Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)
Оценка 4.8

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
русская литература
Взрослым
12.03.2017
Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)
В презентации представлен материал для изучения литературы родного края. Включены стихотворения писателей Донбасса, их фото, творческое наследие поэтов. Просмотрев и изучив презентацию, обучающиеся больше узнают о творчестве писателей и поэтов Донбасса, повысят свой культурный и читательский уровень, выработают навыки выразительного чтения.К презентации представлена разработка урока по литературе родного края
Литература родного края.doc
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования Конкурс «Марафон­проект» Тема «Волшебный мир литературного краеведения» Разработка урока  по литературе родного края  8 класс Тема  «Слова любви к родному краю!» Разработала Дмитриева Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы Старобешевской общеобразовательной  школы I­III ступеней Старобешевского района Старобешево, 2016 Тема: «Слова любви к родному краю»  ( урок­знакомство с творчеством поэтов и писателей Донбасса) Цели урока: ­ ознакомить обучающихся с творчеством поэтов и писателей Донбасса; ­ вызвать интерес к литературному краеведению; ­   развивать   читательскую   культуру;   память,   творческие   способности, продолжить   работу   над   формированием   навыков   самостоятельной   работы, вырабатывать навыки выразительного чтения; ­   воспитывать   любовь   к   родному   краю,   его   истории,   чувство   гордости   за Донетчину, за свой народ. Тип урока:  изучение нового материала Оборудование:  мультимедийное оборудование. портреты   писателей   и   поэтов,   выставка   книг, Который раз я повторяю Слова любви к родному краю: Мой край! Хвала тебе и честь! Б.Легостаев ХОД УРОКА І. Организационный момент. ІІ. Мотивация учебной деятельности. 1. Технология «Незаконченное предложение»: «От сегодняшнего урока я ожидаю…» (ответы обучающихся) 2. Слово учителя. ­   У каждого человека должно быть то святое место, которое он называет Родиной, куда хочется вернуться, куда б ни закинула тебя судьба.  Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» ­ родным местам, отчему краю, городу или селу. Наша с вами «малая» родина – это наш город Донецк.              Донецкий край дал миру большое количество людей неординарных, талантливых.   Кроме   людей   труда,   космоса,   спорта,   Донетчина   богата мастерами   художественного   слова.   Многие   из   них   воспевают   в   своих произведениях Родину, родной край и его тружеников, дружбу, любовь. “Донбасс ­ земля героев”, ­ когда­то сказал  Ионов А.В..  ІІІ. Актуализация опорных знаний.  Беседа с обучающимися:  Вспомните имена поэтов и писателей Донбасса.  С какими их произведениями вы знакомы? IV. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.       ­ Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством писателей и поэтов, которые  воспели в своих произведениях святое чувство любви  к родине.  2. Слово учителя. ­ «Человек большого таланта, трудяга, обожающий свою Родину, свою землю, свою семью. Человек, любящий людей, запах цветов, солнышко, луну и звёзды. Все   его   книги   написаны   понятно,   простым,   доступным   словом…»   ­   так говорили о Николае Вениаминовиче Хапланове, нашем с вами земляке,   его земляки­макеевцы. 3. Выступление творческих групп обучающихся с презентацией о жизни и творчестве писателей и поэтов Донбасса. Творческая группа №1.         Николай Вениаминович Хапланов (1936­2008) родился в Старобешево. Здесь прошло его трудное и голодное детство. В полтора года он остался без матери. Затем ушёл на фронт защищать Родину его отец. Возвратился живым, но израненным инвалидом І группы. На мизерную пенсию жить вдвоём было невыносимо, поэтому с 10­ти лет мальчишка сам старался заработать себе на кусок   хлеба.  Закончил  школу,  получил  профессию   бульдозериста   и  пошёл работать на стройку. Затем служба в армии.           К   поэтическому   творчеству   у   Николая   любовь   со   школьной   скамьи, Обладал он многими талантами: художник­оформитель, учитель, журналист. Писал много. На разные темы. Писал, изливая душу, выплёскивая накипевшее. При жизни он достиг признания и славы. Чтение стихотворений наизусть. Обучающийся Баллада о степи Степная даль… Ковыльные луга, Как седина минувших бурь и болей. Заросшие воронки. И стога. На скошенном вчера пшеничном поле. Упал на травы жаворонка звон. Над сухостоем солнце разметалось… О, как в тебя я, степь моя, влюблён, Как понимаю я твою усталость. Ладонью тёплой глажу красоту Твоих кудрей полынно­чебрецовых. Не здесь ли, степь, стояли на посту Богатыри с картины Васнецова?... Обучающийся Кальмиус Любоваться как будто И нечем. Речка Кальмиус. Просто река. По Отчизне моей этих речек Сосчитать не сумели пока. И на карте страны необъятной Речка Кальмиус – тонкая нить. Но без ниточки этой Навряд ли Шар земной Я б сумел полюбить. Кто­то рос у излучины Волги. Кто­то силу растил у Днепра. Я же в детстве своём босоногом Там, где Кальмиус, слушал ветра. Тёплый берег. Знакомые дали. Старый мост. У воды – тополя. ­ Только здесь, ­ берега Мне шептали, ­ Начинается наша земля. Слово учителя. ­   Каковы темы стихотворений Н.Хапланова? Слово учителя.   ­ Для каждого жителя Донбасса бесконечно дороги слова «Донбасс никто не  ставил   на   колени   и   никому   поставить   не   дано».   Эти   строки   принадлежат нашему выдающемуся земляку, шахтерскому поэту Павлу Беспощадному.  Творческая группа №2 Обучающийся Павел Иванов (Беспощадный — псевдоним, ставший потом   фамилией)       —   русский   советский   поэт,     автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому   поставить   не   дано».   Эти   строчки   для   жителей Донбасса стали непросто классикой. И сегодня они стучат набатом, волнуя наши сердца.         Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе   Всеславль   Смоленской   губернии   в   семье   безземельного   крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс.    Нет   у   шахтеров   Донбасса   поэта   более   любимого,   чем   Павел           Беспощадный. Нет у поэта, воспевшего Донбасс, земли милей и любимей, чем донецкий кряж и далеко видные терриконы.          Глубокие сокровищницы донецкой земли, орошенные слезами и кровью тысяч безымянных углерубов. Это они подняли его, безграмотного рабочего парня, к звездам поэзии, чтобы он всеми красками своего большого таланта рассказал о шахтерах временным людям.       Первые стихи писал мелом на вагонетках. Выпустил сборники «Каменная книга»,   «Горный   пламень»,   «Над   шахтой   летят   журавли»,   «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы»… Он очень помогал — как советом, так и делом — начинающим писателям. Его именем названы улицы в Горловке и Донецке.  Сегодня раздвигаю шторы В квартирах шахтного окна. И вторят мне друзья­шахтеры, И вторит шахты глубина. Поют и обушки, и санки. Поют подшипники шкива. Звенят победой спозаранку Труда горящие слова. Что все о подземелье туннели Зажгут один артельный свет, Чтобы одним слова звенели, Твои слова, Донбасс­поэт! Летите к черту, лиры, арфы Гуди про новое, канат! Вон на плитах запела Марфа (У нас откатчицей она). О своды, каменные залы, Я вашей песнею зажжен, Пою я угольную залежь, Веселый гул, железный звон. Слово учителя. ­ Чем стихотворения Павла Беспощадного актуальны сегодня? Слово учителя. ­   Многообразие   шахтерского   характера   представлено   в   произведениях Алексея Васильевича  Ионова. Творческая группа №3 Обучающийся        Можно с уверенностью сказать, что никто с таким усердием не занимался изучением   шахтерского   фольклора,   как   Ионов.   Он   обошел   весь   Донбасс, встречался   со   старожилами,   молодежью,   записывал   сказы,   легенды,   песни, частушки,   пословицы,   которые   бытовали   в   шахтерской   среде,   а   книги­ результат этой титанической работы.      В его сборник “Поет душа шахтерская” вошли песни о трудной шахтерской жизни в царское время. Давайте послушаем, как сами шахтеры рассказывают в песнях о своей доле. ­ Чтение учениками текстов шахтерских песен. Песня о шахтерках В пять часов гудок гудит,                              Я заплаток не нашел, На работу всем велит.                                    Обул рваны и пошел. Жура, жура, журавель,                                   Голова моя кружится, Журавушка молодой                                      Спецодежда все мне снится, Стал шахтерки собирать.                               Нам лаптей немного дали, Их нельзя уж надевать.                                  Мы их быстро разобрали, Они рваны и худы,                                         Но ничто нас не страшит, Никуда­то не годны.                                      Лишь хозяев бы изжить, Стал я думать и гадать,                                  Ведь шахтеры наши знают, Чем шахтерки полатать.                                От чего они страдают. Гибель коногона Спускался в шахту утром ранним                На повороте путь разрушен, К своей лошадке вороной,                            С толчка забурится вагон”. Цеплял он партию вагонов                            Вагон передний забурился, И с нею мчался под забой.                             И он под партию попал. Вот лошадь мчится по продольной,             Он на колени вдруг свалился, По темной, узкой и сырой,                            Кричит:”Товарищ, я пропал!” А молодому коногону                                    Со всех сторон сбежались люди. Кричит с вагона тормозной:                          Стояли черною толпой, “ Ах, тише, тише ради Бога!                          А коногона к шахтной клети Гляди­ка, тут какой уклон,                            Несли с пробитой головой… Слово учителя. ­   Он   на   мир   всегда   смотрел   влюблённо.   Все,   кто   близко   знал   Михаила Спартаковича, в один голос утверждают, что никогда не видели его угрюмым, опечаленным,   а   тем   более   злым.   Таким   же   откровенно   радостным, оптимистичным и солнечным было его творчество.          Михаил   Спартакович   Пляцковский   ­   известный   поэт,   автор   многих популярных песен. Творческая группа №4 Обучающийся Михаил Спартакович Пляцковский (1935 – 1991) Родился в г.Енакиево Донецкой   области,   окончил  Литературный   институт   им.   А.   М.   Горького (1961). Член СП СССР (1973).  Работал в творческом союзе с композиторами В.Я.Шаинским, С.С.Туликовым,  В. Г.Добрыниным, Ю.М.Антоновым и другими.             Михаил   Пляцковский   одно   время   трудился   в   местной   заводской многотиражке «За металл». Описывал красоты родного края, романтизировал работу металлозавода. Автором известных шлягеров «Лада», «Крыша дома твоего»,   «Мамины   глаза»,   «Через   две   зимы».   Позже   переехав   в   Москву, далеко от Донетчины, поэт всегда с теплотой вспоминал родной край. Это нашло отображения во многих его произведениях. Родина шахтерская моя. На рассвете дымка розоватая Чуть дрожит на зеркале пруда. Краматорск, Донецк, Ясиноватая ­  Для меня родные города. С детства мы знакомы очень коротко, Земляки с тобою мы, Донбасс! Углегорск, Енакиево, Горловка Мне ночами снятся и сейчас. Не по карте знаю географию, Но всегда, где б ни был, помню я, Что дала мне жизнь и биографию Родина шахтёрская моя. Слово учителя. ­ Какие песни Пляцковского вы знаете? Слово учителя. ­  Хочется   сказать  несколько   слов  и  о   современном   писателе   Донетчины ­ Фёдоре  Дмитриевиче Березине. Дончанин   Фёдор   Березин,   служивший   офицером   ­   ракетчиком   в Казахстане,   а   затем   на   Дальнем   Востоке,   уволившись   в   запас   в   звании капитана, вернулся в родной город. Был предпринимателем,  проходчиком. А 15 лет назад посвятил себя литературному творчеству. В 2001­м он основал в столице края клуб любителей фантастики «Странник», а также взял первое место   на   международном   фестивале   фантастики   «Звёздный   мост»   в номинации   «Лучший   дебют»   за   роман   «Пепел».   Свой   жанр   Березин определяет   как   «фантастико­философский   технотриллер».   Его   книги печатают московские издательства. V. Проверка знаний, полученных на уроке. Вопросы для беседы: 1. Как вы оцениваете подготовку творческих групп? 2. Какие   стихотворения   или   произведения,   посвященные   Донбассу,   вам понравились? 3. Достигнуты ли нами цели урока? VI. Рефлексия. «Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…» «На уроке я запомнил…» VII. Домашнее задание.  1. Подготовить   сообщение   о   жизни   и  творчестве   одного   из   поэтов   или писателей Донбасса. 2. Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение.

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)

Презентация по литературе родного края "Слова любви к родному краю" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017