Презентация и разработка урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме"Домашняя птица-гусь" (4 класс)
Оценка 4.6

Презентация и разработка урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме"Домашняя птица-гусь" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.01.2017
Презентация и разработка урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме"Домашняя птица-гусь"  (4 класс)
Содержит видео-аудио запись голосов, раздающихся с деревенского двора.
технологическая карта и конспект урока в 4 классе по теме Домашняя птица. Гусь..docx

Технологическая карта урока

Тема

Домашняя птица. Гусь.

Тип урока

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая задача

Организовать деятельность детей, направленную на знакомство с домашней птицей: гусь.

Задачи на урок:

.

1. Воспитательные

Создать условия для формирования положительной мотивации через создание эвристических, проблемных, игровых заданий, ситуаций успеха;  воспитание культуры общения при работе в парах и группах.

2. Коррекционно-развивающие

 

- познавательные

Умение находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через  работу с  текстом,  иллюстрацией, просмотр  фильма, практическую  деятельность ( проведение опыта и решение эвристической задачи); умение анализировать, сравнивать, обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи.

- регулятивные

Способность принимать и сохранять  учебную цель, планировать её реализацию в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя, сверстников.

- коммуникативные

Формировать коммуникативные действия; проявлять взаимодействие, сотрудничество для решения познавательной задачи;  умение договариваться в совместной деятельности  ( при работе в паре, группе).

3. Образовательные

Познакомить с домашней птицей: гусь; расширить представление о нём.

 

Ход урока

Структура урока

(серия учебных ситуаций)

 

I.Организационная  часть.

 

 

 

 

 

Минутка синоптиков.

 

 

 

 

 

 

а) Выполнение    упражнения на развитие слухового внимания.

 

 

 

б) Беседа по прослушанному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Введение в тему, её определение.

а) Упражнение на развитие зрительного восприятия: «Найди животных в зашумлённой картинке». Работа в парах.

Проверка в парах (слайд 3).

 

б) Коллективная проверка выполненного задания.

(слайд 3)

 

в) Зачитывание названий животных хором.

 

 

 

 

 

г) Выполнение заданий на развитие мыслительных , логических операций:

- на обобщение;

 

 

 

- на анализ и синтез;

 

 

 

 

 

- на сравнение и обобщение.

 

 

 

д) Отгадывание     загадки.

( слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е) Постановка целей и темы  урока через создание    проблемной   ситуации и введение проблемного диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Сообщение новых знаний.

а) Вводная беседа с опорой на прошлый опыт детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Упражнение на развитие умения анализировать строение тела гуся.  Динамическая игра  «Пересадка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Решение проблемной ситуации через работу с информационным текстом  в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Просмотр фильма «гуси-гуси».

 

 

 

 

д)Беседа по содержанию фильма.

 

 

 

 

 

 

е)Рассказ учителя о домашней птице – гусь. Словарная работа.

(слайды 7-12)

Динамическая игра «Повертись»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж) Проведение эвристического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з) Решение эвристической задачи .

 

 

и) Работа с иллюстрацией.

(слайд 14   )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Первичное закрепление и  систематизация знаний.

1).Игра « Путанница (слайд15

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

2) Составление рассказа о гусе, выбрав нужные слова. Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Выполнение творческого задания. Работа с учебником.

 

 

 

V. Разбор домашнего задания.

(слайд 16)

 

 

 

VI. Рефлексия.

Упражнение: «Докончи предложение». (слайд 17)

 

 

 

 

 

VII. Итог урока.(взаимооценка, дети оценивают работу друг друга по критериям: правильность, активность, старательность, творчество.

 

Деятельность учителя

(Характеристики)

 

Организует учащихся на урок, используя речевую разминку.

 

 

 

 

Предлагает дежурному рассказать о погоде, используя плакат - таблицу.

 

 

 

 

Предлагает детям закрыть глаза и послушать аудиозапись «В деревне»,   запомнить голоса животных, а также представить услышанное.

 

Побуждает детей к самостоятельному устному высказыванию по  следующим вопросам:

- Голоса каких животных вы узнали?

 

- Что представили?

После беседы показ слайда 2 .

 

Предлагает поработать в парах, отправиться на деревенский двор.  Найти в зашумлённой картинке спрятанные изображения

животных.

Взрослый просит выполнить проверку по слайду 3.

 

 

Предлагает  перечислить  хором всех животных, начиная с верхнего правого угла, по часовой стрелке.

Затем предлагает подумать и перечислить  животных, двигаясь против часовой стрелки тех, в названии которых встречаются парные звонкие и глухие согласные в конце или  в середине слова.  

 

Задаёт вопрос: Что объединяет данных животных?

Предлагает назвать  выше перечисленное одним  словом.

 

 

 

Предлагает  разделить животных  на две группы.

Предлагает зачитать хором животных, относящихся к группе: домашние животные, затем  домашние птицы.

Предлагает подумать и ответить на вопрос: Почему данных животных отнесли к классу птиц?

 

Предлагает отгадать загадку: Крылатый, горластый – красные ласты,

 Спит или купается, всё не разувается.

 День и ночь на ножках, красные сапожки,

 Без команды в строй встают, отправляются на пруд.

Предлагает аргументировать свой ответ. Почему так думаете?

 

Обучает детей  целеполаганию, формулированию темы урока  путём создания проблемной ситуации и введение проблемного диалога:

Гусь – водоплавающая птица. Может ли гусь из воды  выйти сухим?  

- Если да, то  как  ему это  удаётся? 

- Почему ответы получились разные?

- Какова цель нашей работы?

- Кто догадался о теме урока.

- На уроке мы познакомимся с птицей , с её семьёй; расширим свои представления о ней.(слайд5)

 

 Побуждает детей к самостоятельному устному высказыванию по вопросам :

- Какие произведения с участием гусей вы знаете?

- У кого из вас, либо у знакомых жили гуси?

- Какой характер этих птиц?

- Кто спасался от них бегством, а  кто пробовал их болезненные  щипки?

 

Предлагает  назвать части  птицы, докончив предложения:   В ходе этого упражнения  проводится динамическая игра «Пересадка».

У гуся различают следующие части тела:( слайд 6).

 

 

Продолговатое, большое…

Короткий, небольшой….

Сильные, размашистые…

Маленькая, небольшая …

На голове небольшие, чёрные … и широкий, плоский …

Яркие, оранжевые, с перепоночками…

- Туловище с головой соединяются длинной, тонкой…

- А  есть ли у гусей уши?

 

А чтобы ответить на этот вопрос попробуем разрешить следующую ситуацию.

Предлагает распределиться на группы и  найти ответ на вопрос:  Как ночью гусям удалось заметить врагов, поработав с  информационным текстом.

События, о которых пойдёт речь ниже, происходили в давние времена, в Риме, столице Италии.

- А кто знает название нашей страны?

- А какой город считается столицей нашей страны?

 Старинная легенда рассказывает о том, как гуси спасли от врагов свой  город Рим. Тёмной ночью враги окружили город Рим, т.е.  главный город,  столицу Италии, стали взбираться на крепостные стены. Стража ничего не заметила. И только гуси услышали  и прогнали врагов.

- Как ночью  гусям   удалось заметить врагов?(выслушивает мнения групп).

А есть ли у гусей уши?

Учитель дополняет ответы детей:

Да, у  них есть ушные отверстия. Только они небольшие, незаметные. Расположены в перьях, в затылочной части головы. Благодаря чему гуси и услышали неприятеля и подняли шум, тревогу.

 

-Предлагает посмотреть фильм и ответить на следующие вопросы:

- А для чего гусю нужна длинная шея, плоский клюв, лапы с перепоночками.

 

 

Учитель предлагает детям  ответить на вышепоставленные вопросы.

Слабым учащимся для создания ситуации успеха даются карточки-подсказки с вариантами ответов.

 

На стенах в классе висят слова-подсказки. Учитель при рассказе не договаривает некоторые слова в  предложениях и дети обращаются к подсказкам, которые находят в классе, на стенах, поворачивая голову, плечи в стороны, назад, таким образом, совершая  движения глазами, головой, плечами.

Гусь – крупная птица, весом до 7 кг. Тело гуся покрыто мягким, белым или серым… (пухом).

Гуси живут семьями. В состав гусиной семьи входят…(гусь, гусыня, гусята).

В течении четырёх недель гусыня сидит на  яицах. А как можно сказать по-другому?(высиживает яица.) Из которых появляются  гусята. А как можно сказать  по-другому? (вылупляются). Заботливые родители оберегают своих малышей, при этом пронзительно кричат, т.е. гогочут, учат малышей находить пищу, прятаться от врагов.

Много времени птица проводит на водоёмах. Она умеет хорошо плавать. Поэтому она называется…(водоплавающая).

А сейчас вернёмся к вопросу,который был  задан в начале урока.

Говорят, что гусь из воды сухим выходит, почему не намокают его перья? Ответ на этот вопрос  вам подскажет следующий опыт: 

 Возьмём два клочка ваты. Один из них окунём в масло, а другой оставим сухим.

-Какой из них утонет?

 Посмотрите, сухой утонул, а промасленный плывёт. Почему?

-Почему же гусь из воды сухим выходит?  

- А откуда  берут гуси жир?

-На хвосте птицы есть копчиковая железа, надавливая на неё клювом выделяется жир. Птица смазывает им перья.

Жир отталкивает воду, перья не намокают, что позволяет  птице  прекрасно  держаться на поверхности.

-Что является основной пищей гусей?  Поэтому с весны до поздней осени пасутся гуси на лугах, щиплют травку. В основном едят сорную траву, а вкус многих культурных полевых растений не терпят.

Также гуси едят овощи, огурцы, капусту, варённый картофель, овёс.

Учитель предлагает узнать необходимое  количество корма в день

«21 кг травы гусю на семь дней припаса. Сколько съедает он за день травы? Попробуй сообрази!

 

- В чём польза гусей? Детям предлагается поработать с иллюстрацией и рассказать по ней о пользе гусей.  А гусиное перо в давние времена служило карандашом и ручкой.  Перо макали в тушь и писали(показ способа письма  гусиным пером.

- А как вы думаете, почему в настоящее время при письме  не используют гусиное перо?  

Гусиный жир используется при обморожениях.

Таким образом, у гуся много достоинств. Они живут рядом, одевают и кормят нас, отдают нам свою привязанность, тепло .

 

Учитель предлагает детям  поиграть в игру «Путанница», где необходимо  найти и дописать то, что перепутанно в изображении  гуся. Затем предлагает выполнить взаимопроверку в парах.

 

 

Детям предлагается  составить рассказ  о гусе по карточкам. Необходимо среди ответов , выбрать верный ответ, зачеркнув лишнее. Каждая пара получает по одному предложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрослый предлагает придумать предложения о домашних птицах, похожие на эти: У петуха есть на голове гребешок, а у гуся нет и т.д.

 

Детям предлагаются задания по выбору: либо составить рассказ о гусе по плану или составить сказку о гусях по серии сюжетных  картинок.

Каждому из детей  предлагается  докончить предложение:

Я сегодня узнал(а)…

Меня удивило…

Было интересно…

Мне захотелось…

Мне было трудно…

 

- Как вы считаете, кто занимался старательно?

- А кто был активным на уроке?…

- А кто отвечал верно, безошибочно?...

- Кто работал, на ваш взгляд творчески? Итог урока.

 

 

Деятельность учащихся

(Характеристики)

 

Читают и выполняют действия разминки:

«Мы урок начнём с разминки, разминаем наши спинки; вправо – влево повернулись и друг другу улыбнулись».

Дежурный работает с  таблицей и рассказывает о погоде по плану: дата, месяц, время года, ясно или пасмурно; осадки; наличие ветра; температура воздуха (выше, ниже нуля).

 

Дети слушают голоса животных, запоминают их.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Называют услышанные голоса: крик петуха, голоса цыплят, куриц, коровы, лошади, собаки.

Делают вывод о том, что представили  раннее утро, когда просыпается деревня и зарождается новый день.

 

 

Дети находят, взаимодействуя в паре, и записывают найденные изображения  животных: кошка, собака, кролик, лошадь, коза, курица, корова, гусь, поросёнок.

Выполняют проверку по слайду.

 

 

 

Затем  называют  хором всех

 животных, двигаясь  по часовой стрелке.

Дети сначала называют названия данных животных индивидуально, а затем зачитывают их хором: поросёнок, гусь. кошка, кролик, лошадь.

 

 

 

Дети  делают обобщение, что это домашние животные, обосновывая свой ответ тем, что  данные животные живут рядом с человеком и ухаживает за ними человек.

 

Выделяют группу домашние животные и домашние птицы.

Зачитывают  хором животных, относящихся к группе: домашние животные, домашние птицы.

 

Дети  доказывают свою точку зрения, указывая на то, что курица, гусь имеют крылья и их тело покрыто перьями.

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

Аргументируют  свой ответ.

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свою точку зрения, предлагая ответы: да, нет, встряхиваются от воды,  быстро обсыхают, не успевают промокнуть и т.д.

Дети приходят к выводу о том, что они имеют недостаточные знания по данной теме.

Будем углублять наши знания, добывать новые.

С помощью учителя формулируют цель  урока, тему

(«Домашняя птица – гусь»).

 

Устно  высказываются, отвечая на вопросы  учителя. Называют произведения и.д. с участием гусей: Гуси-лебеди, песня «Жили у бабуси», стихи, скороговорки.

Читают вначале  хором, медленно скороговорку, затем быстро:

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой   выщиплет бока гусак у гусака.

 

 

Дети в паре обсуждают ответ: называют части птицы, докончив предложения  и при правильном ответе  переходят на свободные места в классе. Следующие ответившие на освободившиеся места и т.д . В конце игры по просьбе взрослого возвращаются обратно.

туловище

хвост

крылья

голова

глаза

клюв

 

лапы

 

шеей

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя:

 

 

 

 

 

- Россия

 

- Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают  в мини-группах, обсуждают ситуацию.

Дают ответ на предложенный вопрос: гуси услышали врагов с помощью органов слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фильма «гуси-гуси» детьми.

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слабые учащиеся пользуются при необходимости карточкой- подсказкой. (см. в раздаточном материале).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети договаривают  нужные слова в предложениях, отыскивая их в пространстве класса: на стенах, на доске, совершая повороты головой, плечами, туловищем назад, в стороны:

Пух, гусятник, гусь, гусыня, гусята, вылупляются, гогочут водоплавающая, высиживает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение опыта детьми в группах.

 

 

Обсуждение в группах, выслушиваются мнения групп. Дети делают вывод о том, что масляный клочок не тонет и не намокает, потому что пропитан маслом. Значит и у гуся  перья промазаны маслом или жиром, который не даёт им промокнуть. Поэтому гусь выходит из воды сухим.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети решают задачу и узнают необходимое гусю количество травы  в день.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  отвечают и аргументируют свои ответы.

 

 

Дети находят и записывают ошибки. 

Уши - … - заячьи.

Хвост… - петушинный.

Голова… - куринная.

Клюв…- куринный.

Ноги … - коровьи.

Выполняют взаимопроверку.

 

Каждая пара зачитывает  по одному предложению, выбрав правильный ответ.

Гусь – это…(домашняя птица, рыба).

У гуся…(короткая толстая; длинная тонкая) шея.

Гордая голова с…(острым; плоским, широким) клювом.

У гуся есть…(2 лапы, 3 пары лап), на которых имеются…(крылья, плавательные перепонки).

Тело гуся покрыто…(жёстким; серым; мягким, белым) пухом.

Основная пища гуся…( мясо, трава).

 Для изготовления подушек, перин используют…(шерсть гуся, пух гуся).

 

Учащиеся выполняют творческое задание на сравнение гуся с другими д/ птицами.

 

Дети определяются с выбором.

 

 

 

Дети выбирают одно предложение  и доканчивают его.

 

 

 

 

 

 

 

Дети сами оценивают работу друг друга.

 

 

Формируемые УУД

 

Регулятивные:  волевая саморегуляция, настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: обобщение по информации, представленной на слух.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение сотрудничать в паре; взаимно контролировать действия друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные ( логические рассуждения, сравнения, обобщения, умение аргументировать свой ответ, работа с загадкой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: понимание информации, представленной в загадке и её объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (целеполагание, ставить и выделять  учебную задачу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (поиск нужной информации в предложенном тексте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: взаимодействуют в группах, договариваются, вырабатывают общее мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (мотивация учебной деятельности: учебно-познавательная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: (взаимодействуют в парах).

 

познавательные: ( делают логический вывод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: поиск  ответа на вопрос  через практическую деятельность, путём решения задачи.

 

Познавательные: поиск  ответа на вопрос  через работу с иллюстрацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные ( умение осуществлять взаимоконтроль)

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (взаимодействие в паре, умение совместно договариваться).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (выполнение творческих заданий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (проведение рефлексии, подведение итогов

урока ,взаимооценка).

 

 

                                                          

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Структура урока (серия учебных ситуаций)

Структура урока (серия учебных ситуаций)

Упражнение на развитие зрительного восприятия: «Найди животных в зашумлённой картинке»

Упражнение на развитие зрительного восприятия: «Найди животных в зашумлённой картинке»

Отгадывание загадки. ( слайд 4) е)

Отгадывание загадки. ( слайд 4) е)

Вводная беседа с опорой на прошлый опыт детей

Вводная беседа с опорой на прошлый опыт детей

Просмотр фильма «гуси-гуси». д)Беседа по содержанию фильма

Просмотр фильма «гуси-гуси». д)Беседа по содержанию фильма

Просмотр фильма «гуси-гуси». д)Беседа по содержанию фильма

Просмотр фильма «гуси-гуси». д)Беседа по содержанию фильма

Проведение эвристического опыта

Проведение эвристического опыта

Решение эвристической задачи

Решение эвристической задачи

IV . Первичное закрепление и систематизация знаний

IV . Первичное закрепление и систематизация знаний

Структура урока (серия учебных ситуаций)

Структура урока (серия учебных ситуаций)

Презентация и разработка урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме"Домашняя птица-гусь" (4 класс)

Презентация и разработка урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме"Домашняя птица-гусь"  (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017