Георгий Александрович Чернов является первооткрывателем Воркутского угольного месторождения. Оно относится к Печорскому угольному бассейну, открытому в 1924 г. его отцом Александром Александровичем Черновым.
Летом 1930 г.
на крутом
правом берегу
р.Воркута немногочисленным отрядом экспедиции Г.А.Чернова были обнаружены 5 выходов угольных пластов.
2 августа 1931 г. на Воркуту к месту будущего п.Рудник пришел первый
отряд из 43 человек. Поставили палатку, подняли флаг – обосновали геологическую базу.
6 августа на правом берегу реки Воркута была заложена первая штольня.
27 ноября забурилась первая разведочная скважина.
В июле 1932 г. на Воркутинском месторождении были заложены 2 наклонные шахты.
Строительство шахт впервые велось в условиях вечной мерзлоты. Очень тяжел был труд горняков. До 1935 г. уголь добывали вручную - кайлом и лопатой. Откатка угля проводилась тоже вручную, с 1940 г. – лошадьми, с 1942 г. - электровозами, а
в 1943 г. появились врубовые машины.
Оборудование и грузы шли на Воркуту длиннейшим кружным путем, около четырех тысяч километров: из Архангельска по Белому, Баренцеву морям, затем по Печоре вверх, потом по реке Усе, затем по голой тундре. Наконец, они попадали на Воркуту – только через два года.
К концу 1933 года в поселении Рудник жило 382 чел., а в лагере – 3600 заключенных. В 1934 г. шахта 1-2 выдала на-гора первый промышленный уголь.
Самой большой проблемой оставалась доставка грузов поселенцам. Частично эту проблему могла решить узкоколейная железная
Дорога от Рудника к пристани Воркута-Вом.
В 1934 г. узкоколейка была построена.
4 января 1936 года был подписан приказ о строительстве города Большая Воркута.
В 1937 году на левом берегу реки Воркуты небольшой этап заключённых, насчитывающий 26 плотников, разбил для себя палатки, построил ограждение, положив этим начало второму поселку, а впоследствии и самому городу Воркуте.
Посёлок создавался для строительства первой крупной шахты Печорского угольного бассейна – «Капитальная» № 1.
В этом же году был возведен первый деревянный дом, а следом – второй. Секции этих домов доставлялись с пристани Воркута-Вом по узкоколейной железной дороге, а потом собирались на месте в течение 30 дней.
В конце 1930-х — начале 1950-х годов в Воркуте был расположен один из крупнейших лагерей ГУЛага - Воркутлаг (до 1938 года — Ухтпечлаг). На пике его численности, в начале 1951 года, его узниками были 73 тыс. человек.
В 1953 году произошло
Воркутинское восстание — одно из крупнейших в СССР. Но после этого, город оставался местом ссылки до 1980-х годов.
Советское правительство принимает постановление о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Строительство этой дороги занимает особую страницу в истории Воркуты и Коми республики, как образец непреклонной воли и мужества людей. Ценой многих человеческих жизней была построена магистраль.
28 декабря 1941 года первый паровоз разбудил от векового сна безмолвные просторы тундры. Открылось рабочее движение на всей линии Северо – Печорской железной дороги – от Котласа до Воркуты. В тот же день город отправил Родине ценный подарок – первый эшелон воркутинского угля.
И не случайно именно в военное время 26 ноября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении рабочему поселку Воркута статуса города.
Но город в это время в основном состоял из бараков, а большая часть населения находилась за колючей проволокой, так называемого, вольного населения было не более 5 тысяч человек.
В то время в городе имелись 3 магазина, 3 школы, 2 детских сада, детские ясли, 2 клуба, 3 больничных пункта.
В тяжелые годы войны Воркута стала развиваться быстрыми темпами. Было заложено 29 новых шахт, из них 12 введено в эксплуатацию. Более 7 миллионов тонн угля она внесла в военную экономику страны.
Город быстро рос, по численности населения в конце 1970-х годов достигнув 100-тысячной отметки.
На территории Воркутинского района были произведены два ядерных подземных взрыва.
Первый взрыв был произведён 2 июля 1971 года на глубине 542 метра в 20 км от Воркуты, недалеко от железнодорожной станции Хановей.
Второй — 29 августа 1974 года на глубине 583 метра недалеко от станции Сейда близ Воркуты.
Взрывы имели не военное, а хозяйственное значение: с их помощью зондировали в научных целях глубинные слои Земли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.