Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"
Оценка 4.7

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
физика +1
Взрослым
19.01.2017
Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"
проектно- исследовательская деятельность.doc
ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ   КАК ФАКТОР  ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.             Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций   –   важнейшая   задача   модернизации   школьного   образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся  в учении, развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских.    Однообразие   и   шаблон   ведут   к   снижению   уровня   знаний   учащихся   и качества преподавания предмета.              Как   оживить   процесс   обучения?   Как   пробудить   у   учащихся   тягу   к знаниям?             Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в   условия   исследователя.     Для   успешной   исследовательской   деятельности необходимо   выработать   у   учащихся   элементарные   навыки   этой   работы   и пробудить интерес к исследовательской работе.   Несмотря   на   то,   что   исследование   носит   учебный   характер,   при   его организации используются общепринятые в науке методы познания: аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация.  Современная       школа   должна   не   только   дать   знания,   но   и   воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие   творческих   способностей,   самостоятельности   мышления   и   чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектная деятельность это один   из   методов,   направленный   на   выработку   самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса   и   приобщающий   к   конкретным   жизненно   важным   проблемам.   На основе   теоретического   мышления   формируется   интеллект,   обеспечивающий понимание окружающей действительности. Метод проектов эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей   самих   учащихся   и   формирует   невероятно   большое   количество общеучебных   умений   и   навыков   :     поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные,   презентационные,   умение   аргументировать   собственные высказывания,   умение   отвечать   на   незапланированные   вопросы,   умение понимать задания в различных формулировках и контекстах, умение находить требуемую информацию в различных источниках.   рефлексивные,   Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта.  Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Выбор     метода,   который   будет   использован   в   учебном   проекте   для организации   проектной,   проектно­исследовательской   деятельности   на   уроке, зависит   от   конкретного   содержания   урока.   Урок,   реализованный   с   помощью метода проектов, может быть:    уроком освоения нового материала при изучении новой темы,  уроком закрепления  полученных знаний и умений,   уроком     отработки   навыков   решения   учебных   задач   при   решении   задач   и выполнении лабораторных практикумов.    в   таких   случаях   определяются   Задания   для   проектной   деятельности,   объем   теории     и   практической   темой   урока,   возможностями работы   оборудования,   уровнем   подготовки   учащихся.   Это   может   быть   обзор литературы,   отчет   о   проведении   домашних     или     внеурочных     опытов       и наблюдений,   это   могут   быть     кратковременное     опыты     и   наблюдения, проводимым  во  время урока.   Основной формой работы на уроке является групповая работа.  В   ходе   проектного   урока   (фрагмента   урока)   присутствуют   все   этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:  1. В   процессе   беседы   или   дискуссии   формулируется   проблемный   вопрос, актуализируются   необходимые   для   дальнейшего   исследования   знания, ставятся цели и задачи работы.  2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.  3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе   фронтальной   беседы,   самостоятельного   обсуждения   проблемы   и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.  5. Полученные   в   ходе   своих   исследований   результаты   каждая   группа оформляет   в   виде   конспекта,   плана,   алгоритма   и   т.д.   Вид   отчета оговаривается до начала выполнения работы.  6. Каждая   группа   представляет   результаты   своей   работы   в   виде   устного сообщения.  7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы. Весьма   сложной   является   задача   включения   учащихся   в   организуемую научно­исследовательскую  деятельность. Во­первых, включиться в новую для него   деятельность   подросток   может   лишь   в   том   случае,   если   ему предоставляется   возможность   участвовать   в   ней   в   качестве   одного   из   её субъектов. Во­вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна   быть   направлена   на   достижение   вполне   определённых,   понятных подростку   целей,   на   решение   конкретных   задач.   В­третьих,   деятельность,   в которую   включается   подросток,   должна   восприниматься   им   как   социально значимая.  Приобщение к научно­исследовательской работе начинается с мотивации. Именно   на   этой   стадии   каждый   участник   будущей   работы   должен   увидеть вполне   конкретные   выгоды.   Обычно   учащиеся   впервые   сталкиваются   с научными   исследованиями,   и   абстрактные   обещания   здесь   неуместны.   Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные   – от выступления на окружной научно­практической   конференции     до   получения   преимуществ   при поступлении   в   выбранный   вуз.   Уже   второй   год   на   территории   Самарской области работает программа «Взлет», где дистанционно с учащимися работают преподаватели ВУЗов Самарской области. Также при ВУЗах созданы центры по работе со школьниками. Это , в том числе, кружки по робототехнике. Самарская область заинтересована в технических кадрах и на такой предмет как физика ­ неустанное внимание. Наиболее сложный этап – этап выбора  темы исследований. Эта работа в основном  определяется специализацией, кругозором и компетенцией  научного руководителя,   а   также   наличием   доступного   оборудования.   Основные требования к работе – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость   ожидаемых   результатов   и   логическая   завершённость   будущей работы.  Объём   исследований   должен   быть   такой,   чтобы   детский   творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно,   на   конференции   могут   быть   представлены   и   промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже. Темы я черпаю из календаря знаменательных дат, плана работы школы, интернета,   конкурсов.    Не   менее   интересны   проектные   задания   турниров естествоиспытателей,   физиков,   биологов,   химиков.   Это   позволяет   найти конкретный практический выход для проекта. При этом, конечно, учитываются интересы ученика. На   втором   этапе     руководитель   ограничивается   простым   обсуждением темы.  Работа с учащимися  начинается с фиксации имеющегося уровня знаний  и осознания   конкретного   результата   работы.   Эту   работу   можно   выполнить   в форме реферата.  Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может   превышать   5­7   источников   и   должен   быть   предоставлен     научным руководителем.   Этап   заканчивается   обсуждением   изученного   материала   в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.  На   следующей   стадии   проводятся   непосредственные   наблюдения, экспериментальная   работа,     результаты   которых   фиксируются.   Но   обычно оборудование   школьных   лабораторий   оказывается   недостаточным   для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами, НИИ и предприятиями   там, где это возможно, организуется стажировка будущих авторов.   Для   этого   и     создана   такая   программа   ,   как   «Взлет»   .   Иногда привлекаются данные, опубликованные в литературе. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ.     Предварительная   обработка   экспериментальных   данных,   заполнение журнала   наблюдений,   группировка,   сопоставление,   отбраковка   и   анализ экспериментальных   проводятся с целью выдвижения гипотез.  Главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция научного руководителя на этом этапе  –   активно­наблюдательная.   Очень   важно   не   вмешиваться   в   творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..» При  получении результатов практической работы проводится дискуссия, по   результатам   которой   происходит   выдвижение   и   проверка   гипотез, подлежащих   проверке.   Форма   дискуссии   любая,   но   по   возможности демократичная.   При   этом   каждый   участник   работы   должен   высказать   свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель.  Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются,   становятся   утверждениями,   которые   формулируются   как результат   исследований   и   далее   требуют   теоретического   обоснования,   т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей.  Результаты   работы   творческого   коллектива   оформляются   в   виде сообщения   (доклада).   Требования   по   оформлению   стандартны   и   лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно   готовит   тезисы   и   развёрнутый   доклад,   а   задача     научного руководителя – отредактировать «детский текст». Следующий этап в проектной работе ­ представление исследовательской работы. Представление – это не просто пересказ выученного текста – это арена борьбы.     Для   этого   очень   полезно   предварительное   представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной   аудитории   школьной   научно­практической   конференции.   Этот этап   не   просто   тренировка,   а   своего   рода   рекламная   кампания, программирование   авторов   работы   на   успех   –   они   должны   быть   уверены   в предстоящей победе на конференции. Под   руководством   учителя   происходит   чудо   самосовершенствования, самопознания   и   самовоспитания   учащегося.   Создание   условий   для   научно­ исследовательской   деятельности   школьников   позволяет   реализовать   право   на получение   качественного   и   современного   образования,   обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели. Как подготовка к научно­исследовательской деятельности это выполнение на уроках     краткосрочных проектов: ­ составление паспорта физического явления; ­ написание опорного конспекта; ­демонстрация   физического   фокуса   с   обязательным   описанием   физических процессов; ­написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям; ­проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач.  Ученики   сами   должны   составить   ход   работы   и   таблицу   для   записи результатов.   Я   сообщаю   только   название   работы   и   предполагаемое оборудование.   Можно   чтобы   и   оборудование   выбирали   ученики   сами. Например:  Сконструируйте рычажные весы. С помощью весов, сконструированных  вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел. В   7   классе   при   изучении   темы   «Сообщающиеся   сосуды»   учащиеся изготовили   действующую   модель   фонтана,   при   изучении   темы   «Давление   в жидкостях и газах» ­  шар Паскаля. На занятиях кружка «Наука опытным путем» проводились исследования микроклимата   кабинетов   школы,  оптических   иллюзий,      выполнена   работа  « Измерение времени реакции человека».   Проектная  исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему   универсальных   знаний,   а   также   опыт самостоятельной   деятельности   и   ответственности,   что   и   обеспечивает современное   качество   образования   и   повышает   качество   преподавания предмета.   навыков,   умений, Обучающиеся,   проводя   эксперименты   во   внеурочное   время,   пишут рефераты, научно­ исследовательские работы, с которыми выступают на научно­ практических конференциях, проводимых в школе ,округе. Проектно­  исследовательская  деятельность       учащихся  на уроках  физики позволила:  ­ увеличить  число учащихся, успевающих по предмету на «4» и «5»,  ­ успешно сдавать ЕГЭ по физике  ; ­ обеспечить творческое самообразование личности, ­ усилить  исследовательскую творческую активность. Результаты участия в окружной научно­исследовательской конференции: 2008 год – 2 место, участие в областной НПК, 2012 год – 3 место,2013 год – 2 место, участие в областной НПК,2014 год – 2 место,2015 год – сертификат участника. ∙

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"

Презентация на тему "Проектно- исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества преподавания физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017