Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)
Оценка 5

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Оценка 5
Презентации учебные +1
DOC
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
30.01.2017
Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)
УРОКНО~1.DOC
Сценарий урока  На тему: « Норильск в системе НКВД  (1935 – 1954 гг.)» 9 класс Учитель: Новгородцева Т.С. 0 МАОУ «Гимназия № 48» г.Норильск Тема: «Норильск в системе НКВД(1935 – 1954 гг.)».  Цели: А) Обучающий аспект:  Познакомить   учащихся   с   историей   появления   и   существования   Норильского исправительно­трудового лагеря (ИТЛ), с условиями жизни политических заключённых, с автобиографиями некоторых из них.  Сформировать понятие «репрессии» на творческом уровне.            Б) Развивающий аспект:  Развивать   речь   (обогащение   и   развитие   словарного   запаса;   работаем   над   усилением коммуникативных свойств речи).  Развивать мышление:              ­    учить анализировать изученный дома дополнительный материал и выделять из него главное, ­ ­ учить строить аналогии, учить обобщать, доказывать и опровергать.             В) Воспитательный аспект:   к другим: ­ ­ ­ воспитывать гуманность, воспитывать доброту воспитывать ответственность отношение к Родине: ­ воспитывать чувство горечи за неудачи Родины. Задачи: сформировать представление о жизни репрессированных в СССР на примере Норильлага. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:  выставка дополнительной литературы, доска, компьютер, мультимедийный проектор.  Формы работы: Коллективная, индивидуальная. Методы работы: ­ по источникам информации: вербальный и наглядный.                              ­ по степени взаимодействия: изложение и беседа.                              ­ по характеру познавательной деятельности: объяснительный,                                   иллюстративный, проблемно­поисковый.                              ­ в зависимости от дидактической задачи: объяснение.  Понятия: репрессии, НКВД, ГУЛАГ, Норильлаг, ИТЛ,  Даты: июнь 1935 г., 1955 г. Ход урока: 1. Орг. момент:  ­ приветствие,        ­ организация рабочего места,        ­  отсутствующие,  ( эпиграф к уроку) Ребята,   сегодня   мы   с   вами   проведём   урок  «В   память   тех,   кто   лежит   по     обочинам трактов В Магадан, Воркуту, и в Норильск, и в Печлаг, Кто ещё не взошёл с обвинительным трактом На трибуны в ещё не открытых судах». 1 ­  оглашение целей урока,        ­  настрой детей на изучение нового материала. 2. Новый материал:      План: I.   Репрессии 30­50­х гг. в СССР:  (Мультимедиа) П  Репрессии  ­ карательные меры, наказание, применяемые гос. органами; носят массовый, необоснованный, незаконный характер. – запись в тетради. Репрессии   30­50­х   гг.   в   СССР   были   направлены   против  членов   партийно­государственного аппарата, армейских кадров, органов безопасности, интеллигенции научной и художественной, церкви, против всех инакомыслящих и инакодействующих.  В   1940   году   были   приняты   указы   о   запрете   для   рабочих   и   служащих   менять   место   работы   и уголовной ответственности за прогулы и опоздания.   Жертвы репрессий.  Общее кол­во репрессированных  ­ около 4 млн., приговоренных к смерти около 800 тыс. (Мультимедиа) 1).   Справка   генерального   прокурора,   министра   внутренних   дел   и   министра   юстиции, подготовленная   для   Хрущева   в   1954   г.   «За   период   с   1930­1953   осуждено   3   770   380   чел,   из   них приговорены к высшей мере 642 980».  2).  Официальное сообщение КГБ   1990 год: за 1930­1953 осуждено 3 778 234 человека, из них к высшей мере приговорены 786 098.  3). Сообщение КГБ от 1992 за период 1918­1990 осуждено 3 853 900 человек, из них расстреляно 827 995. Общее число реабилитированных 844 470.    ? Задание детям: ­ проанализируёте статистические данные.                                 ­ сделайте выводы об их динамике развития.                                ­ почему с течением времени цифры увеличиваются? Карательные органы: (Мультимедиа)     1917­1922 гг. – ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия), 1922­1923гг. ­  ГПУ (государственный комитет политического управления),  1923­1934 гг. ­  ОГПУ (объединенный ГПУ), 1934­1941 гг. ­  НКВД (народный комиссариат внутренних дел). – запись в тетради. П Руководство карательных органов: (Мультимедиа) 1917­1926 гг. ­ Дзержинский,  1926­1934 гг. ­ Менжинский,  1934­1936 гг. ­  Ягода (расстрелян),  1936­1938 гг. ­  Ежов (расстрелян),  1938­1945 гг. ­  Берия (расстрелян).     г  . уголовный кодекс распространяется на   12­ти летних              С    1935 (Мультимедиа) П  С    статья   №58  1927   г    уголовного   кодекса,   содержащая   14   пунктов   (    .     действует          . – запись в тетради. антигосударственных преступлениях): террор, измена, диверсия, шпионаж     детей.   об Приговоры: лишение свободы до 25 лет, 10 лет без права переписки, ссылки, смертная казнь.  Ученик: _______________ «…Кажется сегодня мне, что у нас с тобою было 2 две страны в одной стране. Первая страна вставала на виду у всей земли. Радостно рапортовала! А вторую в даль везли. Вмиг перерубались корни. Поезд мчался по полям, И у всех, кто есть в вагоне, «сто шестнадцать пополам»…» Р.Рождественский (Мультимедиа) П  Система   исправительно­трудовых   учреждений   ­  ГУЛАГ  ­  начальник   Берман. Назначение ГУЛАГА ­ карать и поставлять рабочую силу ­   запись в тетради. Как это ни прискорбно, но наш с вами город – Норильск – появился именно в связи с деятельностью НКВД.  II.  Норильский комбинат в системе НКВД: В июне 1935 года Норильское никелеплатиновое месторождение было передано в ведение НКВД (Народному   комиссариату   внутренних   дел).   Так   появился  Норильский   Исправительно­ трудовой лагерь (ИТЛ) ­ запись в тетради П Главной его задачей было – строительство Никелевого комбината и освоение района распространения комбината и его предприятий. Начальником строительства и лагеря стал Владимир Зосимович Матвеев ­  запись в тетради. В последствии он был арестован (в апреле 1938 года) и расстрелян в Красноярске. Жизнь Владимира Зосимовича – одна из миллионов людей, веривших в коммунистические идеалы. Из приказа: «Вы, советские лагерники, не являетесь отбросами общества, как при капитализме, а являетесь временно изолированными. Да здравствует исправительно­трудовая политика…!»            8 апреля 1938 года начальником Норильлага был назначен А.П.Завенягин. Этапы заключённых и грузы доставляли по Енисею в Дудинку, затем в Норильск. В 1937 году силами заключённых была проложена узкоколейка Дудинка – Норильск. (Мультимедиа)  Из  воспоминаний  Вознесенского  В.К.: «Летом 1936 года  строили  лагерные  посёлки  по всей трассе Норильск – Дудинка. Всё, кроме курева и чая, было ограничено. Иногда готовили невкусно, но достаточно. За хорошую работу полагались зачёты рабочих дней: снижение срока за квартал на 30, 45 или 90 дней, иногда зачётов лишались по неизвестным причинам, а жалобы не принимались. Лагерный посёлок Амбарная сделали штрафным, огородили зоной с вышками, работали под конвоем, немногие имели пропуска. Сюда отправляли на определённый срок отказчиков от работы, беглецов, злостных нарушителей режима, а потом и политических, не внушавших доверие…» (Мультимедиа) В 1936 году в структуру лагеря входили отдельные лагерные пункты:  Норильский ОЛП  Дудинский ОЛП  ОЛП «Валёк»  Лагпункт Норильск – 2, где работали на заготовке крепежа для штолен и проводили расстрелы)  ШИЗО (штрафной изолятор) 3 III.   Судьбы репрессированных. Для того, чтобы проникнуться, понять условия того времени и жизни советского народа, необходимо окунуться  в  изучение  документов,  воспоминаний   тех  людей,   кому  пришлось   побывать   в  застенках НКВД и ГУЛАГа. (Мультимедиа) Заставка – «портрет     Йожефа Лендела». Ученик: _________________ ЙОЖЕФ ЛЕНДЕЛ Венгр по национальности. Активный член Венгерской компартии, участник революции 1919   года.   После   поражения   Венгерской   Советской   Республики   он   эмигрировал   в Австирию, затем в Берлин. С 1930 года жил в Москве. 36 лет вне Родины. 25 лет жизни  ­ в СССР, из них почти 17 – годы Советского ГУЛАГа. Он был едва ли не первым из зарубежных   писателей,   открыто   заговоривших   языком   художественной   литературы   о жертвах сталинских репрессий, о многонациональном составе лагерников и поселенцев. Ученик: _______________ ЙОЖЕФ ЛЕНДЕЛ. Мадьяр из Норильлага. «Если бы я был свободен, моя любовь принадлежала бы тебе, Север. Я просто влюбился бы в тебя… Но я – заключённый и клокочу от ненависти… И снятся мне  пологие холмы моей родины и листья её виноградников, что краснеют,  коль первый мороз их коснётся… Здесь краснеет лишь снег, когда солнце коснётся его и тотчас скроется снова… Потому что мы здесь, и это краска стыда всего мира…» Учитель: Йожеф Лендел писал о суровости и красоте Таймыра, и о людях, с кем     довелось познакомиться и выживать в Норильлаге.  Ученик:  __________________  «Баев Александр Александрович. Прежде чем попасть в Норильск, он   сделал   заявление   в   ТАСС   об   экспериментах   американских   биохимиков,   открыл структуру  одной  из  нуклеиновых  кислот, был  первым   сотрудником  академика  Баха, великого   физиолога.  А  там,  после  Норильска   второго, но  стал директором  большой норильской поликлиники, под его началом было больше 40 «вольных» врачей – и только его одного по вечерам охранники конвоировали в лагерь спать… 4 Ученик:  ____________________ «Козырев! Открыл две новые звезды в Крымской обсерватории! Был директором Пулковской обсерватории! А потом вместе со мной грузил брёвна в вагоды в Дудинке и, между делом, объяснял нам «тайны» возникновения северного сияния. Потом в Дудинке он руководил лабораторией, которая занималась проблемой вечной мерзлоты…» Учитель:  Йожеф  Лендел  так  же  вспоминает  о  том, как   видел   тысячи  солдат, доставленных   в   лагерь   с   финской   войны   как   изменников   родины:   «С   них   только   в Дудинке срывали погоны, помещали их отдельно, и там они получали приговор.»  Примером этого может послужить биография Ивана Терентьевича Сидорова,  (Мультимедиа) Заставка – «портрет     Ивана Терентьевича Сидорова Ученик:  __________________ 1918   года   рождения,   был   участником   советско­финской   войны   1939­1940   гг. трижды раненым попал в плен. После окончания войны и обмена пленными весной 1940 года   был   арестован   «за   слабое   сопротивление   белофиннам»,   заочно   осуждён   как «изменник Родины» и отправлен на пять лет в Норильлаг. Реабилитирован в апреле 1958 года. Ученик:  __________________ Сидоров Иван Терентьевич. «Помню это было 12 мая 1941 года. На Вальке начальник лагпункта отправил меня в гидропорт… Самолёт опустился на полосу снега, обнесённую ёлками, в сотне метров от озера Лама. Лагпункт был обнесён колючей проволокой в одну линию с трёх сторон, четвёртую  ограничивало  озеро. В зоне находились также пекарня, кухня, конюшня с тремя лошадьми. Был и карцер вроде балка, сколоченного из протёсанных с двух сторон брёвен, без окон, с массивной дверью и железной накладкой. Проволочные ворота зоны не закрывались, но около них стоял в белой дублёной шубе стрелок. В лесу, в трёхстах метрах от зоны, заканчивалось строительство дома отдыха для норильчан.   Начато   оно   было   в   зиму   1939   года,   а   в   апреле   1940   года   большинство заключённых (их была сотня) вывезли в Норильск в тяжёлом состоянии.» Учитель: Систему ГУЛАГа и работников НКВД не волновал ни возраст, ни пол, ни национальность репрессированного. Все шли под одну гребёнку. Ярким примером этому служат воспоминания Ядвиги Викентьевны Малевич. (Мультимедиа) Заставка – «портрет Ядвиги Викентьевны Малевич. Ученик:  __________________ Ядвига Викентьевна Малевич Я родилась 6 августа 1925 года в Варшаве в семье зажиточного землевладельца. Отец был инженером, мама вела большое хозяйство. В 1939 году, когда шёл передел Польши, семья переехала  в Белоруссию.  По доносу  соседей 25  мая 1945 года  меня арестовали   и   отправили   в   тюрьму   г.Бреста.   Мне   был   вынесен     военный   трибунал   – расстрел, который потом заменили на 10 лет заключения в Норильлаге. В сентябре 1945 года меня, в числе прочих,  доставили теплоходом в Дудинку. И разместили в палатках, 5 где три месяца мы жили в таких условиях, когда волосы примерзали к земле. О десяти годах   лагерной   жизни   можно   сказать   одной   фразой:   10   лет   ада.   В   1957   году   меня полностью реабилитировали «за отсутствием состава преступления». Учитель:  Ядвига   Викентьевна   Малевич   совсем   недавно   (в   2004   году)   смогла уехать из Норильска на свою историческую родину, будучи уже женщиной преклонного возраста. А сейчас вы услышите историю ещё одной замечательной женщины, которой тоже не удалось избежать застенок Норильлага ­ Софья Яковлевна Динер. Ученик:     ________________ Софья Яковлевна Динер «Не хочу вспоминать!» «Когда   объявили   войну,  я,  студентка   немецкого   госпединститута   в  г.Энгельсе, была на сельхозработах в колхозе. Вернулись все в город, а вскоре началось выселение немцев, и опустели немецкие деревни, как, спустя годы, чернобыльские… В телячьих вагонах нас отправили сначала в Алма­Ату, затем в Красноярск. Я не просто немка, я дочь врага народа – отец был арестован и расстрелян в 1937 году. Помню   отец   долечивался   в   больнице   и   на   октябрьские   праздники   отпросился домой. Мама, как всегда, к празднику напекла пирогов и навела немыслимую чистоту. Помню, как обрадовалась, придя домой и застав там неожиданно папу. А ночью пришли из НКВД, всё перевернули вверх дном, отца увели, и больше мы его не видели. Попав в списки НКВД, меня, как более здоровую и молодую, отправили на Север ловить рыбу. Так я оказалась в Туруханске. Затем работала в Верхне­Имбатске. По пути на станах встречала родственников, знакомых, бывших соседей. В Курейку пробыла до 1944 года. Дальше – трудармия­ женские и мужские бараки на реке Амбарной. Мы, спецпереселенцы,   обслуживали   норильскую   железную   дорогу.   Каждый   месяц   –   на отметку в комендатуру. 1   июня   1946   года   закончилась   моя   трудармия,   и   я   устроилась   на   работу   в управление   дороги.   К   тому   времени   я   была   уже   замужем.   Мой   муж   –   Николай Францевич   Принц   –   чех   по   национальности,   в   Норильск   попал   во   время   войны   из Одесской области. Брак мы не регистрировали, т.к. не было паспортов – ни у меня, ни у мужа. Лишь после смерти Сталина, в 1953 году мы получили паспорта. Судьбу ли, бога благодарить за то, что свела меня с людьми, которые несмотря на унижения,   оставались   гордыми   и   независимыми   от   обстоятельств,   людьми,   одним словом. НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ХВАТАЛО С ЛИХВОЙ. Был, например среди нас, спецпереселенцев, грузин с немецким именем и фамилией, которые ему дали в детдоме, ­   все   в   те   годы   бредили   Шмидтом,   вот   и   дали   грузинскому   мальчику   фамилию Шмидт.кто ж мог представить, чем это ему обернётся… А   какие   люди   строили,   допустим,   хлорно­   кобальтовый   –   академики,   а национальностей просто не счесть – и греки, и финны, евреи, немцы, поляки, литовцы, латыши, эстонцы… Судьбы искорёженные, а души удивительные, не было в них злости на весь белый свет.» (Мультимедиа) 6 Заставка – «лица детей»., а над ней надпись ­ «Я другой такой страны не знаю, где так БОЛЬНО дышит человек…».  Учитель: В тиски репрессии попадали не только взрослые люди, но и дети. Это сейчас  мы с уверенностью можем сказать: «Сын за отца не отвечает!» А в те злополучные  годы…ребёнок нёс ответственность и за отца, и за мать, и за деда, и за брата, и даже за  соседа… Ученик:  ____________________ Бируте Карейвайте «Я   родилась   в   Каунасе.   Отец   –   химик­учёный,   окончил   в   Париже   химико­ технологический институт, знал восемь языков. Мама – медик. Перед второй мировой войной отец погиб в автоаварии. Маму арестовали в январе 1946 года. Меня – в июле 1946 года, мне было 15 лет, училась в консерватории. Осудили по статье 58­12 (недонесение). Отправили вначале в детскую колонию, затем перевели в лагерь – на лесоповал. Дальше – ссылка, без права проживания на родине. Маму после первого срока отправили в Казахстан в ссылку, где второй раз судили. Осудили на 10 лет за слово в песне Дунаевского: «Я другой такой страны не знаю, где так БОЛЬНО дышит человек…».  В 1956 году я приехала к маме в Норильск. Прожили вместе всего пять лет. В 1961 году после тяжёлой болезни (рак) мама умерла и похоронена в Норильске.» Учитель:  Наверное самое страшное было, это когда вместе с матерью в заключение отправляли и её ребёнка, даже ещё не родившегося.  (Мультимедиа) – фото родителей В.Сербского. Ученик:  __________________ Из воспоминаний Виктора Сербского (1992 год):  «У  меня,  может   быть,  самый  длительный   срок  внесудебного  наказания.  Я   был сослан   в   утробе   матери,   ссылка   эта   продолжается   шестой   десяток   лет,   и   никто возвращать меня из неё не собирается. Ни по какому ведомству не числюсь. Не знаю где и когда родился. В паспорте стоит дата: 1 мая 1933 года. Но кто её подтвердит? Помню барак. Потом в детдоме, я часто вспоминал его, ухаживая за животными. В свинарнике, конюшне, коровнике были такие же не до потолка перегородки, как в том бараке. В каждой из клетушек много народа и плотный запах. В этой толчее – мы с мамой. Её имя – Женя – много лет было моей мальчишеской тайной. Никогда и никому я не говорил, как звали мою маму.  В 1989 году на очередной мой запрос я получил свидетельства о смерти родителей – 13 октября 1937 года, в графе «Причина смерти» было указано: Расстрел.» Ученик: _____________________ «…Эти строки, Как стоны в пустыне За колючкой Погибших так рано… С тех смертельных времён И поныне 7 Сердце В незаживающих ранах…»  Нора Пфеффер Ученик:  ___________________ Григорий Климович «…Был я крестьянским мальчиком, затем студентом и секретарём комсомольской организации Гомельского индустриально­педагогического техникума, а в 1943 году из меня сделали «гитлеровского шпиона». Следствие провели, не выходя из кабинета, и судили тоже в кабинете следователя, так что я вроде как «кабинетный шпион».в то время такое обвинение не было чем­то исключительным. Это был стандарт. Но в моём деле этот стандарт выглядел чудовищно неправдоподобно. Гитлеровцы по подозрению в партизанщине расстреляли моих родителей – отца и мать, два брата погибли на фронте. Получилось так, что я, самый младший сын в семье, обвинялся   как   бы   в   косвенном   участии   в   убийстве   своих   родителей   и   братьев.   С подобным обвинением и зверь хищный не согласился бы… Но с моим мнением никто не считался. Осудили и направили в Норильлаг. В 1947 году   меня   осудили   по   статье   58  пункт   10  часть  II  –   за   антисоветскую   агитацию;   к имевшемуся сроку добавили ещё 10 лет лишения свободы.  В августе 1956 года комиссия Президиума Верховного Совета зачитала мне своё решение: «за отсутствием состава преступления освободить со снятием судимости». И от горькой обиды у меня сдавило горло: мне хотелось что­то сказать в ответ, но я не мог… После освобождения я вернулся на родину, в Гомель. Я ничего не забыл. Такое не забывается.  Тысячи бывших заключённых остались навечно в земле норильской, а некоторые, дождавшись свободы, и ныне живут со щемящей болью в душе. И те, и другие стоят того, чтобы помянуть их добрым словом.» (Мультимедиа) Заставка – списки приговорённых в бегущей строке мультимедиа. Учитель: Ребята! Давайте почтим память заключённых Норильлага минутой молчания. Прошу всех встать. Класс встаёт. Минута молчания (пока не закончится список приговорённых), Учитель: Прошу всех сесть. Конечно, жители НПР всегда будут помнить о тех, кто были первыми строителями Норильска. И  в декабре 1994 года администрацией города было принято постановление об   установлении   памятника   репрессированным   в   июне  1995  года.   Но   и  по   сей   день напротив здания администрации г.Норильска памятника нет. (Мультимедиа) На этом месте должен стоять памятник заключённым Норильлага.  Ученик:  _______________________ «Наперевес конвой взял автоматы В конце колонны, впереди, с боков, А посредине рты молчаньем сжаты, 8 Готовы лопнуть жилы кулаков. Передвигая медленно ногами, Без лиц, без пола и без возрастов, Под вьюгами, морозами, дождями Они тащили груз своих оков. Гонимые собачьими клыками, Шли в бесконечность серые ряды. Пылал восход, кровавыми лучами Навеки помечая их следы. Дорога их мою пересекла, И – я боялась в школу опоздать… На сколько лет я всё же опоздала, Чтобы умом и сердцем боль принять!» Алевтина Щербакова Г.Норильск Учитель:  Да,   репрессированные   вынуждены   были   молчать,   и   жить   в   страхе,   как собственно   и   всё   население   страны   того   времени.  Но   всё   же   были   попытки   борьбы заключённых   Норильлага.   В   качестве   наиболее   яркой   такой   попытки   можно   назвать восстание 1 июля 1953 года.  (Мультимедиа) портрет Бориса Шамаева. Ученик:  __________________ В  I  лаготделении начался саботаж. Председателем забостовочного комитета был Борис   Шамаев.   Восставшие   отказались   выходить   на   работу,   требовали   комиссию   из Москвы, пересмотра режима, дел и амнистии. Через два месяца переговоров с лагерной администрацией   по   её   приказу  восставших   расстреляли.  После   подавления   волнений были всё­таки пересмотрены дела, сокращены сроки, зачинщиков выделили и направили в другие лагеря.  В ходе восстания одним из заключённых (Григорием Сергеевичем Климович) был написан гимн восставших. Ученик:  ________________________  «Гимн норильчан – участников восстания 1953 года» (автор: Григорий Сергеевич Климович из 4­го лаготделения Норильлага) «Не страшны нам тиранства большевизма, Мы знаем горе свыше всяких мер. Известны нам все ужасы чекизма И стон людской на землях СССР… Мы стали рядом, брат около брата, За право жить без тюрем и цепей. Напрасно смерть дышала с автоматов И псы рычали в ярости своей… В крови зэка омыта наша слава 9 В режимных зонах Горных лагерей. Из тьмы встаёт свободная держава. Огни Норильска не погаснут в ней… Дыханье жертв комиссии московской Мы возродим, напомним о себе. И чёрный флаг с кровавою полоской Осветит путь нам в праведной борьбе!» Учитель:  В 1955 году начался перевод комбината на вольнонаёмную силу. И с этого момента можно говорить уже о несколько другой истории Норильска. 3.  Закрепление пройденного материала. Учитель:  И   в   заключении   обратите,   пожалуйста,   внимание   на   цифровые   данные   о составе заключённых, содержащихся в Норильском ИТЛ по состоянию на 1 октября 1949 года.  (Мультимедиа) и распечатки на партах Задание учащимся:   Письменно в тетрадях сделайте выводы о национальном составе заключённых Норильлага. 4. Домашнее задание: написать мини­сочинение на тему «Мой взгляд на репрессии 30­50­х годов СССР  через призму Норильлага». 10

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)

Презентация по истории Норильского Промышленного района на тему "Норильск в системе НКВД" (9-11кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017