Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Оценка 5

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история +1
9 кл
20.06.2019
Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Открытый урок.doc
На первое место в ряду базовых ценностей индустриального общества можно с полным основанием поставить свободу. Индустриальную общественную систему нередко называют пространством личной или индивидуальной свободы человека свободным миром.  Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают, ради нее идут на ограничения и жертвы. Свободу считают неотчуждаемой (Руссо: "человек рождается свободным..."), как и те права, права человека, на которые ее "распаковывают" в политико­ правовом пространстве бытия. Она, по общему убеждению, дает стимулы к развитию, индуцирует социальные изменения, лежит в основе личных инициатив, творческих прорывов, инновационных предприятий, дел, начинаний. Свобода наделяется моральной императивностью. Человек должен быть свободным, потому что он должен быть (стать) человеком. Несвобода оскорбляет личное достоинство человека, вызывает внутренний протест, воспринимается как моральная ущербность. "Объемом свободы", приходящимся на душу населения (одного человека), измеряют общественный прогресс.  Различают при этом "свободу от" ­ от насилия, принуждения, зависимости, от вмешательства государства в личную жизнь человека, и "свободу для" ­ для самореализации и действий по собственному почину или внутреннему побуждению, для сохранения своей индивидуальности, возможности и способности быть самим собой. Есть свобода добра (творить добро) и свобода зла (творить зло). Корень один ­ свобода.  Только в первом случае она положительная, конструктивная, а во втором ­ отрицательная, деструктивная. Зло, в конечном счете, выступает как злоупотребление свободой. Радикально, раз и навсегда избавиться от него можно только одним способом, ­ отменив, запретив свободу. Тогда действительно исчезнет зло, ибо нечем будет злоупотреблять. Но не станет вместе с тем и самой свободы.  Лишить мир зла, значит, лишить его и свободы. Зло, сопровождающее свободу, полностью и окончательно устранить нельзя, но его можно и нужно сокращать ­ до каких­то терпимых пределов. Что и делается с помощью социально­нормативных, прежде всего, моральных и правовых, ограничений, установления индивидуальных границ в виде свободы другого, совершенствования системы образования и воспитания, расширения возможностей и условий, или умножения ниш, для совершения позитивного выбора. Все это приучает человека к ответственному отношению к свободе как некоему общему достоянию.  Урок по всеобщей истории по теме: "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10­й класс 1. Признаки традиционных и индустриальных обществ. Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и  одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел  формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем  использовать цивилизационный подход ­ переход от традиционного общества  к индустриальному).  1) Традиционное общество характеризуется господством сельского  натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах  преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность  принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни  священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного  общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная  мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе  регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В  политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью  отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем  право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над  экономической. В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный  экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу  населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко  сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека  характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит  секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль  государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе  господствует право и закон. 2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму. Задание № 2 (приложение № 2). 1. 2. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной  Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений? Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты  характера: 1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в  государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет  добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом,  заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к  кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет  держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие  варианты) 2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие  варианты) Задание № 3 (приложение № 3). 2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан? Учащиеся должны выписать следующее: 2. а) городские школы; б) учеба и преподавание наук стало ремеслом; в) книга превратилась в инструмент познания. 3. Модернизация. Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что­ то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный  процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в  себя:     урбанизацию – небывалый рост городов; индустриализацию – использование машин в производстве; демократизацию политических структур; секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от  влияния церкви. Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед  десятиклассниками. Приложение №1 Задание № 1. Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые  позволили осуществить переход от традиционного общества к  индустриальному, от феодализма ­ к капитализму. Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в  других цивилизациях были возможности для появления капитализма,  например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала  исчерпывающих ответов на эти вопросы, все­таки можно выделить некоторые  особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали  путь для “европейского чуда”. Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира  с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно­ денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность. Становление капитализма было бы невозможно без городских  коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей,  располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей  буржуазии. Приложение №2 Задание № 2. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной  Европы и как они способствовали формированию буржуазных  отношений? Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но  отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный  человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему  пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в  государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет  добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом,  заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к  кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет  держаться справедливости и нравственной красоты… …Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в  себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и  случайно, ни необдуманно и беспечно. Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для  развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и  значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но  так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более  важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно  достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит  презирать и отвергать; если же кто­нибудь несколько склонен к наслаждению,  то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом  должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение.  И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается  превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как  позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно  в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво. (Цицерон) Приложение №3 Задание № 3 1.Почему город стал двигателем экономического развития? 2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни  горожан? Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря  именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной  торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом  сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские  центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили. Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно  сельском мире. Но мало­помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских. Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город,  прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и  был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его  существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это  мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение  труда. Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и  отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные  условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно  проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре. В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские.  Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря  собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными.  Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания  превратилась в инструмент познания и стала предметом массового  производства и торговли. (Ж. Ле Гофф) Почему именно либерализм стал идеологией индустриального общества?  вопрос по всеобщей истории  Классический либерализм сформировался в XVIII­XIX вв. как  целостная мировоззренческая система, отражающая ключевые ориентиры  процесса модернизации и особенности сложившегося в его результате  индустриального общества. Основу этой идеологии составило  представление о самоценности автономной личности и, как следствие, о  безусловном преобладании индивидуального начала в общественной жизни.  С точки зрения либерализма, человек уже в силу своего рождения, а не  принадлежности к каким­либо социальным группам является полноценной  личностью. Поэтому он обладает правом полностью распоряжаться  собственной судьбой, самостоятельно избирать ориентиры  жизнедеятельности, пути реализации своих желаний и стремлений. Свобода личности как выражение естественных индивидуальных прав и равенство  людей в естественном праве каждого на свободу составили основу  либерально­демократической ценностной системы. Классическая либеральная традиция отразила состояние общества в ранний период модернизации, когда происходила жесткая ломка феодальной  системы с присущей ей корпоративной, традиционной психологией.  Поэтому понятие свободы приобрело некий отрицающий, негативный  оттенок. Состояние свободы рассматривалось, прежде всего, с точки  зрения проблемы освобождения, эмансипации личности, как "свобода от" ­  диктата общества, искусственных, навязанных извне ценностей, внешних  ограничений. Как следствие, классический либерализм не ставил вопрос о  каком­либо ограничении свободы личности. Образовалась устойчивая  психологическая установка на неограниченность процесса преодоления  состояния несвободы, абсолютизацию свободы как важнейшей ценностной  категории. Идеал общественного устройства, присущий классическому либерализму,  базировался на принципе "laisser­faire" ("позволяйте делать") ­  представлении о том, что социальное творчество освобожденного человека  и естественный, нерегламентированный ход общественного развития могут  наилучшим образом решить практически все проблемы стоящие перед  человечеством. В рамках экономической системы, построенной на основе  принципа "laisser­faire", абсолютизировалась свобода рыночных отношений,  невмешательство государства в экономическую жизнь. При переносе того  же принципа в политико­правовую область обосновывалась модель  "государства ­ ночного сторожа", где деятельность публичной власти  максимально регламентировалась законом, ограничивалась по сфере  полномочий. Обязательным условием становились гласность и  состязательность политического процесса, многопартийность, система  разделения властей, укрепление местного самоуправления. Все это  позволяло уменьшить уязвимость гражданского общества от возможного  политического диктата со стороны государства, создать "правовое  государство ", неспособное к подавлению личности. В духовно­ нравственном аспекте либерализм основывался на идеях  индивидуализма, утилитаризма, вере в познаваемость мира и прогресс. Освобождение. Избавление от предназначенной роли ощущается как  освобождение. Но оно несет страх перед хаосом. Возникает множественность  выборов, но она пугает. Опьяняющее чувство свободы соседствует с  ужасом перед открывающимся хаосом. Этот ужас прекрасно описан  экзистенциалистами, которые писали о бремени выбора. Предназначенность  человека к выбору ­ идея, немыслимая в традиционном обществе. Открытость будущего порождает ощущение риска. Только в современных (modern)  обществах возникает массовое представление о множественности выборов, а  будущее для многих из предопределенного превращается в открытое,  альтернативное.   Индивидуация. Уже в традиционном обществе человечество развивается к  субъективному началу. Так, в христианском персонализме возникает идея  индивида, одиноко стоящего перед Богом, от которого нельзя скрыть самые  тайные помышления. Духовная индивидуация опережает социальную. Мысль  о существовании человека после смерти ­ подготовка индивидуации.  Исследователи рассматривают возникновение идеи чистилища в европейской  культуре как своего рода границу. Идея чистилища возникает в атмосфере счета и расчета. Чистилище находится в попечении не только Бога, но и  церкви, которая создает "бухгалтерские" отношения с потусторонним миром.  Пребывание там ­ дополнение к земному пути. Спасение обусловливалось и  осмысливалось через двойную принадлежность человека в равной степени  царствам земному небесному.   Стремление утвердиться в потустороннем мире и одновременно спасти  наслаждения жизни драматизировали момент смерти. Появляются новые  церемонии между кончиной и погребением: например, возникает обычай  богослужения в присутствии тела умершего. Приватной становится смерть, от которой требуют не меньшего совершенства, чем от жизни. Усиливаются  эмоциональные узы с родственниками, любимыми, друзьями. Умирающий  начинает участвовать в игре исчезновения. Лишь в дальнейшем смерть  становится одинокой и "одичавшей".   В современных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора  из ряда альтернатив. Межличностные отношения обретают независимость  от связей родства, клановых традиционных определений. Возникает "Я", которое не доверяет ничему и никому автоматически. "Я" осмысливает  себя в терминах автобиографии. Автобиография составляет ядро  самоидентичности в условиях современной социальной жизни. Это  подразумевает осуществление целостного, планируемого и постоянно  корректируемого жизненного проекта. Такой проект мыслим только при  условии, если человек чувствует возможность множества жизненных путей.  Сам индивид отвечает за собственный "Я­проект". Человек, действуя в  настоящем, как бы возвращается в прошлое, заглядывает в будущее. Идет  постоянный диалог со временем. Происходит выделение личного времени в  общественном, времени, лишь опосредованно связанного с внешним  порядком. Возникает "частная жизнь".   Тело перестает ощущаться как пассивный объект. Из уродливой оболочки  души оно превращается в спутника души. Рождается представление об  индивидуальной любви, понятие сексуальности, отделенной от продолжения  рода.   Персона, слитая с ролью, сменяется индивидуальностью. Общество, где  индивидуальностью не дорожат, меняется. Именно в обществах модерна  разделяются публичная и частная сферы. Именно здесь индивид ощущает  себя единицей, не обязательно связанной с общностью, с коллективом. Здесь  возникает идея возможности свободного, ничем не скованного творчества, в  том числе творчества самого себя. Абстракция. Ощущение индивидуальности связано с возрастанием  общественной роли абстрактных посредников. Они могут быть  институциональными (институты государственной власти, судебные,  правовые, финансовые институты), а могут носить символический характер.   Символические знаковые системы выступают средствами обмена, которые  могут функционировать безотносительно к специфическим характеристикам  индивидов и групп. Примером таковых являются деньги как универсальное  средство обмена, идеологии как средства легитимации. Еще один вид таких  посредников ­ экспертное знание, которое не сам человек получил, но на  которое он опирается в решении жизненно­практических повседневных  проблем.         Проведение урока­конференции (возможна конференция малых   групп)   не   должно   вызывать   затруднений.   Однако учащимся   требуется   время   на   подготовку   сообщений.   Лучше всего   такое   задание   дать   по   окончании   7 класса,   а   на   первом (вводном) уроке выяснить степень подготовленности сообщений. Их тематика может соответствовать пунктам плана, но возможны и другие варианты.       Вместо урока­конференции можно провести урок работы в малых   группах. В таком   случае   в   начале   урока   подростки образуют   группы   (их   число   соответствует   количеству предполагаемых выступлений). Каждая группа получает задание: в   течение   10 мин   изучить   один   или   два   раздела   параграфа   и дополнительный материал на карточках (см. ниже).       В  начале   урока  учитель   делает   вступление   и  ставит   перед учащимися проблему, которую следует обсудить в конце второго урока. Затем восьмиклассники выступают с сообщениями. Ниже приводятся   некоторые   дополнительные   сведения   по   развитию технического прогресса.       Следует   также   отметить   необходимость   расширения образовательного   пространства   за   счет   обращения   к репродукциям   художников   (там,   где   нет   возможности прикоснуться к подлинникам), помогающим создать у учащихся образ изучаемой эпохи.       Если урок проходит в форме конференции малых групп, то сюжеты   раскрываются   в   сообщениях   учеников.   Задача учителя —   подвести   итоги   урока   и   организовать   обсуждение вариантов   ответов   на   познавательные   задания.   Наиболее сложным является задание 3. Если никто из учащихся не сможет его выполнить, прокомментировать задание следует учителю. Он говорит,   что   сущность   человека   в   созидании.   Созидая окружающую   среду,   человек   реализует   свои   возможности, которые   резко   увеличиваются   в   индустриальную   эпоху.   УРОК 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА   Тема урока,  план урока,  возможная  личностно  значимая  проблема Планируемые  результаты  изучения  материала Наука: создание научной картины мира 1. Причины быстрого развития естественных  наук. 2. Успехи физики. Учение о строении  атома. 3. Дальнейшее развитие естествознания.  Ч. Дарвин. 4. Успехи микробиологии и  медицины спасают человеческие жизни.  5. Развитие образования. Возможная личностно значимая  проблема: неразрывная связь научных  открытий и повседневной жизни человека:  влияние на восприятие мира, состояние  здоровья, образование и т. д. Учащиеся, опираясь на известные им факты из  школьных курсов физики, химии, биологии, из  научно­популярной и художественной  литературы, делают вывод об основных чертах  новой научной картины мира, убеждаются в  могуществе человеческого интеллекта, в  величии науки, служащей человеку Методы  обучения и  формы  Проблемный или частично поисковый  метод. Познавательные и проблемные задания: организации  учебной  деятельности Развитие  умений  учащихся Основные  понятия и  термины Источники  информации:  школьные и  внешкольные 1. Подумайте, какие изменения произошли во  взглядах человека на мир в XIX в. Какие  научные открытия, на ваш взгляд, повлияли на  этот процесс? 2. Подумайте, существует ли  связь между научными открытиями и  повседневной жизнью человека. Обратитесь к  личному опыту. 3. Какая школа, на ваш взгляд,  должна соответствовать интересам учащихся и  их родителей в конце XIX в.? в современном  обществе? Форма урока: урок­конференция (1) или урок­ презентация (2). Приемы деятельности  учителя: 1) Организация дискуссии, учитель  учит думать, размышлять, оценивать, делать  обобщения. 2) Учитель помогает имитировать  внешнюю форму организации презентации  научных открытий на международной  конференции, учит вести протокол  выступлений, организовывает дискуссию и  обмен мнениями, обобщает результат  презентации Учатся публично выступать, вести диалог,  участвовать в дискуссиях, перевоплощаться в  представителей науки, развивают  коммуникабельность, учатся толерантности,  извлекают необходимую информацию для  решения познавательных задач Радиоактивность, микрочастица, пастеризация Учебник, § 5. Рабочая  тетрадь. Образовательное пространство  расширяется за счет чтения научно­ популярной и художественной  литературы: А. Азимов.Краткая история  биологии; И. Стоун. Происхождение; Жюль  Верн. Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров; У. Ирвин. Обезьяны,  ангелы и викторианцы. Дарвин, Гексли и  эволюция; Р. Мур. Нильс Бор — человек и  ученый; Г. Уэллс. Человек­невидимка. Война  миров. Репродукции картин: портреты ученых Комментарии к технологической карте       Тема   урока   дает   возможность   использовать   разнообразные формы   занятия,   в   том   числе   и   нетрадиционные.   Если предполагается   использовать   такие   формы,   как   урок­ конференция   и   урок­презентация,   то   опрос   проводить   не рекомендуется.       Подготовка урока­конференции ведется   заранее.   Ученики получают темы для сообщений и выступают с ними на уроке. По ходу   урока   учащиеся   используют   содержание   сообщений   для решения   выбранного   познавательного   задания.   Учитель открывает  конференцию, его  задача —  создать мотивацию  для активной   познавательной   деятельности   учащихся.   Тема   его вступительного   слова —   причины   быстрого   развития естественных наук. Здесь может быть использован прием беседы. Учитель   предлагает   ответить   на   вопросы   опережающего повторения  к  § 5,  а  также  подумать,  чем   вызван  бурный   рост науки   вXIX —   начале XX в. Для   правильного   ответа   учащиеся должны использовать знания, полученные при изучении истории технического прогресса вXIX в. После этого следуют сообщения учащихся, темы которых определяются материалом учебника и доступной   дополнительной   литературой.   При   этом   следует учитывать   межпредметные   связи.   Факты,   которые   ученикам известны   из   курсов   физики,   химии,   биологии,   могут   быть рассмотрены   конспективно,   а   новый   материал   требует достаточно подробного изучения.       В   подготовленном классе   конференцию   ведет   ученик, обладающий хорошими коммуникативными способностями. Методы  обучения и  формы  организации  учебной  деятельности Иллюстративно­репродуктивный,  частично поисковый  методы. Познавательные и проблемные  вопросы и задания: 1.     Романтизм как новое  творческое направление формировался в  борьбе с идеалами просветителей, всячески подчеркивая неприятие  ценностей   учителя: объяснение, рассказ, беседа,  создание педагогических ситуаций для  решения познавательных заданий и  проблемных вопросов, организация  обсуждения различных мнений с элементами  дискуссии     столетия      XVIII     урок     раздела посвящен       Первый с литературе XIX в. Непосредственному произведениями предшествует небольшая вводная беседа, в ходе которой   учащиеся   актуализируют   свои   знания   и   дают   общую характеристику   исторической   эпохи,   наступившей   после революций XVIII в.,   царившие   в европейском обществе в начале столетия.   описывают   настроения, знакомству           Для   организации   фронтальной   беседы   с классом   учитель может   использовать   вопросы: 1) Каковы   последствия буржуазных революций для европейских стран? Важно еще раз вместе с восьмиклассниками вспомнить о том, что буржуазные революции XVIII в. «переделали»   Европу,   открыв   широкую дорогу   техническому   прогрессу,   развитию   индустриального общества.       2) Русский поэт Александр Блок в одном из произведений так   охарактеризовал   эту   эпоху:   «Век XIX,   железный, воистину   жестокий   век!..»   Как   вы  полагаете,   какие  реалии действительности, с вашей точки зрения, могут «оправдать» этот   поэтический   образ? В   этой   части   беседы   необходимо подчеркнуть,   что  новый   мир,   рождавшийся   на   развалинах старого   общества,   оказался   весьма   противоречив.  С одной стороны, нельзя было не заметить и не оценить те грандиозные преобразования,   которые   принесли   новые   общественные отношения: технический прогресс, бурное развитие экономики, демократизация   общественной   жизни,   некоторое   расширение гражданских   свобод,   формирование   основ   гражданского общества и т. д. Однако осознать величие этих достижений было весьма непросто прежде всего потому, что новый общественный порядок   ни   в   коей   мере   не   являлся   воплощением   «царства Разума, Братства и Свободы», наступление которого предвещали просветители. Нравы, воцарившиеся в обществе, оказались еще более   жестокими   и   неприглядными.   Искусство   поможет   нам воссоздать противоречивый облик рождающейся индустриальной эпохи,   поведает   о   появлении   нового   героя,   который   будет воплощать свое время, искать смысл жизни, размышляя о месте и предназначении человека в новом мире.       В   том   случае,   если классу   не   удается   в   ходе   беседы   дать обоснованный ответ на вопрос о «железном и жестоком веке», его можно рассматривать в качестве проблемного задания либо предложить ученикам подумать над ним в качестве домашнего задания (возможно письменного).         XIX   ­  е     гг.                   В 30     в.,  почти  в тот  момент, когда  романтизм переживал   свой   расцвет,   в   искусстве   возникло   новое направление       — критический реализм, который не вытеснил романтизм   и   какое­то   время   сосуществовал   с   ним. следующие: что заставило творцов искусства почувствовать, что   романтические   герои   не   успевают   за   временем, «стареют», и поставило их перед необходимостью взглянуть на жизнь без романтического флера? Каков он — типичный герой   реалистов?   Какие   открытия   в   познании   человека сделали творцы искусства и какие новые грани его духовного мира воплотили в произведениях? Предложим   восьмиклассникам   подумать   над   основными отличиями,   вспомнив   для   этого   черты   идеального героя XVIII в. Обобщая их ответы, отметим, что  просветители создали   образ   который, руководствуясь   здравым   смыслом,   способен   преодолевать любые   трудности,   совершает   поступки,   повинуясь   чувству  Учитель   может   напомнить долга   или   доводам   рассудка. (прокомментировать сделать   деятельного   человека,   или   попросить это восьмиклассников),   что   просветители   часто   цитировали   слова Декарта: «Мыслю — значит существую» и Локка: «Мыслящий рассудок   есть   мерило   всего   сущего»,   в   значительной   мере объясняющих   их   понимание   человеческой   личности.  Однако крах   просветительских   иллюзий,   неудовлетворенность действительностью породили потребность в ином герое.       Строки,   адресованные   преподобному   Дж.­Т. Бичеру   в ответ на его совет автору чаще посещать общество Милый Бичер! Вы дали мне мудрый совет Быть в общенье с людскою толпою. Но мой ум с одиночеством свыкся... А свет Презираю я всею душою... Для чего же сходиться мне с модной толпой, Преклонясь пред ее вожаками, Славословить нелепость трусливой душой И завязывать дружбу с глупцами?! Испытал я и сладость и горечь любви, Рано искренней дружбе поверил. Обсуждают матроны порывы мои, И узнал, что друг лицемерил.   Что богатство?! Оно уничтожится в день По желанью тирана иль рока; Что мне титул? — могущества лживая тень; Только славы я жажду глубоко!   Чужд я лжи, не умею еще до сих пор Правду я покрывать лаком моды, Так зачем же терпеть ненавистный надзор И на глупость растрачивать годы?   «Хочу я быть ребенком вольным...»   О! Я не стар! Но мир, бесспорно, Был сотворен не для меня! Зачем же скрыты тенью черной Приметы рокового дня? Мне прежде снился сон прекрасный, Виденье дивной красоты... Действительность! Ты речью властной Разогнала мои мечты. Кто был мой друг — в краю далеком, Кого любил — тех нет со мной. Уныло в сердце одиноком, Когда надежд исчезнет рой! Порой над чашами веселья Забудусь я на краткий срок... Но что мгновенный бред похмелья! Я сердцем, сердцем одинок!.. Я изнемог от мук веселья, Мне ненавистен род людской, И жаждет грудь моя ущелья, Где мгла нависнет над душой! Когда б я мог, расправив крылья, Как голубь к радостям гнезда, Умчаться в небо без усилья Прочь, прочь от жизни — навсегда!   «Душа моя мрачна»   Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей! Вот арфа золотая: Пускай персты твои, промчавшися по ней, Пробудят в струнах звуки рая. И если не навек надежды рок унес, Они в груди моей проснутся, И если есть в очах застывших капля слез, Они растают и прольются.   Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки! Я говорю тебе: я слез хочу, певец, Иль разорвется грудь от муки. Страданьями была упитана она, Томилась долго и безмолвно; И грозный час настал — теперь она полна, Как кубок смерти, яда полный.                   Обратим   внимание   учеников   на   то,   что   героями произведений   английского   романтика   Байрона   становятся неординарные личности, часто отвергнутые обществом или сами отвернувшиеся от него и живущие по своим законам: Чайльд   Гарольд,   Корсар,   Дон   Жуан,   Каин,   Прометей, Наполеон.   Так,   главный   персонаж   поэмы   «Корсар»       — морской разбойник, человек, чье прошлое темно. Для работы в классе можно использовать отрывок, который рисует героя как демоническую личность: ,      Подобный подход к пониманию человека объясняет, почему реалисты уделяют такое огромное внимание истории рождения и жизни героев, описанию того, что их окружает: людей, вещей, предметов   и   обстановки   (особенно   характерно   для представителей   школы   натурализма).   Важное   значение   для характеристики героев приобретает речь: словечки, выражения, даже   междометия.   Все   становится   средством   раскрытия внутреннего   мира   персонажа.   При   работе   с   литературными текстами   попросим   учащихся   подумать   над   вопросами: чем характеризуются   герои   реалистических   произведений?   Как особенности личности (внешность, поведение,  речь, история жизни и др.) подтверждают идею типичности героя?               Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества,   когда   взаимоотношения   почему­то   не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными  по отношению друг к другу. Под одиночеством   мы   понимаем   субъективно   переживаемое несоответствие   между   наблюдаемой   реальностью   и   желаемым идеальным   состоянием,   при   котором   отсутствует   тесная эмоциональная   привязанность   к   отдельному   человеку   или отсутствует   доступный   круг   социального   общения.   Человек становится   одиноким   тогда,   когда   осознает   неполноценность своих   отношений   с   людьми,   личностно   значимыми   для   него, когда   он   испытывает   острейший   дефицит   удовлетворения потребности   в   общении.   Одиночество   –   тяжелое   психическое состояние,   обычно   сопровождающееся   плохим   настроением   и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди,   как   правило,   очень   несчастны,   у   них   мало   социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или   вовсе   разорваны.   Подлинные   субъективные   состояния одиночества   обычно   сопровождают   симптомы   психических расстройств, которые имеют форму аффектов  с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции   на   одиночество   различные.   Одинокий   человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему   свойственна   повышенная   тревожность   и   боязнь катастрофических   последствий   неблагоприятного   стечения обстоятельств в будущем.

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"

Презентация интегрированного урока "Индивидуализм и одиночество человека в истории и литературе 19 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019