Специфика организации музыкальной предметноразвивающей среды
в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО
Музыкальный зал:
Важнейшим условием реализации Типовой образовательной программы
дошкольного образования «Растим личность» является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка дошкольного учреждения.
Создание предметноразвивающей среды в музыкальном зале является важным средством
организации оптимальных условий, для повышения качества учебновоспитательного
процесса и создание возможности творческой самореализации детей и взрослых. В
музыкальном зале проходят не только организованная образовательная деятельность, но и
все праздники, развлечения, а так, же и другие мероприятия. Поэтому, хорошо
организованная музыкальная среда необходима для поддержания эмоционального
благополучия и эстетического развития воспитанников детского сада. Оформление
пространства зала к различным мероприятиям – это совместная работа педагогов. Своими
руками создаются украшения, элементы декора, декорации, соответствующие тематике
праздника.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативности,
творчества имеют оборудование и пособия, которые успешно используются в
самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.
Музыкальный зал должен быть оснащён: пианино,
музыкальным центром,
компьютером, мультимедийным оборудованием, методической литературой (программы и
методические пособия), медиатекой и аудиотекой, портретами композиторов, музыкально
дидактическими играми и пособиями, детскими музыкальными инструментами.
Для развития детского музыкального творчества и проведения музыкально
дидактических игр необходимы наглядные пособия и атрибуты, они должны быть
разнообразны по содержанию и красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей,
вызывать желание петь, слушать музыку, выполнять танцевальные движения.
Наличие детских костюмов играет огромную роль в драматизации, танцевальных
номерах. Это даёт возможность участнику действа почувствовать себя настоящим
артистом.
Созданная предметнопространственная развивающая среда в музыкальном зале
помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к
окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.
Уголок музыкального воспитания в возрастных группах является неотъемлемой
составляющей предметноразвивающей среды в группах детского сада. Он создается для
проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной
деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных
умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных
занятиях,
а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности,
когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски. Дети
1 могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно
ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста
желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Особое
место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются
целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке.
Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям
безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования
детьми месте.
Музыкальный уголок в группе можно обустраивать поразному: поставить
небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько
небольших
будут
расположены детские музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры и
пособия.
модулей,
которых
на
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные
пособия.
Прежде всего это музыкальные игрушки и детские музыкальные
инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей, это музыкально
дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным
будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности.
Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов,
необходимые в музыкальнотеатральной деятельности.
в
уголке
Так,
иллюстрации
инструментов;
оборудования.
музыкальном
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться
содержанием
для
детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек
чем
сюжетам
знакомых песен;
игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из
картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику. В
музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных
инструментов,
альбом "Наши
песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются,
музыкальная
портрет
композитора,
с произведениями которого дети знакомились на занятиях,
фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют
и т.д.).
дирижерская палочка,
музыкальное лото,
Можно
разместить
лесенка
т.п..
по
Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты – это бубны,
погремушки, барабаны, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель,
пищалки, свистки музыкальные шкатулки и т.д.).
игрушки –
музыкальные
игрушки и инструменты или макеты инструментов балалайки,
гитары,
гармошки и т.п.. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во
время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
бутафорские
озвученные
это
Не
2 В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования каждая возрастная группа имеет уголок музыкального воспитания со
следующим его наполнением:
1 младшая:
детские музыкальные игрушки;
игрушкиинструменты со звуком неопределенной высоты;
музыкальнодидактические игры;
фланелеграф.
2 младшая:
К вышеперечисленному по 1й младшей группы во 2 мл.группу добавляются:
атрибуты для музыкальных подвижных игр, для развития детского танцевального
творчества;
фонотека (составляется по рекомендациям музыкального руководителя);
музыкальные куклы.
Средняя группа:
Добавляются:
альбомы с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов;
Старшая и подготовительная группы:
Ко всему вышеперечисленному добавляются схемы – модели для музыцирования и
пения.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической,
народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить
музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого
необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских
песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть
отражены
позволяет
удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести «концерт».
воспитателями
группы
Это
в
каталоге.
Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его
паспорт.
Шаблон паспорта музыкального уголка:
Задачи уголка (кратко).
Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
Предметы мебели, количество.
Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон,
телевизор, проектор).
Список нагляднодидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические
альбомы с картинками, энциклопедии).
Перечень музыкальных инструментов, количество.
Дидактические и настольные игры.
Наборы для игрдраматизаций и сюжетноролевых игр.
Картотека музыкальноритмических упражнений и игр.
Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному
пользованию игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.
3 Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов
оснащения музыкального уголка.
группы,
особенностей организации образовательного процесса.
количество
предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми – это главный
критерий по оснащению музыкального уголка.
зависит от условий
Все
Не
4
Презентация на тему "Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО"
Презентация на тему "Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО"
Презентация на тему "Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО"
Презентация на тему "Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.