СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Выполнила:
Зайнуллина Р.С учитель физики, ГБОУ Уфимская коррекционнаяшкола-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Актуальность исследования
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. В связи с этим актуальной является задача включения в единое образовательное пространство подростков с задержкой психического развития
Становится актуальным вопрос о применении самых разнообразных форм и средств обучения, что открывает новые, эффективные подходы к обучению при изучении конкретных школьных предметов, в частности физики
Главное, о чём необходимо помнить, - подросток с ограниченными возможностями здоровья получает навыки учебной деятельности, которые в дальнейшем могут обеспечить ему занятость и менее зависимую от его болезни жизнь. Такой подход ведёт к созданию безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Обучение подростков с задержкой психического развития остается проблемным, так как на практике усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Существуют трудности выявления детей данной категории и оказания им психолого-педагогической помощи, а также выбор адекватного подхода к обучению названной категории детей.
В частности, на этапе совершенствования находятся вопросы обучения подростков с ЗПР физике на основе применения последних достижений в технологии преподавания, различных современных подходов к обучению.
Актуальность и сформулированная проблема
вывели нас на тему исследования –
«Создание проблемных ситуаций на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития»
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: активизация мыслительной деятельности подростков.
Предмет исследования: деятельность педагога по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития
Гипотеза
Гипотеза – деятельность педагога по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития - будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
-разработаны методические рекомендации педагогам по активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития при обучении физике детей с ЗПР.
Задачи исследования:
изучить литературу и опыт работы по данной проблеме;
изучить психические особенности детей с ЗПР;
определить направления проблемного обучения физике детей данной категории.
разработать методические рекомендации для работы педагога по активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития при обучении физике.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
анализ продуктов деятельности;
количественный и качественный анализ
полученных данных;
наблюдение;
интервью;
тестирование;
беседа;
опрос;
метод математической статистики.
Практическая значимость заключается в том, что представленные материалы практической деятельности педагога по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с ЗПР и рекомендации к ним могут быть использованы в практике.
Представленные материалы могут быть использованы преподавателями для создания благоприятных условий и повышения эффективности обучения детей с ЗПР.
База исследования:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Изучение литературы по теме исследованиям подтвердило актуальность, состоящую в том, что постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили
проблему школьной неуспеваемости.
Увеличивается количество учащихся с различными задержками в развитии, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. Эти школьники нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В исследовании нами была поставлена цель - спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного образования – развитие личности подростка с ЗПР, выявление его потенциальных возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Для достижения цели были сформулированы соответствующие задачи.
При обучении физике детей с ЗПР были отмечены следующие особенности
1. Проблемные ситуации чаще всего возникают тогда, когда подростки с задержкой психического развития сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
2. Проблемные ситуации возникают в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией.
3. Проблемные ситуации возникает при затруднении учащегося в обосновании (и осознании) выполняемых им действий.
4. Проблемные ситуации возникает при условии, когда учащийся не знает способа решения поставленной задачи.
Исходя, из выше перечисленного можно
заключить, что усвоение знаний происходит
гораздо легче и продуктивнее, если в учебном
процессе использовать проблемные
технологии обучения.
Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это
важно и для последующего за этим другим уроком.
Ученики более сближаются с учителем, больше
ему доверяют, а это очень важно при работе с
подростками с ЗПР
Организация и методы экспериментального исследования
Цели эксперимента: исследование уровня развития логического мышления подростков с задержкой психического развития подростков.
Экспериментальное исследование проводилось в Стерлитамакском филиале ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 7 декабря по 26 декабря 2015 года.
В исследовании приняли участие обучающиеся 8 класса Андрей Ш., Джамиля С., Тимур М. в возрасте 14-15лет - подросткового возраста с ЗПР
Таким образом, мы определили направления проблемного обучения физике подростков с задержкой психического развития.
Разработали методические рекомендации для работы педагога по активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития при обучении физике.
Представили методы исследования: анализ научной литературы; анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных; наблюдение; интервью; тестирование; беседа; опрос; метод математической статистики
Исходя из результатов исследования мы можем констатировать следующее: гипотеза исследования о том, что деятельность педагога по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития - будет эффективна, если будут:
выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
- разработаны методические рекомендации педагогам по активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития при обучении физике детей с ЗПР.
Гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Нами разработаны методические рекомендации по созданию проблемной ситуации на уроках физики для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития. Они реализованы в представленных нами во второй главе уроках физики, проведённых нами в 8 классе.
Результаты, полученные нами, позволяют сделать следующие выводы.
1. На уроках создаются проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. 2.Из всего арсенала различных педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования, в ходе длительной практической деятельности нами выделена технология проблемного обучения. Это объясняется тем, что в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся. 3.Реализуя проблемное обучение на уроках физики при минимальных затратах времени можно получить возможно максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей подростков с ЗПР.
4. Результаты нашего исследования показали, что проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.
5. Особенностью проведения уроков физики с подростками с ЗПР для создания проблемной ситуации на проводимых нами уроков физики сначала выявляются противоречия в информации (при проведении демонстрационных опытов, решении практических и теоретических задач и в других ситуациях), способах действий, а затем определяются причинно-следственные связи в их решении.
6. Ещё одной особенностью проведения уроков физики с подростками с ЗПР является систематическое применение и использование элементов проблемного обучения во всех видах учебной деятельности, которое позволяет повышать уровень их учебной мотивации.
Представлена рабочая программа для обучения физике обучающихся 8 класса с ЗПР с пояснительной
Показаны некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (8 класс). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень виртуальных лабораторных работ.
Рассматриваются конкретные изменения, внесенные в программу по классам.
Учебная программа 8 класса
рассчитана на 34 часов, по 1 час. в неделю.
№ | Наименова | Кол-во час | Коррекция | |||
В ознакомительном плане рассматриваются | Обзорно изучаются вопросы | Изменение | Межпредметная связь | |||
1. | Тепло | 12 | Объяснение графика плавления и | Удельная теплоемкость вещества | По усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения: Кипение | Биология, география: тепловые явления в живых организмах и природе |
2. | Электри- | 13 | Электри | Делимость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицательный заряд -электрон); | Увеличивается время на изучение таких вопросов, как Последовательное соединение проводников (1ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (1 ч). Отдельно (как самостоятельные уроки) изучаются вопросы Излучение, Напряжение, Измерение напряжения. Особое внимание уделяется вопросу Электродвигатель постоянного тока и проведению соответствующей лабораторной работы. | Строение атома — подчеркивается связь с аналогичным материалом из курса химии |
3. | Элек | 4 | Магнитное поле Земли | По усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения: Расчет проводника от его параметров, Реостаты, Регулировка тока реостата (лабораторная работа). | География: при изучении магнитного поля Земли | |
4. | Свето | 5 | Построение изображения в линзах: выполняют | Преломление света — вызывают затруднения как сама тема, так и связанные с ее изучением геометричес | Математика: геометрические фигуры |
Представлено календарно-тематическое планирование, в которой появляются две дополнительные графы: корекционно-развивающие задания и элементы проблемного обучения
№ | Тема урока | Кол-во | Сроки | Корекционно-развивающие задания | Проблемное обучение |
14 | Электризация тел. | 1 | 07.12 | Развитие логического мышления. | Задачи на смекалку1. Генеральная уборка в разгаре. Вымыв пол, Шерлок Холмс взялся за мебель. Полированные поверхности кухонных шкафов и полок он энергично протирал сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные краской – сырой. Почему он по разному относился к своей мебели?Постановка проблемного вопроса:2. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?3. Решите задачуТри пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков (первая, вторая, третья):а) не заряжена;б) имеет одноименные заряды;в) имеет разноименные заряды; |
15 | Электрическое поле. | 1 | 14.12 | Умение анализировать. Актуализация опорных знаний: | Постановка проблемного вопроса: Что такое атом? Как он устроен? Почему атомы всех элементов нейтральны? Где сосредоточена вся масса атома? Из чего состоит ядро? |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во | Сроки | Корекционно-развивающие задания | Проблемное обучение |
16 | Объясне | 1 | 21.12 | Умение наблюдать | Вхождение в тему. Учитель предлагает в центре карты урока написать вопрос, который начинается со слов «Почему…?».Учащиеся в группе в ходе мозгового штурма составляют вопрос. По анализу вопросов учитель подводит учащихся к выводу, что в теме «Электростатика» существуют вопросы, на которые еще не найдены ответы. Учащиеся формулируют тему урока как «Объяснение электрических явлений». |
Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:
- столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;
- созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;
- побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.
Почему дрова зимой колются хорошо?",
"Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?",
"В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?",
"Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?",
"Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" и другие являются для учащихся проблемными.
Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.
Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, чем они закончатся.
Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
- если капнуть каплю краски в стакан с водой, то…
- если открыть флакон с духами, то…
- если нагреть лёд, то…
- если сильно сжать два кусочка пластилина, то…
- если капнуть каплю масла на воду, то…
- если опустить термометр в горячую воду, то…
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?
Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определёнными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах.
Перед изучением явления электромагнитной индукции учащимся напоминаю условия существования тока в цепи – наличие источника! Демонстрируется опыт – движение магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр – создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника
После проведения педагогического эксперимента было выявлено повышение интереса к предмету, кроме того, обучающиеся стали более полно понимать суть явлений, следовательно, можно сделать вывод, что проблемное обучение может быть решающим шагом для лучшего усвоения знаний в учебном процессе
Здесь показано лишь малая часть проблемных ситуаций, которые можно создать при преподавании физики. Не следует так же полагать что их можно создать только посредством опыта, существуют и другие способы: например обсуждение какого либо факта или явления с разных сторон может привести к противоречию, а значит и к созданию проблемной ситуации. Но проблемные ситуации, созданные на основе опыта, более интересны ученикам, так как они видят это сами. При преподавании необходимо также использование и не проблемных методов обучения: для развития памяти необходима репродуктивная деятельность также для контроля знаний и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.