Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русский язык
5 кл—6 кл
08.02.2018
Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов. Она помогает организовать работу с текстом при изучении темы "Лексика" .Учитываются требования ФГОС второго поколения. В презентации даны различные виды работы с текстом: комплексный анализ , составление текста, работа с деформированным текстом. Приводится пример подготовки к изложению "Первый снег"(по Паустовскому).ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЛЕКСИКА"
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
« Организация работы с текстом на уроках
русского языка в 56 классах как средство
формирования коммуникативной
компетенции
(на примере раздела «Лексика»)».
Автор опыта:
Енина Алла Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ ООШ № 122 Кировского
района г. Волгограда
« Организация работы с текстом на уроках русского языка в 56 классах как средство формирования коммуникативной компетенции (на примере раздела «Лексика»)».
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Коммуникативная компетенция
АУДИРОВА
НИЕ
ЧТЕНИЕ
говорени
ГОВОРЕНИЕ
е
письмо
говорениеписьмоАУДИРОВАНИЕЧТЕНИЕКоммуникативная компетенция
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Умение
Умение
воспринимат
воспринима
ь чужую
ть чужую
речь
речь
Знакомст
во с
темой,
идеей,
структур
ой текста
АНАЛИЗ
ТЕКСТА
Умение
создавать
собственное
высказывание
Воспитани
е
культуры
чтения и
речи
Умение воспринимать чужую речьВоспитание культуры чтения и речиУмение создавать собственное высказываниеЗнакомство с темой, идеей, структурой текстаАНАЛИЗ ТЕКСТА
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
текст
форм
а
Тип
Стиль
Жанр
+
Языковые средства
( лексические, морфемные,
синтаксические,
морфологические)
содержа
ние
Тема (о чем текст?)
Основная мысль ( для чего
написан?)
Мысли и чувства автора
Мысли и чувства, которые вызывает у
читателя текст
текстсодержаниеформа
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Структура текста
Звонко поют пт ицы. Звенят под просыпающимися
- Являются ли данные записи текстами? Почему?
- Определите тему и основную мысль каждого текса.
Наступила весна. Она принесла радост ь в Радостна, шумна и пахуча весна в лесу.
лес. Там звонко запели птицы. Вестники
весны приветствовали проснувшийся лес. деревьями весенние ручейки.
Туда спешат вст рет ить весну и ребята. Смолой пахнут набухшие почки. Хорошо весной в лесу!
Тема: о наступлении весны в лесу. Тема: о весне в лесу
Основная мысль: весна принесла радост ь в Основная мысль: радост на весна в лесу
лес
-Озаглавьте тексты. Можно ли их назвать одинаково?
-Значит, по теме (по содержанию) тексты схожи, а по форме? По внешнему виду?
- Как связаны все предложения? Какие слова «сцепляют» первый и второй тексты?
с помощью «сцепляющих» слов: нет «сцепляющих» слов:
местоимений (весна – она, в лес - первое предложение поясняется
т ам), синонимов (птицы - вест ники
весны), повт оров (весна, весны, весну; одинаково: сначала – сказуемое, потом – подлежащее.
лес, лес).
Делаем выводы:
Цепью, последоват ельно соединены
предложения
Параллельно соединены предложения
I
II
последующими. Пост роены предложения
Структура текста
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
План анализа текста (5 класс):
1. Определить тему и основную мысль
текста.
2. Выписать ключевые слова.
3. Озаглавить текст.
4. Определить стиль текста и доказать свое
мнение.
5. Определить тип речи и доказать свое
мнение.
План анализа текста (5 класс): 1. Определить тему и основную мысль текста. 2. Выписать ключевые слова.3. Озаглавить текст. 4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.5. Определить тип речи и доказать свое мнение.
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Анализ лингвистического текста
В отличие от грамматики и фонетики лексика нашего языка с течением времени меняется довольно
быстро. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот , появляются в нём. Так среди
обиходных появляются слова устаревшие и новые.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими.
Устаревшие слова могут быть двоякого рода. Одни выходят из активной лексики в связи с исчезновением
называемых ими предметов и явлений. Так устаревшие слова называются историзмами.
Другие слова выходят из употребления в силу того, что вытесняются словами , с точки зрения говорящего ,
более точными и удобными: ветрило (парус), чело (лоб), глас ( голос). Такие устаревшие слова называются
архаизмами.В отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы.
Устаревшие слова , часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых
словарях с пометой устар.( что значит устаревшее).
Какова тема данного текста?
В чём заключается его основная мысль?
Выпишите предложение, передающее основную мысль.
Объясните значение слов: историзмы, архаизмы.
Давайте составим план данного текста. Какие микротемы можно выделить в
тексте? Давайте их озаглавим.
Выразительно прочитайте текст, выделяя голосом главную информацию.
Перескажите текст, сохраняя научный стиль текста, используя лингвистические
термины. Постарайтесь не упустить ни одной микротемы.
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Лингвистический анализ
текста
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела
крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А. И. Куприн)
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется,
поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
- Осень, сентябрь, денечек (время года);
- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);
- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);
- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3.Анализ заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной
мыслью текста.
4. Художественный стиль текста: доказательства. Тип речи.
- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля
бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть); Тип речи :
описание.
Лингвистический анализ текста
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Лексический анализ текста
Золотая осень.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть?
Есть ли в тексте синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении? Какова их роль?
Найдите ключевые слова в данном тексте.
Объясните значение слов чертог, венец, погребённая.( В случае затруднения обращаемся к словарю).
ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания
ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая?
ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить.
Какую картину удалось нарисовать поэту?
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
текстом
Виды работы с деформированным
1. Составить текст из данных предложений.
2.Найти границы слов и предложений,
расставив необходимые знаки препинания.
Для работы предлагается текст без
разделения на слова и предложения. Это
задание желательно выполнять на
компьютере.
3.Отредактировать текст (вставить из скобок
подходящее слово, вставить определения,
обороты, изменяющие текст,
совершенствующие его.
4. Перестановка материалов в тексте (восстановление
хронологической последовательности, перестановка
причины и следствия, общего и частного и т.д.)
Виды работы с деформированным текстом
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Работа с деформированным текстом
«Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им
вслед р..бята.
Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется
реже.
Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу.
Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий
лес.
Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и
шуршат под н..гами.
Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску.
Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над
п..лями, л..сами, г..рами.
Наступает осень.
Работа с деформированным текстом «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята. Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже. Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу. Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес. Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами. Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску. Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами. Наступает осень.
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Презентация "Организация работы с текстом на уроках русского языка при изучении темы "Лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.