Другие признаки:
Самостоятельный поиск уч-ся путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
Необычные условия работы;
Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Актуальность
Вопросы пополнения и обогащения словарного запаса учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Противоречия
С одной стороны:
Растёт потребность в расширении словарного запаса учащихся.
Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова.
Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.
Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого; свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.
С другой стороны:
Стремление у детей обогащать и пополнять свой словарный запас практически отсутствует.
Это стремление недостаточно поддерживается школой, учителями-предметниками, родителями.
Проблема
Нужно организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
Цель:
Обогащения словарного запаса школьников:
1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Задачи:
Использовать нестандартные формы работы со словом
Воспитывать коммуникативную культуру школьника
Расширять и углублять запас знаний учеников
Выявлять и поддерживать лингвистически одарённых уч-ся
Поддерживать и воспитывать веру в свои силы у учеников, слабоуспевающих по предмету
Развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
Концепция
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка ещё в 19 веке. Так, Ф.И.Буслаев (1844) рекомендовал учителям русского языка «развивать в дитяти врождённый дар слова». И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Основные этапы работы над проектом
Направление деятельности | Планируемый результат | Сроки |
1. Определение проблемного поля. | 1. Изучить и проанализировать имеющуюся методическую литературу по данной проблеме в школьной, сельской, районной и личной библиотеках. | Сентябрь – январь 2013г. |
Подготовительный этап
Основной этап
Направление деятельности | Планируемый результат | Сроки |
1. Знакомство с опытом внедрения в практику нестандартных заданий на уроках русского языка | 1. Познакомиться с практическим опытом проведения уроков русского языка с использованием нестандартных заданий другими учителями. | январь 2013г. -2016г. |
Заключительный этап
Направление деятельности | Планируемый результат | Сроки |
1. Обобщение полученных результатов. | 1. Обобщить полученные результаты. | 2016г.-2017г. |
Основные направления деятельности | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ресурсы |
Изучение теоретического материала | 1.Посещение библиотек: школьной, сельской, районной. | Сентябрь 2012-январь 2013г. | Учитель информатики, | Научно-методические, |
Мероприятия по реализации проекта
Знакомство с опытом внедрения в практику нестандартных заданий на уроках русского языка | Посещение открытых уроков учителей школы, района, области | 2012г.-2016г. | Учителя русского языка и литературы | Научно-методические, практические, материально-технические |
Внедрение нестандартных заданий на уроках русского языка в собственную практику | Открытый урок для директоров района | Апрель 2013г. | Библиотекарь, родители | Научно-методические, кадровые, материально-технические, информационные |
Обобщение полученных результатов на промежуточном этапе | Выступление на районной научно-практической конференции | Январь 2013г. | Библиотекарь | Научно-методические, |
Ожидаемый результат
Свободное владение учениками словарным материалом и безошибочное применение в практике.
Успешная сдача учащихся 9 класса в 2016-2017 учебном году.
Участие уч-ся в творческих и познавательных конкурсах не только на школьном и муниципальном уровне, но и на региональном и государственном
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.