«История - наставница жизни».
И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества пытаются найти в истории ответ на жгучие вопросы современности.
На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, типа «ИСТОРИЯ – это не наука!»
Картину "Мистерия XX века" по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство было строго ограничено рамками социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы деятелей XX века.
Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности.
Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук.
Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за недостаточности сохранившихся источников о реально происходивших событиях.
Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняет сегодняшний день и дает материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория.
Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять - десять лет назад. Все это - свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях.
Великий русский ученый-энциклопедист
Михаил Васильевич Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судьям - правосудия, младым - старых разум, престарелым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное».
Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов
(1711 – 1765гг.) - первый русский учёный-естествоиспыта-тель мирового значения
Говоря о роли истории в жизни людей
Василий Никитич Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек без знания истории совершен, мудр и полезен быть не может».
Василий Никитич Татищев (1686 – 1750гг.) известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета Василий Осипович Ключевский остроумно заметил о том, что жизнь больше мстит тому, кто совсем не знает истории.
Василий Осипович Ключевский
(1841-1911гг.)
Выдающийся российский историк, профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, председатель Императорского Общества истории и древностей российских, тайный советник.
Его главный труд «Русская история. Полный курс лекций» отличался широтой охвата самых разных факторов и аспектов исторического процесса, опорой на большое количество первоисточников, на научный анализ.
Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.
История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
В настоящее время выделяют четыре основные группы (класса) исторических источников:
1) вещественные;
2) письменные;
3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные);
4) фонические.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.