в данной презентации рассмотрены основные формы организации учебного процесса. Урок- основная форма организации учебного процесса. представлены основные классификации уроков. Раскрыты основные этапы урока, в том числе комбинированного урока. Данная презентация может использоваться для студентов педагогических ВУЗов по предмету: Методика и теория обучения экологии.презентация по методике и теории обучения экологии, для студентов педагогических ВУЗов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
Урок - это форма организации
обучения с группой учащихся одного
возраста, постоянного состава;
занятие по твердому расписанию, с
единой для всех программой
обучения (П. И. Пидкасистый).
Урок является основной формой
организации педагогического
процесса, так как предполагает не
только организацию учебно-
познавательной деятельности, но
и интеллектуальное развитие
учащихся, формирование их
потребности в знаниях,
мировоззрения, активности,
самостоятельности, трудолюбия,
дисциплинированности.
Урок всегда многопланов, так как
в нем взаимодействуют все
компоненты процесса обучения:
педагогические цели,
дидактические задачи,
содержание, методы, приемы,
средства. Он должен быть
законченным в смысловом,
временном и организационном
отношениях отрезком учебного
процесса и представлять собой
логическую единицу темы,
раздела, курса.
По образному выражению Н. М.
Верзилина, «урок - это солнце,
вокруг которого как планеты
вращаются все другие формы
учебных занятий». Это -
консультации, семинары, экскурсии,
факультативы, олимпиады,
домашняя работа и т.д..
ОСОБЕННОСТИ УРОКА
- постоянная группа учащихся;
- четкое время проведения по расписанию;
- обязательность посещения;
- определенный учебной программой объем
усваиваемого материала;
- руководство со стороны учителя
деятельностью учащихся;
- последовательность различных видов заданий;
- оптимальное соотношение фронтальной,
групповой и индивидуальной работы.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ
УШИНСКИЙ К. Д.
- уроки смешанные, имеющие своей целью
повторение пройденного;
- уроки объяснения и закрепления нового
материала;
- уроки устных упражнений;
- уроки письменных упражнений;
- уроки проверки и оценки знаний,
которые проводятся после определенного
периода обучения и в конце учебного года.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
(ЕСИПОВ Б.П.,ДАНИЛОВ М.А.,ЩУКИНА Г.И., ОНИЩУК В.А.)
урок изучения нового учебного
материала - основное время
отводится на передачу и усвоение
новых знаний;
- урок совершенствования знаний,
умений и навыков - основное
назначение этих уроков:
систематизация и обобщение новых
знаний; повторение и закрепление
ранее усвоенных знаний; применение
знаний на практике для углубления и
расширения ранее усвоенного
материала; формирование умений и
навыков; контроль за ходом изучения
учебного материла и
совершенствования знаний, умений и
навыков;
- урок обобщения и
систематизации изученного -
сущность этих уроков состоит в
активном воспроизведении
изученного материала по
отдельным разделам учебной
программы и в организации
упражнений с целью приведения
знаний в систему, осмысления их
логики, что способствует более
прочному овладению ими и
совершенствованию практических
умений и навыков;
- урок проверки и контроля знаний -
уроки этого типа предназначаются для
оценки результатов учения, уровня
усвоения учащимися теоретического
материала, системы научных понятий
изучаемого курса, сформированности
умений и навыков, опыта учебно-
познавательной деятельности
школьников, установления диагностики
уровня обучен-ности учеников,
коррекции в процессе учения в
соответствии с диагностикой состояния
обученности детей;
- комбинированный урок - это
наиболее распространенный тип
урока в существующей практике
работы школы.
На нем решаются дидактические
задачи всех типов уроков,
описанных выше.
Структура урока - соотношение
элементов урока в их определенной
последовательности и взаимосвязи
между собой.
ЭТАПЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
1. Организационный - дидактическая задача
заключается в подготовке учащихся к
работе на уроке (приветствие, установление
внимания, порядка и т. д.).
2. Проверка выполнения домашнего задания -
дидактическая задача -проверка
правильности выполнения домашнего
задания, выявление пробелов в знаниях и их
устранение (собеседование по изученному,
анализ выполненных упражнений и т.д.).
3. Подготовка к активной учебно-
познавательной деятельности -
дидактическая задача этого этапа
ориентирует на подготовку
учащихся к тому виду
деятельности, который будет
доминировать на основном этапе
урока. На этом этапе
осуществляется целеполагание,
актуализация знаний, мотивация
предстоящей работы.
4. Изучение материала -
дидактическая задача -
формирование у учащихся
конкретных представлений об
изучаемых фактах, понятиях,
явлениях, их сущности и
взаимосвязях. Основными
способами деятельности учителя и
учащихся могут быть объяснение,
проблемное изложение, работа с
учебником, учебными пособиями,
беседа.
5. Первичная проверка понимания
учащимися нового материала -
дидактическая задача состоит в
установлении специфики
осознанности его усвоения через
собеседование , анализ таблиц,
схем, видеоматериалов и т.д.
6. Закрепление и систематизация
знаний - дидактическая задача
заключается в организации
осмысления и применения знаний,
выработки умений. Этому
способствуют ответы на вопросы,
выполнение упражнений
репродуктивного и творческого
характера.
7. Информация о домашнем задании
- дидактическая задача -
нацеливание на самостоятельную
работу с учебниками и
дополнительной литературой по
дальнейшему усвоению знаний и
способов их использования.
8. Итог урока - дидактическая
задача этого этапа состоит в
анализе результатов работы,
оценке учебных достижений
отдельных учащихся.
«УКОРОЧЕННЫЙ» КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
- вводная часть (организация работы
классы);
- главная часть (например, работа по
усвоению новых знаний, их
закреплению и систематизации);
- заключительная часть (подведение
итогов урока и информация о
задании на дом.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
- использование новейших достижений науки,
передовой педагогической практики,
построение урока на основе закономерностей
учебно-воспитательного процесса;
- реализация на уроке в оптимальном
соотношении всех дидактических принципов и
правил;
- обеспечение надлежащих условий для
продуктивной познавательной деятельности
учащихся с учетом их интересов, наклонностей
и потребностей;
- установление осознаваемых
учащимися межпредметных
связей;
- связь с заранее изученными
знаниями и умениями, опора на
достигнутый уровень развития
учащихся;
- мотивация и активизация
развития всех сфер личности;
- логичность и эмоциональность
всех этапов учебно-
воспитательной деятельности;
- связь с жизнью, производственной
деятельностью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых
знаний, умений, навыков, рациональных
приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться,
потребности постоянно пополнять объем
знаний;
- эффективное использование
педагогических средств;
- тщательная диагностика,
прогнозирование, проектирование и
планирование каждого урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УРОКА
- четкое определение образовательных задач
каждого урока;
- рационализация информационного наполнения
урока, оптимизация содержания с учетом
социальных и личностных потребностей;
- внедрение новейших технологий
познавательной деятельности;
- рациональное сочетание разнообразных видов,
форм и методов обучения;
- творческий подход к формированию структуры
урока;
- сочетание различных форм
коллективной деятельности с
самостоятельной деятельностью
учащихся;
- мастерство проведения урока.
- обеспечение оперативной
обратной связи, действенного
контроля и управления;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
— определение воспитательных
возможностей учебного материала,
деятельности на уроке,
формирование и постановку реально
достижимых воспитательных целей;
— постановку только тех
воспитательных задач, которые
органически вытекают из цели и
содержания учебной работы;
— воспитание учащихся на
общечеловеческих ценностях,
формирование жизненно необходимых
качеств: усидчивости, аккуратности,
ответственности, исполнительности,
самостоятельности, работоспособности,
внимательности, честности, коллективизма
и др.;
— внимательное и чуткое отношение к
учащимся, соблюдение требований
педагогического такта, сотрудничество с
учащимися и заинтересованность в их
успехах.
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ УРОКА
— формирование и развитие у
учащихся положительных мотивов
учебно-познавательной
деятельности, интересов, творческой
инициативы и активности;
— изучение и учет уровня развития и
психологических особенностей
учащихся, проектирование «зоны
ближайшего развития»;
— проведение учебных занятий на
«опережающем» уровне,
стимулирование наступления
новых качественных изменений в
развитии;
— прогнозирование «скачков» в
интеллектуальном,
эмоциональном, социальном
развитии учащихся и оперативная
перестройка учебных занятий с
учетом наступающих перемен.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
- Углубление, обобщение, повторение,
закрепление и контроль ранее изученных
знаний в процессе овладения новым
учебным материалом и его практическим
применением.
- Связь с жизнью, практической
деятельностью учащихся, их субъективным
опытом.
- Включение элементов поисковой,
исследовательской деятельности учащихся.
- Вооружение школьников
способами познавательной
деятельности, общеучебными
умениями (учиться выделять
главное, работать с книгой и др.).
- Отход от традиционной
структуры комбинированного
урока, разнообразие структур
урока в зависимости от
дидактических целей и задач
урока, проведение нестандартных
уроков.
благоприятной эмоциональной
атмосферы, которая обеспечивает
сотрудничество учителя и
учеников, а также учащихся
между собой.
- Диагностика уровня обученности
- Создание на уроке
и воспитанности учащихся, их
способностей, интересов и т.д.,
что позволит осуществлять
личностно-ориентированное
обучение.
- Применение разнообразных
методов и технологий обучения.
- Сочетание урока с другими
формами обучения: домашней
работой, факультативами и
предметными кружками,
практикумами и семинарскими
занятиями, экскурсиями,
консультациями и т.д.
- Технологический подход к
проектированию и проведению
урока. Технология проектирования
урока – это определение модели,
схемы урока, плана действий
учителя и учащихся, реализация
которого на практике приведет к
определенному результату.
- Повышение самостоятельности и
творческой активности учащихся в
обучении.
- Организация различных видов
самостоятельной деятельности учащихся
в процессе применения знаний,
выработки умений и
навыков. Самостоятельная работа
учащихся – это учебная деятельность,
которая осуществляется под
руководством, но без непосредственного
участия учителя. В ходе самостоятельной
работы учащиеся осуществляют анализ
задания, поиск способов его выполнения,
планирование, собственно выполнение,
проверку и оценку результатов.
ПРИМЕНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА
УРОКЕ
просмотр иллюстраций, подготовка ответов
на заданные учителем вопросы и пр.);
б) при изучении новых знаний (до
объяснения дается задание: составить план,
сделать конспект, графически изобразить и
т.п.; самостоятельная работа с учебником;
работа с использованием дополнительных
источников, например, статей, схем, таблиц,
репродукций и др., изучение всей темы по
учебнику, проведение наблюдений, опытов);
в) на этапе применения знаний
(выполнение упражнений, написание
сочинений, выступление с докладами и
т.п.);
г) на этапе обобщения и систематизации
знаний (составление сводных тематических
таблиц, схем, диаграмм; подготовка
текстов, обобщенных характеристик;
определение выводов);
д) при проверке знаний, умений и навыков
(выполнение письменных, графических,
практических работ, тестов; ответы на
вопросы учителя и вопросы учащихся друг
другу и т.п.).
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
планирование системы уроков по
теме
конкретизация этого планирования
по каждому уроку,
осмысление и составление планов
отдельных уроков
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
· Планирование разных вариантов
самостоятельной работы в системе уроков
по теме.
· Наличие у учащихся сформированных
умений и навыков самостоятельной
работы (от элементарных до более
сложных).
· Посильность заданий (постепенное
нарастание самостоятельности), их
вариативность и разнообразие
· Соотнесение объёма и сложности
работы с темпом ее выполнения.
· Осознание учеником цели и
появление желания к её
достижению.
· Осознание учащимися
результатов своих достижений.
Показателем целенаправленной
работы учителя по организации
самостоятельной работы учащихся
является увеличение времени,
отводимого на уроках на
самостоятельную работу, до 70%.
Это приводит к уменьшению
времени, затрачиваемого на
домашнюю работу учащихся.
Тематическое планирование
предназначено для определения
оптимальных путей реализации
образовательной, развивающей и
воспитательной функций учебно-
воспитательного процесса в
системе уроков и внеурочных
занятий по данной теме или
разделу учебной программы.
СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
( М. И. МАХМУТОВ)
1 Название темы:
1) цель (общая дидактическая) урока или
системы уроков;
2) тип урока (уроков);
3) общие методы обучения (репродуктивные
или продуктивные);
4) оборудование и основные источники
5) виды контрольных работ на основе
информации;
системы уроков
2 обновление:
1) опорные знания (понятия и
факты) и способы действия;
2) типы самостоятельных работ
3 Формирование новых понятий и
способов действия
1) новые понятия и способы
действия;
2) главные и второстепенные
проблемы и типы самостоятельных
работ
4 Применение (формирование
умений и навыков):
2) типы самостоятельных работ
1) типы самостоятельных работ;
2) между-предметные связи
5 домашние задания:
1) повторение (объем учебного
материала);
План урока - это начало творческого
поиска, средство эффективности
урока, реализация замысла учителя,
грунт вдохновения и талантливой
импровизации
ЛАБОРАТОРНЫЕ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа может быть
определена как деятельность,
направленная на применение,
углубление и развитие
теоретических знаний в комплексе
с формированием необходимых
для этого умений и навыков /
самостоятельное использование
учебника, наглядных пособий,
биологических приборов и
материалов и т.д./
Большинство лабораторных работ
предполагает проведение
наблюдений исследовательского
плана. Отдельные лабораторные
работы носят характер, сходный с
практическими занятиями
(например, решение генетических
задач).
Лабораторные работы на
биологическом и экологическом
материале развивают и
общеучебные умения
анализировать, сравнивать,
сопоставлять, оценивать, делать
умозаключения, высказывать
собственное мнение и
обосновывать его, свертывать
информацию, представлять
результаты работы в различных
формах \выводах, тезисах,
логических схемах, таблицах и
1. Постановка задач.
2. Конструктивная беседа об
особенностях содержания
изучаемого материала.
4. Фиксация результатов.
Формирование выводов.
5. Заключительная беседа.
3. Самостоятельное выполнение
наблюдений и опытов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Постановка задач.
2. Выявление опорных знаний и умений
учащихся, необходимых для проведения
3. Инструктивная беседа об особенностях
методики выполнения работы с
демонстрацией приемов работы.
5. Тренировочные упражнения для
закрепления умений и навыков.
6. Заключительная беседа с фиксацией
результатов в случае крайне важности.
4. Пробное выполнение операций с анализом
ошибок.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
НАПРАВЛЕНО НА
обобщение, систематизацию, углубление,
закрепление полученных теоретических знаний по
конкретным темам изучаемых дисциплин;
формирование умений применять полученные
знания на практике, реализацию единства
интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений :
аналитических, проектировочных; конструктивных
и др.;
выработку при решении поставленных задач таких,
как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
- экспериментальное
подтверждение и проверка
существенных теоретических
положений (законов, зависимостей),
и поэтому преимущественное место
занимают при изучении дисциплин
математического и общего
естественнонаучного,
общепрофессионального циклов;
- формирование практических умений
– профессиональных (выполнять
определенные действия, операции,
необходимые в последующем в
профессиональной деятельности) или
учебных (решать задачи по биологии,
математике, физике, химии,
информатике и др.), необходимых в
последующей учебной деятельности;
-лабораторные работы занимают
преимущественное место при
изучении общепрофессиональных и
специальных дисциплин.
содержанием лабораторных работ
могут быть экспериментальная
проверка формул, методик расчета,
установление и подтверждение
закономерностей, ознакомление с
методиками проведения
экспериментов, установление
свойств веществ, их качественных
и количественных характеристик,
наблюдение развития явлений,
процессов и др.
При выполнении лабораторных работ
учащиеся овладевают первоначальными
умениями и навыками, которые в
дальнейшем закрепляются.
Наряду с формированием умений и
навыков в процессе выполнения
лабораторных работ обобщаются,
систематизируются, углубляются и
конкретизируются теоретические знания,
вырабатывается способность и готовность
использовать теоретические знания на
практике, развиваются интеллектуальные
умения.
Необходимыми структурными
элементами практической работы,
помимо самостоятельной
деятельности обучаемых,
являются инструктаж,
проводимый преподавателем, а
также анализ и оценка
выполненных работ и степени
овладения учащимися
запланированными умениями.
ХАРАКТЕР ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
репродуктивный характер, отличаются
тем, что при их проведении учащиеся
пользуются подробными инструкциями, в
которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики),
оборудование, аппаратура, материалы и
их характеристики, порядок выполнения
работы, таблицы, выводы (без
формулировки), контрольные вопросы,
учебная и специальная литература.
частично-поисковый характер,
отличаются тем, что при их проведении
учащиеся не пользуются подробными
инструкциями, им не дан порядок
выполнения необходимых действий и
требуют от обучаемых самостоятельного
подбора оборудования, выбора способов
выполнения работы в инструктивной и
справочной литературе и др.
поисковый характер, характеризуются
тем, что учащиеся должны решить новую
для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.
ФОРМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
При фронтальной форме организации
занятий все обучаемые выполняют
одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации
занятий каждый ученик выполняет
индивидуальное задание
занятий одна и та же работа выполняется
бригадами по 2 – 5 человека.
При индивидуальной форме организации
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ
-формирование тематики и заданий
лабораторных занятий осуществлять с
реально востребованными работами;
-подчинение методики проведения
поисковых лабораторных работ,
построенных на проблемной основе;
лабораторных работ ведущим
дидактическим целям, с соответствующими
установками для обучаемых;
-использование в практике преподавания
применение коллективных и групповых форм
работы, максимальное использование
индивидуальных форм с целью повышения
ответственности каждого ученика за
самостоятельное выполнение полного объема
работ;
-эффективное использование времени,
отводимого на лабораторные работы подбором
дополнительных задач и заданий для учащихся,
работающих в более быстром темпе.
-проведение лабораторных работ на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий,
связанных с выбором обучаемыми условий
выполнения работы, конкретизацией целей,
самостоятельным отбором необходимого
оборудования;
Эффективность самостоятельной работ
во многом зависит от качества
руководства восприятием. Необходимо
не только предоставить учащимся
объект для работы, но и показать, что с
ним нужно делать, научить наблюдать,
составлять программу наблюдений.
Ознакомление учащихся с объектом
должно идти от целого к частному, а
затем опять возвращаться к целому на
основе проведенных наблюдений.
ИНСТРУКТАЖ
- каковы цель и задачи
лабораторной работы;
- какие методы следует
использовать и каков порядок
проведения работы;
- как нужно содержать в порядке
рабочее место;
- каковы требования техники
безопасности при проведении
работы;
- как оформить результаты.
ДИАГНОСТИКА
прояснение всех обстоятельств
протекания дидактического
процесса, точное определение
результатов последнего
ЦЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
своевременное выявление,
оценивание и анализ течения
учебного процесса в связи с
продуктивностью последнего.
Диагностирование рассматривает
результаты в связи с путями,
способами их достижения, выявляет
тенденции, динамику формирования
продуктов обучения.
Диагностирование включает в себя
контроль, проверку, оценивание,
накопление статистических данных,
их анализ, выявление динамики,
тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития событий.
ЭТАПЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Предварительное выявление уровня знаний
обучаемых- осуществляется в начале
учебного года, чтобы определить знания
учащихся важнейших элементов курса
предшествующего учебного года.
Предварительная проверка сочетается с
компенсационным обучением, направленным
на устранение пробелов в знаниях, умение.
Такая проверка возможна не только в начале
учебного года, но и в начале изучения нового
раздела (курса).
Текущая проверка в процессе усвоения
каждой изучаемой темы- осуществляется
из урока в урок и обеспечивает
возможность диагностирования усвоения
обучаемыми отдельных элементов учебной
программы. Ее главная функция -
обучающая. Методы и формы такой
проверки могут быть различными, они
зависят от таких факторов как
содержание учебного материала, его
сложность, возраст, уровень подготовки
обучаемых и др..
Повторная проверка- параллельно с
изучением нового материала
учащиеся повторяют материал
изученный ранее. Повторная
проверка способствует упрочнению
знаний, но не дает возможности
характеризовать динамику учебной
работы, диагностировать уровень
прочности усвоения.
Периодическая проверка знаний,
умений обучаемых по разделу и
теме курса-диагностирование
качества усвоения учащимися
взаимосвязей между структурными
элементами учебного материала,
изучающимися в разных частях
курса. Главные функции
периодической проверки -
систематизация и обобщение.
Итоговая проверка и учет знаний,
умений обучаемых, приобретенных
ими на всех этапах дидактического
процесса- проводится в конце
каждой четверти и по завершении
учебного года. Он предполагает
диагностирование уровня
фактической обученности в
соответствии с поставленной на
данном этапе целью.
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗУН
(И. Ф. ХАРЛАМОВ)
Повседневное наблюдение за
учебной работой учащихся;
устный опрос - индивидуальный,
фронтальный, уплотненный;
выставление поурочного балла;
контрольные работы,
проверка домашних работ;
программированный контроль;
тестирование.
Повседневное наблюдение за учебной
работой учащихся позволяет учителю
составить представление о том, как ведут
себя учащиеся на занятиях, как они
воспринимают и осмысливают изучаемый
материал, какая у них память, в какой мере
они проявляют сообразительность и
самостоятельность при выработке
практических умений и навыков, каковы их
учебные склонности, интересы и
способности.
Сущность устного опроса
(индивидуальный, фронтальный,
уплотненный) заключается в том,
что учитель ставит учащимся
вопросы по содержанию изученного
материала и побуждает их к
ответам, выявляя таким образом
качество и полноту его усвоения.
Поскольку устный опрос является
вопросно-ответным способом
проверки знаний учащихся, его еще
иногда называют беседой.