Презентация к уроку русского языка на тему "Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования"
Оценка 5

Презентация к уроку русского языка на тему "Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования"

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русский язык +1
10 кл—11 кл +1
05.01.2017
Презентация к уроку русского языка на тему "Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования"
Презентация включает материалы к уроку по теме "Словообразование", где повторяются виды словообразования:морфологический и неморфологический. Теория подкрепляется упражнениями и заданиями с ответами. Урок включает несколько видов разминок: акцентологическую, фразеологическую, морфологическую. Цель урока: обобщить знания учащихся о способах словообразования, о стилистических возможностях словообразования.
способы словообр. презент.ppt

Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования

Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования

Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования».

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

АВГУСТОВСКИЙ
БАЛОВАТЬ
БЕНЗОПРОВОД
ГАРАНТИРОВАТЬ
ДИРИЖЁР
СГРУППИРОВАТЬ
КОЛЛЕДЖ (США)
КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ)

КРАСИВЕЕ
ПРИДАНОЕ
СОГНУТЫЙ
ХОДАТАЙСТВОВАТЬ
ЦЕМЕНТ
ШАССИ
ЭКСПЕРТ
ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

АВГУСТОВСКИЙ
БАЛОВАТЬ
БЕНЗОПРОВОД
ГАРАНТИРОВАТЬ
ДИРИЖЁР
СГРУППИРОВАТЬ
КОЛЛЕДЖ (США)
КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ)

КРАСИВЕЕ
ПРИДАНОЕ
СОГНУТЫЙ
ХОДАТАЙСТВОВАТЬ
ЦЕМЕНТ
ШАССИ
ЭКСПЕРТ
ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)

Фразеологическая разминка

Фразеологическая разминка

Фразеологическая разминка

К данным фразеологизмам подобрать
фразеологизмы-антонимы и определить
их лексическое значение:
КОТ НАПЛАКАЛ;
СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ;
ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО;
МУХИ НЕ ОБИДИТ;
ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ;
ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ;

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

К данным фразеологизмам подобрать
фразеологизмы-антонимы и определить
их лексическое значение:
КОТ НАПЛАКАЛ – КУРЫ НЕ КЛЮЮТ
СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ – РТА НЕ ЗАКРЫВАЕТ
ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО – ПОПАСТЬ В ТОЧКУ
МУХИ НЕ ОБИДИТ – КАК КОШКА С СОБАКОЙ
ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ – ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ
ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ – ВОСПРЯТЬ ДУХОМ

МОРФЕМЫ

МОРФЕМЫ

МОРФЕМЫ

МОРФЕМЫ ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС

МОРФЕМЫ ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС

МОРФЕМЫ

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СОГНУТЫЙ
ПРИДАНОЕ
СГРУППИРО -
ВАТЬ

КОЛЛЕДЖ
ЦЕМЕНТ
ШАССИ

АВГУСТОВ-
СКИЙ
БАЛОВАТЬ
ДИРИЖЁР

ЯЗЫКОВОЙ
АВГУСТОВ-
СКИЙ
БАЛОВАТЬ

МОРФЕМЫ КОРНИ АФФИКСЫ

МОРФЕМЫ КОРНИ АФФИКСЫ

МОРФЕМЫ

КОРНИ

АФФИКСЫ

АФФИКСЫ ОСНОВЫ
(ПРИСТАВКА, СУФФИКС,
ПОСТФИКС, ИНТЕРФИКС)

ОКОНЧАНИЕ
(ФЛЕКСИЯ)

ИДУ – ИДЁТ ПИСАТЬ – ПИСАЛ ОКНО –

ИДУ – ИДЁТ ПИСАТЬ – ПИСАЛ ОКНО –

ИДУ – ИДЁТ

ПИСАТЬ – ПИСАЛ

ОКНО – ПОДОКОННИК

КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЕ

БЕЖАТЬ – БЕГ

КАРТОЧКА 1

КАРТОЧКА 3 УМЫВАТЬ – УМЫВАТЬСЯ

КАРТОЧКА 3 УМЫВАТЬ – УМЫВАТЬСЯ

КАРТОЧКА 3

УМЫВАТЬ – УМЫВАТЬСЯ

УВЕРЕННО – УВЕРЕННЕЕ

СНЕГ – СНЕГОВИК

УЧИТЬ – УЧИШЬСЯ

ПОДМЕТАТЬ – ПОДМЕТИ

КАРТОЧКА 2 КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЙШИЙ

КАРТОЧКА 2 КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЙШИЙ

КАРТОЧКА 2

КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЙШИЙ

ИСКРА – ИСКОРКА

ЖИВУ – ЖИВЁШЬ

ХОДИТЬ – ХОДЬБА

ПИСАТЬ – ПИШУЩИЙ

КАРТОЧКА 5 УТРО – УТРОМ ЛЮБИТЬ –

КАРТОЧКА 5 УТРО – УТРОМ ЛЮБИТЬ –

КАРТОЧКА 5

УТРО – УТРОМ

ЛЮБИТЬ – ЛЮБОВЬ

ТЕЛЕФОН – ТЕЛЕФОННЫЙ

ПЕРЕХОДИТЬ – ПЕРЕХОД

ЗАКОНСПЕКТИРОВАЛ –КОНСПЕКТИРОВАТЬ

КАРТОЧКА 4 БЛИЗКО – БЛИЖЕ ДАВАЙ –

КАРТОЧКА 4 БЛИЗКО – БЛИЖЕ ДАВАЙ –

КАРТОЧКА 4

БЛИЗКО – БЛИЖЕ

ДАВАЙ – ДАВАЙТЕ

РАДОСТЬ – РАДОСТНЫЙ

СДЕЛАВ – СДЕЛАТЬ

ПОДМЕТАТЬ – ПОДМЕСТИ

Тема: Способы словообразования

Тема: Способы словообразования

Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

Цель: обобщить знания о способах
словообразования, о
стилистических возможностях
словообразования.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1.АФФИКСАЦИЯ:
а) приставочный способ (со-автор);
б) суффиксальный способ (внуч-ок);
в) приставочно-суффиксальный (под-свеч-ник).
2.БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ (синий-синь).
3.СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ И СЛОВ:
а) сложение целых слов (диван-кровать);
б) сложение основы слов без соединительно гласной (спортплощадка);
в) сложение основы слов с соединительной гласной (снегопад);
г) сложение основы слова с целым словом (железобетон)
д) сложение основы слова с одновременным присоединением
суффикса (трёхэтажный).
4.АББРЕВИАЦИЯ,или сокращение основ:
А) сложение слогов или частей слов (спецкор);
Б) сложение названий начальных букв (МГУ);
В) сложение начальных звуков (ВУЗ);
Г) смешанный способ (Главный комитет-главк).

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

СЛИЯНИЕ СЛОВ (ТРУДНОДОСТУПНЫЙ);
ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ (БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК-БОЛЬНОЙ ЛЕЖАЛ);
РАСПАДЕНИЕ СЛОВ НА ОМОНИМЫ
(ДОЛГ – ОБЯЗАННОСТЬ, ДОЛГ – ЗАДОЛЖЕННОСТЬ)

Практическая работа Задание 1 Определить каким способом образованы слова:

Практическая работа Задание 1 Определить каким способом образованы слова:

Практическая работа

Задание 1
Определить каким способом образованы слова:
ПОТЕМНЕТЬ
АВТОЗАВОДСКОЙ
СОЕДИНЯТЬ
ЛЕДОКОЛ
(ВКУСНОЕ) МОРОЖЕНОЕ
МОРОЖЕНОЕ (МЯСО)
ОЧЕРЕДНИК
ЯБЛОЧНИК
ЗАМОРОЗКА

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ СОБЕСЕДНИК

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ СОБЕСЕДНИК

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

СОБЕСЕДНИК

КНИЖОНКА

Задание 2 Осложнённое списывание

Задание 2 Осложнённое списывание

Задание 2
Осложнённое списывание.
А) Я пр…обрёл книж…нку сказал мой с..б…седник и
назвал фамилию поэта-классика.
Почему вы говорите так пр…небрежительно
возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и
формат (не)большой ответил с…б…седник.
Б) Так я выяснил,что мой с..б…седник путает слова
«книж…чка» и «книж…нка», не замечает разницы в их
значении….
Записать 1 часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
Из 2 части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения

Уменьшительно-ласкательные суффиксы:
-ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка),
-к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик-(колокольчик),
-еньк-(синенький)
Увеличительно-неодобрительные суффиксы:
-ищ- (домище), -онк-(шапчонка)
Элемент торжественности вносят приставки:
вос- (востребовать, восходить)


Задание 3 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание 3 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание 3

Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Как не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких – нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)

Задание 4 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание 4 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание 4

Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.

(И.Тургенев. «Отцы и дети»)

Ответы МАМЕНЬКА ИЗБУШКЕ СВЕЧКА

Ответы МАМЕНЬКА ИЗБУШКЕ СВЕЧКА

Ответы

МАМЕНЬКА
ИЗБУШКЕ
СВЕЧКА
ЛУЧИНУШКА
ЧАЙКУ
КОФЕЙКУ
ЛАПТИШЕЧКИ
ПУСТЕНЬКИХ

Ответы В КОМНАТКЕ МЫШОНОК В НОРКЕ

Ответы В КОМНАТКЕ МЫШОНОК В НОРКЕ

Ответы

В КОМНАТКЕ
МЫШОНОК
В НОРКЕ
ГУБКАМИ
РУЧКАМИ
ЗВЕРЁК

Задание 5 Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк- :

Задание 5 Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк- :

Задание 5

Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк- :
ШАПКА
СОБАКА
ОДЕЖДА
ЛОДКА
РУБАХА

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017