Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников.docx
УДК 504
Осознание экологических проблем – условие формирования
экологического мышления школьников
Новое информационное прогрессивное время диктует свои правила и
требования. И эти требования относятся не только к нам, людям, но и к
материалам, которые нас окружают. Прогресс требует, чтобы материалы
становились прочнее и легче. Углеродные нанотрубки, нанотубулен, графен,
фуллерит[1,2] – слова, которые на слуху. Однако за каждым новым материалом
стоит производство, и, соответственно, отходы. Новому поколению в новом
времени необходимо рассказывать не только о новых материалах, но и о новых
источниках загрязнения нашего единственного, прекрасного, но столь хрупкого
мира.
2017 год объявлен годом экологии[3], поэтому тема сбора и утилизации
различных отходов актуальна. Не смотря на то, что в школьной программе не
учитывается такой аспект, как экологическая культура, учителям необходимо в
рамках своего предмета уделить некоторое время для освещения такой острой
проблемы как загрязнение окружающей среды.
Обратим свой взор на материал, который прочно вошёл в наш быт, и без него
сложно представить свою жизнь. Разговор пойдёт о пластике.
Пластмасса (пластик) – полимер, т.е. вещество, которое состоит из
множества повторяющихся молекул. Впервые пластик был получен английским
изобретателем Александром Праксом в 1855 году, и получил название паркезин.
Первый пластик был сделан из целлюлозы, которую обработали азотной
кислотой и растворителем. Со временем натуральные материалы были заменены
на синтетические, получение которых основано на полимеризации или
поликонденсации веществ, получаемых из нефти, природного газа или угля[4].
С тех пор началась эра пластика. Начиная от предметов домашнего обихода и
игрушек, и заканчивая машиностроением и строительством – пластик был
востребован везде. Прочный, гибкий, стойкий к различным коррозиям и
внешним условиям он полюбился и производителям, и потребителям. Но есть и
обратная сторона удобства данного материала – это его производство и
утилизация.
На данный момент большая часть пластика изготавливается из этилена –
бесцветного горючего газа. Из него производят поливинилхлорид, полистирол,
полиэтилен[5]. Чтобы понять, какой вид пластика у вас в руках, достаточно
обратить внимание на знак перерабатываемого пластика – чёрный треугольник
из стрелок, маркировка идёт цифрами или буквами внутри этого треугольника.
По названию пластика можно понять, какая именно молекула будет повторяться
в данном полимере. Например, полистирол – пластик, полученный
полимеризацией стирола. Введена следующая классификация пластика:
1 – полиэтилентерефталат (ПЭТ, PET);
2 – полиэтилен низкого давления (высокой плотности, PEHD, HDPE, ПЭВП);
3 – поливинилхлорид (ПВХ, PVC);
4 – полиэтилен высокого давления (низкой плотности, PELD, LDPE, ПЭНП);
5 – полипропилен (ПП, РР);
6 – полистирол (ПС, PS);
7 – другие пластики, например, поликарбонат, полиуретан[6].
Некоторые пластики нельзя использовать повторно, ПЭТ при этом выделяет
фталат, ПС – стирол, поликарбонат – бисфенол А, а ПЭВП может выделять
формальдегид. При использовании ПВХ и ПС нужно помнить, что и
винилхлорид, и стирол – яды! Такие пластики нельзя использовать для хранения
и разогревания продуктов, а также использовать для хранения алкогольных
напитков. Самыми безопасными пластиками являются ПП и ПЭВД.
Необходимо донести столь важную информацию, как маркировка и состав
пластика до учеников, указать, какие пластики можно использовать для
хранения продуктов, а какие – нет. Помимо этого рассказать, им о способах
получения и утилизации каждого вида пластика. Максимальную отдачу можно
получить, если действовать комплексно и сообща, например, устроить неделю
экологических уроков.
Математика: решение задач на расчёт сэкономленной электроэнергии во
время международной акции «Час Земли», во время которой выборочно
отключается электропитание в городах[7], на расчёт выбросов в атмосферу
средствами передвижения и заводами[8].
Физика: введение классификации пластиков в зависимости от их свойств,
изучение физических свойств пластика, изучение данных о периоде распада
пластика.
Химия: изучение химических свойств пластика, рассмотрение возможных
способов переработки пластика.
Биология: влияние пластика и его производства на окружающий мир, вывод
условий для снижения вредного влияния пластика.
Иностранный язык: изучение экокультуры в других странах, сравнение с
нашей культурой и возможностями[9,10].
Литература и русский язык: сочинения на тему, как бы разворачивались
события в определенном произведении, если бы вместо привычных в то время,
например, деревянных ложек были пластиковые.
История: изучение открытия пластиков, обсуждение, каким бы был мир без
этого материала.
География: рассмотрение статистики по сбору и переработке пластика в
разных странах, обсуждение существования зависимости условий переработки
от экономической ситуации в стране. Изобразительное искусство: плакаты, которые призывали собирать,
сортировать и утилизировать пластик.
Трудовое обучение: создание из пластика практичных вещей, например,
подставки для хранения мелочей или канцелярских товаров, игрушек.
Музыка: сочинение собственной песни о вреде пластика, создание
видеоролика о проблеме сбора пластика в собственном городе.
Помимо того, что до учеников доносится информация о свойствах пластика,
об отношении к его сбору и утилизации в других странах, им также
рассказывают о способах утилизации пластика, и о мерах борьбы с отходами в
общем[11].
Важно сделать акцент на том, что необходимо не только организовать
разделение отходов дома, но и изначально свести к меньшему потреблению
таких материалов. Использовать матерчатую сумку для покупок, а не покупать
каждый раз пластиковый пакет; стараться использовать бумажную упаковку для
хлебобулочных изделий; покупать бумагу, которая изготовлена из макулатуры.
Чем меньше возраст учащихся, тем легче они включаются в «игру» по
сортировке, им становится жаль животных, которые страдают от обилия
пластика в природе. В то же время, ученики старшей школы более осмысленно
подходят к такому важному делу, как сбор, сортировка и утилизация.
Необходимо показать ученикам на готовых примерах, как можно
использовать пластик вторично, не навредив природе и себе. Это могут быть
предметы быта, игрушки, ёмкости для хранения, сумки, статуэтки и даже
украшения. Пластиковые бутылки отлично подходят для таких целей, это
долговечный и устойчивый к коррозиям материал, поэтому такие «поделки»
прослужат долго. При желании их можно утилизировать.
И, конечно же, нужно рассказывать ученикам, какая работа ведётся в их
городе по данным направлениям: сбор, сортировка, утилизация отходов. Стоит
упомянуть, есть ли в городе баки для раздельного сбора мусора, есть ли
отдельные контейнеры для сбора пластика. Указать, какие компании,
занимающиеся переработкой отходов, есть в городе, с указанием адреса,
телефона и, по возможности, ссылки на сайт. В городе Кемерово есть несколько
компаний, которые скупают у населения пластмассу, макулатуру, стекло,
бытовую электронику, батарейки, энергосберегающие нертутные лампы и т.д.
Например, «Экологический потенциал Сибири» принимает стекло и пластик.
Помимо этого есть несколько магазинов, которые принимают использованные
батарейки. Например, сеть магазинов «Эльдорадо» совместно со
специализированной компанией «УКО» организовала сбор батареек во всех
магазинах своей сети[12]. На официальном сайте города можно так же почерпнуть
информацию, куда сдавать тот или иной вид отходов.
В 2016 году управляющие компании установили в Кемеровской области более
300 контейнеров для раздельного сбора, и планировалось установить ещё более
600[13]. Активная работа ведётся в Новокузнецке, Белово, Кемерово. В Кемерово
за последний год почти в каждом дворе появились контейнеры для сбора пластика. И, судя по заполняемости этих контейнеров, горожане приняли и
поддержали инициативу города.
Значит, следует продолжать развивать данную сферу деятельности, выходить
на новый уровень, создавать новые условия и возможности для нового
поколения.
1. Самые твердые материалы на Земле [Электронный ресурс] // Научно
Литература
популярный блог Sciencedebate, 20082017
URL: http://www.sciencedebate2008.com/mostsuperhardmaterials/
2. Самые прочные материалы в мире [Электронный ресурс] //
Информационный портал «Узнайвсе.ру»
URL: http://www.uznayvse.ru/interestingfacts/samyieprochnyiematerialyiv
mire.html
3. 2017 год в России объявлен годом экологии [Электронный ресурс] //
Дайджест2017, 20162017.
URL: http://pro2017god.com/news/godehkologiivrossiimeropriyatiya.html
4. Пластмассы [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия
«Википедия», 20012017.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластмассы
5. Особенности процесса производства пластмассы, описание технологии и
оборудования [Электронный ресурс] // Интернетиздание Greenologia, 2017.
URL: http://greenologia.ru/othody/sinteticheskie/nefteprodukty/proizvodstvo
plastmass.html
6. О чём нам расскажет маркировка товаров? [Электронный ресурс] //
Международная организация Greenpeace, 2017
URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/ecodom/lables/
7. О часе Земли [Электронный ресурс] // Всемирный фонд дикой природы
(WWF), 2017.
URL: http://60.wwf.ru/about/
8. Фрагмент сборника задач экологического содержания по математике для
учащихся 5–9х классов "Экология в цифрах" [Электронный ресурс] // ИД
«Первое сентября», 2003–2017
URL: http://festival.1september.ru/articles/577894/
Как устроен раздельный сбор мусора в Швеции [Электронный ресурс] //
Интернетиздание Recycle, 20152017.
URL: http://recyclemag.ru/article/kakustroenrazdelnyiysbormusoravshvecii
9. Как сортируют и перерабатывают мусор в Великобритании [Электронный
ресурс] // Интернетиздание Recycle, 20152017.
URL: http://recyclemag.ru/article/kaksobirayutiutiliziruyutmusorv
velikobritanii 10. Как правильно обращаться с бытовыми отходами [Электронный ресурс] //
Международная организация Greenpeace, 2017
URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/ecodom/trash/
11. «Эльдорадо» организовывает сбор использованных батареек в
федеральном масштабе [Электронный ресурс] // Эльдорадо, 20062017.
URL: http://www.eldorado.ru/research_center/article/detail.php?ID=190434181
12. Управляющие компании приучают жителей Кузбасса к раздельному сбору
мусора [Электронный ресурс] // Медиа Кузбасс, 20122017
URL: http://mediakuzbass.ru/news/blagoustrojstvo/80534.html#/newstext
Презентация по экологии, физике, химии, биологии "Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников" (1-11 класс)
Презентация по экологии, физике, химии, биологии "Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников" (1-11 класс)
Презентация по экологии, физике, химии, биологии "Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников" (1-11 класс)
Презентация по экологии, физике, химии, биологии "Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников" (1-11 класс)
Презентация по экологии, физике, химии, биологии "Осознание экологических проблем – условие формирования экологического мышления школьников" (1-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.