Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Оценка 5

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Оценка 5
Презентации учебные +1
pptx
русская литература
11 кл
11.05.2018
Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Данная презентация позволяет показать становление личности Петра Первого в эпохе. Также учащиеся смогут разобраться в особенностях жанра исторического романа. Отдельный разговор - влияние событий на становление Петра Первого как личности и царя. Предстоит ответить на вопрос и о роли окружающих в развитии личности.Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
П 143 План - конспект. Личность Петра Первого в романе А.Н.Толстого.pptx

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 21» План ­ конспект урока литературы в 11 классе   «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый» Тема:                                                 учитель русского языка и литературы                                       Решетняк Г.Н. 2014

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
А.Н.Толстой «Петр Первый» Тема: Образ Петра в романе «Петр Первый».  Роль выдающейся личности в судьбе страны. показать  становление личности Петра Первого в эпохе Особенности жанра исторического  романа. • Влияние событий на становление Петра Первого как личности и  Цель урока: Задачи: царя. • Роль окружающих в развитии личности. Оборудование: Эпиграф, цитатные характеристики, презентации ,иллюстрации

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он А.С Пушкин всеобъемлющей душой На На троне вечный был работник.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
1.Слово учителя. Объявление темы, задач урока. Чтение эпиграфа. 2. Сообщение учащегося об особенностях исторического романа как жанра  художественного произведения. Ход урока.     В 1930 году М. Горький писал: «У нас создан подлинный и  высокохудожественный исторический роман». Так оценил Горький роман  «Петр Первый». Жанр исторического романа определил В.Г. Белинский:  «Исторический роман есть как бы отправная точка, в которой история, как   наука, сливается  с искусством».     В каждом историческом романе должны присутствовать исторические  лица или события, автор исторического романа должен правдиво  воссоздать быт и дух эпохи.      Автор имеет право на вымысел: помимо исторических лиц в роман  могут  быть  введены вымышленные лица, ситуации, но они должны  отвечать духу времени.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
«Петр Первый» ­ это правдивое изображение прошлого в  соответствии с имеющимися документами, яркое изображение  картин быта, жизни народа, высокое мастерство. В нем  не только  показан исторический процесс  развития государства, но и   изображена жизнь и деятельность  выдающихся исторических  личностей, которые рассматриваются как выразители своего  времени.       Толстой новаторски решил проблему  изображения  исторической личности в романе. Его Петр дан в процессе  становления, нарисован как живая личность, непрерывно  развивающаяся в ходе событий и активно воздействующая на  события. Авторская позиция проявляется в общей исторической  концепции, в проблематике романа, в трактовке главных и  второстепенных действующих лиц, в подборе определенных  ситуаций, раскрывающих истинное значение данного героя, в  самом тоне повествования, в котором чувствуется то ирония, то  грусть и боль, то патриотический пафос.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
«Исторический роман не может  писаться в виде хроники, в виде  истории.  Нужна композиция: это установление  центра, центра зрения художника.  В моем романе центром является  Петр 1».                                         А.Толстой

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
3. Слово учителя: Предлагаю остановиться на основных моментах, раскрывающих  становление  характера Петра, событиях, которые составляют  сюжет  романа. Сюжетная основа: • решающие события в жизни страны,  • восстание стрельцов в Москве, правление Софьи,  • неудачные Крымские походы Голицына,  • походы Петра,  • стрелецкий бунт, • начало войны со шведами, •  строительство Петербурга, • взятие Юрьева и Нарвы. ­Чем продиктован отбор событий? ­Целью показать становление личности в эпохе и ее роль в судьбе  страны. Все события оказывают влияние на Петра и толкают его к  преобразованиям. . 4.Как проходило становление характера Петра? Давайте проследим, кто,  что и как влияло на  него, как менялись его привычки, какие решения он  принимал.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
5. Становление личности Петра. Сообщения учащихся.  1). Детские забавы главного героя.  (Цитатные характеристики  и комментарии  учащихся )  «Петр ­ мальчик» • …круглощекий, тупоносенький. Глаза круглые, как у мыши. Маленький  рот сжат с испугу…  • Вцепился обеими руками в бороду Матвеева…отшвырнули Петра,  как котенка… • …Сердито сидя за лопухами, и ухом не вел. • А вот велю голову отрубить… • Ну – царь. А тебе что… • Глядел совиными глазами… • Петенькины бешеные, круглые глаза. • Весь в пыли, в земле, потный как   мужичонок • Петр слушал, грыз ноготь… • Петр удивлялся и все спрашивал: « А это зачем? Для чего? Как  устроено?» • Со двора чуть свет убежал, лба не перекрестил, и куска во рту не было. • Играть  БЫЛ горазд…

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Смотря в окно, царица слабо всплеснула руками. По  двору бежал Пётр, спотыкаясь от торопливости. За ним  – долговязые парни из дворовой челяди, ­ с мушкетами  и топориками на длинных древках. …Испуганно глядя  на бегущего вприскочку царя, они забыли, как нужно  играть. Пётр гневно закричал петушиным голосом…     Мужики в крепостце выкатили дубовую пушку,  которую…заряжали – чем помягче: пареной репой или  яблоками, и выстрелили. И тотчас, побросав оружие,  воздели руки – в знак того, что сдаются.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
2).   «Петр – юноша» • Налево стоял долговязый Петр, ­будто на святках одели мужика в царское  платье не по росту… • В Троице: одет в русское платье, третью неделю не пил вина.  Скороговорку, таращение глаз бросил… • Неопытен и горяч… • Сказал Петр с приличным гневом… • Петр говорил мужественно…        ­ Свойственные в эти годы горячность, вспыльчивость,  необузданность, гневность раскрывают его душевное  состояние. Время научит  его рассуждать, обдумывать  решения.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
-Франц, хочу купить два корабля в Голландии… -Это хорошо. -Да еще тут построим. Самим товары возить. Что еще посоветуешь? -Господин адмирал, корабль готов к пуску. -С богом, начинайте. Корабль все быстрее соскальзывал к реке. Нос коснулся воды. С бортов выбросилось пламя, ударили пушки… За неделю спущено пять больших кораблей и четырнадцать галер… Строительство флота

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Петр  очарованно глядел на пелену  Азовского моря…Вот она –  неведомая земля… ­Возьмем Азов? ­Нужно взять… …Половин стрельцов были  зарезаны сонными…Потеряли на  этом деле до пятисот человек ,  офицеров и всю батарею… Петра изумила неудача. Клином  засело: Азов должен быть взят!  Осада продолжалась…Русская  армия таяла. Всего треть осталась  от армии. Так без славы закончился поход,  а  на Петра страшно было смотреть: от  беды и позора возмужал, стал зол,  упрям, деловит.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
3. Битва  за Азов. Нарвская  конфузия .      Азов. Петра изумила неудача… • Петр не был спокоен… • У Петра все решено вперед… • С трона не говорит, а жестко лает… • «В два года должны выстроить флот, из дураков стать умными». • Как «растолкать людей, продрать им глаза?» • «Славы не ищем. И еще десять раз побьют, потом уже мы одолеем». • «Конфузия – урок добрый. Промедление смерти подобно. Победы искать хоть по шею в болоте. Нарва –ключ ко всей войне. Хлеб чтоб был -вешать буду».

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
жадностью не хотел жить, как Петр. .      В третьей книге автор рисует Петра тридцатилетним. Многое изменилось в нем. Крепнет его вера в народ, в мужество, героизм русских солдат, поэтому на слова маршала Огильви о том, что русский солдат – это еще мужик с ружьем, он отвечает с гневом: «Вот как, русский солдат – мужик с ружьем! Плохого не вижу… Русский мужик умен, смышлен, смел…А с ружьем – страшен врагу. Полководческий талант Петра, его стратегические способности появляются в борьбе за Юрьев и Нарву. Через несколько лет после поражения под Нарвой он приходит на старое место с новой армией. За десять дней ему под Юрьевым удалось сделать то, что фельдмаршалу Шереметьеву и иноземным инженерам казалось невозможным. Именно диспозиция Петра привела в движение все войска, батареи и обозы под Нарвой. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государственными. «Предстоящий штурм Нарвы для Петра – дело жизни, ибо Нарва – ключ ко всей войне.»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Пошумели стрельцы. Истребили  бояр: братьев царицы Ивана и  Афанасия Нарышкиных, князей  Долгоруких, Ромодановских,  Салтыковых и других..  На столбе  написали имена убитых… …закованных стрельцов отвозили в  Преображенскую слободу.       Десятого октября приступили к  казне.  У Новодевичьего монастыря  поставлено 3о виселиц… 27  октября триста тридцать человек  зараз обагрили кровью Красную  площадь.  Царь сидел а кресле и смотрел  сухими глазами на эту резню.  Всю зиму шли пытки и казни. В  ответ вспыхивали мятежи. Ужасом  была охвачена вся страна… Стрелецкий бунт

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Генералов надо молодых, свежих. Все государство на ноги поднимем… Потерпели конфузию, - ладно! Теперь войну и начинаем… Петр Алексеевич был на южной батарее. Кричать, учить, сердиться ему не пришлось, - едва успевал вертеть головой, глядя на пушкарей, да приговаривал: «Ай-лю- лю…» Едва только человеку скоро прочесть «Отче наш» – стволы Военные походы -Конфузия – урок добрый… Славы не ищем… И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем. Данилыч… Работы начнешь сегодня же – копать рвы, ставить палисады, - шведов дальше Новгорода пустить

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Подскакивали офицеры, - Петр Алексеевич кивком подбородка указывал на Огильви, - и рапортовали фельдмаршалу о ходе сражения… Занято столько-то улиц и площадей… Наши ломят стеной, враг повсюду в беспорядке отступает… Наконец из разбитых ворот Глориа выскочили и понеслись во весь лошадиный прыск три офицера… - Комендант Нарвы -Со шведами воевать? С ума сошел? -Так ведь не завтра… Замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибешь…

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
«Птенцы гнезда Петрова» Всегда рядом… также считали все государственные дела Петра не личными, а -Расскажите, какую роль в жизни общими. Петра сыграл Меншиков. - Лефорт Франц Яковлевич Александр Меншиков -Герои полагали славу свою в войне… -С кем? Опять в Крым лезть? -Без Черного с Азовским морем тебе не быть, Петр. И не быть тебе, Петр, без Балтийского. Учини гавани в -

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Строительство Санкт - Петербурга Строился царский город на краю  земли, в болотах, у самой неметчины.  Кому он был нужен, для какой муки  еще новой надо было обливаться  кровью и потом и гибнуть тысячами… Весною семьсот второго года В Архангельск прибыли на корабле десять шлюзных мастеров. Половина была отправлена под Тулу строить тридцать один шлюз, другая –строить шлюз между Тверицей и Мстою. Он должен был соединить каспийское море с Ладожским озером, все Поволжье – с Черным морем. Петр был в Архангельске. Там укрепляли устье Двины, строили флот. В Ладожское озеро упирались все три великих пути от трех морей. От четвертого – Балтийского – Ладогу отделял проток Нева. Туда, на овладение

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Выводы: • Скуку, невежество, однообразие старины ненавидел. Этой сытой  жизни противопоставил свою кипучую деятельность. • Энергичен,  трудолюбив,  не  сидит  без  дела,  прост  и  иногда  жесток в общении с людьми. • Равнодушие к царскому сану, стремление все делать самому. • Увидев  иноземные  корабли  –  понял  необходимость  в  создании  флота. • Борьба  за  Азов  –  хороший  урок.  Закаляется  воля,  крепнет  настойчивость.  Стыдно  за  свое  молодечество.  Отступать  от  намеченного и не думал. Сам ведет осаду, разрабатывает план.  Ест с солдатами кашу. Мужает Петр, мужают его солдаты. • За ум графами жаловал. • Дубиной гнал в науку дворянских детей.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Подводя итоги, можно сказать, что личность Петра неординарная, и, чтобы дать оценку его поступкам, надо разбираться в каждой конкретной ситуации, как это делает автор. «Человека,- писал Толстой,- равно как и исторический отрезок времени – можно понять только в движении, в борьбе, в противоречии». Так он и изображает Петровскую эпоху. Выдающимся государственным деятелем и полководцем рисует он Петра, показывает историческое значение его деятельности и наряду с этим подчеркивает, что преобразовательская деятельность Петра основывалась на укреплении крепостнического строя. Петр нарисован Толстым как сын своего века и как человек, воплотивший лучшие черты русского характера: «…его ничто не могло отклонить от того, на что он однажды решился. Крепкая воля его умела преодолевать все препятствия…В этом его величие, в таком именно характере и нуждалась Россия того времени».

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Беседа. - Удалось ли автору показать, как формируется личность? - Согласны ли вы , что «личность формируется постепенно?» - «Мудрым учителем была жизнь». Какие эпизоды, на ваш взгляд, - учили Петра жизни ? - Как вы оцениваете личность Петра и его поступки?

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Домашнее задание. Ответить на вопросы: - Какие эпизоды, на ваш взгляд, - учили Петра жизни ? - Как вы оцениваете личность Петра и его поступки?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018