основ информатики для
классов, в которых в нашей школе реализуется
ФГОС
20172018
20182019 20182019
20192020
20202021
Февраль
март 2018
20182019
уч год
20162019
20162019
Февраль
март 2018
20182019
уч год
20172019
уч год
20172019
Разработка программы элективного курса
«Математические основы информатики» для
учащихся 10 класса
Подготовка и ведение занятий по программе
элективного курса
Чтение материалов по тематике программы
самообразования в методической литературе
Изучения опыта других преподавателей
информатики
Разработка программы элективного курса
«Основы программирования» для 89 классов
Подготовка и ведение занятий по темам
элективных курсов
Изучение представления математических
основ информатики в школьном курсе
математики (элементы логики, комбинаторики,
теории графов и т.д.) Разработка совместных
(бинарных) уроков с учителями математики.
Изучение представления математических основ
информатики в материалах для подготовки
выпускников к итоговой аттестации
Выступления о проделанной работе на ГМО,
семинарах, педсоветах.
20172020
Проведение открытых уроков.
20172019
Обновление личных интернетресурсов.
20162019
2.
3
2.
4
1.
3
1.
4
2.
5
2.
6
1.
5
1.
6
3.
1
3.
2
3.
3
Решение логических задач с помощью
нескольких таблиц; графики и диаграммы;
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач;
Алгоритм. Виды алгоритмов.
7 класс. Темы:
8 класс. Темы:
9 класс. Темы:
Разработана программы элективного курса
«Математические основы информатики» для
учащихся 10 класса
Проводятся занятия элективного курса
«Математические основы информатики» для
учащихся 10 класса
Статьи в периодических изданиях
«Информатика», «Информатика в школе»
Интернет –ресурсы
Участие в ГМО
Изучаю представление математических
основ информатики в школьном курсе
математики (элементы логики,
комбинаторики, теории графов и т.д.)
Изучаю представление математических
основ информатики в материалах для
подготовки выпускников к итоговой
аттестации
Выступление о составление РУП для 5
класса согласно требованиям ФГОС на ГМО
учителей информатики.
Оказание технической помощи другим
учителямпредметникам для интерактивного
обмена опытом по изучению трудностей
перехода на ФГОС.
Проведены открытые уроки:
5 класс: Разработка плана действий
(муниципальный уровень).
10 класс: Обобщающий урок по основам
логики и логическим основам устройства
компьютера (в рамках предметной недели,
школьный уровень)
Обновление личных интернетресурсов.
Предполагаемый результат:
неуспевающих.
Повышение качественной успеваемости по предмету «Информатика и ИКТ», отсутствие
Повышение качества подготовки выпускников, выбравших экзамен по информатике, к
Формирование комплекта дидактических материалов.
Формирование комплекта контрольнотестовых материалов.
ЕГЭ и ГИА. выступление.
соответствующих новым ФГОС.
Подготовка учащихся к районной Олимпиаде по информатике и их успешное
Формирование комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий
Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
Проведенные мастерклассы перед учителями школы.
Доклады и выступления по тематике самообразования.
Организация работы элективных курсов.
Обновление и пополнение личной методической вебстраницы и персонального сайта.
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы на уровне школы.
Выступления по обмену опытом работы на МО.
Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и
рекомендациями для других учителей.
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Преподавание математических основ информатики в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.