Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.
Оценка 4.9

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Оценка 4.9
Презентации учебные
doc
искусство +1
Взрослым
16.02.2017
Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.
Князь Владимир.doc
Урок 5 Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси. Цель: познакомить учащихся с личностью князя Владимира, вместе  определить, какое значение имело для Руси крещение в христианство? Ход урока 1. В   977   году   разгорелась   междоусобная   война   между   Ярополком   и   его младшими братьями. Помните, князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен   во   рву   падавшими   лошадьми?   Когда   весть   об   этом   пришла   в   Добрыня, Новгород,   чтобы   спасти   своего   юного   племянника, четырнадцатилетнего   княжича   Владимира,   бежал   с   ним   за   море   к   королю Норвегии Хакону Могучему. Слайд 2 Историки   выводят   год   рождения   Владимира   960­й   с   точностью   до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом. О   дальнейшей   судьбе   его   матери   Малуши(†   1001)   летописи   не сообщают,   а   малолетний   Владимир   вернулся   в   Киев,   где   находился   под присмотром княгини Ольги. Позднее воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери воевода  Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. Слайд 3 Всей   Русью   стал   править   Ярополк   Святославич.   Тем   временем  Владимир в Скандинавии набрал со своим наставником Добрыней варяжское войско.     Владимир в   980 году вернулся в Новгород с дружиной, прогнал из города посадников Ярополка,  объявив, что будет вести борьбу за великое княжение. Князь обладал сильным характером, большим умом, неукротимой 1 отцовской волей.    Под его знамя снова, как и при Ольге, встали новгородские словене, кривичи, чудь. Ядром рати Владимира стали бывалые воины — варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель. Первые   шесть   лет   своего   княжества   он   провел   в   походах, предводительствуя   дружиной   лично   и   объединяя   Русь.   При   нем   все славянские   племена   от   Карпат   и   Немана   и   города   Городен   (Гродно)   до Белоозера,  Оки   и   Волги   стали   составлять   одно   целое  ­   Русскую   Землю  и называться русскими. Слайд 4 Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов он установил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей.                                                         Слайд 5, 6   Для   укрепления   княжеской   власти   Владимир   предпринял   попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Слайд 7 Тем   временем,   прослышав   о   необычайной   красоте   дочери   полоцкого князя Рогнеде, Владимир решил отбить у Ярополка невесту. Тем более что по принятому   в   то   время   обычаю   многоженства   Ярополк   был   уже   женат   на прекрасной гречанке Юлии. Послы из Новгорода от Владимира пришли к отцу Рогнеды Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Отец Рогнеды был один   из   самых   влиятельных   князей   Дрейней   Руси,   о   котором   летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю». Современные исследователи установили, что имя Рогволд – чисто славянское, двусложное, наподобие слав. Имени Володимер. И означает оно «владелец 2 рога», то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Зап. Двину. Стремясь   отнять   друг   у   друга   престол,   братья­князья   Святославичи искали   союза   с   Рогволодом. Оба   брата   стремились   на   союзе   семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу   летописца,   гордая   Рогнеда,   не   пожелавшая   выйти   замуж   за ответила: незаконнорожденного Владимира, князя       «Не   хочу   разути   робичича,   хочу   за   Ярополка».  А   по   бытовавшему   в   те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего   мужа   в   знак   преданности   и   покорности.   Как   истинная   славянка, Рогнеда знала об этом не понаслышке. Глубоко   оскорбился   таким   ответом   молодой   князь   Владимир,   а   еще больше   его   дядя   и   наставник   Добрыня,   родной   брат   той   самой   Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней». Кроме того, Добрыня рассудил, что этот ответ был произнесен не без влияния отца. А значит, в предстоящей борьбе     Ярополка. Рогволод Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не поддержит будущего своего зятя       развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу   но   потерпел   поражение   и   укрылся   в   Полоцке. Владимиру, После   непродолжительной   осады   город   был   взят,   вся   княжеская   семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир   взял   в   жены.   Так   против   своей   воли   Рогнеда   сочеталась   с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.  3 А   что   же   Рогнеда?   Через   девять   месяцев   после   столь   печально начавшегося супружества с Владимиром она родила сына­первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро   разлюбил   ее,   забыв   и   о   несчастной   супруге,   и   о   маленьком   сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне   ее     отрада. единственная О   страданиях   Рогнеды,   о   нежных,   сердечных   отношениях  матери   и   сына проникновенно поведал в своей поэме «Рогнеда» К. Рылеев: родная душа   и   "...Как месяц утренний, бледна, Рогнеда в горести глубокой Сидела с сыном у окна В светлице ясной и высокой. Oт вздохов под фатой у ней Младые перси трепетали, И из потупленных очей, Как жемчуг, слезы упадали. Глядел невинный Изяслав На мать умильными очами, И, к персям матери припав, Он обвивал ее руками. «Родимая! — твердил он ей, Ты все печальна, ты все вянешь: Когда же будешь веселей, Когда грустить ты перестанешь?" Любящая мать, целиком посвятившая себя воспитанию юного княжича Изяслава, Рогнеда волновалась о его будущей судьбе. Она была первой, но отнюдь   не   единственной   женой   Владимира.  Погубив  своего   родного   брата Ярополка,   Владимир   сделал   его   бывшую   супругу­гречанку   Юлию   своей женой­наложницей.   Изяслав   был   еще   младенцем,   когда   от   этой   прежней 4 монахини­гречанки   и   Ярополка   родился   Святополк,   которого   Владимир усыновил. Это был тот самый «Святополк Окаянный», по приказу которого впоследствии будут убиты братья­князья Борис и Глеб. Удаленную   из   Киева   великую   княгиню   Рогнеду   мучили   не   только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие   Владимира   к   их   сыну­первенцу   переполнило   чашу   терпения Рогнеды, она решилась на мужеубийство.  Слайд 8 Но в тот  момент, когда над князем был занесен меч, Владимир внезапно проснулся   и   выхватил   у   нее   оружие. По   языческим   законам   славян   того времени, покушение на убийство мужа каралось смертью виновной. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь.  Слайд 9 Однако   за   мать   вступился   4­летний   Изяслав.   Смилостивившись   над Рогнедой,  Владимир  «воздвигнул  ей  отчину», «устрои  город  и  нарече  имя городу тому Изяславль» — по имени их первого с Рогнедой сына. Многие биографы великого князя киевского Владимира Святославича не  без   оснований  усматривают   в  столкновении   с  княгиней   Рогнедой  и  его исходе   проявление   глубокого   и   благотворного   нравственного   переворота, совершившегося в его душе еще до принятия христианства. В молодом князе, до   случая   с   Рогнедой   неукоснительно   следовавшего   языческим   обычаям   в том,   что   касалось   мести,   насилия,   захвата   «трофейных»   жен   и   наложниц, произошла   перемена.   Защищая   свою   женскую   гордость,   человеческое достоинство, Рогнеда отказывалась жить по привычным для своего времени   и мужа. нормам Готовая заплатить жизнью за свое достоинство и права своего ребенка, она побуждала своего этому     к       пробудила в нем совесть, подвигла его на искания нравственных законов. "Речь замирает на устах, Сперлось дыханье, сердце бьется; 5 Трепещет он; в его костях И лютый хлад и пламень льется, В душе кипит борьба страстей: И милосердие и мщенье... Но вдруг с слезами из очей — Из сердца вырвалось: прощенье!"                                                                                                                                                                                                                     К.Рылеев Княгиня   оценила   и   милосердие,   и   благородство   Владимира, сохранившего ей жизнь, вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная отныне в будущности своего сына Изяслава, Рогнеда примирилась с мужем. Более   того,   она   снова   оказалась   в   почете   как   великая   киевская   княгиня, верная супруга и заботливая мать. Владимир построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение. В   последующие   годы   Рогнеда   родила   Владимиру   еще   трех   сыновей (Мстислава, Всеволода  и будующего великого князя Ярослава Мудрого) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля). По летописи  Владимир воцарился  на  киевском  престоле  в 980  году. Согласно   самому   раннему   Житию   Владимира   монаха   Иакова   («Память   и похвала князю Владимиру», 2­я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Обосновавшись   в   Киеве,   Владимир   приступил   к   строительству оборонительных сооружении на востоке от него, подтверждая этим, что он собирается   пребывать   в   столице   постоянно   и   защищать   ее   от   кочевников. Спокойная   и   уверенная   жизнь   в   городе   тоже   была   важной   предпосылкой успеха глубоких государственных реформ. Вторую   проблему   —   объединение   союзных   племен   —   он   поначалу пытался   решить   путем   “уравнивания   в   правах”   всех   основных   племенных богов   (а   значит,   и   влиятельных   жреческих   групп).   Любой   приехавший издалека  мог видеть, что в столице почитаются не только свои, киевские, 6 боги, но и бог его племени. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов, остатки которого уже в наше время обнаружили археологи. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян — небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер. Хотя мы и не располагаем сегодня прямыми доказательствами, однако не   подлежит   сомнению,   что   эти   меры   князя   Владимира   укрепили древнерусское государство. Но вскоре выяснилось, что дорога, по которой он столь успешно двинулся вперед, на самом деле вела в тупик. Тому были две серьезные   причины.   Во­первых,   языческая   религия   и   после   нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального   строя,   но   серьезно   тормозила   формирование   новых производственных   отношений   зарождавшегося   феодализма.   Нужны   были новое   право,   новые   обычаи,   новое   общественное   сознание,   новые   оценки событий. Старое язычество этого дать не могло. А “это” лежало, по существу, готовым в Византии. Вторая причина заключалась в том, что Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти, говоря нынешним языком, “на уровень мировых стандартов”, не заимствовав у них ремесел,  строительной   техники,  науки,  культуры   и   многого   другого. (Так, позднее   Петру   понадобился   опыт   Западной   Европы.)   Все  это   тоже   можно было взять в Византии. Почему Византия? Решая, какую (или какие) из существовавших тогда стран   принять   за   образец,   Владимир   мог   ориентироваться   также   на мусульманский   Восток   и   католический   Запад.   Но   предпочтение   было   им отдано   православной   Византии.   (Формальное   разделение   некогда   единой церкви   на   православную   и   католическую   произошло   лишь   в   1054   году, 7 фактически же они стали независимыми намного раньше. Это и позволяет нам пользоваться принятой здесь терминологией.) В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой  же  — его   государственной   мудростью.  С Византией  уже  сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена (родственная Руси Болгария приняла христианство примерно за 100 лет до Киевской   Руси).   Этому   в   большой   степени   способствовала   деятельность   создавших   славянскую   письменность   и Кирилла   и   Мефодия, проповедовавших христианство на славянском языке. Таким   образом,   на   решение   Владимира   могло   повлиять   и   то,   что   в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести   на   понятном   языке   (в   Х­Х1   вв.   болгарский   язык   практически   не отличался от русского). Нелишне заметить, что в ту эпоху Византия была еще в расцвете; там не умерла античная традиция — в ее школах изучали Гомера и других   классиков   древности,   в   философских   диспутах   продолжали   жить Платон и Аристотель… Византийский вариант христианства отвечал нуждам рождающегося   феодального   общества   и   поэтому   вполне   соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный   акт.   Если   ограничиться   несколько   упрощенной   и   предельно краткой характеристикой, то точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку   Русь   обращалась   в  православную   веру,   а  православную   церковь возглавляли   византийский   патриарх   и   император,   то   Русь   автоматически становилась вассалом  Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское  государство, неоднократно  успешно  воевавшее   с  Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка   зрения   Владимира   и   его   окружения   была   иной.   Крещение   и связанное с этим заимствование византийской культуры и техники вовсе не 8 должно   было   лишить   Русь   ее   самостоятельности.   По   мысли   князя,   Русь превращалась   бы   в   дружественное   Византии,   но   вполне   суверенное государство.   Как   друг   Византии,   оно   оказывало   бы   ей,   если   необходимо, военную   помощь.   При   столь   существенном   расхождении   во   взглядах   на последствия крещения оно было, по меньшей мере, сильно затруднено.   Слайд 1011 Естествен вопрос: как шло распространение христианства? Не встречал ли этот процесс сопротивления? Подчеркнем еще раз, что он был внутренним делом Киевской Руси. Преобразования осуществлялись по указанию великого князя   и   его   ближайшего   окружения,   как   бы   “правительства”.   Внешнего, насильственного напора страна не испытывала. Кроме того, население было знакомо   с   христианством:   уже   многие   годы   в   древнерусских   городах существовали маленькие христианские общины, появившиеся еще во время княжения   Ольги,   (если   не   считать   легендарных   сведений   о   крещении Аскольда). Это тоже способствовало утверждению новой религии. Как   и   при   всяком   кардинальном   преобразовании,   новое,   прогрессивное наталкивалось   на   сопротивление   старого,   отжившего.   Поэтому   полезно обсудить, кому это новое было выгодно, а кому нет. Князь   только   выигрывал   —   если   раньше   он   просто   был   главой племенного союза, то теперь его власть была освящена, “дарована богом”. Ближайшее   окружение   Владимира   не   несло   никакого   имущественного   или иного ущерба. То же можно сказать и о дружине. Перед теми, кто занимался торговлей с Византией, реформа открывала новые возможности. Если прежде на торговых площадях заморских стран они были “варварами”, “скифами”, то отныне   в   Византии   и   Европе   —   уважаемыми   единоверцами,   а   на мусульманском Востоке — представителями одной из мировых религий. 9 http://prometey­spb.su/svetochi/1/vladimir_svyatoy.html "Кто­то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во   зле   всех   своих   языческих   предков   и   современников?   Как   будто Обративший   Савла   в  Павла,   в   Апостола   веры   Христовой,   выбирая   такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно,   нелегко   бывает   рассмотреть   все   нити   в   тончайшей   ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было   необходимо   показать   всем   последующим   русским   поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена.   Лучшее   свидетельство   действенности   любого   лекарства   — исцелившийся   больной.   Необходимо   было   исцеленного   князя   Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?» «Владимир   Красно   Солнышко»   —   так   зовет   русский   народ   своего духовного   родоначальника.   Этими   словами   благодарный   и   мудрый   народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя­крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение  всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали  святыми, праведниками,   чудотворцами;   среди   них   и   два   сына   князя   Владимира   — 10 святые страстотерпцы — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру,   князю,   богачу,   сквозь   игольное   ушко   прошедшему   в   Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем. Следовательно, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих   людей,   и   среди   святых.   Он   —   основоположник   святительства   и святости   в   русском   народе,   первооткрыватель   величия   этих   понятий, создавший   на   их   основании   государственную   программу,   необычность которой   в   том,   что   ее   невозможно   претворить   в   жизнь,   пока   каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя­державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто­нибудь вывел из­под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом.  языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным Темная солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский — красно солнышко!» (Святитель Николай Сербский) 11

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.

Презентация по предмету Беседы об истории русской культуры. Тема: Князь Владимир и принятие христианства на Руси.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017