Презентация по изобразительному искуству "Русский народный костюм"
Оценка 4.7

Презентация по изобразительному искуству "Русский народный костюм"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
pptx
изобразительное искусство +2
4 кл—11 кл +1
05.01.2017
Презентация по изобразительному искуству "Русский народный костюм"
Очень интересная презентация на тему "Русский народный костюм". Данная работа подготовлена для уроков изобразительного искусства ( подойдёт и для начальной школы, и для среднего звена). Данную презентацию можно использовать на уроках технологии ( для среднего звена тоже ). На внеклассных мероприятиях очень интересно будет узнать об истории создания русского народного костюма, решить кроссворд, прочитать стихи.Презентация "Русский народный костюм" очень интересна для уроков технологии и изобразительного искусства ( начального и среднего звена), а также для проведения внеклассных тематических мероприятий
Русский народный костюм.pptx

Русский народный костюм Харитонова

Русский народный костюм Харитонова

Русский народный костюм

Харитонова Юлия Вильевна
учитель начальных классов

Оглавление : Женский костюм.

Оглавление : Женский костюм.

Оглавление :

Женский костюм.
Мужской костюм.
Обувь.
Кроссворд

У меня давно возник вопрос. И теперь в проект он перерос:

У меня давно возник вопрос. И теперь в проект он перерос:

У меня давно возник вопрос.
И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

Я спросила у своих друзей
И сходила в городской музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

В зависимости от пола Мужской костюм

В зависимости от пола Мужской костюм

В зависимости от пола

Мужской костюм

Женский костюм

По назначению Будничная Свадебная или венчальная

По назначению Будничная Свадебная или венчальная

По назначению

Будничная

Свадебная или
венчальная

Праздничная

Траурная

По возрасту Детский Молодёжный

По возрасту Детский Молодёжный

По возрасту

Детский

Молодёжный

Замужней женщины

Одежда пожилых
крестьян

В книге А. Н. Афанасьева «Древо жизни» описан заговор-заклятье, который является поэтической метафорой древней символики народной одежды:

В книге А. Н. Афанасьева «Древо жизни» описан заговор-заклятье, который является поэтической метафорой древней символики народной одежды:

В книге А. Н. Афанасьева «Древо жизни» описан заговор-заклятье, который является поэтической метафорой древней символики народной одежды: Пойду я во чистое поле – Под красное солнце, Под светел месяц, Под частые звезды, Под полетные облака, Стану я во чистом поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами – От всякого злого недуга…

Женский костюм

Женский костюм

Женский костюм

Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами

Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами

Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек. Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Шилась она из лучшего домотканого полотна.
Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день начала сенокоса и жатвы. Полотно, из которого они изготовлялись, экономили, поэтому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью.

Рубаха

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой»

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой»

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.
Деревенская мода не признавала коротких рубах, они шились длинными. Если женщина среднего роста, она шьет себе рубаху такой длины, что, когда она ее надевает, подол лежит на полу. Во многих селах рубаху носили «с пазухой» - рубаху выдергивали из-под пояса и спускали ниже на поневу, фигуру женщины такой напуск делал дородной и округлой, полностью скрывая талию.

Первое упоминание в русской литературе о сарафане, как виде одежды можно встретить в

Первое упоминание в русской литературе о сарафане, как виде одежды можно встретить в

Первое упоминание в русской литературе о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.
Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении.
В правление Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" — шерсть овцы, сотканной и окрашенной в чёрный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или бордовые саяны, а пожилые — синие и черные.

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков…

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков…

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.

Понева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью. Спереди часто надевался передник-фартук.

Понёва

Душегре́я (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты

Душегре́я (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты

Душегре́я (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.

Душегрея

Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником, приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки

Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником, приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки

Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником, приталивалась с помощью сборок, имела застёжку спереди на крючки. Носилась с сарафаном. Душегрея (шугай) шилась из дорогой ткани: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком; сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом. По борту, краям рукавов, воротника отделывалась позументом, тесьмой, мехом (беличьим), бахромой. Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника. «Душегрею иногда называли епанечкой. Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею».
В середине XIX — начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, слегка расклешенными полами; спинкой, сходящейся к поясу углом и складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек бо́льшей частью был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек отделывались бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером.

Холодник Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой

Холодник Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой

Холодник

Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.

Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки

Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки

Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке.

Епанечка

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Летник

Головные уборы Головной убор –очень важная часть костюма

Головные уборы Головной убор –очень важная часть костюма

Головные уборы

Головной убор –очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было много узнать о женщине. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (украшался жемчугом)или повойник (также усыпанный жемчугом).

Обруч Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом

Обруч Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом

Обруч

Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.

Перевязка

Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Кичка Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму

Кичка Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму

Кичка

Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала.

Сорока

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Мужской костюм

Мужской костюм

Мужской костюм

Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см

Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см

Рубаха

Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Порты Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником

Порты Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником

Порты

Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Зипун Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык

Зипун Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык

Зипун

Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Кафтан Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением

Кафтан Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением

Кафтан

Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Обувь Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка

Обувь Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка

Обувь


Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

лапти

башмаки

чёботы

Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником

Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником

Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
Поршни — простейшая русская кожаная обувь.
В городе носили сапоги.

ичиги

валенки

онучи

поршни

По горизонтали: 1. Деталь одежды, которая служила оберегом

По горизонтали: 1. Деталь одежды, которая служила оберегом

2

3

4

1

2

5

3

По горизонтали:
1. Деталь одежды, которая служила оберегом.

2. Старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.

3. Женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный драгоценными камнями.

4. Род женской юбки из двух полотнищ, не сшитой по бокам, украшенной тканым или вышитым узором.

5. Старинная обувь, сплетённая из коры
дерева.

По вертикали:
1. Старинный женский головной убор – шапочка в форме рогов или лопатки.

2. Старинная женская одежда, кроившаяся из клиньев, на лямках из холстяной или парчовой ткани.

3. Название изображения птицы в народной вышивке.

Кроссворд «Русский народный костюм»

1

Презентация по изобразительному искуству "Русский народный костюм"

Презентация по изобразительному искуству "Русский народный костюм"

Жив народ, и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к

Жив народ, и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к

Жив народ, и нация не исчезнет,
пока поют люди народные песни и носят национальные одежды,
пока обращаются они с молитвой к Богу.
Протоиерей
Алексий Аверьянов

http://kladraz.ru/blogs/natalija-albertovna-fomicheva/stihi-o-ruskom-narodnom-kostyume. https://ru.wikipedia.org/wiki http://womanadvice.ru/istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyum http://afield.org.ua Источники:

http://kladraz.ru/blogs/natalija-albertovna-fomicheva/stihi-o-ruskom-narodnom-kostyume. https://ru.wikipedia.org/wiki http://womanadvice.ru/istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyum http://afield.org.ua Источники:



http://kladraz.ru/blogs/natalija-albertovna-fomicheva/stihi-o-ruskom-narodnom-kostyume.



https://ru.wikipedia.org/wiki



http://womanadvice.ru/istoriya-russkogo-narodnogo-kostyuma



http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyum



http://afield.org.ua

Источники:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017