Однажды в студёную зимнюю пору…Я из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз. «Крестьянские дети»
Славная осень! Здоровый, ядрёный…
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
«Железная дорога»
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссечённой музы твоей –
у парадных подъездов, у рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
Е. Евтушенко
«Молитва перед поэмой»
Н.А. Некрасова справедливо называют певцом русского народа, его тяжёлой доли. Ф.М. Достоевский назвал его поэзию «страдальческой»:
«Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей, страстной до мучения, любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».
Словарная работа
1)Записав своё имя и званье… - В праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались не допускавшиеся посетители.
2)Щелкопёр – так в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступившихся за народные интересы.
3)Аркадская идиллия – здесь: беззаботно-счастливая жизнь на лоне природы.
4)Убогий – 1)крайне бедный, нищенский;
2) немощный, увечный, жалкий вид.
5)Пилигрим – паломник, путешественник-богомолец.
6)Лепта – посильное подаяние, скромный вклад.
И пойдут, побираясь дорогой, И застонут... Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи;
1.Как называется описание внешности героя в литературном произведении?
«Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
портрет
2.Как называется приём?
«пышный» – «убогие»; «напевает» – «плачут»; «оборванной» – «роскошных». Антитеза
3.Определите способ рифмовки последних четырёх строк данного фрагмента.
Перекрёстная
4.Определите размер, которым написано стихотворение. Анапест
Рефлексия
Какие чувства у вас вызвал контраст двух миров?
Какую тему поднимает поэт в стихотворении?
Что дал вам урок?
Вернёмся к эпиграфу «Но самый больший грех из всех – быть равнодушным». Был Некрасов равнодушен к судьбе народа?
Сегодня данный эпиграф актуален? Докажите.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.