Исследование колебания диэлектрика в постоянном электрическом поле
МОУ «Луховский лицей»
Выполнил: ученик 11 класса – Халиков Кирилл
Руководители: профессор доктор физико-математических наук Денисов Борис Николаевич и учитель физики высшей категории МОУ «Луховский лицей»
Смирнова Светлана Георгиевна
Саранск 2014
Периодические колебания, вращательное движение в электрических полях широко используется в технике. Это и всевозможные станки, машины, использующие аккумуляторы. В последние годы ведутся большие работы по созданию машин с электрическими двигателями
В то же время к настоящему времени разработаны конденсаторы огромной ёмкости – ионисторы. Ионистор - это энергонакопительный конденсатор, заряд в котором накапливается на границе раздела двух сред - электрода и электролита (в двойном электрическом слое). Ионисторы уже успешно заменяют аккумуляторы в электромобилях (Ё-мобили).
Нами проведено исследование колебательного и вращательного движения тел в электростатическом поле. Колебательная система представляет собой два неподвижных металлических электрода, между которыми располагалается изолированная от них легкая бумажная пластина рис 1
При отклонении пластины к одному из электродов, она начинает притягиваться к ближайшему электроду за счет зарядов электрода и индуцированных зарядов противоположных знаков на пластине. При приближении пластины к электроду происходит пробой, и пластина заряжается зарядом, соответствующим знаку электрода.
Одноименные заряды отталкиваются, и пластина начинает движение в сторону другого электрода. Далее процесс повторяется. Обратная связь с источником энергии, в нашем случае, осуществляется за счет пробоя в воздухе при приближении пластины к электроду на расстояние, при котором происходит пробой в воздухе.
Нами была построена приближенная модель такого колебательного процесса и определен период колебания системы. Обозначим расстояние между неподвижными пластинами d. U–напряжение, приложенное между пластинами. Полагая подвижную пластину не упругой, запишем второй закон Ньютона для центра масс пластины:
Заряд стекает с неподвижных электродов за счет пробоя в воздухе, электроды ротора отталкиваются от статора и ротор начинает вращаться. Большим достоинством такого двигателя является отсутствие щеток, что резко снижает трение и повышает КПД и ресурс двигателя.
Главный недостаток такого двигателя является малый вращающий момент. Повысить его можно за счет увеличения заряда на пластинах ротора и статора. Это приведет к резкому увеличению силы притяжения и отталкивания между пластинами ротора и статора, а, следовательно, к увеличению вращательного момента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.