Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)
Оценка 4.6

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Оценка 4.6
Презентации учебные
rtf
музыка
5 кл—7 кл
07.04.2017
Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)
песня в солдатском треугольнике.rtf
Государственное образовательное учреждение МАОУ СОШ № 9 г.Видное Преподаватель Шакирьянова Елена Сергеевна.    Открытый урок по музыке в 6 «А» классе , посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Тема: «Песня в солдатском треугольнике»    Эпиграф:  Я не напрасно беспокоюсь  Чтоб не забылась та война  Ведь эта память – наша совесть  Она, как сила, нам нужна . Цель урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в  истории нашей страны. Задачи:  1. Воспитательная – воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине,  уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны. 2. Образовательная ­ знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов и  исполнителей военных лет. 3. Развивающая ­ развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством  слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с  литературой, историей, изобразительного искусства географией. На уроке используется: фото фрагменты из художественных и документальных фильмов,  аудиозаписи песен, портреты композиторов, поэтов, исполнителей, компьютер с музыкальной  компьютерной программой “BAND­AND­BOХ”, мультимедийный проектор. Оформление доски: Портреты композиторов, поэтов, исполнителей песен военных лет. I. Вход в класс под звуки песни  Ход урока II. Организационный момент. III. Выступление учащихся с рассказом о истории создания песен военных лет. IV. Прослушивание фрагментов песен. V.Научно­исследовательская деятельность учащихся по группам. VI. Итог урока. VII. Исполнение песни по желанию уч­ся. Сценарий урока I. Вход в класс под фонограмму песни «На безымянной высоте» В.Баснера, сл.  М Матусовского. Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Песни военных годин». Немало есть песен на свете, Что звездного света полны, Но памятней нету, чем эти, Рожденные в годы войны... Над бездной смертельной минуты Встаете с отвагой в очах, Еще в сапоги вы обуты, Шинели на ваших плечах... Над братской могилой березы И горькое пламя рябин... Еще высекаете слезы Вы, песни военных годин... Всегда вы легки на помине, И вас не забыл ни один... Пронзаете сердце поныне Вы, песни военных годин... Напевное судеб звучанье И помнить живые должны Погибших солдат завещанье, Чтоб не было больше войны!!! И если бы страны решили, Что мир ­ их единственный сын, В почетной отставке бы жили Вы, песни военных годин!!! Немало есть песен на свете, Что звездного света полны, Но памятней нету, чем эти, Рожденные в годы войны... II. У –Здравствуйте ребята, учителя, уважаемые гости! Сегодня наш урок музыки мы  посвящаем предстоящей 70­летней годовщине Великой Победы над фашизмом.  Каждую весну, мы отмечаем этот великий праздник и каждый раз, мы говорим о  том, какой нелегкой ценой досталась победа нашему народу. Не было в нашей  стране ни одной семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно  переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем Вам об истории создания  некоторых военных песен. Казалось, какие могут быть песни, когда кругом война, горе, голод, смерть?! Не до  песен совсем! А было все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдаты шли с песней в бой и отдыхали на привале в перерывах между сражениями. А тем, кто  ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с  фронта живыми и невредимыми. В первые четыре дня войны было создано более ста песен. А в течение четырех  тяжких военных лет возникло столько песен, сколько могло быть создано в течение десятилетия мирной жизни.. Песня была для бойцов источником воодушевления,  стойкости, мужества и веры в победу. Военные годы подарили нам большое  количество авторов и исполнителей замечательных песен. С некоторыми из них мы  сегодня и познакомимся. Песен, рожденных в военные годы, очень много. Но сегодня мы хотим поговорить о тех, лирических, задушевных, сердечных, которые пели солдаты, вспоминая  любимых. И в своих письмах к матерям, а особенно, к женам и невестам, вместе с  новостями о себе, писали строчки дорогих сердцу песен. И эти строчки проникали  в каждое сердце, соединяли как ниточки, любящих людей. Люди искали в этих  песнях живого и искреннего выражения своих чувств. Это была новая лирика,  освежавшая огрубевшие от боли сердца. И наш урок мы решили назвать «Песня в  солдатском треугольнике». III.  Широкой известностью в военное время пользовалась песня М.Блантера на слова  Е.Долматовского «Моя любимая», появившаяся в начале войны. Выступление ученика Песня «Моя любимая» Муз. М. Блантера, слова Е. Долматовского  Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер и поэты Владимир Луговской и Евгений  Долматовский участвовали в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен («Казаки­казаченьки», «Марш 52­й дивизии» и другие) и тогда же начали  работать над песней, впоследствии получившей название «Моя любимая».  Первый вариант стихов был неудачным, и Блантер, написав музыку, попросил поэтов  сочинить другой текст. Но по «горячим следам» этого сделать не удалось, а вскоре Луговской вообще потерял интерес к сочинению песен.  И уже позднее, в начале 1941 года, Долматовский написал новые слова, звучавшие как  воспоминание о походе 1939 года:  Я уходил тогда в поход  В суровые края.  Рукой взмахнула у ворот  Моя любимая.  ­ Мне кажется, что напиши я «Мою любимую» после 22 июня, она была бы гораздо суровее,  может быть, даже мрачнее, ­ говорит Е. Долматовский. ­ В ней есть что­то от легких дней.  Впрочем, не исключено, что запели ее как раз потому, что она мирная и несколько элегически  ворошит дорогие людям воспоминания.  С этим нельзя не согласиться. Немало песен, написанных в дни мира, с особой силой  прозвучали в дни войны. Они как бы надели солдатские шинели и ушли на фронт, чтобы  вместе с бойцами сражаться с фашистскими полчищами. Именно так было с «Моей  любимой», ставшей одной из известных песен Отечественной войны.  По этому поводу хорошо сказал М.И. Блантер: «Нельзя представлять себе дело так: 22 июня  1941 года началась война – начались и военные песни, а 9 мая 45­го в праздник Победы – они  закончились. На деле было иначе: война принесла горе, потери, лишения, но люди оставались  людьми – они шутили, смеялись, любили даже в ту тяжкую пору. Лучшие предвоенные годы  воспринимались как­то по­новому: глубже, проникновеннее. И многие стали считать, что  песни эти появились в военное время. Я горжусь, что «Моя любимая», написанная мною в дни мира, стоит в этом же строю». Песня эта была очень близка фронтовикам, отвечала их  сокровенным думам, подчас воспринималась как письмо к родным и близким. Недаром  многие бойцы бережно хранили переписанные от руки ее слова: В кармане маленьком моем  Есть карточка твоя.  Так, значит, мы всегда вдвоем,  Моя любимая.  Интересная деталь. Поначалу строка , ставшая названием песни, ее рефреном, звучала по­ другому: «Любимая моя». Но однажды, работая над песней, композитор и поэт случайно  спели «Моя любимая». И сразу поняли – так лучше, хотя мелодия потребовала другого, не  совсем правильного ударения в слове «любимая». Но эта неправильность придала рефрену  какое­то особое обаяние.  Слушание фрагмента песни. У ­ Следующая песня была тоже горячо любима, всеми теми, кто ждал и обещал  вернуться. Песня «В землянке» муз. К.Листова, сл. А. Суркова Песня «В землянке» появилась в 1942 г. Она вошла в историю ВОВ как первая  лирическая песня. Грустное лирическое стихотворение выполняло функции боевой воодушевляющей песни. Алексей Сурков не писал стихи специально   заказу, он просто сложил письмо своей жене Софье Антоновне из наиболее пронзительных  слов: о том, где он находится, о чем думает и какая там обстановка. И это письмо в стихах, стало эталоном душевного состояния всех бойцов. А затем «Землянку»  запели. Она затронула своей душевностью, выражая с необычайной силой переживания  солдат, вызванные разлукой с близкими. Ее популярность была исключительной. В  короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог  звучать голос человека. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и  любимых.                 Слушание фрагмента песни. У ­ Название нашей следующей песни связано с морем. Но любимой стала она не  только для моряков, солдаты и офицеры всех родов войск считали ее своей. Выступление ученика Песня «Вечер на рейде» муз. В. Соловьева­Седого, сл. А.Чуркина Эта песня стала созвучной военному времени. Она появилась в конце 1941г. в Ленинграде.  Композитор Соловьев­Седой вместе с другими композиторами и литераторами работал в  порту, разгружал и провожал уходящие в бой корабли. Это был чудесный вечер. На рейде  стоял корабль из которого доносились звуки баяна и тихая песня. Эту песню пели моряки,  которым завтра предстояло уйти в плавание. Вернувшись домой, композитор написал музыку, к которой поэт Александр Чуркин нашел душевные, полные светлой грусти слова. Песню,  адресованную морякам, запела вскоре вся страна. Изменяя на свой лад, «Вечер на рейде» пели и летчики, и партизаны, и солдаты. Впервые эта песня была исполнена фронтовой бригадой  Ленинградского оперного театра на фронте под Ржевом. И пошла кочевать песня с фронта на  фронт. А затем вернулась в осажденный Ленинград, когда вражеское кольцо замкнулось  вокруг города и начались суровые 900 дней блокады. Слушание фрагмента песни. У – Наша следующая песня приобретала популярность как до войны, так и после нее. В 1979  г. на киностудии им. Довженко, режиссер Леонид Быков, снял фильм, который он посвятил,  не только всем погибшим во время войны летчикам, но и своей несбыточной мечте о небе. Этот фильм называется «В бой идут одни старики». Песня «Смуглянка» стала лейтмотивом  этого фильма. И после его выхода приобрела новое рождение и популярность. Выступление ученика Песня «Смуглянка» муз. А.Новикова сл. Я.Шведова Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную  сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления  Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь  песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке­партизанке. Написанная на основе  молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась  Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь  черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку»  на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про  какую­то смуглянку­молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор  героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и  «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как­то в 1944 году мне позвонил художественный  руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и  спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и  «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про  любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны,  воспринималась она как песня сегодняшняя. Слушание фрагмента песни. У­ У нашей следующей песни тоже интересная судьба. Музыку к ней, еще до войны написал  польский музыкант Ежи Петербургский, а вот авторов слов у песни было несколько: Яков  Галицкий, Петр Максимов. И исполнителей было немало. Но одна из них сделала «Синий  платочек» необыкновенно популярной. Выступление ученика Песня «Синий платочек» муз. П.Максимова сл. П.Петербургсого Первый вариант песни с другими словами был написан в 1940 году в Москве. Эту песню  исполняли известные русские певицы: Изабелла Юрьева, Лидия Русланова. «Военный»  вариант песни появился в 1942 г. на Волховском фронте. Клавдия Шульженко  гастролировала по линии фронта. Однажды юный лейтенант протянул ей листок со   словами  «Я дописал песню». Новый текст Шульженко спела в тот же день на концерте для летчиков,  после единственной репетиции. Однажды в Москве, во время подготовки программы «Города­герои», Шульженко пришла в  студию записи, чтобы положить песню на граммофонный диск. Зима стояла лютая. Дом  звукозаписи почти не отапливался. Станки в аппаратной были укрыты брезентовыми шатрами, а в каждом, обогревательные приборы поддерживали температуру, ниже которой восковые  блины для записи пришли бы в негодность и сами станки не смогли бы вращаться. Не снимая  пальто, Шульженко вошла в студию и запись началась. От дыхания певицы микрофон  покрывался инеем, но она пела, как никогда раньше. Клавдия Ивановна знала, что пластинку  ждут на фронтах. Она закончила петь и была уверена, что лучше не сможет, что этот вариант  должен быть и последним.  Но когда пришла в аппаратную, к ней навстречу кинулась молодая женщина, вся в слезах – оператор Галя Журавлева. ­­ Клавдия Ивановна! Я испортила Вам запись! Вспоминала, как провожала мужа на фронт,  как он поцеловал в последний раз нашу дочурку и не смогла сдержать слез. Я не заметила, как они падали на воск и  растопили его.  ­­ Таким браком можно гордиться,­­ заметила Клавдия Ивановна Шульженко. Слушание фрагмента песни. У­О нашей следующей песне нам расскажет следующий участник. Выступление ученика Песня «Катюша» муз. М.Блантера сл. М.Мсаковского Песня «Катюша» появилась за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности  пограничника и о любви к пограничнику. Ее с удовольствием пели до войны и молодые, и  старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны ее запели с глубоким и  тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Ее именем  окрестили самое мощное оружие тех лет – гвардейские минометы. Почему их так назвали?  Солдат всегда ищет слова, которые помогут его вере в победу. Имя Катюша была таким  словом. Даже военные люди, приученные к точности терминологии, стали называть свое  орудие только « Катюшами». Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». Песня  звучала как гимн и помогала воевать и побеждать! А в сердце народа до сих пор осталась  тихой, нежной, лирической песней, которую мы с удовольствием поем в наши дни. Слушание фрагмента песни. IV. У – Ребята, вам понравился наш рассказ о песнях военных лет? Вы узнали на нашем уроке что­нибудь новое? Сейчас мы это проверим. Кто желает участвовать в нашей викторине?  Участники викторины берут предметы, которые на их взгляд относятся к той, или  иной песне, угадывают название песни. (Виноград, Синий платочек, тельняшка, лучина, Катюша, орел. Письмо, полк, карточка ворота Ребята, а знаете ли Вы другие песни о войне? Дети перечисляют названия песен: «Соловьи», «Журавли», «Шумел сурово  Брянский лес», «Темная ночь», «Вставай страна огромная!»….. VI. Итог урока: У ­ Как вы думаете, нужны ли были эти песни во время войны? Конечно же нужны! Ведь эти  песни помогала не только любить и верить, но и победить в этой страшной войне. Ребята,  выберете пожалуйста, текст понравившейся Вам песни. Я попрошу Вас листок с текстом  свернуть в виде солдатского треугольника. И пусть этот треугольник с песней будет  подарком для ваших близких, бабушек, дедушек, для тех,  кто воевал, и всех кто застал войну на праздник Великой победы 9 мая! У ­ Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, написанным после войны в 1968  году поэтом С.Островым. А песня ходит на войну, А песня рушит доты, Я тоже песню знал одну, Как подданный пехоты. На том гремучем рубеже, Когда трясет планету, Она приходит ­ и уже Ни зла, ни страха нету. В нее стреляет миномет, Ее сечет граната, А песня­ влет. И все поет, И все ведет солдата. Она ведет. Она поет. Она как свет, живуча. Над нею рыщет самолет, Летит снарядов туча. В нее стреляют сто полков… Висит разрывов проседь… Но в мире нет таких стрелков, Чтоб мир обезголосить. У – Ребята, после того, как мы с Вами подвели все итоги, в самом конце нашего урока,  давайте споем самую известную и любимую песню военных лет «Катюша».А наш урок  подошел к концу! До новых встреч! VIII. Выход из класса под звуки песни “Майский вальс” муз.И.Лученка, сл. М.Ясеня . Методическое обеспечение урока: Урок строился с использованием элементов творческой мастерской. На нем были  использованы разные методы и приемы. Прием повторения и обобщения изученного  материала. На этапе прослушивания музыкального произведения – прием организации  самостоятельной познавательной деятельности: анализ средств музыкальной выразительности, выявление основного художественного образа. Во время вокально­хоровой работы  использовался метод применения знаний на практике. На этапе знакомства с  художественными произведениями : словесный и наглядный методы. При работе с  вокальными произведениями – практический метод (работа с текстом, анализ музыкального  произведения), иллюстративный метод(показ презентации). В завершении урока – метод  проверки и закрепления знаний и умений. Дети на уроке должны почувствовать красоту звучания голоса в музыкальных произведениях.  Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в соответствии с возможностями  и желаниями учителя и детей. При подготовке необходимо учитывать возможности детей  воспринимать различную информацию: просмотр художественного и прослушивание  музыкального произведения, анализ. Между этой довольно сложной деятельностью –  фрагменты вокально­хоровой работы. Смена деятельности способствует активизации  внимания в течении урока.  На уроке применялись современные педагогические технологии:  Игровая технология (Л.Г.Выготский, А.С. Ибрагимова, М.В.Кларин, Г.К.Селевко).  Компьютерные (новые информационные) технологии  обучения (из перечня современных образовательных технологий по Г.К. Селевко). Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов    (Фирсов В.В.)  Групповые технологии (Первин И.Б., Виноградова М.В.)  Личностно­ориентированное обучение (И.С. Якиманская) Итоги урока Главным итогом урока является не только расширение общекультурного кругозора детей,  развитие вокальных и музыкальных навыков, но и создание вокруг детей особой эстетической  атмосферы, которая формирует чувство патриотизма, внутреннее стремление к красоте, а так же определяет их личные ценности и отношение к окружающему миру. Литература: 1. Алеев В.В. Музыка. 1­4 кл., 5­8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4­е изд., стереотип. ­  М.: Дрофа, ­2006. 2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно­методический комплект  5 класс. – М.,2008. 3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии    проведения, тестовый контроль: учебно­метод. пособие.­ М.,2007.  4. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,     Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 5. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,     Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008 6. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год 7. www.google.ru 8. www.audiopoisk.com 9. http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html 10. http://wikikurgan.orbitel.ru/index

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)

Презентация и конспект урока музыки "Песня в солдатском конверте" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017