презентация по теме "Формы организации учебного процесса"(методика и теория обучения экологии0

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в данной презентации рассмотрены основные формы организации учебного процесса. Урок- основная форма организации учебного процесса. представлены основные классификации уроков. Раскрыты основные этапы урока, в том числе комбинированного урока. Данная презентация может использоваться для студентов педагогических ВУЗов по предмету: Методика и теория обучения экологии.презентация по методике и теории обучения экологии, для студентов педагогических ВУЗов.
Иконка файла материала Формы организации учебного процесса.pptx
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).
 Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно- познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности.
 Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.
 По образному выражению Н. М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все другие формы учебных занятий». Это - консультации, семинары, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и т.д..
ОСОБЕННОСТИ УРОКА  - постоянная группа учащихся;  - четкое время проведения по расписанию;  - обязательность посещения;  - определенный учебной программой объем усваиваемого материала;  - руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;  - последовательность различных видов заданий;  - оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ УШИНСКИЙ К. Д.  - уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;  - уроки объяснения и закрепления нового материала;  - уроки устных упражнений;  - уроки письменных упражнений;  - уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ (ЕСИПОВ Б.П.,ДАНИЛОВ М.А.,ЩУКИНА Г.И., ОНИЩУК В.А.)  урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;
 - урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;
 - урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
 - урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно- познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обучен-ности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
 - комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.
 Структура урока - соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
ЭТАПЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА 1. Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т. д.). 2. Проверка выполнения домашнего задания - дидактическая задача -проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).
3. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности - дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.
4. Изучение материала - дидактическая задача - формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала - дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.
6. Закрепление и систематизация знаний - дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.
7. Информация о домашнем задании - дидактическая задача - нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования. 8. Итог урока - дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.
«УКОРОЧЕННЫЙ» КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК  - вводная часть (организация работы классы);  - главная часть (например, работа по усвоению новых знаний, их закреплению и систематизации);  - заключительная часть (подведение итогов урока и информация о задании на дом.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ  - использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;  - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;  - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
 - установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;  - связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;  - мотивация и активизация развития всех сфер личности;  - логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности;
 - связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;  - формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;  - формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;  - эффективное использование педагогических средств;  - тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УРОКА  - четкое определение образовательных задач каждого урока;  - рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;  - внедрение новейших технологий познавательной деятельности;  - рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов обучения;  - творческий подход к формированию структуры урока;
 - сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;  - мастерство проведения урока.  - обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ  — определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;  — постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы;
 — воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;  — внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ УРОКА  — формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;  — изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
 — проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;  — прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА  - Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.  - Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом.  - Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
 - Вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).  - Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков.
благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.  - Диагностика уровня обученности  - Создание на уроке и воспитанности учащихся, их способностей, интересов и т.д., что позволит осуществлять личностно-ориентированное обучение.
 - Применение разнообразных методов и технологий обучения.  - Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т.д.
 - Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проектирования урока – это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и учащихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.  - Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.
 - Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся – это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, поиск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку результатов.
ПРИМЕНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ  просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);  б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т.п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и др., изучение всей темы по учебнику, проведение наблюдений, опытов);
 в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т.п.);  г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);  д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т.п.).
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ  планирование системы уроков по теме  конкретизация этого планирования по каждому уроку,  осмысление и составление планов отдельных уроков
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  · Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.  · Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).  · Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие
 · Соотнесение объёма и сложности работы с темпом ее выполнения.  · Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.  · Осознание учащимися результатов своих достижений.
 Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70%. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно- воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы.
СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ( М. И. МАХМУТОВ) 1 Название темы:  1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков;  2) тип урока (уроков);  3) общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные);  4) оборудование и основные источники  5) виды контрольных работ на основе информации; системы уроков
2 обновление:  1) опорные знания (понятия и факты) и способы действия;  2) типы самостоятельных работ 3 Формирование новых понятий и способов действия  1) новые понятия и способы действия;  2) главные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ
4 Применение (формирование умений и навыков):  2) типы самостоятельных работ  1) типы самостоятельных работ;  2) между-предметные связи 5 домашние задания:  1) повторение (объем учебного материала);
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, грунт вдохновения и талантливой импровизации
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
 Лабораторная работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков / самостоятельное использование учебника, наглядных пособий, биологических приборов и материалов и т.д./
 Большинство лабораторных работ предполагает проведение наблюдений исследовательского плана. Отдельные лабораторные работы носят характер, сходный с практическими занятиями (например, решение генетических задач).
 Лабораторные работы на биологическом и экологическом материале развивают и общеучебные умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах \выводах, тезисах, логических схемах, таблицах и
1. Постановка задач. 2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала. 4. Фиксация результатов. Формирование выводов. 5. Заключительная беседа.     3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 1. Постановка задач. 2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. 5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков. 6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае крайне важности. 4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НАПРАВЛЕНО НА  обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемых дисциплин;  формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;  развитие интеллектуальных умений : аналитических, проектировочных; конструктивных и др.;  выработку при решении поставленных задач таких, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  - экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), и поэтому преимущественное место занимают при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального циклов;
 - формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по биологии, математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности;  -лабораторные работы занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
 содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
 При выполнении лабораторных работ учащиеся овладевают первоначальными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются.  Наряду с формированием умений и навыков в процессе выполнения лабораторных работ обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
 Необходимыми структурными элементами практической работы, помимо самостоятельной деятельности обучаемых, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения учащимися запланированными умениями.
ХАРАКТЕР ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
 частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.  поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
ФОРМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  При фронтальной форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.  При групповой форме организации занятий каждый ученик выполняет индивидуальное задание занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человека.  При индивидуальной форме организации
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  -формирование тематики и заданий лабораторных занятий осуществлять с реально востребованными работами;  -подчинение методики проведения поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе; лабораторных работ ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для обучаемых;  -использование в практике преподавания
 применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого ученика за самостоятельное выполнение полного объема работ;  -эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы подбором дополнительных задач и заданий для учащихся, работающих в более быстром темпе.  -проведение лабораторных работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучаемыми условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
 Эффективность самостоятельной работ во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составлять программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений.
ИНСТРУКТАЖ  - каковы цель и задачи лабораторной работы;  - какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;  - как нужно содержать в порядке рабочее место;  - каковы требования техники безопасности при проведении работы;  - как оформить результаты.
ДИАГНОСТИКА  прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего
ЦЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ  своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.
 Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
ЭТАПЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ  Предварительное выявление уровня знаний обучаемых- осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умение. Такая проверка возможна не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела (курса).
 Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы- осуществляется из урока в урок и обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми отдельных элементов учебной программы. Ее главная функция - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов как содержание учебного материала, его сложность, возраст, уровень подготовки обучаемых и др..
 Повторная проверка- параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют материал изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.
 Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по разделу и теме курса-диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучающимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение. 
 Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса- проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он предполагает диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗУН (И. Ф. ХАРЛАМОВ)  Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;  устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный;  выставление поурочного балла;  контрольные работы,  проверка домашних работ;  программированный контроль; тестирование.
 Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.
 Сущность устного опроса (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.