Презентация по литературе на тему "Как обрести друзей?" ( 6 класс литература)
Оценка 4.8

Презентация по литературе на тему "Как обрести друзей?" ( 6 класс литература)

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
6 кл
27.01.2017
Презентация по литературе на тему "Как обрести друзей?" ( 6 класс литература)
Это урок внеклассного чтения по произведению современной писательницы Л.Улицкой "Бумажная победа". В материале представлен сценарий урока и презентация, а также документ с биографическими данными Улицкой и файлы для музыкального сопровождения на уроке. Данный урок проводится в 6 классе. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке представлена групповая работа, проектная деятельность, инсценирование фрагмента рассказа. Ребята учатся формулировать тему, проблему урока, анализировать текст рассказа. Использованы также и здоровьесберегающие технологии: на уроке проводилась физминутка. На уроке представлен и исследовательский метод обучения.урок внеклассного чтения по рассказу Л. Улицкой "Бумажная победа".
Сценарий урока.docx

 Сценарий урока внеклассного чтения.

Как обрести друзей?

 Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа».

Дата проведения 09.02.2016.

Учитель Лушкина Ирина Николаевна

Класс 6 Б

Предмет: литература

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование способностей к анализу художественного произведения.

Задачи:

1. Учебно-познавательные :

o   развитие навыков поискового чтения;

o   расширение понятийной литературоведческой базы;

o   развитие навыков монологической речи;

o   знакомство с творчеством российской писательницы Людмилы Улицкой.

2. Развивающие:

o   развитие творческого мышления;

o   развитие памяти;

o   расширение читательского кругозора.

3. Воспитательные:

o   воспитание уважительного отношения друг к другу;

o   воспитание осознания у детей истинных человеческих ценностей: доброты, терпимости, принятия достоинств и недостатков человека, находящегося рядом;

o   воспитание любви к чтению современной российской литературы;

 

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3. Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные:

1.Умение работать по заданной учебной цели.

2. Объективно оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Познавательные:

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения.

2. Уметь выделять существенную информацию.

3.Уметь осуществлять сравнение.

4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные:

1. Умение донести собственную мысль до слушающих.

2. Слушать своих одноклассников и обосновывать своё мнение.

 

Оборудование.

Проектор, экран, компьютер, текст рассказа, таблицы, бумага для творческой работы.

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.                  Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, давайте подарим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Перед вами рабочие листы. Я прошу вас написать в них свою фамилию и записать число. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И открыть я хочу наш урок литературной страницей. Внимательно послушайте диалог героев.

2. Актуализация знаний.

...Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
Инсценирование фрагмента рассказа «Бумажная победа».

Бабушка:

- Почему ,почему они его всегда обижают?

Мать:

- Я думаю, что надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения.

Бабушка:

-Ты с ума сошла, это же не дети. Это бандиты.

Мать:

- Я не вижу другого выхода. Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

Бабушка:

- это бандиты и воры, они же весь дом вынесут.

Мать:

- У тебя есть что красть? Твои старые

ботинки никому не нужны.

Бабушка:

- Причем тут ботинки?...Мальчика жалко.

 

3. Постановка проблемы .                    Слайд 1

- О чём беседуют герои? ( О предстоящем дне рождения мальчика и о том, что у него нет друзей, что его все ненавидят).

- Почему мама настояла на приглашении всех детей на день рождения сына? ( Она хотела, чтобы её сын обрёл товарищей, чтобы не чувствовал себя таким одиноким).

- Попробуем сформулировать проблему, поднятую автором в данном эпизоде одним предложением.

- Всё верно, а сейчас я помогу вам правильно оформить мысль.

                                                                 Слайд 1

(Проблема неприятия одних детей другими, проблема непонимания между детьми

 

4. Формулировка темы урока.              Сл. 2

- Посмотрите в рабочие листы. Что мы дальше должны сделать. (Определить тему урока)

- Так о чём мы сегодня будем размышлять. Попробуем сформулировать тему урока в виде вопроса.

(Как обрести друзей?)

 

 

 

 

5. Подготовка к восприятию текста.                 Сл.2

 

Обратимся к эпиграфу. На слайде слова знаменитого учёного Н.И. Пирогова.

Жить на белом свете – это значит постоянно бороться и постоянно побеждать. (Николай Иванович Пирогов русский учёный, хирург)

- Как вы понимаете эти слова?

 

( Жизнь – это борьба, и мы постоянно пытаемся одержать победу над своим волнением, плохим настроением, это и преодоление трудностей, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни).

- Какое слово в этом  высказывании вы назвали бы ключевым? (Побеждать)

- А приходилось ли вам в жизни побеждать?

( Учащиеся делятся своими успехами, показывают грамоты, медали, кубки).

- Я прошу вас поднять и показать результаты своих достижений.

Так какая же она, победа? Подберите 2-3 определения к этому слову. ( первая, необходимая, желанная, достойная, спортивная, нелёгкая).

- Итак, вы подобрали определения, многие из них яркие. Образные. Как в худож. литературе называется такой приём? ( Эпитеты).

- Сегодня мы тоже будем говорить о победе. Размышляя над темой урока, мы обратимся к рассказу современной писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой «Бумажная победа».

Слайд 2

Допишите тему урока. Как обрести друзей? Рассказ Л.Е. Улицкой «Бумажная победа».

- А теперь вспомните, когда вы только взяли в руки это  произведение, что могло вас насторожить в названии?

- Какие вопросы возникли?

(Кто кого победил? Почему рассказ так называется? Победа, о которой сказано в названии настоящая или не существующая в жизни?)

Обычно в нашей речи такие слова не сочетаются. В названии своего рассказа Л. Улицкая использует художественный приём: оксюморон.

В ваших рабочих листах есть это определение. Зачитаем его.

- Хорошо. С этим художественным приёмом мы ещё встретимся, размышляя над произведением.

 

6. Постановка цели урока.                         Слайд 3

- Чем  будем заниматься на уроке? Какой цели должны достигнуть?

 

 

Слайд 3

Размышляя над рассказом «Бумажная победа», понять, в чём смысл названия произведения, как главный герой обретает друзей.

 

 

 

 

 

 

 

7. Совместное открытие нового текста.     Слайд 4.

-- Чтобы вы смогли лучше представить себе ту эпоху, о которой идёт речь в рассказе, подготовились к восприятию текста, я предлагаю послушать ребят, которые подготовили творческий проект.

1. Индивидуальный творческий проект. (Ученик знакомит ребят с писателем, рассказывает об эпохе, изображённой в рассказе, демонстрирует рисунок).

 

Слайд 5 .   Физминутка

 

 

 

Слайд 6.

РАБОТА В ГРУППАХ.

- Итак, Обратимся к рассказу «Бумажная победа». Чтобы разобраться в прочитанном,  предлагаю вам побывать в роли исследователей и поработать в группах.

- Прочитайте задание, распечатанное на карточках. Устно ответьте на вопросы, подкрепляя свои ответы примерами из текста. Выпишите ключевые слова в рабочие листы.

 

 

 

1 группа.  «Исследователи образа главного героя» (1-я часть рассказа)

 

1. КАК ВЫГЛЯДИТ ГЕНЯ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА.

 

( В начале рассказа Геня  - болезненный, жалкий, несамостоятельный, не умеющий постоять за себя, у него прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи».

Помимо этого у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще.)

 

2. КАКИМ ПРЕДСТАЁТ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЕМ ПЕЙЗАЖ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА?

 

(Хмурая, пасмурная погода, описанная автором в начале рассказа, помогает понять внутреннее состояние Гени. (Природа помогает понять душевное состояние героя,в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо)

 

3. КАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛЬЧИКУ ДАЁТ АВТОР В НАЧАЛЕ РАССКАЗА?

Всё это делало Геню несчастным человеком.

Подготовьте ответы на вопросы, используйте примеры из текста рассказа. Запишите ключевые слова на листах.

 

(Ключевые слова: 1) нелепая фамилия, 2)болезненность, 3) прыгающая походка, 4) без отца, 4) ненависть сверстников, 5)чёрный снег, грязная вода) 

 

 

 

 

 

2 группа. «Исследователи образов ребят» ( 1-я часть рассказа)

 

1. КАК РЕБЯТА ОТНОСЯТСЯ К ГЕНЕ? ЗА ЧТО ОНИ ЕГО НЕНАВИДЯТ?  (ДО ДНЯ РОЖДЕНИЯ?) Приведите примеры из текста.

«Генька хромой, сопли рекой!»  Ребята обижают Геню, обзывают его, кидают в него комья с грязью. Они ненавидят мальчика за его болезненность,  физический недостаток, несамостоятельность, неумение постоять за себя.

2. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИДЕРОМ СРЕДИ РЕБЯТ?  ПОЧЕМУ МАМА ГЕНИ  ПРИГЛАСИЛА НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВСЕХ РЕБЯТ И ОТДЕЛЬНО ПРИГЛАСИЛА АЙТЫРА?

Лидером среди ребят является Женя Айтыр.  Он физически здоровый мальчик. У него есть подчинённые, то есть те, как пишет автор, кто «… у него на побегушках». Власть Жени основана на страхе, подчинении и подавлении других.

3. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ПРИГЛАШЕНИЯ?

Дети не отказались от предложения потому, что согласился Женя. А ещё, возможно, поесть, получить удовольствие.

 

3 группа.  «Исследователи образа главного героя» (2-я часть рассказа)

 

1. КАК МЕНЯЕТСЯ ПЕЙЗАЖ ? КАКИМИ КРАСКАМИ ОН НАПОЛНЕН? Найдите в тексте ключевые слова.

 «И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой готовой листвой».

 «Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым».

(Природа преобразилась, как пишет автор , стала « спокойной и нежной».)

 

2. КАК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ГЕНЯ ПЕРЕД ДНЁМ РОЖДЕНИЯ?

 

2. «Я никого не хочу. Не надо, мама, – попросил Геня.»  Для передачи отношения Гени к детям автор использует оксюморон. « Геня сидел у подоконника спиной к столу и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги…»

 

3. ЧТО СМУЩАЛО ГЕНЮ В ИХ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ?

 

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Он понимает, что черное пианино смутит детей, потому что такого ни у кого из них не было.

4. – Послушайте музыку, вы узнали, о чём идёт речь?

 

О КАКОМ НАПРЯЖЕНИИ ИДЁТ РЕЧЬ И ПОЧЕМУ ГЕНЯ ИСПЫТАЛ ГОРДОСТЬ?

« Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости…»

Мальчик боялся быть непонятым перед сверстниками. Но чувство страха проходит, когда мама играла Бетховена и никто не смеялся.

(Ключ.сл. : 1) был мастером бумажного искусства, 2) их лица не злые, 3) не чувствовал страха)

4-я группа. «Исследователи образов ребят» (2-я часть рассказа)

 

1.КАКИМИ ВЫ УВИДЕЛИ  ДЕТЕЙ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ У ГЛАВНОГО ГЕРОЯ?

 Найдите в тексте описание комнаты, праздничного стола, внешнего вида детей.

 (Плохо одетые дети, бедная обстановка комнаты, скупой стол.)

- Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких красок.

 

2. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕТИ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ? (ДО ИГРЫ В ФАНТЫ)

 

Сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании.

 

Слайд 7

3. КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ РЕБЯТА? КАК ОНИ СЛУШАЛИ МУЗЫКУ? Зачитайте цитаты.

Они узнали о том, что мама и Геня прекрасно играют на пианино.

Геня оказался великим мастером по изготовлению игрушек из бумаги.

« Генечка!  Пожалуйста».  Все его благодарили.

Музыка, как и природа, помогает изменить «непримиримых врагов». Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких пятен. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Искусство делает нашу обыденную серую жизнь красочной и богатой. Музыка укрепила силу духа Гени.

 

(Ключ. Слова: 1) они тянули к нему руки,  2) все его благодарили,  3) все улыбались)

 

Итог работы.

1. Составление кластера.

( На доске таблица с именем главного героя)

- Какое слово является ключевым для раскрытия образа героя?

(Появляется табличка со словом «несчастный»)

- Так что же делает мальчика несчастным? Какие слова вы написали на листах?

Ключевые слова.

Геня Пераплетчиков

 


 

                                     фамилия

                                                       заложенный                      болезненность   прыгающая походка

                                                            нос       безотцовщина

Скругленный прямоугольник: несчастный
 

 


                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по вопросам

 

- Какое определение даёт главному герою Л.Улицкая в конце рассказа? Каким мы видим героя в конце произведения?

- Что сделало Геню счастливым? Прикрепите на доске слова на листах.

 

 


Он был

счастлив

 Они тянули к нему руки                           

Все улыбались                                                     

Все его благодарили

Он не чувствовал страха

Их лица не злые

Совершенно не злы                                     

                                                                              

 - А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.

С помощью бумаги  Геня совершил  победу над  неприязнью к нему. «Бумажная победа» была одержана  над презрением, жестокосердием детей, их несправедливостью

- Только настоящий талант может брать в плен людские сердца и делать их при этом счастливыми. Благодаря своему таланту Геня смог одержать “бумажную победу” и возможно обрести друзей.

 

Рефлексия

- Давайте и мы попробуем приобщиться к искусству оригами и что-нибудь смастерим сами, а сопровождать ваше занятие будет музыка Бетховена, которую  любил слушать главный герой рассказа.

-  Выберите жёлтый, зелёный или голубой цвет бумаги и смастерите из неё фигурку.

Жёлтый могут выбрать те, кто считает, что узнал на уроке много нового , и это пригодится в жизни;

Зелёный – урок показался полезным и интересным, но на некоторые вопросы я не смог ответить.

Синий- урок показался трудным, многое осталось непонятным.

 А пока вы работаете,  я раздам вам фигурки- оценки:

Звёздочка – «5», солнышко – «4»; облачко – «3».

 

Домашнее задание.

Составление синквейна на тему «Дружба»


 

Сценарий урока внеклассного чтения

Сценарий урока внеклассного чтения

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Подготовка к восприятию текста

Подготовка к восприятию текста

Совместное открытие нового текста

Совместное открытие нового текста

Исследователи образов ребят» ( 1-я часть рассказа) 1

Исследователи образов ребят» ( 1-я часть рассказа) 1

Исследователи образов ребят» (2-я часть рассказа) 1

Исследователи образов ребят» (2-я часть рассказа) 1

Беседа по вопросам - Какое определение даёт главному герою

Беседа по вопросам - Какое определение даёт главному герою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017