Групповая работа – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Сплочённость группы – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом
Как разделить учеников на группы на уроке?
по ряду парт в классе;
по номеру варианта (I и II вариант);
соседи по парте;
по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
по половому признаку — мальчики, девочки;
по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
по дате рождения (четное, нечетное число);
по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
по считалочке;
по жребию (листочки разного цвета, предметы, заранее положенные учениками, геометрические фигуры, изображения животных, изображения растений, названия или изображения стран, городов, географических, а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
Задание на знакомство
Говорящие вещи
Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас:
Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.
Игра 1
Описание игры: играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев.
Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев.
Попытки повторяются произвольное число раз.
Игра 2
Печатная машинкаОписание игры: каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова.
Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и фразы.
Комментарий: если играет меньше тридцати трех человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы или подобрать слова, где они не используются.
Игра 3
Счет до десятиОписание игры: играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, соблюдая одно важное условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой – «два», третий – «три» и т.д.
Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.
Игра 4
Уменьшить время
Описание игры: играющие встают в круг. Задача – перекидывать друг другу мячик. Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек. Нужно выполнить задание как можно быстрее. Ведущий засекает время. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ обмена мячиком, он говорит им: «Вы молодцы, но это можно сделать еще быстрее».Комментарий:
Выполнение проектной задачи
Задание: инсценировать разговор героев:
100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.
Оцени работу своей группы.
a. Если наша команда — это постройка, то она…
b. Если наша команда — это цвет, то она…
c. Если наша команда — это музыка, то она…
d. Если наша команда — это геометрическая фигура, то она…
e. Если наша команда — это название фильма, то она…
f. Если команда — это настроение, то она…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.