Прочитайте предложения. Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему? Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выразительно прочитайте текст.
– А туда, где, говорят, зимы не бывает, - объяснил Павел.
- Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался.
- Это кулички летят, посвистывают.
- А разве есть такая земля?
- Куда же они летят?
- Есть.
- Далеко?
- Далеко, далеко, за тёплыми морями.
Проверяем себя. Прочитаем выразительно.
- Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался:
- Это кулички летят, посвистывают.
- Куда же они летят?
- А туда, где, говорят, зимы не бывает.
- А разве есть такая земля?
- Есть.
- Далеко?
- Далеко, далеко, за тёплыми морями.
Какая речь появилась раньше: устная или письменная? Почему?Прочитайте пословицы, определите, в каких из них говорится о письменной речи, в каких – об устной, а в каких – об обеих формах речи?
Что написано пером – того не вырубишь топором.
Ласковым словом и камень растопишь.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Больше знай, да меньше болтай.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Язык голубит, язык и губит.
Каков разум, таковы и речи.
Поменьше говори – побольше услышишь.
На всякого Егорку своя поговорка.
Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
Прочитайте выразительно шутливое стихотворение В.Смита в переводе Б.Заходера. Определите, о каких формах речи в нём говорится.
Про летающую корову.
Очень многие считают,
Что коровы не летают.
Так что я беру с вас слово:
Кто увидит, что корова
Пролетает в вышине,
Тот, договорившись с мамой,
Пусть сейчас же телеграммой
(Лучше срочной телеграммой!)
Сообщит об этом мне!
Вставьте пропущенные слова, запишите предложение:
Для срочного сообщения в … форме используют телефон, в …
телеграф.
Монолог чаще используется в письменной речи, а диалог – в устной
- Ну, ты, типа идёшь?
- Ща приду. Я как бы думаю.
- Чё ты думаешь?
- Чапать мне или подождать,
когда дружбан позвОнит.
-Не парься. Ихний телефон не
работает.
Укажите, какие нормы
литературного языка нарушены.
Детство начинается с любви к
матери. Это самое святое
чувство. Если в твоей душе нет
его, значит, когда ты станешь
взрослым, не будет у тебя ни
любви к другу, ни любви к
Родине. Всё будет для тебя
безразличным, кроме
собственного покоя и удобства. (С.В.Михалков)
В любой речи необходимо соблюдать нормы (правила) литературного языка. Правильность – очень важная сторона речи. Правильная, содержательная, выразительная речь – признак культуры и образованности человека.
Учимся говорить по телефону
Слова, которые нужно знать каждому:
ЗДРАВСТВУЙТЕ! (ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР)
БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, К ТЕЛЕФОНУ…
СПАСИБО, ПОДОЖДУ.
ДО СВИДАНИЯ! ВСЕГО ДОБРОГО!
АЛЛО!
СЛУШАЮ.
Сегодня у всех есть мобильные телефоны, мы много разговариваем, поэтому особенно важно обращаться к абоненту правильно!
В диалогической и монологической речи важно уметь использовать ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА. Этикет – от фр. еtiquette – «ярлык на чём-либо», «этикетка» – правила поведения. Этикетные слова – это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения и пр.
Прочитайте диалог между доктором и пациентом Васей по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь,
молодой человек?
- Чао!
- На что вы жалуетесь?
- Прихворнул я, что-то в горле дерёт, и башка болит.
- Температуру измеряли?
- Да я градусник вчера кокнул!
- А как же лечились вчера, например?
- Дрыхнул весь день, аж надоело.
- Да… Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень
болен язык. Его нужно срочно лечить.
Выбор слов при диалоге и монологе зависит от РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ
Речевая ситуация складывается из элементов
кто? - кому? – о чём? – где? – когда? – почему? – зачем?
Чтобы возникла речь, должен появиться «кто» – говорящий.. Он говорит «кому», - рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чём». Речевое общение происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему», «зачем».
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы приветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому-то обратимся –здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю! и др.
Речевую ситуацию можно представить в виде схемы-рисунка:
Яша, друг ты мой любезный! Послушай меня, пожалуйста! Да повнимательней!.. Красивый ты парень! Ничего не скажешь. Весь белый, только кончики крыльев пёстрые да спинка бирюзовая. Глаза – как чёрные смородинки. Смотрят то грозно, то лукаво. А то как будто улыбаются…
Хорошо ты говоришь, Яшуня! И «Доброе утро!», и «Яша умный!», и «Учи уроки!» И адрес свой знаешь. И стихи наизусть читаешь… А вот безобразничать зачем, Яков? Опять будильник со стола столкнул. И лекарства рассыпал. И герань сломал. Стыдно, Яков! Стыдно!.. Молчишь? Отправляйся-ка в клетку, Яшенька! Раз не умеешь хорошо себя вести на свободе, сиди в клетке! Вот так-то, дружок! И не обижайся, я всё равно тебя люблю…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.