Презентация материалов к урокам "Пословицы и поговорки"(6, 7 классы, литература)
Оценка 4.6

Презентация материалов к урокам "Пословицы и поговорки"(6, 7 классы, литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература
6 кл
11.01.2017
Презентация материалов к урокам "Пословицы и поговорки"(6, 7 классы, литература)
Многие русские пословицы являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей.Материалы, представленные в презентации, позволяют учащимся установить связь между пословицами и христианскими заповедями. Учитель имеет возможность показать, подтвердить примерами, что пословицы могут определять духовные и мировоззренческие ценности народа. Это универсальное средство отражения национального характера. Работа актуальна не только в плане получения дополнительных знаний, но и использования возможности проанализировать эти сведения на богатом и интереснейшем материале – русских пословиц. Результаты данного исследования (презентация, викторина) могут быть применены в качестве материала к урокам литературы, Основ светской этики, Основ православной культуры к внеклассным мероприятиям.
Библейские заповеди в русских пословицах и поговорках.pptx

Библейские заповеди в русских пословицах и поговорках

Библейские заповеди в русских пословицах и поговорках



Библейские заповеди в русских пословицах и поговорках






Стафеева Н. И., учитель
русского языка и литературы

Цель проекта: доказать, что многие русские пословицы и поговорки являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей

Цель проекта: доказать, что многие русские пословицы и поговорки являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей

Цель проекта:

доказать, что многие русские пословицы и поговорки являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей.

Задачи проекта: выяснить истоки, происхождение русских пословиц и поговорок; установить связь между пословицами и библейскими заповедями

Задачи проекта: выяснить истоки, происхождение русских пословиц и поговорок; установить связь между пословицами и библейскими заповедями

Задачи проекта:

выяснить истоки, происхождение
русских пословиц и поговорок;

установить связь между
пословицами и библейскими
заповедями.

Объект исследования - культура русского народа

Объект исследования - культура русского народа



Объект исследования - культура русского народа.

Предмет – русские пословицы и поговорки.



»

Основой духовного воспитания и образования наших предков в древней

Основой духовного воспитания и образования наших предков в древней

Основой духовного воспитания и образования наших предков в древней Руси были богодухновенные книги: Библия, жития святых, святоотеческие предания.

Из этих «чистых источников» черпал русский народ мудрость, святость, стремление к правде, добру, истине, выстраивая и саму жизнь свою по заповедям Божьим.

Отражением духовной жизни православной Руси стало устное народное творчество. Это сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые и сегодня не перестают удивлять нас духовной глубиной, красотой слова и чистотой речи.

Пословица - это полное суждение с поучением

Пословица - это полное суждение с поучением

Пословица - это полное суждение с поучением.
Поговорка - это часть суждения без поучения.
Народное творчество говорит само за себя: «Поговорка - только цветочек, а пословица- ягодка».
Примеры:
Не злобен, как голубь. (Поговорка)
Кроткое слово и буйну голову смиряет. (Пословица)

Введение Пословицы ярко и образно украшает русскую речь

Введение Пословицы ярко и образно украшает русскую речь

Введение
Пословицы ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского человека.
Пословица воспитывает, учит добродетелям, высмеивает человеческие пороки. Пословица тесно переплетается с действительностью.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись  сокровищницей христианской мудрости.
Цель нашей работы доказать, что многие русские пословицы являются иносказательным отражением православных заповедей.
Задачи:
Определить происхождение русских пословиц;
Найти связь между пословицами и христианскими заповедями.
Объект нашего исследования – русская культура.
Предмет - русские пословицы.
Актуальность нашей работы связана с тем, что современный язык всё больше и больше утрачивает свою глубину и богатство, загрязняясь нецензурной лексикой. Тогда как пословицы служили нашим предкам прекрасным средством лаконичного выражения мысли, эмоций и отношения к положительным или отрицательным реалиям жизни. Мы считаем, что пословицы должны стать снова популярными и войти в лексикон  современного человека.
Глава 1. Происхождение русских пословиц
Русские пословицы и поговорки  — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью.
Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел»), Библии и других религиозных источников [см. 2].
Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.
Итак, мы можем сделать вывод, что пословицы, как правило, берут своё начало из христианских источников и, следовательно, имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание.  
Глава 2. Пословицы как словесные «иллюстрации»
христианских заповедей
        Мы предполагаем, что некоторые русские пословицы и православные заповеди имеют общую мораль. Для этого мы раскрыли смысл десяти  заповедей, данных через пророка Моисея и записанных в Ветхом Завете,  а затем, анализируя смысл пословиц, отнесли их к той или иной заповеди.
        
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»[1].
        Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира[2].
Этой заповеди соответствуют, на наш взгляд, следующие пословицы:
Жить – Богу служить.
Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.
Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.
Ни отец до детей, как Бог до людей.
Всяк про себя, а Господь про всех. 
С Богом пойдешь – до блага дойдешь. 
Под Богом ходишь – Божью волю носишь.
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Человек ходит, Бог водит.
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен ни от чего зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной пример, ни от чужого мнения, то есть обладать внутренней свободой. Иллюстрируют эту заповедь, по нашему мнению, такие пословицы, как:
Свободный человек ничего не боится.
Глупая баба и песту молится.
За Богом пойдешь, добрый путь найдешь.
Кому Бог поможет, тот все сможет
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению к всем своим словам. На наш взгляд, эта заповедь хорошо выражается в следующих пословицах:
1. Давши слово, держись.
2. Ради красного словца не пожалеешь отца.
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
4. Что написано пером, того не вырубишь топором.
5. Не много слов, да много дела.
6. За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
7. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
8. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
9. Дела словом не заменишь.
10. Думай дважды, говори раз.
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой.  Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как:         1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. По труду и честь.
3. Что потопаешь, то и полопаешь.
        4. Без дела жить- только небо коптить.
        5. Без труда и отдых не сладок.
        6. Терпение и труд все перетрут.
        7. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.
        8. Богу молись, а сам трудись!
        9. Труд человека кормит, а лень портит.
        10. Не хлебом живы, молитвою.
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах.
1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
2. Ближе матери друга нет.
3. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
4. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
5. Живы родители — почитай, померли — поминай!
6. Поперёк батьке в пекло не суйся!
7. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
8. Мать — святыня, с ней не спорят.
        9. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
        10. Нет родителей - нет покровителей.
6-я заповедь: «Не убивай».
Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Эта заповедь также имеет свое отражение в народном фольклоре – в пословицах:
1. На убийце кровь. Кровь пути кажет.
2. Сгубить легко, да душе каково?
3. И муху убить, так руки умыть.
4. Удавился, так сатане обручился
5. Кто с мечом к нам пришёл, от меча и погибнет.
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».
Эта заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего, как мы думаем, можно считать целый ряд существующих пословиц:
1. Выбирай жену на целый век.
2. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.
3. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 
4. Где любовь да совет, там и горя нет.
5. У кого нет жены, у того нет близкого. 6. С милым мужем и зимой не стужа.
7. Сварливая жена - в доме пожар.
8. Не мил и свет, коли милого нет. 
9. Любящих и Бог любит. 
10. Любовь не знает мести, а дружба — лести. 
8-я заповедь: «Не кради».
Этот заповедь подразумевает как явные, так и тайные грехи. Она порицает воровство и грабёж, требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат многие пословицы:
1. Без спроса взял, да не сказал - так украл.
2. Не украл, так взял, а вором стал.
3. Воровство - последнее ремесло.
4. Вор ворует, а мир горюет.
5. Украсть - в беду попасть. 
6. Купленный сухарь краденого пирога дороже.
7. Украдено мудрено, да будет найдено.
8. Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.
9. Вора помиловать - доброго погубить.
10. Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Заповедь упрекает  клевету, рассчитанную на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление. Она запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, а также осуждает всякую ложь. Иносказательную иллюстрацию этой заповеди мы снова находим в русских пословицах:  
1. Раз солгал, а на век лгуном стал.
2. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
3. Кто не врет, тот спокойно живет. 
4. Лжецу и в правде не верят.
5. Меньше врется - спокойней живется.
6. Лжец - всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг.
7. Неправдой не проживешь.
8. Лихо будет тому, кто неправду делает кому.
9. Где нет правды, там и добра нет. 
10. Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить. 
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего». Заповедь порицает зависть в душе человека.
В речи «проповедником» этой заповеди служат такие пословицы, как:
1. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости 
3. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
4. На чужую кучу нечего глаза пучить.
5. Не коси глаз на чужой квас.
6. Сытый волк смирнее завистливого человека.
7. На чужой каравай рот не разевай.
        8. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.
        9.  Завистнику и курица соседа гусыней кажется.
        10. Завистливый злее волка голодного.
        Итак, мы можем сделать вывод, что  многие пословицы являются словесной иллюстрацией и иносказательным выражением в обыденной лексике человека христианских заповедей, а значит, они, как посредники между вероучением Церкви и повседневной жизнью человека, обогащают последнюю нравственными ценностями и идеалами.
Заключение
        Изучив происхождение пословиц, а также сравнив их мораль с заповедями, мы пришли к выводу, что  культура русского народа неразрывно связана с Православием.  Христианские традиции и постулаты прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы.
        Мы считаем, что оскудение русского языка происходит по причине исчезновения из него высказываний, выражающих народную мудрость, ведь пословицы — это бесценное культурное достояние нашего народа.
Иными словами, исчезновение из употребления пословиц делает наш родной язык намного беднее, невыразительнее и однообразнее, а вместе с тем, приводит к утрате живого и непосредственного влияния христианской нравственности на современное общество.
Было бы хорошо, если человек, проявляя достоинство, то есть уважение к себе и другим, вместо нецензурных слов, ввел бы в свой повседневный лексикон пословицы!
Литература
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1997.
Русская Православная культура. – М.: «Белый город»,  2008.
Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. – М.: Зимин В. И.. Изд-во Аст-Пресс, 2010.

Введение
Пословицы ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского человека.
Пословица воспитывает, учит добродетелям, высмеивает человеческие пороки. Пословица тесно переплетается с действительностью.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись  сокровищницей христианской мудрости.
Цель нашей работы доказать, что многие русские пословицы являются иносказательным отражением православных заповедей.
Задачи:
Определить происхождение русских пословиц;
Найти связь между пословицами и христианскими заповедями.
Объект нашего исследования – русская культура.
Предмет - русские пословицы.
Актуальность нашей работы связана с тем, что современный язык всё больше и больше утрачивает свою глубину и богатство, загрязняясь нецензурной лексикой. Тогда как пословицы служили нашим предкам прекрасным средством лаконичного выражения мысли, эмоций и отношения к положительным или отрицательным реалиям жизни. Мы считаем, что пословицы должны стать снова популярными и войти в лексикон  современного человека.
Глава 1. Происхождение русских пословиц
Русские пословицы и поговорки  — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью.
Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел»), Библии и других религиозных источников [см. 2].
Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.
Итак, мы можем сделать вывод, что пословицы, как правило, берут своё начало из христианских источников и, следовательно, имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание.  
Глава 2. Пословицы как словесные «иллюстрации»
христианских заповедей
        Мы предполагаем, что некоторые русские пословицы и православные заповеди имеют общую мораль. Для этого мы раскрыли смысл десяти  заповедей, данных через пророка Моисея и записанных в Ветхом Завете,  а затем, анализируя смысл пословиц, отнесли их к той или иной заповеди.
        
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»[1].
        Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира[2].
Этой заповеди соответствуют, на наш взгляд, следующие пословицы:
Жить – Богу служить.
Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.
Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.
Ни отец до детей, как Бог до людей.
Всяк про себя, а Господь про всех. 
С Богом пойдешь – до блага дойдешь. 
Под Богом ходишь – Божью волю носишь.
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Человек ходит, Бог водит.
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен ни от чего зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной пример, ни от чужого мнения, то есть обладать внутренней свободой. Иллюстрируют эту заповедь, по нашему мнению, такие пословицы, как:
Свободный человек ничего не боится.
Глупая баба и песту молится.
За Богом пойдешь, добрый путь найдешь.
Кому Бог поможет, тот все сможет
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению к всем своим словам. На наш взгляд, эта заповедь хорошо выражается в следующих пословицах:
1. Давши слово, держись.
2. Ради красного словца не пожалеешь отца.
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
4. Что написано пером, того не вырубишь топором.
5. Не много слов, да много дела.
6. За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
7. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
8. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
9. Дела словом не заменишь.
10. Думай дважды, говори раз.
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой.  Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как:         1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. По труду и честь.
3. Что потопаешь, то и полопаешь.
        4. Без дела жить- только небо коптить.
        5. Без труда и отдых не сладок.
        6. Терпение и труд все перетрут.
        7. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.
        8. Богу молись, а сам трудись!
        9. Труд человека кормит, а лень портит.
        10. Не хлебом живы, молитвою.
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах.
1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
2. Ближе матери друга нет.
3. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
4. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
5. Живы родители — почитай, померли — поминай!
6. Поперёк батьке в пекло не суйся!
7. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
8. Мать — святыня, с ней не спорят.
        9. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
        10. Нет родителей - нет покровителей.
6-я заповедь: «Не убивай».
Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Эта заповедь также имеет свое отражение в народном фольклоре – в пословицах:
1. На убийце кровь. Кровь пути кажет.
2. Сгубить легко, да душе каково?
3. И муху убить, так руки умыть.
4. Удавился, так сатане обручился
5. Кто с мечом к нам пришёл, от меча и погибнет.
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».
Эта заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего, как мы думаем, можно считать целый ряд существующих пословиц:
1. Выбирай жену на целый век.
2. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.
3. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 
4. Где любовь да совет, там и горя нет.
5. У кого нет жены, у того нет близкого. 6. С милым мужем и зимой не стужа.
7. Сварливая жена - в доме пожар.
8. Не мил и свет, коли милого нет. 
9. Любящих и Бог любит. 
10. Любовь не знает мести, а дружба — лести. 
8-я заповедь: «Не кради».
Этот заповедь подразумевает как явные, так и тайные грехи. Она порицает воровство и грабёж, требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат многие пословицы:
1. Без спроса взял, да не сказал - так украл.
2. Не украл, так взял, а вором стал.
3. Воровство - последнее ремесло.
4. Вор ворует, а мир горюет.
5. Украсть - в беду попасть. 
6. Купленный сухарь краденого пирога дороже.
7. Украдено мудрено, да будет найдено.
8. Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.
9. Вора помиловать - доброго погубить.
10. Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Заповедь упрекает  клевету, рассчитанную на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление. Она запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, а также осуждает всякую ложь. Иносказательную иллюстрацию этой заповеди мы снова находим в русских пословицах:  
1. Раз солгал, а на век лгуном стал.
2. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
3. Кто не врет, тот спокойно живет. 
4. Лжецу и в правде не верят.
5. Меньше врется - спокойней живется.
6. Лжец - всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг.
7. Неправдой не проживешь.
8. Лихо будет тому, кто неправду делает кому.
9. Где нет правды, там и добра нет. 
10. Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить. 
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего». Заповедь порицает зависть в душе человека.
В речи «проповедником» этой заповеди служат такие пословицы, как:
1. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости 
3. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
4. На чужую кучу нечего глаза пучить.
5. Не коси глаз на чужой квас.
6. Сытый волк смирнее завистливого человека.
7. На чужой каравай рот не разевай.
        8. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.
        9.  Завистнику и курица соседа гусыней кажется.
        10. Завистливый злее волка голодного.
        Итак, мы можем сделать вывод, что  многие пословицы являются словесной иллюстрацией и иносказательным выражением в обыденной лексике человека христианских заповедей, а значит, они, как посредники между вероучением Церкви и повседневной жизнью человека, обогащают последнюю нравственными ценностями и идеалами.
Заключение
        Изучив происхождение пословиц, а также сравнив их мораль с заповедями, мы пришли к выводу, что  культура русского народа неразрывно связана с Православием.  Христианские традиции и постулаты прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы.
        Мы считаем, что оскудение русского языка происходит по причине исчезновения из него высказываний, выражающих народную мудрость, ведь пословицы — это бесценное культурное достояние нашего народа.
Иными словами, исчезновение из употребления пословиц делает наш родной язык намного беднее, невыразительнее и однообразнее, а вместе с тем, приводит к утрате живого и непосредственного влияния христианской нравственности на современное общество.
Было бы хорошо, если человек, проявляя достоинство, то есть уважение к себе и другим, вместо нецензурных слов, ввел бы в свой повседневный лексикон пословицы!
Литература
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1997.
Русская Православная культура. – М.: «Белый город»,  2008.
Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. – М.: Зимин В. И.. Изд-во Аст-Пресс, 2010.

Десять заповедей были записаны на двух каменных досках- скрижалях, которые пророк Моисей получил от Бога на горе Синай.

Первая заповедь «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим»

Первая заповедь «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим»

Первая заповедь

«Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим»

Это значит:
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира.

С Богом пойдёшь – до блага дойдёшь

С Богом пойдёшь – до блага дойдёшь

С Богом пойдёшь – до блага дойдёшь.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Жить - Богу служить.

***

***

Все в мире творится не нашим умом, а

Все в мире творится не нашим умом, а

Все в мире творится
не нашим умом, а Божьим судом.

***

***

Человек ходит, Бог водит.

Всякая мудрость от Бога.

Всяк про себя, а Господь
про всех. 

***

Вторая заповедь «Не сделай себе кумира»

Вторая заповедь «Не сделай себе кумира»

Вторая заповедь

«Не сделай себе кумира»


Не создавайте себе кумиров для почитания.
Не служите, как божеству, своим грехам: гордости, объядению, жадности, скупости.

Спесивый высоко взлетает, да низко падает

Спесивый высоко взлетает, да низко падает

Спесивый высоко взлетает, да низко падает.

Где говорят деньги, там молчит совесть.

Глаза шире брюха.

***

***

Третья заповедь «Не произноси напрасно имени

Третья заповедь «Не произноси напрасно имени

Третья заповедь

«Не произноси напрасно имени Божия»

Не божитесь, не торопитесь читать молитвы, молитесь со вниманием. Человек не должен произносить имя Господа просто так. Нужно бережно и внимательно относиться к словам.

Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает

Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает

Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.

Кто много врёт, тот много божится.

Кто без дела божится, на того нельзя положиться.

***

***

Нет труднее: Богу молиться, родителей почитать да долги отдавать *** ***

Нет труднее: Богу молиться, родителей почитать да долги отдавать *** ***

Нет труднее: Богу
молиться, родителей почитать да долги
отдавать

***

***

Бойся Всевышнего –
не говори лишнего.

Думай дважды, говори раз.

Четвёртая заповедь «Шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти

Четвёртая заповедь «Шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти

Четвёртая заповедь

«Шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти Господу Богу твоему»

Это значит:
в воскресение ходите в церковь, помогайте больным и бедным, а в будни кто ленится работать или учиться, тот грешит.

Кому церковь не мать, тому и Бог, не отец

Кому церковь не мать, тому и Бог, не отец

Кому церковь не мать, тому и Бог, не отец.

Дома спасайся, а в церковь ходи.

Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.

***

***

Без дела жить - только небо коптить

Без дела жить - только небо коптить

Без дела жить - только небо коптить.

Не хлебом живы,
а молитвою.

Не торопись — сперва Богу помолись.

***

***

Богу молись, а сам трудись! Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается

Богу молись, а сам трудись! Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается

Богу молись, а сам трудись!

Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.

Без труда и отдых не сладок.

***

***

Почитай отца и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле»

Почитай отца и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле»

«Почитай отца и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле»

Пятая заповедь

Эта заповедь говорит нам:
почитай, люби и слушайся родителей, помогай им, ухаживай за ними, если они больны. Грубить родителям, не слушаться и обманывать их – большой грех.

Кто родителей почитает, того Бог не забывает

Кто родителей почитает, того Бог не забывает

Кто родителей почитает, того Бог не забывает .

***

Живы родители – почитай, а померли – поминай .

***

Блудный сын – ранняя могила отцу.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

***

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

***

Нет родителей - нет покровителей.
 

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Шестая заповедь «Не убий» Эта заповедь говорит нам, что человеческая жизнь – дар

Шестая заповедь «Не убий» Эта заповедь говорит нам, что человеческая жизнь – дар

Шестая заповедь

«Не убий»

Эта заповедь говорит нам, что человеческая жизнь – дар Божий.
Убийство – это страшный грех.
Не деритесь, не ссорьтесь, никого не обижайте, не браните, никому не желайте зла.

Сгубить легко, да душе каково? ***

Сгубить легко, да душе каково? ***

Сгубить легко, да душе каково?

***

Делая зло, на добро не надейся.

***

Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.

И муху убить, так руки умыть. ***

И муху убить, так руки умыть. ***

И муху убить, так руки умыть.

***

На убийце кровь. Кровь пути кажет.

***
Сгубить легко, да душе каково.

Седьмая заповедь «Не развратничай»

Седьмая заповедь «Не развратничай»

Седьмая заповедь

«Не развратничай»


Муж и жена должны хранить верность, а неженатые соблюдать чистоту мыслей и желаний.

У кого нет жены, у того нет близкого

У кого нет жены, у того нет близкого

У кого нет жены, у того нет близкого.

***

***

Любящих и Бог любит. 

Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.

Восьмая заповедь «Не укради» Это значит: не берите чужого

Восьмая заповедь «Не укради» Это значит: не берите чужого

Восьмая заповедь

«Не укради»

Это значит:
не берите чужого. Грех брать в долг и не отдавать, обмеривать, обвешивать, не давать сдачи.
Не играйте в азартные игры, не берите взяток.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая

Заработанный ломоть лучше краденого каравая

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

***

Лучше горевать, нежели воровать.

***

Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.

Вор ворует, а мир горюет. *** Украдешь песчинку - заплатишь полтинку

Вор ворует, а мир горюет. *** Украдешь песчинку - заплатишь полтинку

***

Вор ворует, а мир горюет.

***

Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.

Украсть - в беду попасть. 

Девятая заповедь «Не произноси ложного свидетельства или показания на ближнего твоего»

Девятая заповедь «Не произноси ложного свидетельства или показания на ближнего твоего»

Девятая заповедь

«Не произноси ложного свидетельства или показания на ближнего твоего»

Заповедь осуждает клевету, всякую ложь.
Не лгите, не лукавьте, не обманываете, не ябедничайте, не сплетничайте.

У лжи тараканьи ножки. *** Кто не врёт, тот спокойно живёт

У лжи тараканьи ножки. *** Кто не врёт, тот спокойно живёт

б

У лжи тараканьи ножки.

***

Кто не врёт, тот спокойно живёт.

***

Человек лукавый – что карман дырявый.

Где нет правды, там и добра нет

Где нет правды, там и добра нет

б

Где нет правды, там и добра нет.

***

Дай, Бог, сказать, да не солгать.

***

Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

Десятая заповедь «Не желай ничего, что у ближнего твоего»

Десятая заповедь «Не желай ничего, что у ближнего твоего»

Десятая заповедь

«Не желай ничего, что у ближнего твоего»

Заповедь осуждает зависть в человеческой душе.
Не завидуйте богатству, счастью, здоровью ближних наших.

Не коси глаз на чужой квас. ***

Не коси глаз на чужой квас. ***

Не коси глаз на чужой квас.

***

У зависти глаза рачьи.

***

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

На чужую кучу нечего глаза пучить

На чужую кучу нечего глаза пучить

На чужую кучу нечего глаза пучить.

***

Сытый волк смирнее завистливого человека.

***

Кто чужого желает, скоро
свое потеряет.

Подбери картинку к пословице Бодливой …

Подбери картинку к пословице Бодливой …

Подбери картинку к пословице

Бодливой … Бог рог не даёт.

***

Упрям как сидорова … .

Подбери картинку к пословице Тать у татя украл …

Подбери картинку к пословице Тать у татя украл …

Подбери картинку к пословице

Тать у татя украл … .

***

Бог не выдаст, … не съест.

***

Старую … хитростям не учить.

Лото Берут завидки на чужие пожитки

Лото Берут завидки на чужие пожитки

Лото

Берут завидки на чужие пожитки.

***

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

***

Не хлебом живы - молитвою.

Пятая заповедь.

Десятая заповедь.

Четвёртая заповедь.

В наши дни мы всё более и более отрываемся от духовных корней могучего, богатого, живого языка русского народа

В наши дни мы всё более и более отрываемся от духовных корней могучего, богатого, живого языка русского народа

В наши дни мы всё более и более отрываемся от духовных корней могучего, богатого, живого языка русского народа.

«Юное поколение питается не млеком учения Святой нашей православной Церкви, а каким-то иноземным мутным заражается духом…
Нам надо, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь … быть твёрдыми в Православной вере…»
Преподобный Макарий Оптинский.

Литература Даль В. Пословицы русского народа

Литература Даль В. Пословицы русского народа

Литература









Даль В. Пословицы русского народа. — М., 1957.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и словаря Ю. Г. Круглов. ̶ М.: Просвещение, 1990. ̶ 335 с.: ил. ̶ (Б-ка словесника).
Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. – М.: Зимин В. И.. Изд-во Аст-Пресс, 2010.
Старинные русские пословицы и поговорки. 2-е доп. изд. ̶ М.: Дет. лит., 1984 ̶ 79 с. (Школьная б-ка).
Библия для детей. Издательство Сатис Держава. СП-б, 2004.
Русская Православная культура. – М.: «Белый город», 2008.
Опыт построения исповеди. Свято - Успенский Псково - Печерский монастырь. Издательство «Отчий дом», Москва, 2005.
www. soborjane.ru/biblioteka/poslovicy-i-pogovorki-v-svete pravoslaviya/
«Азбука в пословицах русского народа».Издательство: «Новоспасский монастырь», 2009. Художник Сергей Ефошкин.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017