Цель: рассмотреть основные проблемы развития навыка смыслового чтения и способы решения.
Задачи:
• знакомство участников мастер - класса с теоретическими аспектами
• создание необходимых условий для активного взаимодействия участников мастер – класса, профессионального совершенствования и обмена положительным педагогическим опытом
Ученые установили, что навык чтения - это один из факторов, влияющий на успеваемость школьников сильнее всех. Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость.
В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон поведения. (Смысл» - это «с» и «мысль»). Мысль заложена внутри текста, задания.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- понимать текст;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэт1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия.1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия.2 класс - обучение детей работать с текстом.3 – 4 класс - формирование самостоятельных навыков работы с текстом.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Успешное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и мн.др. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения является фундаментом всех последующих образований и его формированию необходимо уделять должное внимание в начальной школе.Таким образом, эффективность и качество процесса обучения зависит от умения учителя правильно выбрать технологические приемы и методы смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать на уроках в начальной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.