Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми.
Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель....
Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
Н. Рерих
Владимир Путин,президент Российской Федерации
Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Это важно знать
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети.
Это важно знать
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.
Одаренные дети и особенности работы с ними
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский.
Понятие одаренности
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Виды одаренности
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу
Актуальность на уровне ОУ
Раннее выявление , обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Цели:
Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ.
Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Задачи:
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
Создание условий для развития разносторонней одаренности:
кадровых,
материально-технических,
разработка нормативно-правового обеспечения.
Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов.
Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей
изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;
изменения в организации учебной, познавательной деятельности;
развитие личностных особенностей;
преодоление личностных проблем одаренных.
техника преподавания
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа «Чтобы случилось, если бы..?» Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?» « Если она права, то, как это повлияет на..?»
техника преподавания
Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
Работа с одаренными детьми эффективна если выполняется как минимум три условия:
- ученик должен быть здоров;
- иметь желание заниматься не на ситуативном уровне, а хотя бы на познавательном;
- большое трудолюбие, усидчивость.
Одна из основ взаимопонимания учителя и ученика – положительный эмоциональный настрой, деловая атмосфера.
Эмоциональный настрой порождается чувством радости, удивления, азарта, восторга.
К.Д. Ушинский писал, что «главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу».
Основные направления работы с одаренными детьми.
Учебная деятельность: высокая мотивация, нетрадиционные уроки, использование ИКТ, творческие и исследовательские задания, ученические презентации.
Внеклассная работа: предметные недели, участие в предметных олимпиадах, турнирах, играх, конкурсах, НОУ, работа в кружках, индивидуальное консультирование.
Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать".
Организация дополнительной работы с одаренными учащимися
Основное направление дополнительных занятий – установление связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах средней общеобразовательной школы.
Основной принцип – не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.
Интенсивность дополнительных занятий.
Интенсивность занятий зависит от общей занятости учащегося. В идеале дополнительные занятия обзорного вида нужно проводить как можно чаще, например, не реже трех раз в неделю. При переходе непосредственно к методам решения задач интервал между занятиями увеличивается до недели, так как на решение предложенного набора задач необходимо время. Но в течение этой недели необходимо устраивать консультации для разрешения возникающих вопросов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.