Формирование социально адаптированной личности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся через предметы естественнонаучного цикла.
Моё педагогическое кредо.
Лукьянова Валентина Александровна - учитель географии и биологии МОУ «Сторожевская cредняя общеобразовательная школа» Корткеросского района Республики Коми (c.Сторожевск, Республика Коми).
Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы создать организационно-педагогические условия для формирования социальной компетенции обучающихся, т.е. не только учить детей своему предмету, но и готовить их к самостоятельной жизни. Являясь учителем географии и биологии, ставлю перед собой задачу через учебные предметы сформировать личность, которая могла бы быстро и безболезненно освоиться в обществе. Социализация – это результат усвоения человеком условий жизни и активного воспроизводства им социального опыта. Этот процесс невозможен без индивидуализации личности, выработки ею собственной линии поведения, приобретения личного жизненного опыта, результатом которого является становление индивида. Социализация личности начинается с детских лет и длится до достижения им гражданского зрелого возраста. Этот возраст приходится, в основном, на школьные годы. В школе происходит целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс влияния на личность.
Создание организационно-педагогических условий для формирования социальной компетенции учащихся должно быть целью современного педагога. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира;
- Формирование навыков самостоятельного поиска нужной информации и работы с ней;
- Формирование умения анализировать новые ситуации и применять
имеющиеся знания для такого анализа;
- Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к
обучению;
- Формирование самооценки личности и информационной основы
для принятия решения о выборе профессионального пути.
В процессе социализации у человека формируются такие знания и навыки, которые дают ему возможность стать дееспособным участником межличностных отношений. Я, как учитель географии и биологии, понимаю, что эти предметы формируют у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей, которые живут по законам природы. Эти предметы обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом развития личности, экологического мышления, рассматривающего природу и хозяйство через человека. Школьное географическое и биологическое образование становится средством развития ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков выпускника. В связи с этим практическая деятельность становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Обучение станет более эффективным, индивидуализированным, функциональным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейшей социальной адаптации. Здесь сложно разделить урочную и внеурочную формы деятельности. В педагогической практике учителя на первый план выступает воспитательный аспект образования, результаты которого могут быть выражены в терминах «личностная культура, социальная культура, экологическая культура».
Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю различные формы обучения и образовательные технологии. Их использование не только усиливает профессиональную направленность курса биологии и географии, но и существенно обогащает сам процесс преподавания этих предметов. В младших классах активно использую проектные технологии. Суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Большая исследовательская работа часто приводит к выполнению проектов. Ученикам интересен результат их деятельности. Обучающиеся 4-го класса с большим интересом занимались практическим исследованием березы. Занятия проходили круглый год. Обучающиеся встречались с жителями села, беседовали с ними. Истории посадки берез связана с историей жителей села. Эти знания обогатили социальный опыт четвероклассников. Наблюдая за весенними и осенними явлениями в жизни березы, они стали внимательнее к природным явлениям. Проводя такую исследовательскую работу, школьники получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (природа, знания, человек). Уже в 4-м классе ребята начинают получать опыт самостоятельного общественного действия. Результаты исследовательской работы были использованы ребятами в 5-м классе на уроке биологии при изучении темы «Экологические факторы». Формой организации такой работы является композиция «внеклассное мероприятие + урок». При изучении темы «Царства живой природы» учащиеся делают проекты-аппликации. При выполнении этой работы ребята сталкиваются с вопросами о взаимоотношениях организмов в природе. На уроках географии обучающиеся выполняют коллективные мини-проекты, например, рукописная книга «Земля – уникальная планета». Каждая группа делает свою страничку. Главная идея книги – показать не только наличие жизни на Земле, но и условия, при которых она возможна на планете. В этом и заключается уникальность планеты Земля. В ходе коллективной работы у ребят формируется чувство своей значимости для общего дела. Таким образом, в 5-м классе формируется представление о важности условий для сохранения жизни. Ученик определяет свое место в этой жизни.
В последующих классах тема сохранения условий для жизни конкретизируется, расширяется. При изучении темы «Река» в 6 классе учитель обращается к жизненному опыту обучающихся. Они знают, что живут на берегу Вычегды. Называют населенные пункты, расположенные вдоль реки. На вопрос: «Почему эти села вытянуты?», учащиеся используют знания из истории заселения людей, о том, что с рекой всегда была связана их жизнь. Также они знают, что берег Вычегды загрязняется самими же людьми. Весной, как только сойдет снег, после уроков мы участвуем в операции «Речная лента», убираем мусор вдоль реки. Ребята делают это не только для себя, но и для других, в том числе для своих близких, чтобы летом можно было отдыхать на чистом от мусора берегу реки. Формой организации в этом случае является композиция «урок + внеклассное мероприятие» (начатое в классе изучение учебного материала продолжается как внеклассное дело). В 8-м классе проводится интегрированный урок географии, биологии, экологии и коми языка на тему: «Значение реки в жизни человека (на примере Вычегды)» о значении реки Вычегды для местного населения. На этом уроке формируется эколого-этнокультурно-социальное мировоззрение обучающихся. Постепенно учащиеся приобретают некоторый социальный опыт.
В старших классах на уроках социальной и экономической географии имеются широкие возможности для формирования у обучающихся умения жить в обществе. Основными формами организации обучения школьников являются семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная, групповая работа); урок решения задач (индивидуальная или групповая работа); урок-лекция; урок-экскурсия; урок-зачёт.
Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в процессе обучения. Центром обучения становится обучающийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого процесса обучения. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой. Обучаемый активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку в случае необходимости. Такая стратегия в образовании позволяет на основе личностно ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, интерес к предмету. А главное – увидеть перспективу интересов обучающихся, чтобы они после окончания школы быстро «социализировались» в жизни.
Учебная ценность школьного курса географии состоит в том, что при его изучении учащийся знакомится с реальной жизнью, с окружающей его средой и жизнью общества. Географические знания и навыки дают пространственное представление о земной поверхности и возможность сознательно ориентироваться в социально-экономических, общественно-политических и экологических событиях в государстве и мире.
Внеурочная работа становится продолжением урочной работы. Теоретические знания, полученные на уроках, приобретают практическое значение, реализуются в нестандартных ситуациях. Поэтому стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая обучающихся к дополнительному биологическому, географическому и экологическому образованию.
Во внеклассной работе педагог основывается на необходимости повышения социальной активности граждан для развития гражданского общества в России, которая формируется уже в школьные годы. Эта задача связана с направлением «Повышение уровня воспитательной работы в школах», обозначенном в приоритетном национальном проекте «Образование». На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, и школа должна готовить учащихся к предстоящей избирательной и самоуправленческой деятельности. Это возможно сделать, привлекая школьников к работе в ученическом самоуправлении. Опыт управления коллективом поможет им понять всю сложность социальных отношений, сформировать активную социальную позицию, определить свое место в социальной структуре общества.
В экологическом объединении «Логика природы», которым я руковожу, младшие школьники занимаются вместе со старшеклассниками. Такой опыт общения очень ценен, потому что установки на те или иные проявления в поведении детей воспринимаются как само собой разумеющееся. Старшеклассники, в свою очередь, приобретают опыт управления коллективом, то есть принимают активное участие в самоуправлении.
|
|
|
Старшеклассники проводят занятия с обучающимися младших классов |
Разновозрастная группа объединения занимается изучением местных экологических систем. Старшеклассники обучают учащихся младших классов приемам исследовательской работы. При выполнении исследовательского проекта обучающиеся приобретают опыт самостоятельного действия. Здесь речь идет о воспитательном результате внеурочной деятельности. В экологическом объединении «Логика природы» занимается несколько групп. Каждая группа выполняет свою часть исследовательской работы: геоботаническое описание луга, участка елового леса в окрестностях села; изучение соснового леса во время выездной практики в экологический лагерь.
Результатом работы экологического объединения стало оформление экологического уголка «Природа в кабинете», в котором представлены модели пяти экологических систем своей местности: еловый лес, сосновый лес, березовый лес, луг, водоем. Для моделирования экологических систем ребятами было собрано много природного материала: лишайники, сосновые и еловые шишки, раковины моллюсков, окаменелости древних моллюсков и другие. Информация экологического уголка систематически используется на уроках географии и биологии
|
|
Общий вид экологического уголка «Природа в кабинете» |
Фрагмент экологического уголка «Природа в кабинете», модель водоема |
Внеклассная работа по экологии ведется с начальных классов по следующим темам: в 1-м классе «Растем вместе», во 2-м классе: «В гостях у времен года», в 3-м классе: «Наши друзья – домашние животные», в 4-м классе: «Природа родного края». Познавательный краеведческий материал способствует развитию у учащихся устойчивого интереса к окружающей его природе. С первых дней учебы в школе формируется чувство доброго отношения ко всему живому, а значит, формируется экологическое сознание и в, конечном итоге, экологическая культура.
В 1-м классе на занятиях кружка «Растем вместе» под руководством учителя дети обращают внимание на себя. Какие они в начале учебного года, и чему научились к концу 1-го класса. Учитель помогает видеть эти изменения в себе. Он учит обучающихся видеть изменения вокруг себя, сопоставлять эти изменения со своими. В 4-м классе школьники получают опыт ценностного отношения к социальной реальности в целом (правила поведения в природе). Обучающиеся не просто знакомятся с природными сообществами окрестностей своего населенного пункта, но и осознают правильность своего поведения в этих сообществах, потому что здесь они гости, а не хозяева. В личности обучающихся происходят серьезные изменения. Они становятся внимательнее ко всему окружающему их миру: не только к природе, но и к людям
Одной из составляющей экологической культуры является система знаний о факторах здорового образа жизни, поэтому наряду с экологическими внеурочная работа с обучающимися призвана решать также следующие задачи:
· формирование осознанного отношения к своему здоровью
· понимание того, что при нарушении экологического равновесия человек разрушает собственное здоровье
Решение этих задач способствует пониманию обучающимися необходимости сохранить здоровье. А для этого человеку необходимо организовать свою жизнь с учётом объективных экологических условий, снизить воздействие нежелательных факторов, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм. В связи с этим возникает необходимость формирования у учащихся знаний норм и правил здорового образа жизни.
В экологической работе с обучающимися принимают участие и студенты СыктГУ, выпускники школы, которые тоже являлись членами экологического объединения «Логика природы». Они выбрали профессии, связанные с предметами естественнонаучного цикла. Жизненное самоопределение выпускников школы, у которых формируется активная общественная позиция, организованность, креативность, адаптивность, критическое мышление, целеустремленность как наиболее востребованные личностные качества – вот главный результат деятельности педагога.
Внеурочная деятельность по предметам естественнонаучного цикла способствует не только профессиональной ориентации выпускников, но и формированию осознанного отношения к своему здоровью.
Готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развивают человека как личность, способствуют формированию его компетентности. Возрастает социальная активность и творческое самовыражение.
Литература
1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа;
2. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999;
3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения – М: Педагогика, 1988;
4. Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А Зязюна – М: Просвещение, 1989;
5. https://www.google.ru/search?q=педагогические+технологи
7. https://videouroki.net/blog/rol-praktichieskoi-chasti-proghrammy-v-izuchienii-biologhii-orghanizatsiia-ekskursii
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.