Презентация и конспект урока по изобразительному искусству на тему "Портрет по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Оценка 4.6

Презентация и конспект урока по изобразительному искусству на тему "Портрет по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
DOC
изобразительное искусство +2
7 кл—11 кл +1
25.03.2017
Презентация и конспект урока по изобразительному искусству на тему "Портрет по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Презентация к уроку
конспект урока.DOC

Османова Марина Магомедовна

учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Покачи ХМАО-Югра

 

Тема: Закрепление темы «Портрет» по картине И.Е Репина

«ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО

ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»  

(в 7 класс)

Цель: познакомить с картиной  И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

закрепить ЗУН по теме пропорции рисовании головы человека;

сделать набросок портрет - характер одного из персонажей картины.

Оформление: репродукции картины И. Е. Репина и этю­дов к ней, раздаточный материал, ИКТ оборудование, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент. (2 мин)

2.Вводная беседа. 18 мин

Слайд №1(тема)

 Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картиной великого русского художника Ильи Ефимовича Репина

Слайд №2 (картина) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и выполним  до конца урока набросок портрета – характера одного из персонажей этой картины.

-На уроках литературы вы знакомились с повестью Гоголя

  «Тарас Бульба».

 Учитель: Как вы, думаете, что общего в этих двух произведениях: в картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»   и в повести Гоголя «Тарас Бульба?

Ученики:  В том и в другом произведениях рассказывается   о запорожцах.  

 Учитель: Ребята, а кто такие запорожцы?

Ученики: Это  вольные казаки.  Гордые и свободолюбивые люди…

Слайд №3(Эпиграф)

Учитель: Верно! Вслушайтесь в эти строки: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей» - эти слова из бессмертного произведения Гоголя,  могут  послужить эпиграфом к нашей беседе о «Запорожцах» Репина.

Слайд№4 ( картина)

Учитель: Пожалуй, ни одна картина И. Е. Репина не стала такой

попу­лярной еще при жизни художника, как картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репродукции с нее брались нарасхват. Художник посвятил ее вольным, свободолюбивым запорожцам.

Учитель: Какова же  история создания этой  картины? Об этом расскажут нам Саша,………….. Пожалуйста.

3. Сообщение учащихся.

Ученик: Озорное послание казаков султану еще в детстве было известно Репину, уроженцу Украины.

Ему довелось снова услышать о письме летом 1878 года

 в Аб­рамцеве, подмосковном имении известного мецената

 Саввы Ивановича Мамон­това, где часто собирались и подолгу жили и творили лучшие рус­ские художники, скульпторы, музыканты. Там Репин и набросал первый карандашный эскиз «Запорожцев».

(Слайд №5 .Эскиз карандаш)  Но почти тринадцать лет подготовительной работы отделяют эскиз от картины. Речь шла об осуществлении высокой художест­венной идеи. Тема картины была сложной, требовала массы специ­альных знаний. Первым пришел на помощь Репину русский исто­рик

Николай  Иванович Костомаров. Он разработал маршрут, по которому весной 1880 года Репин вместе с будущим художником Валентином Серо­вым, которому было тогда еще пятнадцать лет, объездил все Запорожье.

Слайд №6 (картина)

Ученик:  Репин собирал материалы для картины и отыскивал в народе типы старого казачества. Особенно внимательно изучал Репин мес­та, связанные с деятельностью Ивана Дмитриевича Сирко тогдашнего кошевого атамана Сечи. Известно, что Сирко    разгуливал на «чайках» по Черному морю и не раз добирался с казаками до Царь-града. Это он во время последнего похода в Крым освободил из неволи около шести тысяч соплеменников.  Художник даже написал этюд с могилы атамана. Для этого центрального образа картины Репину позировал известный военный деятель – генерал Михаил Иванович Драгомиров.

Художник восторженно отзывался о нем: «Сего дня тре­тий день, как пишу с него этюд для «Запорожцев» и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума...»

Осенью того же года мастерскую Репина посетил «мастер ис­торических дел» Лев Николаевич Толстой, который, по словам Ре­пина, подсказал много пластических деталей первой важности, жи­вых и характерных подробностей.

Ученик: Перед началом работы над картиной   в 1887 году Репин познакомился с профессором Дмитрием Ивановичем Яворницким, специалистом по истории запорожского казачества, «зав­зятым запорожцем», как называли его друзья, «готовым семьдесят раз поломать ноги, лишь бы только окунуться в Днепр и взобраться на его скалы». Яворницкий не только подарил Репину свою книгу «Замечательные страницы из истории запорожских казаков», кото­рую тот прочитал «не переводя духу». Он предоставил в полное распоряжение художника собственную коллекцию предметов запо­рожской старины, где были и жупаны, и сафьяновые сапоги, и люльки всех размеров, и даже графин с горилкой, найденный в мо­гиле неподалеку от места Сечи. Яворницкий ввел Репина в круг своих земляков, и Репин нередко проводил среди них вечера, слу­шая украинские песни, глядя на танцы, а то и сам пускался в пляс на удивление всем. Наконец, Яворницкий позировал Репину для фигуры писаря в его картине.И вот, наконец, картина закончена. В 1891 году она появилась на первой персональной выставке Репина. 

4. Анализ картины.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что представляет собой композиция картины?

Ученики. На картине изображена тесная, сплоченная группа людей, единых в своих помыслах и делах.

 Учитель. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, собравшись у грубо сколоченного стола, наперебой сочиняют знаменитое письмо. Это показано так выразительно, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного «лыцарского» хохота. Письмо составляется всем миром, каждому хочется вставить что-то свое, каждый - яркая личность.

  -Мы с вами остановимся на трех примечательных персонажах этой картины. Вам необходимо выполнить следующее задание.

 У вас на столах лежат листочки с их описанием.   

Прочитайте   описание и по картине определите:    Ивана Сирко, который является кошевым атаманом этих людей,  силача и запорожца в красном жупане. Сравните, пожалуйста, словесные и живописные портреты персонажей.  Описания пронумерованы. Картина перед вами. Будьте внимательны.  

- Итак, вопрос кто есть кто?

Учитель: Кто из описанных персонажей изображен в центре картины?

Ученики: В центре – кошевой атаман Иван Сирко.

Слайд №7 (Иван Сирко)

Учитель: Что в портрете передает его характер?

 Ученик: (Ученик зачитывает описание.) Хищный  орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа,  энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, - все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу  вое­начальник.

Все в атамане свидетельствует о его разуме и железной воле: поза, фигура, выражение лица.

 Вспомним,   с помощью,  каких линий можно передать выражение лица  человека схематически?

 Ученик. С помощью линии бровей, глаз, рта.

Учитель: Хорошо. Следующее задание.

(Слайд №8 . Схемы пронумерованы

 Схему,  под каким номером показанных на слайде вы бы использовали для изображения эмоционального портрета кошевого атамана  Ивана Сирко?

Слайд №9 (Сирко + схема)

Учитель: Все согласны?

Ученик: Да.

Слайд №10 (картина)

Учитель: Кто охарактеризует персонажа изображенного справа от атамана?  Пожалуйста, Роман.

 Ученики. Справа от атамана изображена необъятная фигура запорожца в красном жупане.

Слайд № 11 (запорожца в красном жупане. )

 Он хохочет, ухватившись за живот, и, кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доб­рое, детское. У него смешная кудлатая папаха, лоснящееся лицо, нос картошкой и вислые усы, брови высоко подняты, глаза от смеха прищурены, рот широко раскрыт.

Учитель: Совпадает ли словесный портрет с портретом художника?

Ученики: Да.

Слайд № 12 (Схема)

Учитель: По какой схеме   легко изобразить этого запорожца?

Ученик показывает.

Слайд № 13 (схема + запорожец)

Учитель: Все согласны?

Какие линии выдают веселый нрав героя?

Ученик: Линии бровей, рта и глаз.

Схема № 14 (картина)

 Учитель: Хорошо. А можете ли вы определить, кто виновник этого многоликого взрыва хохота?

Ученик показывает

 Слайд № 15 (силач)

Ученики. Полуобнаженный силач. На коленях у него лежит бандура. Он весельчак, это его сочная шутка пришлась по душе товарищам. Недаром он так красуется собой. Его пшеничный ус затейливо вьется, бровь лукаво приподнята, а глаза смиренно опу­щены. По его жесту видно, что он очень не прост!

Учитель. Вы, верно, определили описание характера силача и его пове­дение в изображенной сцене. Теперь скажите, по какой схеме вы изобразите портрет-характер силача.

Ученик:

 Слайд  № . 16 (схема)

Учитель: Хорошо.

Слайд № 17 (три персонажа + схемы)

   Ребята, все три персонажа на которые мы, обратили,  сегодня особое внимание  показаны в разных позициях.

 Показ слайда № 18

Итак, вспоминаем, как изобразить портрет героя  в той или иной позиции.

Репин  изобразил Сирко в позиции анфас. Что значит, изобразить

в анфас?

Показ слайда № 19 (схема анфас +профиль + три четверти)

Ученик:  Анфас – вид  спереди. Когда вертикальная линия располагается по центру овала.

    Учитель:  Профиль?

Ученики:   В профиль – вид с боку, когда одна из вертикально направленных  сторон овала является линией профиля.

Учитель: И в полуоборота или три четверти?

Ученик: В изображении три четверти  – вертикальная линия располагается ближе к одной из сторон вертикально  направленных линии овала в зависимости от поворота головы.

Слайд № 20 (картина)

4. Практическая работа.  (15-18 мин.)

Учитель: А, сейчас откройте,  пожалуйста, ваши альбомы. Перейдем к следующему заданию.

 Ваша задача выполнить набросок эмоционального портрета любого персонажа из этой картины. Листы-опоры лежащие на столе напомнят о последовательности выполнения портрета.

Слайд №21 (поэтапное рисование героев)

Во время работы не забывайте: о пропорциях изображения головы человека; о  компоновке,  о передаче особенностей эмоционального портрета.

В конце  урока   организуем выставку удачных набросков.

Слайд №22 (картина)

5. Итоги урока (2мин).

Учитель:  О каком произведении мы говорили на уроке? 

Ученик: О картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Учитель: Назовите литературный аналог картины Репина И.Е.

Ученик: «Тарас Бульба» Гоголя.

Учитель:

Выставка работ.

Выставление оценок за выступление и работу в классе.

6. Домашняя работа.

Завершить графический рисунок.Слайд №23


Османова Марина Магомедовна учитель

Османова Марина Магомедовна учитель

Репину позировал известный военный деятель – генерал

Репину позировал известный военный деятель – генерал

Он хохочет, ухватившись за живот, и, кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса

Он хохочет, ухватившись за живот, и, кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса

Учитель: Выставка работ. Выставление оценок за выступление и работу в классе

Учитель: Выставка работ. Выставление оценок за выступление и работу в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017