МОУ ШишковоДубровская СОШ
Бежецкий район
Урок русского языка
5 класс
Буквы ОА в корнях с чередованием ЛАГ ЛОЖ
Учитель М.Ю.Смирнова 2016 г
БУКВЫ ОA В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ЛАГ (ЛОЖ)
Цель деятельности учителя Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора ОA в корне ЛАГ (ЛОЖ); развивать образное и
Тип урока
Планируемые образова
тельные результаты
логическое мышление, речь учащихся
Урок объяснения нового материала
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв ОA в корне ЛАГ (ЛОЖ)\уметь
правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфо
графическим словарем.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей
учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное
мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http ://festival. 1
september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем
Оборудование
Нагляднодемонстрацион
ный материал
Основные понятия
Этапы
урока
1
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
2
Чередование, орфограммабуква
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Деятельность учителя
3
Осуществляемая
деятельность
учащихся
4
Формы
организаци
и
взаимо
действия
5
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
Промежу
точный
контроль
6
7 1. Моти
вация (са
моопреде
ление) к
учебной
деятельно
сти
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к усво
ению изучаемого
материала
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о :
Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое
путешествие в страну Корней. Помогать в нашем
путешествии будет нам Машенька из мультфильма «Маша
и Медведь» Давайте вспомним, какие
корни мы с вами уже знаем? (проверяемые и
непроверяемые)
Фрон
тальная
Слушают учителя,
участвуют в
диалоге с учи
телем. Размещают
учебные материалы
на рабочем месте,
демонстрируют
готовность к уроку
Листы
обратной
связи
Личностные: положительно
относятся к учению,
познавательной деятельности,
желают приобретать новые
знания, умения, со
вершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют
необходимые действия,
операции 1
1
2. Акт
уа
лиз
аци
я
и пробное
учебное
1
6. Об
действие.
об
ще
ние
и
си
сте
мат
3. Выя
из
в
а
лен
ция
ие
зна
ме
ний
ста
и
фо
и
рм
5. Творче
пр
и
ская прак
и
4. Целепо
ров
тическая
лагание и
ани
деятель
построение
е
ность по
проекта
рац
реализации
ион
построенно
выхода из
ал
го проекта
затруднения
ь
Архипелаг
ных
Новых
спо
Знаний
со
бов
при
9. Рефлек
сия учебной
дея
тельности
на уроке
(итог урока)
2
Воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных
Словесноиллю
связей прежних и
стративный рас
новых знаний и
сказ с элементами
применение их в
эвристической
новых ситуациях.
(задания на
беседы, работа с
слайде).
Эвристическая
учебными
пособиями
беседа, работа с
дидактическим
материалом
2
Физкульт
минутка
(бинокль)
Раскрытие сущ
ности новых
Раскрытие сущ
понятий, усво
ности новых
ение новых спо
понятий, усвоение
собов учебной и
новых способов
умственной
деятельности
учебной и
учащихся.
умственной
Эвристическая
деятельности
беседа по вопро
обучающихся.
сам.
Наблюдение за
языковыми
явлениями,
Заключительная
анализ единиц
беседа по вопро
языка
сам.
Остров Встречай
2
3
Первая наша остановка – это остров Догадок. Вы должны
отгадать загадки (на слайде):
3
Обратимся к материалу учебника и определим тему урока
Итак, вы успешно преодолели препятствие и теперь время
отправиться дальше..
1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы.)
2. Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы.)
3. Буквызначки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
3
1. Выполнение упражнение.
Каждый в условленном месте стоит И называется всё...
Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте
(алфавит).
4. Какая водица только для грамоты годится? (Чернила.)
пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в
корне слова. Объясните знаки препинания.
Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и
отправились по __________ маршруту. ______________на
опушке среди молодых берез. Выбранное нами место
___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а
дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили,
Давайте посмотрим, куда же спряталась наша Машенька
предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
проказница. Берем бинокль в руки, подставляем к глазам и
2. Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными
смотрим: влево – вправо; вверх – вниз (3 раза). Нашли
проказницу? Идем дальше.
прилагать, переложить, сл..гаемое, прол..гать, обложили,
нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сложить.
Вот и остров Напишика. Закрепим наши знания.
Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам.
Составьте словосочетания (глагол + сущ.)
на правописание корней лаг/лож):
Упр. 447 – развивается умение видеть в словах орфограмму –
Работа со словами класть, кладу, положу, положить
Формулирует цель учебной деятельности вместе с
букву а–о в корне лаг (лож), отличать слова с этой орфограммой
совершенствуются навыки работы со словами: поиск, анализ
обучающимися, принимающими ее на себя.
от фонетически сходных написаний, устно и графически
информации о корнях лаг(лож), выводы; на основе заданий и
Ну а сейчас мы идём дальше. Определяем тему и проблему урока
объяснять условия выбора орфограмм.
полученной информации формируется навык культуры речи –
(на слайде) Вставьте пропущенные буквы в слова: предл..гать,
Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора
употреблять слова с корнем лаг, лож
предл..жить, сл..жить, прил..гать, прил..жить.
написания):
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных
Какие буквы мы вставили? Есть ли созвучие в словах? Есть ли
Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами
гласных.
чередование букв?
сегодня остановились. Но в стране Корней есть ещё очень много
2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].
других станций, и там вы обязательно побываете в будущем.
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень.
Что нового узнали на уроке?
Уточнить значение слова.
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть
Как вы их преодолевали?
букву согласного двумя чертами.
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас
5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.
сейчас? Что вы поняли, узнали, чему научились, что
запомнили, выяснили и окрыли для себя?
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из
предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.
Урок понравился карточку с улыбающимся лицом, нет
карточку с грустным лицом.
4
4
Отвечают на во
просы. Строят
понятные для
партнера выска
информацию,
зывания. Обду
работают с учеб
мывают ответы на
ником, осваивают
вопросы и
4
лингвистические
понимают, что
Выполняют
термины
упражнения.
знаний у них
Проверяют пра
недостаточно для
вильность вы
полных ответов
полнения работы
5
Фрон
тальная,
индиви
дуальная
5
5
Индиви
дуальная,
групповая
Выполняют эле
ментарные физи
ческие упражнения
для глаз.
Фрон
тальная
Фрон
тальная,
Фрон
индиви
тальная
дуальная
Принимают уча
стие в работе, под
руководством
педагога
Формулируют цель
выполняют зада
учебной
ние, выполняют
деятельности в
упражнения.
диалоге с учи
Формулируют
телем.
собственные
Смотрят презен
мысли, высказы
тацию, воспри
вают и обосно
вывают свою точку
нимают на слух
зрения
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уро
ке.
Заполняют
дневники
7
Устные
ответы.
Письмен
ная работа
7
7
Задают
вопросы
для уточ
нения
инфор
мации.
Письмен
ная работа
Выполняют
фи
зические
упражне
ния
Устные
ответы.
Задают
Выпол
вопросы
нение
для уточ
заданий
нения
инфор
мации
Листы
обратной
связи
6
6
6
Личностные: имеют моти
вацию к учебной деятель
ности.
Познавательные: выпол
Коммуникативные: обме
няют учебнопознавательные
ниваются мнениями, умеют
действия в материали
слушать друг друга, строить
зованной и умственной
понятные для партнера по
форме; осуществляют для
Личностные: имеют жела
коммуникации речевые
ние осваивать новые виды
решения учебных задач
высказывания, задавать
деятельности, участвовать в
вопросы с целью получения
операции анализа, синтеза,
творческом, созидательном
необходимой для решения
сравнения, классификации,
процессе. Познавательные:
проблемы информации,
устанавливают причинно
выполняют учебно
работать в коллективе,
следственные связи.
познавательные действия в
уважать мнение других
Регулятивные: принимают и
материализованной и
участников образовательного
сохраняют учебную задачу.
умственной форме;
процесса
Коммуникативные: слуша
осуществляют для решения
Регулятивные: принимают
ют, задают вопросы, отвечают
учебных задач операции
и сохраняют учебную задачу;
на вопросы других,
анализа, синтеза, сравнения,
осознают недостаточность
формулируют собственные
классификации,
своих знаний
устанавливают причинно
мысли, высказывают и обо
следственные связи, делают
сновывают свою точку зрения
Личностные: желают при
обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно
обретать новые знания,
Личностные: осознают свои
оценивают свои достижения,
умения, совершенствовать
возможности в учении;
осознают возникающие
имеющиеся.
способны адекватно рас
трудности, ищут их причины
Познавательные: читают и
суждать о причинах своего
и пути преодоления.
слушают, извлекая нужную
Коммуникативные:
информацию, а также
успеха или неуспеха в учении,
формулируют собственные
самостоятельно находят её в
связывая успехи с усилиями,
мысли, высказывают и
материалах учебников,
трудолюбием.
обосновывают свою точку
рабочих тетрадей.
зрения
Регулятивные: контроли
руют учебные действия,
замечают допущенные
ошибки; осознают правило
Личностные: понимают, в
контроля и успешно ис
чем значение знаний для
пользуют его в решении
человека; стремятся к при
учебной задачи.
обретению новых знаний и
Коммуникативные: осу
умений.
ществляют совместную
Регулятивные: оценивают
деятельность в парах и ра
свою работу, осознают пра
бочих группах с учётом
вило контроля; исправляют и
конкретных учебнопозна
объясняют ошибки
вательных задач Литература:
1. http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/viborrus.html http://www.zavuch.info http ://festival. 1 september.ru/subjects
http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192
2. mashaimedvedmult.ru›kartinki
3.
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях
Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Издательство: М.: Просвещение
Год: 2014.
Страниц: Часть 1 192с.; Часть 2 176с.
4. Тренажер по русскому языку 5 кл «Правописание ОА в корнях –ЛАГ ЛОЖ»
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Чередование О-А в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.