Презентация по русскому языку "Речь. Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь. Основная мысль текста.". (5 класс)
Оценка 5

Презентация по русскому языку "Речь. Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь. Основная мысль текста.". (5 класс)

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русский язык
5 кл
14.02.2018
Презентация по русскому языку "Речь. Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь. Основная мысль текста.". (5 класс)
звуковой файл
РЕЧЬ.ppt

РЕЧЬ. Речь устная и письменная

РЕЧЬ. Речь устная и письменная

РЕЧЬ. Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь. Основная мысль текста

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой

Прочитайте предложения. Можно ли назвать этот набор предложений текстом?

Прочитайте предложения. Можно ли назвать этот набор предложений текстом?

Прочитайте предложения. Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему? Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выразительно прочитайте текст.

– А туда, где, говорят, зимы не бывает, - объяснил Павел.
- Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался.
- Это кулички летят, посвистывают.
- А разве есть такая земля?
- Куда же они летят?
- Есть.
- Далеко?
- Далеко, далеко, за тёплыми морями.

Проверяем себя. Прочитаем выразительно

Проверяем себя. Прочитаем выразительно

Проверяем себя. Прочитаем выразительно.

- Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался:
- Это кулички летят, посвистывают.
- Куда же они летят?
- А туда, где, говорят, зимы не бывает.
- А разве есть такая земля?
- Есть.
- Далеко?
- Далеко, далеко, за тёплыми морями.




РЕЧЬ. Речь существует в двух формах

РЕЧЬ. Речь существует в двух формах

РЕЧЬ. Речь существует в двух формах. Она бывает:

Прочитайте выразительно стихотворение

Прочитайте выразительно стихотворение

Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера. Определите, о каких формах речи говорится в стихотворении.

СОВА.
Мудрейшая птица на свете – сова.
Всё слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!

Какая речь появилась раньше: устная или письменная ?

Какая речь появилась раньше: устная или письменная ?

Какая речь появилась раньше: устная или письменная? Почему? Прочитайте пословицы, определите, в каких из них говорится о письменной речи, в каких – об устной, а в каких – об обеих формах речи?

Что написано пером – того не вырубишь топором.
Ласковым словом и камень растопишь.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Больше знай, да меньше болтай.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Язык голубит, язык и губит.
Каков разум, таковы и речи.
Поменьше говори – побольше услышишь.
На всякого Егорку своя поговорка.
Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.


Прочитайте выразительно шутливое стихотворение

Прочитайте выразительно шутливое стихотворение

Прочитайте выразительно шутливое стихотворение В.Смита в переводе Б.Заходера. Определите, о каких формах речи в нём говорится.

Про летающую корову.
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Так что я беру с вас слово:
Кто увидит, что корова
Пролетает в вышине,
Тот, договорившись с мамой,
Пусть сейчас же телеграммой
(Лучше срочной телеграммой!)
Сообщит об этом мне!


Вставьте пропущенные слова, запишите предложение:
Для срочного сообщения в … форме используют телефон, в …
телеграф.

Письменная и устная речь бывает

Письменная и устная речь бывает

Письменная и устная речь бывает

Монолог чаще используется в письменной речи , а диалог – в устной -

Монолог чаще используется в письменной речи , а диалог – в устной -

Монолог чаще используется в письменной речи, а диалогв устной

- Ну, ты, типа идёшь?
- Ща приду. Я как бы думаю.
- Чё ты думаешь?
- Чапать мне или подождать,
когда дружбан позвОнит.
-Не парься. Ихний телефон не
работает.



Укажите, какие нормы
литературного языка нарушены.

Детство начинается с любви к
матери. Это самое святое
чувство. Если в твоей душе нет
его, значит, когда ты станешь
взрослым, не будет у тебя ни
любви к другу, ни любви к
Родине. Всё будет для тебя
безразличным, кроме
собственного покоя и удобства. (С.В.Михалков)

В любой речи необходимо соблюдать нормы (правила) литературного языка. Правильность – очень важная сторона речи. Правильная, содержательная, выразительная речь – признак культуры и образованности человека.

Учимся говорить по телефону Слова, которые нужно знать каждому:

Учимся говорить по телефону Слова, которые нужно знать каждому:

Учимся говорить по телефону

Слова, которые нужно знать каждому:

ЗДРАВСТВУЙТЕ! (ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР)

БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, К ТЕЛЕФОНУ…

СПАСИБО, ПОДОЖДУ.

ДО СВИДАНИЯ! ВСЕГО ДОБРОГО!

АЛЛО!

СЛУШАЮ.

Сегодня у всех есть мобильные телефоны, мы много разговариваем, поэтому особенно важно обращаться к абоненту правильно!

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

В диалогической и монологической речи важно уметь использовать

В диалогической и монологической речи важно уметь использовать

В диалогической и монологической речи важно уметь использовать ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА. Этикет – от фр. еtiquette – «ярлык на чём-либо», «этикетка» – правила поведения. Этикетные слова это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения и пр.

Прочитайте диалог между доктором и пациентом Васей по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь,
молодой человек?
- Чао!
- На что вы жалуетесь?
- Прихворнул я, что-то в горле дерёт, и башка болит.
- Температуру измеряли?
- Да я градусник вчера кокнул!
- А как же лечились вчера, например?
- Дрыхнул весь день, аж надоело.
- Да… Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень
болен язык. Его нужно срочно лечить.

Выбор слов при диалоге и монологе зависит от

Выбор слов при диалоге и монологе зависит от

Выбор слов при диалоге и монологе зависит от РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

Речевая ситуация складывается из элементов
кто? - кому? – о чём? – где? – когда? – почему? – зачем?
Чтобы возникла речь, должен появиться «кто» – говорящий.. Он говорит «кому», - рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чём». Речевое общение происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему», «зачем».
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы приветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому-то обратимся –здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю! и др.

Речевую ситуацию можно представить в виде схемы-рисунка:

Речевую ситуацию можно представить в виде схемы-рисунка:

Речевую ситуацию можно представить в виде схемы-рисунка:

Яша, друг ты мой любезный! Послушай меня, пожалуйста! Да повнимательней!.. Красивый ты парень! Ничего не скажешь. Весь белый, только кончики крыльев пёстрые да спинка бирюзовая. Глаза – как чёрные смородинки. Смотрят то грозно, то лукаво. А то как будто улыбаются…
Хорошо ты говоришь, Яшуня! И «Доброе утро!», и «Яша умный!», и «Учи уроки!» И адрес свой знаешь. И стихи наизусть читаешь… А вот безобразничать зачем, Яков? Опять будильник со стола столкнул. И лекарства рассыпал. И герань сломал. Стыдно, Яков! Стыдно!.. Молчишь? Отправляйся-ка в клетку, Яшенька! Раз не умеешь хорошо себя вести на свободе, сиди в клетке! Вот так-то, дружок! И не обижайся, я всё равно тебя люблю…

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018