Презентация из опыта работы "Формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики"
Оценка 4.9

Презентация из опыта работы "Формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики"

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
математика +1
1 кл—2 кл
07.01.2017
Презентация из опыта работы "Формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики"
Конференция Банзе И.Б..docx

Учитель начальных классов Банзе И.Б.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости конференции!

     Вашему вниманию представляется выступление по теме: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики».

     Актуальность темы обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к достижению обучающимися метапредметных результатов, так называемых универсальных учебных действий (далее УУД), которые осваиваются учащимися на базе всех учебных предметов, в том числе и математики, и применяются как в рамках образовательного процесса, так и в жизненных ситуациях. (2 слайд) К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция. Особенно важным становится вопрос о том, какие формы, приёмы и технологии работы являются наиболее эффективнымидля их формированияпри работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи?

(3 слайд) Актуальность и значимость вопроса формирования регулятивных УУД у детей с системной речевой недостаточностью позволили определитьтри этапа работы: констатирующий, формирующий и контрольный. (4 слайд) Цель констатирующего этапа представлена на слайде. Для достижения цели решались следующие задачи:(5 слайд)

1.     Провести стартовую диагностическую работу с обучающимися 1-ого класса.

2.     Определить уровень стартовых возможностей учащихся, базовых для формирования регулятивных УУД,по результатам входной диагностической работы.

     Констатирующее исследование проводилось в сентябре 2015 года на базе ГБОУ школы № 6 Выборгского района города Санкт-Петербурга. Согласно общему заключению психолого-медико-педагогической комиссии экспериментальную группу составили: 13 детей с ТНР, с общим недоразвитием речи, II и III уровня речевого развития (1 неосложненного генеза, 12 на фоне стертой дизартрии). Региональная диагностическая работа включала в себя 10  заданий, выполнив которые учащиеся в сумме могли набрать максимум 28 баллов. Представлю некоторые из них на слайдах. (6-7 слайды)

    Количественные результаты выполнения заданий представлены в таблице (8 слайд). Результаты констатирующего исследования показали, что в большинстве своем учащиеся справились с заданиями идостигли сравнительно высокого уровня. Средний балл по классу составил 24 балла. Характерные затруднения и ошибкикасались недостаточного умения определять последовательность промежуточных целей (т.е. планирование), сличать результат с заданным эталоном, обнаруживать и исправлять ошибки (контроль и коррекция).

    Кроме того, для исследования стартовых возможностей обучающихся был применен метод наблюдения в процессе учебной деятельности с определением уровня их сформированности. При этом руководствовались следующими критериями:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно(9 слайд);

- в сотрудничестве с учителем определять план выполнения заданий на уроке (10 слайд);

- соотносить выполненное задание с образцом (11 слайд);

- вносить необходимые дополнения, исправления в работу, если она расходится с эталоном (12 слайд);

- оцениватьвыполненное задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении (13 слайд).

Подводя итог констатирующего исследования, в целом можно сделать вывод о том, что у обучающихся первого класса в основном наблюдался средний уровень сформированности регулятивных УУД.

(14 слайд) На формирующем этапе исследования главной целью было организовать работу по формированию у учащихся регулятивных УУД. Задачи обучающего этапа представлены на слайде (15 слайд).

    Таким образом, основная задача формирующего этапа – повысить уровень развития регулятивных УУД путем проведения целенаправленной систематической работы в течение учебного года.

    Изучив теоретический материал по вопросам формирования регулятивных УУД, были разработаны и апробированы технологические карты уроков математики с указанием приемов формирования регулятивных УУД. 

    (16 слайд) Для формирования УУД целеполагания сначала осуществлялась коллективная постановка целей урока или конкретных заданий с помощью учителя. Причем, обращалось внимание на постановку учебной задачи как перед непосредственным выполнением задания при ответе на вопрос: «Чему вы будете учиться, выполняя это задание?», так и после него:  «Чему вынаучились на уроке?». Постепенно самостоятельность учащихся возрастала.Организовывались проблемные ситуации, способствующие учащимся в определении цели и темы урока, а также самостоятельному формулированию учебной задачи. (17 слайд) Например, в начале урока по теме «Состав чисел 8, 9» учащимся предлагается ответить на ряд следующих вопросов.«Посмотрите на экран и назовите, что это?» (рисунок 3). («Это числовые домики»). «Верно! Назовите числа, записанные на крышах домов». («Это числа 8 и 9»). «Что нужно знать, чтобызаполнить окошки домов?».(«Нужно знать состав чисел 8 и 9»). «Определите, что мы будемизучать?». («Мы будем изучать состав чисел 8 и 9»). «Сформулируйте тему урока».(«Тема урока «Состав чисел 8, 9»).

    (18 слайд) При формировании УУД прогнозирования возможно применение такого приема, как работа с учебником. Приведу примеры некоторых заданий, которые можно выполнять при работе с текстом:

- обдумать заголовок (ответить на вопросы: «О чем пойдет речь?», «Что предстоит узнать?»);

- задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (Что мне уже известно об этом? Что новое сообщается? Для чего это нужно знать?).

    (19 слайд) Особое внимание было уделено формированию навыка планирования собственной учебной деятельности. Эффективны следующие приемы: обсуждение готового плана решения учебной задачи, работа с деформированным планом решения учебной задачи, использование плана с недостающими или лишними пунктами, составление плана самостоятельно.

    (20 слайд) Для развития навыка контроля учащиеся, выполнив задание, обмениваются с товарищами по парте тетрадями и проверяют, опираясь на образец, представленный учителем. Эффективно использовать так называемый прием «маленький учитель».

    (21 слайд) Навык коррекции формируется при выполнении заданий с преднамеренными ошибками в решении, восстановлении частично стертых записей, деформированных текстов задач, внесении необходимых исправлений в работу, если она расходится с образцом.

    (22 слайд) С целью развития оценки на уроках математики используется оценочная шкала Дембо-Рубинштейна. На полях тетрадей учащиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (например, чистописание). Дети оценивают себя по определенному критерию, заданному учителем. При проверке учитель в том случае, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

    Активно используются листы самооценки - специально спроектированные таблицы для конкретного урока (его видов работы) с целью фиксации учащимися их достижений. По инструкции учителя, справившись с определенным видом работы, учащиеся оценивают выполненное ими задание в баллах. Балльная шкала задается учителем. Так, например, 3 балла выставлялись в том случае, если ученик активно работал и не допускал ошибок; 2 балла – работал активно, но ошибался (при этом количество ошибок учитывается и комментируется учителем в ходе урока при проверке баллов, выставленных учениками). 1 балл – недостаточно работал, многократно ошибался.В конце урока (на этапе подведения итогов) учащиеся в результате набора баллов за выполненные задания получают суммарное число. Это число вписывается в определенный интервал и соответствует отметке за работу на уроке. Так, например, 10-12 баллов – отметка «5», 6-9 баллов – «4», 3-5 баллов – «3».

    (23 слайд) С целью определения динамики работы по формированию регулятивных УУД был проведен контрольный этап. В конце учебного года учащиеся повторно написали диагностические работы, в которых задания были усложнены. Некоторые из них представлены на слайдах (24-25 слайды).

Сравнительный анализ результатов до и после обучающего воздействия наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы, в результате которой у учащихся произошли значительные изменения в развитии регулятивных УУД (26-31 слайды). Подводя итог контрольной диагностики, можно сделать вывод о том, что у учащихся сравнительно чащестал отмечаться высокий уровень сформированности регулятивных УУД.

      Проведенный в конце коррекционной работы контрольный срез, показал положительную динамику в развитии регулятивных УУД (32 слайд).

     В целом разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов работы, направленных на формирование регулятивных УУД у учащихся с ОНР II-III уровня речевого развития, позволили сделать следующие выводы: (33 слайд)

- у обучающихся с  ТНР преобладает несформированность операций планирования, контроля и коррекции;

- в ходе наблюдения за деятельностью обучающихся отмечаются позитивные изменения в их деятельности: устойчивый мотив к обучению, который характеризуется желанием узнать новое, активность, самостоятельность, желание планировать деятельность и осуществлять ее контроль, адекватно оценивать свои возможности;

- дети с ОНР способны в большей или меньшей степени давать динамику в развитии регулятивных УУД при наличии системного коррекционно-развивающего обучения.

Благодарю за внимание!


 

Учитель начальных классов Банзе

Учитель начальных классов Банзе

Региональная диагностическая работа включала в себя 10 заданий, выполнив которые учащиеся в сумме могли набрать максимум 28 баллов

Региональная диагностическая работа включала в себя 10 заданий, выполнив которые учащиеся в сумме могли набрать максимум 28 баллов

Таким образом, основная задача формирующего этапа – повысить уровень развития регулятивных

Таким образом, основная задача формирующего этапа – повысить уровень развития регулятивных

Для развития навыка контроля учащиеся, выполнив задание, обмениваются с товарищами по парте тетрадями и проверяют, опираясь на образец, представленный учителем

Для развития навыка контроля учащиеся, выполнив задание, обмениваются с товарищами по парте тетрадями и проверяют, опираясь на образец, представленный учителем

Так, например, 10-12 баллов – отметка «5», 6-9 баллов – «4», 3-5 баллов – «3»

Так, например, 10-12 баллов – отметка «5», 6-9 баллов – «4», 3-5 баллов – «3»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017