ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Крестина Мамыга свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"
Файл:

Работа с неговорящми детьми Психолого педагогическая диагностика.pptx - Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"


Все файлы публикации > Работа с неговорящми детьми Психолого....pptx
Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМ
РЕБЕНКОМ. С чего начать?

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Решили заниматься с неговорящим
ребенком? Вы можете столкнуться с
некоторыми проблемами!
Ребенок не реагирует на просьбу сесть за стол.
Педагог просит ребенка:
«Даша, сядь на стул», но он не
реагирует.
Не надо уговаривать ребёнка,
давая
отрицательное
подкрепление этой ситуации
словами: «Даша! Ну сколько
можно
говорить!» Другими
словами педагог вышел из себя.
На самом деле многие дети
обожают внимание такого рода.
Дети предпочитают получать
внимание плохим поведением,
так как это очень легко.
Решили заниматься с неговорящим ребенком? Вы можете столкнуться с некоторыми проблемами! Ребенок не реагирует на просьбу сесть за стол.

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Что делать?
Используйте кондуктивный метод
Научитесь не подкреплять плохое поведение.
Обычно мы действуем по такой схеме: Стимул — реакция
— положительное подкрепление. То есть, мы просим о
чем-то — ребёнок это выполняет — мы его хвалим.
Теперь нужно освоить следующую схему: Стимул —
отсутствие реакции — кондуктивный метод —
положительное подкрепление.
«Сядь на стул» - не реагирует - педагог коротким
быстрым, резким, но безопасным движением сажает
Дашу на стул (без эмоций, без слов) - тут же дает
положительное подкрепление: «Молодец! Ты села на
стул.»
Этот комплекс приводит к следующему. Даша, которая
непонятным образом из другой части комнаты вдруг
переместилась на стул, уже готова устроить истерику, но
тут вдруг получает положительное подкрепление:
«Молодец, Даша, ты села на стул.» И при этом видит
ваше спокойное нейтральное выражение лица, тогда она
соглашается сесть на занятие и выполнять просьбы.
Этот способ может не будет работать так идеально с
первого раза. Но если вы будете его использовать
регулярно, ребёнок привыкнет и начнёт заниматься.
Что делать? Используйте кондуктивный метод

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Не говорите ребенку слово НЕТ
дать
ДА
Трансформируйте слово НЕТ в слово
Слово НЕТ вызывает у
ребёнка негативизм.
Слово ДА негативизма не
вызывает.
Поэтому, если Даша во
время занятия гуляет по
комнате и всем видом
демонстрирует, что будет
играть только с юлой, то
мы говорим: «Да, мы
будем играть с юлой,
когда ты сядешь за стол».
Когда же она садится за
должны
стол,
мы
обязательно
ей
поиграть юлой, ведь мы
Не говорите ребенку слово НЕТ Трансформируйте слово НЕТ в слово ДА

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Глаза в глаза
Во
время
не
занятия
дождавшись
важно
установить зрительный контакт с
ребенком. Если обращаться к
нему,
его
взгляда, то речь станет для
ребёнка просто фоном, и он не
обратит на нее внимание.
Во время зрительного контакта у
ребенка появляется возможность
считывать и копировать вашу
артикуляцию, а это поможет ему
в дальнейшем, когда он будет
пытаться произносить звуки.
Убедитесь, что ребёнок смотрит
на вас. Если надо, руками
поверните его голову и сразу
положительно
подкрепляйте:
«Молодец, ты посмотрел на
меня».
Глаза в глаза

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Как разговаривать?
Говорите простой фразой
из
слов
двух
по
исключительно
ситуации. Действуйте по
формуле: сколько слов у
ребёнка
активе,
столько слов у вас во
фразе.
в
к
Вы должны приучить
себя
речевой
дисциплине. Если речь
ребёнка состоит из 0
слов, то и ваша речь,
обращенная к ребенку
должна
не
более, чем из 1 — 2 слов.
состоять
Как разговаривать?

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Умение ждать
Давайте ребенку время на ответ.
Слушайте! Ждите! Когда вы
делаете паузу, вы показываете
ребенку, что вы уверены, что он
вам ответит. Тогда ребенок
психологически будет к этому
готов и однажды это сделает.
Ребёнок постепенно начинает
понимать , что в эту паузу что-то
должно произойти, что вы что-то
от него ждете.
Если же вы сделали маленькую
паузу
и
продолжили говорить сами, то
вы показали, что разуверились,
что ребёнок вам ответит.
В таком случае ребёнок будет
молчать долго.
секунду
в
одну
Умение ждать

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Совместная
деятельность
с
ребенком
время,

готов
порядку,
организовать
совместную
Нужно
на
деятельность
непродолжительное
по
правилам. Например, кормите куклу.
Вы выполняете действия поочередно,
по
ритуализированно:
«Даша, подай чашку» — «Спасибо»,
«Где ложка?»
правила
Ребёнок
в
взрослого.
эмоциональном
со
взрослым, ему очень нравится такое
комфортное, предсказуемое общение.
Это ритуалы, в которые очень быстро
входит ребёнок. Постепенно
он
становится
выполнять
усложняющиеся, меняющиеся, более
строгие правила, чтобы продолжать
то, что ему нравится делать.
нуждается
общении
принимает
Он
Совместная деятельность

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Совмещение элементов игры и обучения в
совместной деятельности ребенка и взрослого
Обучение малышей возможно
только в том случае, когда
затронуты
положительные
эмоции ребенка.
Такого
эмоционального
подъема можно достичь только
Сознательное
в
игре.
отношение
обучению
появится позже – в старшем
дошкольном возрасте.
малышу
А
просто
неинтересно,
отвернется или уйдет. Поэтому
обучения
элементы
необходимо
в
специально
организованные
игры.
если
он
вводить
к
пока…
Совмещение элементов игры и обучения в совместной деятельности ребенка и взрослого

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Исследовательская деятельность
чтобы
должен
используйте
Если ребенок еще не научился
говорить,
для
занятия больше игрушек или
предметов,
он мог
выполнять с ними действия.
сначала
Он
познакомиться
с предметом,
узнать его фактуру; он может
взять этот предмет в рот, чтобы
лучше его ощутить.
Ребенку
важно
научиться
выполнять с ним различные
действия
(например, ложкой
можно копать песок,
снег,
переливать воду, есть), чтобы у
него
опыт
взаимодействия с предметом.
появился
Исследовательская деятельность

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Концентрируем
внимание
дети
фразу

использовать
Некоторые
часто
«перепрыгивают» с одного предмета
на другой. Таких детей нужно
приучать
концентрировать
внимание на одном предмете.
Не говорите много. Помните, что это
"белый шум". Не
для ребёнка
бойтесь
жест,
короткую
это
структурирует внимание.
все
Не
чтобы
игрушки
ребенок не отвлекался. Оставьте в
поле его зрения только те предметы,
которые нужны для конкретной
игры, а остальные можно сложить в
коробку и накрыть платком, либо
вообще убрать из комнаты всё
лишнее,
несущественное,
отвлекающие внимание.
раскладывайте
для
занятия,
сразу
Концентрируем внимание

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Поощрения
Чтобы дети развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
Эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная
оценка достижений необходимы. Поэтому старайтесь отмечать
любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае
неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например:
«Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно
получится», «Ты старался, – молодец!».
Не надо использовать
бесконечно «Молодец!»
Важны «эмоциональные
поглаживания» — это
хороший взгляд, улыбка,
поглаживание по голове,
или даже вежливое обращение.
Каким бы маленьким ни был
ребенок, он нуждается в таком
обращении и такое же поведение станет выдавать вам через
какое-то время.
Поощрения

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Успешность
что
человека
Для каждого
успешность. Эти
важна
в большинстве
дети,
не понимают,
случаев,
правильно ли
они
поступают. Это означает,
что у них нет ощущения
успешности,
им
учиться чему-
незачем
либо. Мало
того,
они
не получают то, что хотят,
то, что любят, потому что
не могут попросить, а если
получают,
сразу
то
количествах.
в больших
В результате
этого
снижается
ценность:
любимая игрушка или еда
перестает быть таковой.
Успешность

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Мотивация
Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие
мотивации, желания ребенка. Выявляем, что для ребенка может стать
мотивацией для занятий. Важно, что в данной ситуации маленький
кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью,
а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.
Как это работает?
Сидит спокойно 5 сек. — получает мармелад. В следующий раз
ребенок просидит несколько дольше и тоже
получит мармелад. Важно помнить,
что поощрение должно быть
значимым для ребенка, то
есть в обычное время он
не должен его получать.
Поощрение не должно быть
в больших количествах.
Игрушку не оставляем у него надолго.
Забираем, предупреждая (возможен обратный счет 3, 2, 1): «Когда
скажу один, заберу игрушку».
Мотивация

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Привлечение к занятиям
Работа ведется по нескольким направлениям:
• развитие
понимания
речи,
инструкций (дай ручку, покажи носик);
простейших
• побуждение к речи через ситуации, которые
эмоционально заинтересовывают ребенка.
• побуждение
к
речи
через
вызывание
ориентировочного рефлекса (что это? что там?)
Развитие понимания речи
Чтобы ждать от ребёнка появления активной
речи, необходимо быть уверенным в том, что он
понимает, о чём говорят окружающие,
выполняет инструкции.
Привлечение к занятиям

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Активное использование жестов
возникнет
всегда
Огромное значение имеют жесты.
Именно они помогают обозначать или
уточнять названия предметов и
действий; благодаря им ребёнок
может показать то, что не может
сказать;
понимание,
происходит коммуникация .
Условия использования жестов:
во-первых, жест
должен
сопровождаться словом, пусть даже
простым; во-вторых, ребенку следует
не только самому использовать жесты;
но и видеть их, то есть вам необходимо
тоже
для
прояснения слова или фразы.
Ребёнок научится повторять ваши
действия с предметами, копировать
их, и у него появится возможность
подражать вашим жестам.
использовать жесты
Активное использование жестов

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Как использовать жест
«Какой
этапе
Ребёнку можно задавать вопросы
для выяснения
того, что он
понимает, а что нет, и он сможет
ответить жестом. Например, вы
спрашиваете
Миша
большой? », а малыш вытягивает
обе ручки вверх. Вы спрашиваете:
«Как медведь царапается?», а
ребёнок совершает пальчиками
царапающие движения. И
вы
понимаете, что слова и «большой»,
и «царапается» ребёнку понятны.
На
активно
используется вопрос «где?» или
просьба «покажи». Показать, где
часы на стене, где свет (люстра),
где мама и папа. Далее тот же
вопрос переносится в работу с
книгой, и ребёнок показывает уже
на иллюстрациях, где курочка, где
этом же
Как использовать жест

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Пополнение пассивного словаря
пассивный
Проверять
словарь
ребёнка можно после того, как этот
словарь сформирован, наполнен. То
есть сначала мы занимаемся его
пополнением, одновременно вводя
жест для обозначения понятия. Для
этого используем сначала предметы
и явления, окружающие ребёнка в
жизни, в быту. Когда материал
пройден и
эти же
предметы и явления показываем
ребёнку на карточках и в детских
книгах на иллюстрациях. Затем
спрашиваем «где корова?» и, не
дожидаясь
показываем
пальцем на изображение животного.
Так мы учим понимать вопрос «где».
И только потом просим ответить на
закреплён,
ответа,
Пополнение пассивного словаря

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Побуждение к речи через ситуации, которые
эмоционально заинтересовывают ребенка
самого
реакцию,
ребенка),
Это различные виды пряток (игрушку, часть
тела,
рассматривание
семейных фотографий…
Главное — привлечь внимание, вызвать
эмоциональную
выраженную
междометиями
(ой, ай), расположить к
речевому подражанию, повторению наряду с
лепетными, обычных слов (ля-ля, сова). Важно,
чтобы ребенок захотел разговаривать. Для
этого нужно правильно организовать среду, в
которой будет проходить занятие.
Активизация речи нуждается в наглядности и
поэтому упражнения должны быть связаны с
какой-либо практической ситуацией.
В процессе увлекательных действий у ребёнка
возникает состояние эмоционального подъема,
что способно побудить его к повторению речи.
Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Формирование потребности в речи
и его
условия,
чаще
в речи:
окружение
к определенному
нужно
Ребенок
привыкли
поведению. И теперь
сформировать новый его тип.
чтобы
Создать
возникала
у ребенка
убрать
потребность
из доступа предметы, которыми
ребенок может пользоваться сам
и любит их. Каждый раз, когда
ему что-то будет
он
должен
возможным
способом. Захочет сок: О или ОК
или СОК.
быть
Требования
на занятиях,
одинаковыми
в садике, дома. Тогда они будут
для ребенка,
привычными
не будут
агрессию
проблематичного
и другого
вызывать
нужно,
озвучит
должны
Формирование потребности в речи

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Сначала игрушки
с
которыми
ребенка
Чтобы у ребенка появились первые краткие
эмоционально окрашенные слова, в поле
его зрения должны находиться простые
игрушки,
вы можете
организовать эмоционально насыщенную
игру (мячики, кубики, платочек, куколка,
мишка), но не карточки с лото.
этими
Научите
играть
предметами. Покажите, как из кубиков
строится башня, потом вместе ее сломайте.
Такие игры очень нравятся детям, так как
они просты и предполагают появление
определенного эффекта (шум при падении
кубиков).
Игру следует сопровождать короткими
словами, выражающими яркие эмоции:
«Ах», «Оп», «Ай». Главное – вовлечь
ребенка
этими
предметами, без этого не будет и речи.
Ведь если у вас отсутствует общее дело, о
чем тогда можно поговорить с ребенком?
деятельность
с
с
в
Сначала игрушки

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Как строить диалог
соблюдать и
Ваше общение на занятии должно
осуществляться в форме диалога.
Следует
более
медленный темп говорения, и
лаконичность
высказывания
(например: «Дай мяч»).
Должны присутствовать и жесты,
и паузы, позволяющие ребенку
ответить.
Мы
должны
дожидаться его ответной реакции
на произнесенные слова. Это
может
взор,
обращенный
или
мимическая реакция, а иногда –
слово
Так мы
определим,
услышал ли нас
малыш, понял ли нашу фразу.
или жест.
обязательно
быть
просто
нам,
к
Как строить диалог

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Как же вовлечь ребенка в совместную
деятельность и побудить к участию в диалоге
Ребенок не всегда соглашается на совместные действия и игры, он
может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки,
и отвлечь его от этого занятия невозможно. Постарайтесь сначала
присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его
действия, а затем постепенно направьте их в русло той деятельности,
которую запланировали вы.
Например, малыш бросает игрушки,
которые вы ему предлагаете для занятия.
Не расстраивайтесь, покидайте игрушки
вместе с ним. Поставьте металлическую
кастрюлю (у деятельности должна быть
цель, в данном случае – попасть
в кастрюлю), чтобы при падении
игрушки раздавался звук. Сопровождайте
бросок восклицанием: «Бах!».
Такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а
дальше можно потихоньку эту игру усложнять и направлять: например,
поставить емкость дальше и постепенно перемещать ее в пространстве,
Как же вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса
Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в
коробочке, в завернутой бумаге. При этом активизируются слова
"там", "тут", "вот" и т.п.
Но для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш
самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или
сам берет тряпку и вытирает стол, то где же он должен
использовать речь? В перечисленных ситуациях она ему не нужна.
Но если мы обратим внимание ребенка на то,
что он делает и что ему для этого нужно,
мы вызовем его на диалог.
Старайтесь предоставлять ребенку выбор:
«Ты хочешь эту игру или эту?» –
и покажите игры, которые вы держите
в руках. Пусть ребенок назовет или
обозначит свой выбор доступным образом.
Если он не называет и не указывает на игру, дайте ему образец:
«Эту?» – и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись
утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру.
Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Не напирать!

первых
Важно не отпугнуть
настойчивым
"скажи".
На
порах
лучше не требовать
речевой активности,
самые
применять
различные игры
с
игрушкой,
сильно
заинтересовавшей
ребенка.
Игры "Делай, как я«:
покачай куклу,
покатай мячик,
поставь машину в
гараж, позвони папе)
вызывают его на
безречевое, а
впоследствии, на
речевое подражание.
Не напирать!

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Специальные игры
неговорящих
детей
Для
существуют специальные игры,
основная

«растормошить» речь малыша.
Эти игры делятся на две
категории:
которых
цель
• одна из которых направлена на
развитие общего подражания,
• другая

на формирование
речевого подражания.
Общее подражание
Предполагает
повторение
движений, действий и мимики
взрослого. Путем копирования
действий
ребёнок
усваивает общественный опыт,
игровые и бытовые навыки.
взрослых
Специальные игры

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Развивать общее подражание
можно в такой последовательности:
в
стороны
-
поднимает
Воспроизведение
отдельных
простых движений. Предложите
ребенку сделать с вами зарядку.
Пусть он, повторяя за вами, делает
упражнения:
руки,
топает ногами, хлопает в ладоши.
Можно использовать ассоциации:
руки
самолет,
движения локтями - поезд и т.п.
Обучение
последовательным
движениям. Представьте, что вы
птички. «Вот птички прилетели
(машем руками как крыльями).
Сели на землю и начали искать
зернышки (бегаем по кругу). А вот
зернышки нашлись (наклоняемся,
и киваем головой – клюем зерна)».
Можно использовать стишки с
последовательностью действий.
Развивать общее подражание можно в такой последовательности:

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

3. Выполнение действий с
игрушками
человека
открывает
учится
затем
Ребенок познает мир с помощью
взрослого
путем
подражания. Играя с куклой,
ее
сначала
ребёнок
уложить
покачать,
в
кроватку, накрыть одеяльцем.
Он с интересом и сам исследует
сенсорные свойства окружающих
предметов:
и
закрывает,
трогает,
бросает,
нюхает, пробует на вкус.
Но только с помощью взрослого
ребенок узнает функциональное
назначение предметов нашего
быта – что ложкой едят суп, а
лопаткой копают песок.
Взрослый знакомит малыша с
новыми
учит
убаюкивать
катать
машинку за веревочку и т. д.
играми,
когда
куклу,

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Формирование речевого подражания взрослому
помнить,
Следует
что
занятия с детьми основаны
на подражании взрослому,
его движениям, действиям
не
и
на
словам,
объяснении,
беседе,
внушении.
При
взрослому
необходимо многократно
некоторые
повторять
слоги,
и
словосочетания,
интонацией выделяя их в
потоке
Ребёнку
предлагаем воспроизвести
сказанное,
этом
принимаются
в
любом виде.
слова
при
ответы
а
этом
речи.
Формирование речевого подражания взрослому

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Развиваем вокальную речь
для этого
этапом,
воспроизвести
иностранный
Как обычный взрослый человек
изучает
язык?
Сначала он изучает фонемы, звуки
нового языка и запоминает на слух
слова,
используются
предметы и картинки. Чаще всего
это предметы обихода, быта.
Вторым
соотнесение
(слова) с визуальным предметом.
слово,
Чтобы
человек припоминает картинку
а потом пытается
или предмет,
вспомнить
это
обозначает.
По этой же схеме мы обучаем
родному языку детей с проблемами
речи.
становится
звукокомплекса
слово, которое
Развиваем вокальную речь

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Всё индивидуально
ребенка
звуки
ребенок
Всегда соблюдаем
главное
правило — к каждому ребенку
индивидуально.
подходим
У одного
могут
начать первыми появляться
гласные
(влияют
на мелодику речи), у другого
согласные (понятность слов).
совсем
Если
невокальный,
можно
начинать с согласных звуков,
или
опираемся
в репертуаре
на имеющийся
ребенка звуковой набор.
Этапы развития вокальной
речи следуют один за другим,
только
появления
нужной реакции переходим
к следующему этапу.
после
то
же
Всё индивидуально

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие вокальной речи
• Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть
в улыбке. Инструкции соответствуют нужной артикуляции:
«скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай
как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» и
мотивационный предмет.
• Вызывание звука — кладем одну
руку ребенка на его шею, другую на
шею специалиста, снова произносим
звук (инструкции как на первом этапе).
• Для автоматизации вызванных звуков мы
подбираем соответствующие картинки,
игрушки. Далее часто дети начинают
говорить самостоятельно.
• В сложных случаях вызываем звуки
согласно онтогенезу.
Упражнения на развитие вокальной речи

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Последовательность в развитии подражания речи
взрослого:
Проговаривание отдельных звуков (звуки-буквы-жесты)
Повторение амфорных слов – слов-слогов, имеющих смысловую
нагрузку («мууу», «ав-ав», «динь-динь», «би-би»).
Воспроизведение простых слов: «на», «дай», «ляля», «киса».
Запомните, если вы отрабытываете слово "дай", то не надо при этом
проговаривать "на", есть опасность смешения. По мере развития речи,
дети научатся выговаривать и сложные слова путем копирования
интонационно-ритмического рисунка слов.
Упражнения на повторение коротких фраз: «Там мяч», «Где папа?»,
«Это вилка», «Вот киса». Со временем количество слов в фразе
увеличивается, и ребёнок начинает понимать, что такое словоизменение
и правильное сочетание слов («Вот мишка. Дай мишку. Нет мишки»).
Простые рифмовки, чистоговорки и загадки: «Чтобы мы были
здоровы, молочко дает…корова», «Ла-ла-ла, детит... пчела».
Логоритмические упражнения, в которых движения сопровождаются
ритмичными фразами.
!!! Не стоит требовать от малыша 2-3 лет четкого звукопроизношения. В
этом возрасте более важным является формирование коммуникативной
функции речи.
Последовательность в развитии подражания речи взрослого:

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Необходимость повторения
большое
Чтобы новый навык
закрепился,
малыши любят повторять одно и то
же действие (или движение, слово)
снова и
снова. Это механизм
обучения: чтобы навык закрепился,
необходимо
количество
повторений, и чем сложнее навык,
тем больше времени и количества
повторений потребуется.
необходимо
Предположение,
что
постоянно вносить разнообразие в
игры и занятия ребенка, правильно
для детей старшего возраста. А
малыши более комфортно чувствуют
себя в знакомой ситуации, действуют
более уверенно в ходе знакомых
любимых игр.
знания,
Поэтому,
умения
закрепились,
необходимо многократное повторение
новые
чтобы
и
навыки
Необходимость повторения

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Обязательно проводятся и другие, не менее
важные виды работ
• работа над пальчиковой
моторикой:
"Сорока",
Ладушки", "Семья", "Море
волнуется",
Тянем-
потянем", "Макароны".
• работа над дыханием и
артикуляционной
моторикой.
• работа над уточнением (но
не постановкой) отдельных
звуков раннего онтогенеза
(ассоциативные
звуки-
буквы
+
игрушки).
с жестом
• работа
развитием
речевого слуха и внимания
над
Обязательно проводятся и другие, не менее важные виды работ

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Работа над развитием речевого слуха и внимания
из важных
Одним
моментов
является развитие речевого слуха,
слухового восприятия, слуховой
памяти и понимания речи.
Стоит учитывать, что эти дети
не выделяют из звукового потока
отдельные звукокомплексы (слова,
словосочетания
и т. д.),
соответственно
не понимают
смысловой нагрузки, которую они
несут. То есть вопрос об обучении
выделения,
узнавания
звукокомплексов стоит на одном
из первых мест.
Для развития
слухового
восприятия и понимания речи
необходимо,
речь
окружающих
была
при общении с ребенком наиболее
простой, односложной.
чтобы
взрослых
Работа над развитием речевого слуха и внимания

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие понимания отдельных слов
«жди»,
и что
названий
Этот навык нужен для развития
понимания
предметов,
действий, людей.
Выполнение простых команд,
инструкций:
«встань»,
«покажи», «дай»... Не стоит забывать,
что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы
говорите,
означает
звукокомплекс
соответствующий
(инструкция). Поэтому каждый раз
необходимо
ребенку
сделать соответствующее действие.
Например: «покажи». Складываем
из пальцев ребенка
указательный
жест, направляем его в нужную
сторону. Постепенно ослабляем свое
воздействие. Повторяем то же самое
со всеми действиями.
помогать
Упражнения на развитие понимания отдельных слов

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие понимания
отдельных слов (продолжение)
узнал
звукокомплекс).
Понимание названий предметов
– 1 предмет
Кладем перед ребенком 1 предмет.
Называем его. Ребенок при этом
должен любым образом показать
его название
вам, что
(распознал
Он
может подать его вам, показать
пальцем или скинуть. Возможно,
сначала
делать
будет
с помощью взрослого.
Считается, что ребенок запомнил
предмет, если он безупречно дает
его (в разных вариантах, то есть мяч
маленький, и большой, и зеленый, и
разноцветный)
сменой
расположения на столе, в открытом
пространстве
другого
помещения.
это
он
со
и
из
Упражнения на развитие понимания отдельных слов (продолжение)

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие понимания
отдельных слов (продолжение)
Понимание названий предметов
Далее кладем уже известный предмет и новый
(с которым еще не работали с ребенком). Потом
уже выбор из двух уже известных ребёнку
предметов.
Стоит учитывать уровень развития зрительного
восприятия конкретного ребенка: некоторые
не отличают ложку и зубную щетку. В таких
случаях предлагаем ребенку
значительно
отличающиеся предметы (ложка и расческа).
Также следует обращать внимание на развитие
мелкой моторики ребенка: может ли он взять
лежащий определенным образом предмет?
Может, его стоит перевернуть или положить
под другим углом.
Следующим
начать
раскладывать предметы на соответствующие
изображения
картинка —
предмет), инструкция: «положи». Далее можно
предложить
предметы,
команда: «дай». Постепенно будем расширять
фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
(соотнесение
этапом
можно
ребенку
собрать
Упражнения на развитие понимания отдельных слов (продолжение)

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие понимания
отдельных слов (продолжение)
• узнавание имен и названий людей.
Обучение по той же схеме, но уже
с людьми: «Где мама?» или «Мама»,
помогая ребенку показать, подойти
к этому человеку или отдать предмет
называемому человеку;
• работа над формированием умения
передавать простейшие ритмы;
• работа
над
уточнением
и
расширением пассивного словаря
по лексическим темам, объединенным
общей ситуацией (Мы играем; Мы
едим; Моя комната);
• работа над развитием сенсорной
базы (цвет, форма, размер,
количество);
• стимуляция развития зрительного
и слухового внимания, памяти,
произвольной регуляции деятельности.
Упражнения на развитие понимания отдельных слов (продолжение)

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие зрительного узнавания
и распознавании
Часто у детей имеются проблемы в зрительном
узнавании
предметов
(визуальном восприятии и внимании). Чтобы
помочь справиться с этой задачей, начинаем
работу с ребенком с простых заданий (каждое
новое
усвоено
предыдущее)
задание начинаем, когда
Сортировка:
по цвету (однородных, реже разных предметов);
по форме (значительно отличающихся: кубики
и колечки);
по размеру (однородные предметы: большие
и маленькие кубики).
Конструирование:
Выполнение простых построек из кубиков,
брусков, начиная из двух: положить рядом,
поставить, положить друг на друга.
Выполнение
крупной моторики
по подражанию: похлопай, потопай, положи
руки на голову.
действий
Упражнения на развитие зрительного узнавания

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Упражнения на развитие зрительного
узнавания (продолжение)
По мере развития понимания заданий ребенком, они
усложняются. Предметы становятся разными, можно
добавить качество предметов (деревянный, металлический
и т. д.), сортировку по категориям (овощи-фрукты, мебель-
посуда и т. д.),
усложнение построек (они могут
стать из других материалов,
стать совместной игрой со
взрослым), движения можно
выполнять под музыку
(песенки Железновой).
Все это ребенок повторят с
родителями дома. Хорошо, если
это станет началом игры.
На всех этапах комментируем действия короткими,
повторяющимися фразами.
Упражнения на развитие зрительного узнавания (продолжение)

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Ребёнок устал
Если вы это заметили, предложите ему другой вид деятельности,
чтобы он отдохнул.
Вы можете предугадать поведение ребенка, если во время
выполнения задания заметите изменения в его поведении. Когда
малыш становится тревожным, опускает взгляд, лучше предложить
более легкое задание, чтобы окончание занятия было успешным и
ребенок не потерял интереса.
Если предлагаемое ребёнку
незнакомо, кажется слишком
сложным и непонятным, он
уходит или раскидывает
предметы, то покажите сами
это действие, продемонстри-
руйте, как можно строить
башню из кубиков или катать
на машинке мишку.
Сопровождайте свои действия простыми звукоподражательными
словами, это поможет ребенку понять действие, а в дальнейшем –
повторить его.
Ребёнок устал

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Контроль уровня сложности
предлагаемого материала
педагоги
уровень
Уровень сложности материала для
занятий должен быть адекватен
возрасту и развитию ребёнка.
Опыт работы показывает следующую
тенденцию:
склонны
сложности
завышать
материала и предъявляемых к
малышам требований.
Это можно объяснить тем, что
взрослому человеку очень трудно
занять позицию маленького ребенка.
А ведь то, что очевидно и просто для
ребенка старшего возраста, а тем
более для взрослого, для малышей
задачу.
представляет
серьезную
Контроль уровня сложности предлагаемого материала

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Доступный материал
Ребёнок
и
ребенок
Следует также помнить, что если
перед ребенком будет
стоять
непосильная для него задача, он
заведомо оказывается в ситуации
неуспеха.
попытается
выполнить задание, но у него не
получится, и он быстро потеряет
интерес. В этом случае будут
разочарованы
и
взрослый, а в следующий раз
может отказаться от
ребёнок
попыток
выполнения
сложного
материал
задания.
должен
для
маленького ребенка, усложнение
одного
задания
происходит постепенно, от занятия
к занятию (реализация принципа
«от простого к сложному»).
того же
Поэтому
быть
доступен
и
Доступный материал

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Контроль длительности
задания
маленьких
избежать
необходимо
Следует учитывать тот факт, что
внимание
детей
непроизвольно и кратковременно.
Поэтому
заранее
планировать занятие таким образом,
чтобы
переутомления
ребенка и потери интереса
к
занятию. При этом следует учитывать
конкретную ситуацию и поведение
детей на занятии: можно быстро
свернуть игру, если увидите, что дети
устали, либо продолжить и расширить
ее, если у малышей есть настроение и
силы продолжать. То есть на занятиях
с маленькими детьми не следует
планировать длительные игры. Также
во время занятия необходимо гибко
варьировать длительность игр, в
зависимости
ситуации,
возможностей детей и их поведения.
от
Контроль длительности задания

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась,
необходима четкая структура занятия:
каждое занятие, каждая игра внутри
занятия имеют начало, продолжение и
конец. Продолжение игры включает
основное содержание предлагаемого
материала.
Не забывайте о вступительной и
заключительной
репликах,
обозначающих начало и конец каждой
игры, а также всего занятия. При этом
они
очень непродолжительны по
времени
Например, игра «Курочка и цыплята».
Вариант начала игры – «Вот к нам
пришли курочка и цыплята». Вариант
окончания игры –„Курочка и цыплята
прощаются – до свидания!“
А вот продолжение может быть любым
по содержанию и длительности в
Четкая структура занятия

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Смена видов деятельности
Смена видов деятельности,
когда занятие состоит из
разных
нескольких
игр,
одна другую,
сменяющих
позволяет
дольше
внимание
удерживать
малышей,
увеличить
продолжительность
и
эффективность занятия.
Важно, чтобы подвижные
игры
со
спокойными занятиями.
видов
Кстати,
деятельности
(например,
умственной и физической)
помогает
увеличить
работоспособность
у
старших детей, и у взрослых.
сочетались
смена
и
Смена видов деятельности

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Гибкость
которые
Занятия следует проводить с
учетом
возраста детей, их
возможностей и интересов.
Реагируйте чутко на отношение
детей, улавливайте их ответные
реакции. В некоторых случаях
следует поучиться у самих
детей,
предлагают
интересные варианты развития
игры, ее сюжета.
Необходимо сочетать четкое
планирование
с
гибкостью его проведения –
отдельные
занятия
можно
или
расширить, что-то отложить до
следующего занятия или ввести
новый,
незапланированный
ранее, элемент.
сократить
занятия
части
Гибкость

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Перенос знаний
в
занятий,
постоянно
самых
Чтобы навыки и знания закреплялись,
необходимо
их
использовать
разных
ситуациях. Необходимо специально
позаботиться о том, чтобы знания и
умения, которые ребенок приобрел во
время
активно
использовались им как на других
занятиях, так и в повседневной жизни.
Для этого надо держать близких в
курсе событий – они должны знать о
новых достижениях ребенка.
Так как малыши порой ленятся, порой
стесняются, а иногда просто забывают
о том, чему научились, и в знакомой
ситуации
привычным
способом, побуждайте, поощряйте, а
иногда и требуйте, чтобы ребенок
действовал по-новому. Только в этом
случае полезный навык
быстрее
закрепится.
действуют
Перенос знаний

Презентация на тему "Работа с неговорящими детьми"

Не бойтесь экспериментировать
для
не
опыт,
который
Пробуйте различные игры,
предупреждайте малыша о
предстоящих
действиях
понятным
него
способом. Если что-то не
получается,
падайте
духом, не волнуйтесь. Это
ваш
в
дальнейшем поможет лучше
оценивать
ситуацию. Не
думайте, что у специалистов
не бывает ошибок.
Но всё это помогает лучше
понять малыша и подобрать
актуальные для его развития
задания и игрушки, чтобы
следующие
занятия
проходили успешней.
Не бойтесь экспериментировать

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл