Османова Марина Магомедовна
учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Покачи ХМАО-Югра
Тема: Закрепление темы «Портрет» по картине И.Е Репина
«ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО
ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
(в 7 класс)
Цель: познакомить с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
закрепить ЗУН по теме пропорции рисовании головы человека;
сделать набросок портрет - характер одного из персонажей картины.
Оформление: репродукции картины И. Е. Репина и этюдов к ней, раздаточный материал, ИКТ оборудование, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент. (2 мин)
2.Вводная беседа. 18 мин
Слайд №1(тема)
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картиной великого русского художника Ильи Ефимовича Репина
Слайд №2 (картина) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и выполним до конца урока набросок портрета – характера одного из персонажей этой картины.
-На уроках литературы вы знакомились с повестью Гоголя
«Тарас Бульба».
Учитель: Как вы, думаете, что общего в этих двух произведениях: в картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и в повести Гоголя «Тарас Бульба?
Ученики: В том и в другом произведениях рассказывается о запорожцах.
Учитель: Ребята, а кто такие запорожцы?
Ученики: Это вольные казаки. Гордые и свободолюбивые люди…
Слайд №3(Эпиграф)
Учитель: Верно! Вслушайтесь в эти строки: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей» - эти слова из бессмертного произведения Гоголя, могут послужить эпиграфом к нашей беседе о «Запорожцах» Репина.
Слайд№4 ( картина)
Учитель: Пожалуй, ни одна картина И. Е. Репина не стала такой
популярной еще при жизни художника, как картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репродукции с нее брались нарасхват. Художник посвятил ее вольным, свободолюбивым запорожцам.
Учитель: Какова же история создания этой картины? Об этом расскажут нам Саша,………….. Пожалуйста.
3. Сообщение учащихся.
Ученик: Озорное послание казаков султану еще в детстве было известно Репину, уроженцу Украины.
Ему довелось снова услышать о письме летом 1878 года
в Абрамцеве, подмосковном имении известного мецената
Саввы Ивановича Мамонтова, где часто собирались и подолгу жили и творили лучшие русские художники, скульпторы, музыканты. Там Репин и набросал первый карандашный эскиз «Запорожцев».
(Слайд №5 .Эскиз карандаш) Но почти тринадцать лет подготовительной работы отделяют эскиз от картины. Речь шла об осуществлении высокой художественной идеи. Тема картины была сложной, требовала массы специальных знаний. Первым пришел на помощь Репину русский историк
Николай Иванович Костомаров. Он разработал маршрут, по которому весной 1880 года Репин вместе с будущим художником Валентином Серовым, которому было тогда еще пятнадцать лет, объездил все Запорожье.
Слайд №6 (картина)
Ученик: Репин собирал материалы для картины и отыскивал в народе типы старого казачества. Особенно внимательно изучал Репин места, связанные с деятельностью Ивана Дмитриевича Сирко тогдашнего кошевого атамана Сечи. Известно, что Сирко разгуливал на «чайках» по Черному морю и не раз добирался с казаками до Царь-града. Это он во время последнего похода в Крым освободил из неволи около шести тысяч соплеменников. Художник даже написал этюд с могилы атамана. Для этого центрального образа картины Репину позировал известный военный деятель – генерал Михаил Иванович Драгомиров.
Художник восторженно отзывался о нем: «Сего дня третий день, как пишу с него этюд для «Запорожцев» и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума...»
Осенью того же года мастерскую Репина посетил «мастер исторических дел» Лев Николаевич Толстой, который, по словам Репина, подсказал много пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Ученик: Перед началом работы над картиной в 1887 году Репин познакомился с профессором Дмитрием Ивановичем Яворницким, специалистом по истории запорожского казачества, «завзятым запорожцем», как называли его друзья, «готовым семьдесят раз поломать ноги, лишь бы только окунуться в Днепр и взобраться на его скалы». Яворницкий не только подарил Репину свою книгу «Замечательные страницы из истории запорожских казаков», которую тот прочитал «не переводя духу». Он предоставил в полное распоряжение художника собственную коллекцию предметов запорожской старины, где были и жупаны, и сафьяновые сапоги, и люльки всех размеров, и даже графин с горилкой, найденный в могиле неподалеку от места Сечи. Яворницкий ввел Репина в круг своих земляков, и Репин нередко проводил среди них вечера, слушая украинские песни, глядя на танцы, а то и сам пускался в пляс на удивление всем. Наконец, Яворницкий позировал Репину для фигуры писаря в его картине.И вот, наконец, картина закончена. В 1891 году она появилась на первой персональной выставке Репина.
4. Анализ картины.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что представляет собой композиция картины?
Ученики. На картине изображена тесная, сплоченная группа людей, единых в своих помыслах и делах.
Учитель. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, собравшись у грубо сколоченного стола, наперебой сочиняют знаменитое письмо. Это показано так выразительно, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного «лыцарского» хохота. Письмо составляется всем миром, каждому хочется вставить что-то свое, каждый - яркая личность.
-Мы с вами остановимся на трех примечательных персонажах этой картины. Вам необходимо выполнить следующее задание.
У вас на столах лежат листочки с их описанием.
Прочитайте описание и по картине определите: Ивана Сирко, который является кошевым атаманом этих людей, силача и запорожца в красном жупане. Сравните, пожалуйста, словесные и живописные портреты персонажей. Описания пронумерованы. Картина перед вами. Будьте внимательны.
- Итак, вопрос кто есть кто?
Учитель: Кто из описанных персонажей изображен в центре картины?
Ученики: В центре – кошевой атаман Иван Сирко.
Слайд №7 (Иван Сирко)
Учитель: Что в портрете передает его характер?
Ученик: (Ученик зачитывает описание.) Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, - все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу военачальник.
Все в атамане свидетельствует о его разуме и железной воле: поза, фигура, выражение лица.
Вспомним, с помощью, каких линий можно передать выражение лица человека схематически?
Ученик. С помощью линии бровей, глаз, рта.
Учитель: Хорошо. Следующее задание.
(Слайд №8 . Схемы пронумерованы)
Схему, под каким номером показанных на слайде вы бы использовали для изображения эмоционального портрета кошевого атамана Ивана Сирко?
Слайд №9 (Сирко + схема)
Учитель: Все согласны?
Ученик: Да.
Слайд №10 (картина)
Учитель: Кто охарактеризует персонажа изображенного справа от атамана? Пожалуйста, Роман.
Ученики. Справа от атамана изображена необъятная фигура запорожца в красном жупане.
Слайд № 11 (запорожца в красном жупане. )
Он хохочет, ухватившись за живот, и, кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, детское. У него смешная кудлатая папаха, лоснящееся лицо, нос картошкой и вислые усы, брови высоко подняты, глаза от смеха прищурены, рот широко раскрыт.
Учитель: Совпадает ли словесный портрет с портретом художника?
Ученики: Да.
Слайд № 12 (Схема)
Учитель: По какой схеме легко изобразить этого запорожца?
Ученик показывает.
Слайд № 13 (схема + запорожец)
Учитель: Все согласны?
Какие линии выдают веселый нрав героя?
Ученик: Линии бровей, рта и глаз.
Схема № 14 (картина)
Учитель: Хорошо. А можете ли вы определить, кто виновник этого многоликого взрыва хохота?
Ученик показывает
Слайд № 15 (силач)
Ученики. Полуобнаженный силач. На коленях у него лежит бандура. Он весельчак, это его сочная шутка пришлась по душе товарищам. Недаром он так красуется собой. Его пшеничный ус затейливо вьется, бровь лукаво приподнята, а глаза смиренно опущены. По его жесту видно, что он очень не прост!
Учитель. Вы, верно, определили описание характера силача и его поведение в изображенной сцене. Теперь скажите, по какой схеме вы изобразите портрет-характер силача.
Ученик:
Слайд № . 16 (схема)
Учитель: Хорошо.
Слайд № 17 (три персонажа + схемы)
Ребята, все три персонажа на которые мы, обратили, сегодня особое внимание показаны в разных позициях.
Показ слайда № 18
Итак, вспоминаем, как изобразить портрет героя в той или иной позиции.
Репин изобразил Сирко в позиции анфас. Что значит, изобразить
в анфас?
Показ слайда № 19 (схема анфас +профиль + три четверти)
Ученик: Анфас – вид спереди. Когда вертикальная линия располагается по центру овала.
Учитель: Профиль?
Ученики: В профиль – вид с боку, когда одна из вертикально направленных сторон овала является линией профиля.
Учитель: И в полуоборота или три четверти?
Ученик: В изображении три четверти – вертикальная линия располагается ближе к одной из сторон вертикально направленных линии овала в зависимости от поворота головы.
Слайд № 20 (картина)
4. Практическая работа. (15-18 мин.)
Учитель: А, сейчас откройте, пожалуйста, ваши альбомы. Перейдем к следующему заданию.
Ваша задача выполнить набросок эмоционального портрета любого персонажа из этой картины. Листы-опоры лежащие на столе напомнят о последовательности выполнения портрета.
Слайд №21 (поэтапное рисование героев)
Во время работы не забывайте: о пропорциях изображения головы человека; о компоновке, о передаче особенностей эмоционального портрета.
В конце урока организуем выставку удачных набросков.
Слайд №22 (картина)
5. Итоги урока (2мин).
Учитель: О каком произведении мы говорили на уроке?
Ученик: О картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Учитель: Назовите литературный аналог картины Репина И.Е.
Ученик: «Тарас Бульба» Гоголя.
Учитель:
Выставка работ.
Выставление оценок за выступление и работу в классе.
6. Домашняя работа.
Завершить графический рисунок.Слайд №23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.