ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Виктор Гуськов Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)
Файл:

Обществознание - Философия и общ. науки в Новое и Новейшее время (10 кл., проф. ур.).pptx - Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)


Все файлы публикации > Обществознание - Философия и общ. нау....pptx
Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ И
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В НОВОЕ
И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Преамбула
Средневековая философия в определённый момент стала отождествляться с
теологией (богословием). Главным инструментом теологического познания
является вера. Теоцентризм средневековой философии, в которой были свои
титаны мысли (Августит Блаженный, Фома Аквинский), был изначально
подвергнут критике изнутри. Монахи-францисканцы Р. Бэкон (XIII в.) и
У. Оккам (XIV в.) пришли к мысли о необходимости более четкого
разграничения разума и веры в процессе познания. Ключевым событием,
определившим крах средневековой теософии, стала Реформация (XVI – нач.
XVII в.). Началом Реформации являются тезисы доктора богословия М. Лютер,
подвергшие острой критике римскую католическую церковь с её сакрализацией
веры, индульгенциями, догматом о Чистилище и завышенной ролью самой
церкви и Папы Римского. Эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.) постепенно вернула
философию к Античной традиции и повернула к антропоцентризму. В духовной
культуре влиятельным направлением стал гуманизм (от лат. humanitas –
«человечность») – мировоззрение, в центре которого находится идея человека
как высшей ценности. В XVI-XVII вв. стала складываться наука в современном
понимании (учения Н. Коперника, Г. Галилея и И. Ньютона).

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Философия итальянского
XIV - сер. XV
вв.
XV в.
Возрождения
Д. Алигьери,
Ф. Петрарка
Н. Кузанский,
Дж. Мирандола
Н. Макиавелли
кон. XV -
нач.XVI вв.
Т. Кампанелла
XVII в.
Гуманизм
Неоплатони
зм
Политическ
ая

философия
Социализм-
утопизм

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Гуманизм
• антицерковная
направленность;
• стремление уменьшить
всемогущество Бога и
доказать самоценность
человека
(антропоцентризм);
• жизнеутверждающий
характер и оптимизм.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Неоплатонизм
• Неоплатонизм развивался в
сторону научного
естествознания, но были и
антропософские идеи:
• возвысить человека и отделить
от окружающего мира, при
знать отдельной реальностью
(«четвертым миром» космоса,
наряду с элементарным,
небесным и ангельским);
• признать за человеком полную
свободу выбора.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Политическая философия
• человек обладает изначально злой
(эгоистичной) природой;
• для обуздания низменной натуры
человека соз дается особая организация –
государство;
• государь не должен забывать о низменной
природе подданных;
• государь внешне должен выглядеть
щедрым и благородным, но не быть
таковым в действительности;
• ни в коем случае государь не должен
посягать на иму щество и личную жизнь
людей;
• в борьбе за освобождение родины от
захватчиков допустимы все средства, в
том чис ле коварные и аморальные.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Социализм-утопизм
Т. Кам панелла предложил схожий вариант в произведении
«Город Солнца», где его жите ли (солярии) построили
идеальное общество. Особенности жизни в Городе Солнца:
• труд совмещается с обучением;
• жизнь соляриев полностью регламентирована;
• коллективный характер всей жизнедеятельности;
• с рождения ре бенок забирается от родителей и
воспитывается в специаль ных школах;
• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, из
бираемый соляриями, – Метафизик, владеющий всеми зна
ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Социально-политическая
философия Реформации XVI в.

М. Лютер Ж. Кальвин
Т. Мюнцер

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Социально-политическая
философия Реформации XVI в.
• общение между Богом и верующими должно происходить
напрямую без такого посред ника, как церковь;
• необходимо уменьшение влияния на политику и культуру со
стороны церкви;
• дело служения Богу – не только профессия, которую моно
полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве рующих
христиан;
• необходимо запретить индульгенции;
• идея предопределения (людям предопре делено Богом быть
спасенным или погибнуть; выражением смысла жизни является
профессия; успех в работе – признак богоизбранности);
• главная причина всех зол – классовое неравенство, в основе
которого лежат частная собственность и част ный интерес;
• необходимо реформировать не только церковь, но общество с
целью достижения справед ливого «Божьего царства» на земле.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Философия Северного
Возрождения
Т. Мор
Социализм-
утопизм

XVI в.
Англия
ия
Англия
Рационализм. / Франция, Голландия, Германия. / Р.
Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. / XVII - нач. XVIII вв.
Эмпиризм. / Англия. / Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. /
XVII в.
Голланд
XVI - XVII
Э.
Роттердамский
Г. Гроций
Б. Спиноза

Т. Гоббс
Дж. Локк
вв.
XVII в.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Социализм-утопизм
Т. Мор изложил идеи по поводу устройства
общества и государства бу дущего в
произведении «Утопия» (греч. – место,
которого нигде нет) – остров, на котором
находится идеальное государство, где:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в
производительном труде;
• всеобщая трудовая повинность
(исключение – учёные);
• результаты труда равномерно


распределяются;
сокращённый рабочий день (шесть часов);
грязные работы выполняют рабы (пленные
и осужденные);
• первичной ячейкой общества является
трудовой коллектив;
• избрание должностных лиц (прямо или
косвенно);

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Философия голландского
Возрождения
Э. Роттердамский описал идеал государства и человека:


идеал государства – сильная, но гу манная монархия;
черты идеального человека: высокоморальный, спокойный,
здравомыслящий, свободный, миролюбивый, воздержанный,
простой, образованный.

Г. Гроций – один из основоположников теории естественно го
права, в которой можно выделить следующие основные идеи:
все существующее право можно разделить на два больших

раздела – естественное право и писаное (позитивное)
право;
естественное право – это право, заложенное самой
природой (право на жизнь, право на достоинство, право на
свободу и т. д.);
писаное (позитивное) право – те нормы поведения, которые
создаются человеком и записываются в законах;
позитивное право не должно противоречить естественному
праву.
Б. Спиноза сформулировал две этические проблемы:
детерминизм (обусловленность всего в природе) и
соотношение свободы и необходимости. Бог (Природа)
наделен полной свободой, но действует в рамках жесткой
необходимости. Человек стремится к свободе, но находится в

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Философия Английского
Возрождения
Т. Гоббс – основоположник теории общественного
договора, обосновавший её во всемирно известной книге
«Левиа фан» («Чудовище»):

человек обладает изначально злой (эгоистической)
природой;
это приводит к осознанию каждым челове ком права на
все;
это приводит к «войне всех против всех»;
в целях выживания люди заключили обществен ный
договор;



Дж. Локк – оснопоположник принципа разделения
властей.
• Идеал человека – спокойный, законопослушный,
добропоря дочный джентельмен, который повышает


• для реализации договора возник соц. институт –
государство;
чтобы быть эффективным оно должно стать
всесильным;
государство – непоколебимое, многоликое, всесильное
чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает
все на своем пути», но кото рое необходимо для
поддержания жизнеспособности общест ва.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Философия французского
Просвещения
Деизм
Атеизм-
материализм
Коммунизм
(утопизм-
социализм)
Ф. Вольтер
Ш.Л.
Монтескье
Ж.Ж. Руссо
Ж. Мелье
Ж. Ламетри
Д. Дид ро
Гельвеций
Гольбах
Г. Мабли
Г. Бабеф
К. Сен-Симон
Ф. Фурье
XVIII в.
XVIII в.
XVIII-нач. XIX вв.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Деизм
– направление в философии, сторонники которого до пускали существование Бога только
как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее
влия ние на окружающий мир; никакая теория и практика не сможет достоверно доказать
ни его наличие, ни его отсутствие.
Вольтер (Франсуа-Марии Аруэ):
• выступал против религии, особенно католицизма;
• видел необходимость в признании существования Бога с мо рально-эстетической точки зрения;
• идеалом государства полагал «просвещенный абсолютизм».
Шарль Луи Монтескье:
• видел в идее Бога лишь основу морали;
• отвергал идею бессмертия души, критиковал церковь за претензии на власть;
• считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве нного предопределения;
• видел влияние климата и географии на устройство общества;
• обосновал теорию «общественного договора»;
• выдвинул идею «разделения властей» на три ветви – законодательную, исполнительную и
судебную;
• выступал за верховенство закона.
Жан Жак Руссо:
• видел в Боге мировую волю и мировой разум;
• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
• выступал против религии как таковой, но из соображений необходимости морали предлагал
создать «гражданскую религию»;
• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
• обосновал право народа на восстание;
• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами и собственностью;
• власть должна осуществляться через собрания граждан;
• дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из
них будут воспитывать людей нового об щества.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Атеизм-материализм
– направление в философии, сторонники которого
полностью отрицают существование Бога и религию.
Жан Мелье:
• причина социальных антагонизмов – частная собст
• выступал за свержение абсолютизма и частной
венность;
собственности;
• в качестве общества будущего видел союз братских
общин, члены которых равны, вместе живут, занимаются
производительным трудом, равномерно делят
полученные доходы.
Жюльен Ламетри:
• был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека –
• считал частную собственность гарантией свободы
личное счастье;
человека;
• идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Коммунизм
(утопизм-социализм)
Представители данного направления жестко критиковали су
ществующий общественно-экономический и политический строй,
выдвигали проекты построения нового общества и государ ства,
основанного на общественной собственности, где торжествует идея
справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как
всеобщее равенство.
Габриэль Мабли:

был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво бытного
коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной
всех несчастий и противоречий в обществе яви лось
возникновение частной собственности и разделение людей на
классы;
идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм,
призывал возвратиться к обществу без частной собственности,
без деления на классы, без оторванной от народа власти, где
торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак
тике, частная собственность вечна и неуничтожима, классо вое
разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на
восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет
существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей,
стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках
коммунизма.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Коммунизм
(утопизм-социализм)
Шарль Фурье:
• буржуазная мораль лжива;
• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на
будущее;
природы;
• человек, история, общество развиваются по законам
• буржуазное общество имеет три основных вида
противоре чий – между личными интересами
(магнатов, буржуа) и обще ственными (остальным
народом), социально-экономические
(несбалансированное, дающее то избытки, то кризис
произ водства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
• идеальное общество («общество гармонии»), которое
будет основано на всеобщей трудовой обязанности,
правильном распределении, высоком уровне
экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Коммунизм
(утопизм-социализм)
Гракх (Франсуа) Бабеф:
• подвергал жесткой критике существующее общество и госу дарство;
• главным социальным злом видел возникновение частной соб ственности и разделение
общества на противоположные классы – богатых и бедных;
• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления,
частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает,
где су ществует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и
всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем
обществом продукта между всеми его членами;
• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только
путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного
порядка.
Клод Сен-Симон:
• теория социальной физиологии (общество как целостный организм);
• экономика – базовая сфера жизни общества (экономический детерминизм);
• в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в
своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (это
было предтечей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);
• идеальное общество, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей
для удовлетворения по требностей – «про мышленное общество», которое будет
построено по иерархи ческому принципу («иерархия способ ностей»), будет запрещено
право наследования, будет введена всеобщая исключитель но обязанность трудиться, а
экономика будет разви ваться по плану;
• пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустри альный;
• новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем;
• замена существующей религии «новой религи ей», смыслом которой будет лозунг:
«Человек человеку – брат».

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Немецкая философия
XIX в.
классическая
философия (пер. пол.
XIX в.)

объективный идеализм
(И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.
Гегель)
Фихте)
субъективный идеализм (И.
материализм (Л. Фейербах)
материализм
(сер. и втор. пол. XIX
в.)
иррационализм
(втор. пол. и кон. XIX
«филосо фия
в.),
жизни»
К. Маркс, Ф. Энгельс
А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Немецкая классическая
философия
•объективный
идеализм
•субъективный
идеализм
•материализм

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Объективный идеализм
Иммануил Кант
• теория о наличии границ познавательной способ ности
человека и невозможности познать внутреннюю сущ
ность вещей и явлений окружающего (антиномии:
апостериорное знание, априорное знание, «вещь в
себе»);
• человек наделен изначально злой природой;
• ограничитель «злой природы человека» – моральный
закон («категорический императив»: «Поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла быть
принципом всеобщего законодательства»);
• выдвинул идею о «вечном мире» в будущем,
основанном на экономической неэффективности
войны и ее правовом запрете;
• был сторонником распространения демократии и
правового порядка;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и
преступ ление человечества, считал, что в будущем
войны будут либо запрещены правом, либо станут
экономи чески невыгодными.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Объективный идеализм
Георг Вильгельм Фридрих Гегель







человек носитель абсолютной идеи; сознание каждого
человека – частица Мирового духа (именно в человеке
абстрактный и безличный ми ровой дух приобретает
волю, личность, характер, индивидуальность);
история – процесс самореализации Абсолютного Духа;
государство – форма существования Бога в мире;
право – наличное бытие свободы;
общие интересы выше частных, и отдельный человек,
его интересы могут быть принесены в жертву общему
благу;
богатство и бедность естественны и неизбежны, это
данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо,
двига тель прогресса; противоречия и конфликты
между государствами, войны – двигатель прогресса во
всемирно-историческом масштабе;
«вечный мир» приведет к загниванию и моральному
разло жению; регулярные войны, наоборот, очищают
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что
дух нации.
им впервые было четко сформулировано понятие диалектики –
универсального закона развития.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Объективный идеализм
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
• выдвинул идею, согласно которой свобода и
правовой строй изначально заложены в
природе;
• свобода – главная проблема человечества и
главный предме т философии;
• при окончательной реализации идеи свободы
люди создают «вторую природу» – правовой
строй; проблема от чуждения – другая
важнейшей проблема; отчуждение –
противоположный изначальным целям
результат человеческой деятельности при
соприкосновении идеи свободы с реальной
действительностью;
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• в истории часто встречаются случаи, когда
борьба за свободу и справедливость приводит к
еще большему порабощению и
несправедливости.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Субъективный идеализм
Иоганн Фихте
• единственной и главной
реальностью для человека
является он сам, его сознание (так
называемая «Я-концепция»);
• свобода – добровольное
подчинение всеобщей необходимо
сти;
• человеческая история – процесс
распространения сво боды;
• основа всеобщей свободы – наделе
ние всех частной собственностью.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Материализм
Людвиг Фей ербах
• человек придумал себе бога, чтобы объяснить то, чего он
не понимает;
• человек – уникальное биологическое существо,
наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно
только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими
людьми) – человек может жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем
обще ства должна стать религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выду
манное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных
принципах;
• необходимо отбросить традиционную религию
(христианст во, мусульманство и т. д.) и заменить ее
религией любви лю дей к друг другу и религией любви
внутри семьи как наибо лее отвечающей природе
человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к
счастью.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Немецкий материализм
Марксизм
К. Маркс Ф.
Энгельс

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

•последовательно-материалистическая атеистическая картина мира, включая возникновение человека,
общества, государства;
•ключевая роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
•история как целенаправленный и закономер ный процесс (исторический материализм);
•на каждом этапе общественного развития люди для обеспе чения своей жизнедеятельности вступают в
особые, объек тивные, не зависящие от их воли производственные отноше ния;
•производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая
является бази сом для институтов государства и общества, общественных отношений;
•указанные государственные и общественные институты, об щественные отношения выступают в качестве
надстройки по отношению к экономическому базису;
•базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
•в зависимости от уровня развития производительных сил и про изводственных отношений, определенного
типа базиса и над стройки выделяются общественно-экономические формации;
•рост уровня производственных сил приводит к изменению про изводственных отношений и смене
общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.
•В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде ния основной работающей массы от средств
производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства –
сосредоточиваются в руках немногих собствен ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств
про изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных
потребностей вынуждена обра щаться к собственникам средств производства в качестве наем ной рабочей
силы за заработную плату. Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их
труда (в виде зарплаты), разница между ни ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть
которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред ства производства для получения в
будущем еще большей при бавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники
марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму нистических)
общественно-экономических отношений, при которых:
–будет ликвидирована частная собственность на средства произ водства;
–будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при своение результатов чужого труда
(прибавочного продукта) уз кой группой лиц;
–частная собственность на средства производства будет заме нена общественной (государственной);
•произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме жду всеми членами общества благодаря
справедливому рас пределению.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Иррационализм
– направление в философии,
отрицавшее объ ективные законы
бытия и истории, диалектику,
воспринимавшее окружающий
мир и историю как хаос, цепь
случайностей.
Артур Шо пенгауэр:
• пессимизм;
• неверие в возможности
человека влиять на окру
жающий мир и собственную
жизнь.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

«Философия жизни»
Близкой к иррационализму является
«философия жизни», ко торая ставит в
центр внимания не отвлеченные понятия –
бы тие, идея, материя и т. д., а бытие
человека в мире – то есть жизнь,
единственную реальность для человека.
Фридрих Ницше:
• возможность человека полностью влиять
на свою судьбу посредством «воли к
жизни», «воли к власти»;
«Философия жизни» легла в основу
популярных современных философских
направлений – прагматизма и экзи
стенциализма.
• иллюзорность, неактуально сть Бога («Бог
умер»).

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Современные направления
западной философии
• позитивии́зм
• американский прагматизм
• психоанализ
• экзистенционализм

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Позитивии́зм
В пер. пол. - сер. XIX в. основоположник социологии, французский
философ Огюст Конт разработал новое направление – Позитивии́зм –
философское учение и направление в методологии науки,
определяющее единственным источником истинного, действительного
знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную
ценность философского исследования. Так философия должна
отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться
на позитивном (научном) знании. Конт вывел закон двойственной
эволюции – интеллек туальной и технической, каждая из которых
состоит из трёх стадий.
• К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие
основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
• К стадии технического развития относятся:
–традиционное общество;
–доиндустриальное общество;
–индустриальное общество.
• Стадии интеллектуального и технического развития в целом
соответствуют друг другу:
• теологическая – традиционному обществу;
• метафизическая – доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) – индустриальному обществу.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Американский
прагматизм
Основатели прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс. Ведущий представитель направления –
Дж. Дьюи.
Прагматизм – направление идеалистической философии, которое имеет своей главной
целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а
выработку арсе нала конкретных средств, которые помогут людям решать их
конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «пробле матические
ситуации»). Цель философии – помочь человеку в потоке опыта двигаться по
направлению к поставленной цели и достигать ее.

Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес сиональный,
спиритический и др.) накапливается при взаимо действии индивида с обществом и
внутри общества, то важней шим условием совершенствования опыта является
совершенст вование самого общества – социальная реконструкция.
• Социальная реконструкция включает в себя:
– совершенствование отношений собственности, что подразу мевает наделение
собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности
между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для
про изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак тически речь
идет об акционировании собственности);
– более справедливое распределение произведенных материаль ных благ;
– борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше нии
– обеспечение прав человека и совершенствование демократи ческого
благосостояния граждан;
государственного устройства;
– наведение порядка в обществе, совершенствование, профес сионализацию
управления во всех сферах человеческой жиз ни и деятельности;
– сглаживание внутренних и международных конфликтов.
Другим ключевым средством совершенствования опыта поми мо социальной
реконструкции считается применение к опыту глубоко разработанных научных
методов «высоких технологий».
Третий важнейший путь реконструкции опыта – совершен ствование мышления
(также на основе научных методов).

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Положения учения о мора ли и общественной жизни Дж. Дьюи:
• существует плюрализм целей и благ;
• цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
• основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя,
дружба, высокая оценка со стороны общества, образован ность, умеренность,
справедливость, доброжелательность;
• большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным
благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
• достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
• следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;
• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного
характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо
несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
• демократия является наиболее оптимальной формой челове ческого
• лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен
общежития;
быть отвергнут;
Американский
прагматизм
• цели должны соответствовать средствам, а средства – целям; применение
неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению
целей (цели придут в соответст вие со средствами);
• демократия должна отказаться от насилия, войны и исполь зовать только
мирные средства (это же касается и всего че ловечества);
• общество нуждается в сглаживании социальных противоре чий, социальной
реконструкции;
• основной рычаг социальной реконструкции – применение на учных методов и
высоких технологий в образовании и морали.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Психоанализ
– направление в современной философии, объяс няющее роль
бессознательного, иных психических процессов в жизни
человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый-
психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Началом психоанализа можно считать два главных открытия,
сделанных Фрейдом:
• бессознательного – особой психической реальности, которая
присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием
и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель
ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что
нарушает равновесие и здоровье психики как способа
психологиче ской зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания – все, что
вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе
знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков,
оговорок, описок, «странностей».
Особая форма жизни бессознательного – сны. По Фрейду, сны
– это реализация скрытых стремлений человека, того, что
было нереализовано в реальной действительности.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Психоанализ
Фрейдом выделяются две схемы психики:
–топографическая;
–динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляет ся в виде большой
прихожей, где ожидают своего часа разнооб разные мысли, желания, эмоции
человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются»
посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж,
который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит,
засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет – в сознание. Но
затем они снова изго няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как сово купность трех слоев –
Оно, Я, Сверх-Я.
–«Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и же лания человека.
–«Я» – сознание человека, посредник между всеми компонен тами психики.
–«Сверх-Я» – давящая и влияющая на личность внешняя ре альность, «внешняя
цензура»: законы, запреты, мораль, куль турные традиции.
«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в
скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и
лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но
лошадь («Оно») – сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В
некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден
скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также «Сверх-Я» – нормы и запреты –
часто подчиняет «Я».
Таким образом, «Я» человека (по Фрейду – «несчастное че ловеческое Я») испытывает
мощное давление с трех сторон:
• бессознательного – «Оно»;
• внешнего мира;
• норм, запретов – «Сверх-Я»;
• и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Психоанализ
Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют
психикой человека, являются:
• удовольствия – психика подобно компасу так или иначе ищет пути к
удовольствию;
• вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемле мые,
запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в
бессознательное, не прошедшие «цензуру»
• желания, мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие
«разрешенные» типы социальной деятельности и куль турного творчества.
Согласно первой психологической системе в основе бессозна тельного лежит
«либидо» – сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет
свое выражение:
• в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование)
сексуальной энергии в. несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несек суальный
являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по
Фрейду, может быть реализован трояко:
• «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как
сексуальные, так и несексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть про цесс
превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в
Европе.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Психоанализ
В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче скую систему, где по-новому смотрит
на проблему возникнове ния энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы – Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе
конструктивного по ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи вает свои
потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк тивной
деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Согласно Фрейду человеческое общество может существо вать только при условии взаимного
подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет
разрушено изнутри.
Происходит массовая сублимация по давленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы. Ритуал – коллективное
бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия,
мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
По мере развития цивилизации человеческие страсти подав ляются все больше и больше. Это
приводит:
• к массовым психозам, всенародной депрессии;
• к необходимости конструирования более сложных, изощрен ных ритуалов.
В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными
желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит
процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь
(лидер) переносит на себя черты массы.
Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо собствует укоренению в
«бессознательном» толпы иллюзии са моценности, силы (благодаря принадлежности к группе и
лиде ру), безопасности.
Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич ность с ярко выраженными
психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу
за собой.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф рейдизма, разработанное его
продолжателями – А. Адлером, В. Райхом, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

– направление философии, главным пред метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно сти,
существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарож даться еще в середине XX в., а в 20-е - 70-е годы XX
в. приоб рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
• нравственные, экономические и политические кризисы, охва тывавшие человечество перед первой мировой
войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование
военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от равляющих веществ в ходе боевых
действий и т. д.);
• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая
• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах,
катастрофа);
личность;
концлаге ря, трудовые лагеря);
Экзистенциализм
• распространение фашистских и иных тоталитарных режи мов, полностью подавляющих человеческую
• бессилие человека перед природой и перед техногенным об ществом.
Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие
проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью,
которая пол ностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди нок в окружающем мире, у него нет «системы
координат», где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст венно создавшими его, были: Карл Ясперс, Жан-Поль
Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813-1855).
• Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством
всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и
механизмами по знания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет
конкретного человека с его внутренним миром, пе реживаниями во всеобщих, абстрактных,
как правило, не инте ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
• Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че ловеку, его маленьким
проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь
человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».
• Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование – полная подчиненность челове ка обществу, «жизнь со
всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности
своей личности, без нахождения истинного призвания;
• подлинное существование – выход из состояния подавленно сти обществом, сознательный
выбор, нахождения себя, пре вращение в хозяина своей судьбы.
• Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож дении к подлинному
существованию человек проходит три стадии:
• эстетическую;
• этическую;
• религиозную.
• На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш ним миром. Человек «плывет по
течению» и стремится только к удовольствию.
• На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь
им движет долг.
• На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при звание, полностью обретает до
такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать
препятстви ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет
свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние
обстоятельства.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Экзистенциализм
Карл Ясперс (1883-1969) – немецкий философ – был од ним из
первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге
«Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году – после
окончания первой мировой войны).
• Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной», не
имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже
не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает
своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».
Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые
качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации –
между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль
нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано
вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью –
высшим бытием.
• Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к
трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пони манию
некого высшего абсолюта.
• Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо ждает
энергию, осознает себя через так называемые «шифры»
трансцедентального:
• сексуальная сфера;
• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с
собой);
• свободу;
• смерть – конечность бытия.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Экзистенциализм
Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905-1980) –
проблема выбора.
• Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».
• «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приори тетность для него прежде
всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек
может только через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с дру гими
людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно шение к нему «другого».
• Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно вание активности – свобода.
• Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном
(например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда
решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си туации, жизненно
важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным
выбором. Сделав эк зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно гие
годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
• Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрез ков разного бытия, связанная
особыми «узлами» – экзистенцио нальными решениями. Например: выбор профессии,
выбор суп руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше ние принять
участие в борьбе, пойти на войну и т. д.
• По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси тельна). Человек свободен
постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный
свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон чить жизнь
самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю бых обстоятельствах, кроме случая
полного подчинения внеш ней реальности, но это тоже выбор).
• Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст венности. Человек ответственен
за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, – мое»).
• Единственное, за что человек не может отвечать, – это за свое собственное рождение.
Однако во всем остальном он пол ностью свободен и должен ответственно распоряжаться
свобо дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Экзистенциализм
Альбер Камю (1913-1960) сделал главной проблемой своей
экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бес
смысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя ми, от
понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей
жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь
смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима ют,
что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны
все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь
человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).
Камю приводит два главных доказательства абсурдности,
безосновательности жизни:
•соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью,
особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка завшееся важным
для человека, – увлечения, карьера, богат ство – теряет свою
актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
•соприкосновение с окружающим миром, природой – человек
беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я
чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не
может мне дать уверенность, что этот мир мой»).
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире
(успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест вовании
человека.

Презентация по обществознанию на тему "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" (10 класс, профильный уровень)

Экзистенциализм
Мартин Хайдеггер (1889-1976) занимался разработкой са мих основ
экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.
Экзистенция, по Хайдеггеру, – бытие, к которому человек сам себя
относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том,
что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи
лософом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:
• «бытия с другими»;
• «бытия самого себя».
«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его пол ную
ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».
«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно
только при отличии «Я» от других. Следовательно, человек, желая
остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать
свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять
свою идентичность в поглощающем человека окру жающем мире
– главная проблема и забота человека.
Философия экзистенциализма очень популярна в современ ной
Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время
наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских
исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире,
поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать
основным вопросом философии в будущем, отодвинув на вто рой план
проблему первичности и отношений материи и сознания.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ