Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Оценка 4.6
Педсоветы +2
ppt
математика
2 кл—3 кл
07.05.2019
Изучение умножения и деления является основой курса математики для 2-го класса. Занковская методика изучения этих действий строится так, чтобы овладение ими было сосредоточено вокруг определённых вопросов: связи умножения со сложением, переместительного и распределительного закона умножения, связи между умножением и делением. В работе представлены различные подходы к изучению данной темы в начальной школе. Представлен личный опыт работы по данной теме.
МБОУ СШ 22_Кравченко О М_Развитие логического мышления при изучении умножения.ppt
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Развитие логического мышления
при изучении темы
«Умножение и деление»
Кравченко Оксана Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 22»
г. Нижневартовск
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Умножение вводится как особый случай
сложения одинаковых чисел.
Рассмотри рисунок: Что ты можешь сказать о количестве
яблок на ветках? Как узнать, сколько яблок на всех ветках
вместе? Запиши действие. (3+5+6). (5+5+5). Сравни
записанные выражения. Чем они похожи? Чем
отличаются? Запиши по две суммы, похожие на первую и
вторую.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Оперирование суммами, состоящими из равных или неравных
слагаемых. Результатом является выделение сумм с одинаковыми
слагаемыми в особую группу. Умение выделять такие суммы
считается основанием для перехода к изучению умножения.
Установить этот момент помогут задания на классификацию.
4+14+24+44
7+9+5
6+6 23+32+23
19+19+19 12+15+10
7+7+7+7+7
54+45
Составление таблицы умножения начинается с выделения из
таблицы сложения сумм с одинаковыми слагаемыми.
Общепринятый подход, когда число 2 умножается на все
однозначные числа, в данном случае дети знакомятся с
умножением однозначных чисел на 2.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Этапы составления таблицы
умножения
составление отдельных столбиков таблицы
умножения (параллельно дети знакомятся с
переместительным законом умножения);
используя переместительный закон умножения
сокращается составленная таблица до необходимого
минимума;
составление таблицы умножения используя
накопленный опыт: сокращается каждый отдельный
столбик; в таблицу вносятся лишь строчки,
необходимые для заучивания; полученная краткая
таблица записывается на отдельный листок,
наклеивается на картон и используется в качестве
справочного материала.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Параллельно с изучением умножения вводится
действие деления. Этому способствует
рассмотрение их на одном и том же материале:
а) Начерти отрезок 6 см. Начерти сумму двух таких отрезков.
Запиши сумму числами. Каким ещё действием можно найти
сумму? Начерти отрезок 4 см и т.
6+6=12
4+4+4=12
3+3+3+3=12
2+2+2+2+2+2=12
1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12
6 ∙ 2=12
4 ∙ 3=12
3 ∙ 4=12
2 ∙ 6=12
1 ∙ 12=12
б) Начерти отрезок 12 см. Раздели его пополам. И т. д.
12 : 2=6
12 : 4=3
12 : 3=4
12 – 6=6
12 – 4 – 4 =4
12 – 3 – 3 – 3=3 и т.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Внетабличное умножение и
деление на однозначное число.
Изучается тема сразу на множестве 2х и 3значных
чисел. На примере умножения круглых десятков и сотен
на однозначные числа начинает формироваться
понимание использования таблицы умножения для
внетабличных случаев. На первом этапе изучения
умножения и деления на однозначное число дети
обязательно выполняют подробную запись:
147 ∙ 3 = (100+40+7) ∙3 = 100 ∙ 3 + 40 ∙ 3 + 7 ∙ 3 = 300
+ 120+21 = 441
Когда запись будет выполняться вполне сознательно
всеми учащимися, учитель знакомит их с записью в
столбик.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Система упражнений данной темы.
Задание 1. Выбери те выражения, в которых
многозначное число умножается на однозначное:
2 ∙ 3 203 ∙ 3 213 ∙ 1 23 ∙ 10 2130 ∙ 3
23 ∙ 3 2345 ∙ 3 213 ∙ 0 23 ∙ 11 213 ∙ 9
213 ∙ 3 3 ∙ 2543 29 ∙ 9 213 ∙ 10 213 ∙ 6
Значения каких выражений ты можешь найти? Замени, где
можно, умножение сложением и найди значение выражений.
(Учащиеся могут решить большинство выражений, используя
замену произведения суммой, опираясь на распределительное
свойство умножения, правило умножения числа на 0, 1, 10).
После этого предлагается следующее задание.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 2. Сравни записи:
213
213
213 х 5
1.065
х 213
213
213
1.065
Можно ли утверждать, что обе записи верны? Что
обозначают числа в каждом выражении? Далее алгоритм
письменного умножения несколько раз прозвучит на уроке
при выполнении следующего задания. (Можно использовать
и работу в парах и фронтальную).
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 3. Объясни, как выполнено
умножение:
х 3
х 4
х 7
203
234
234
7981
321
х 2
642
2056 80409 5002 8567 55555
х 4 х 3 х 6 х 9 х 5
936 1638 63848
х 8
609
8224 241227 30012 77103 277775
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 4. Чем похожи и чем отличаются записи?
Все ли записи выполнены верно?
213
213 210
213 +213 213 213 213
х 3
639
213 х 3 х 3 х 6 х 6 х 6
639 216 243 1278 1278 1260
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 5. Выполни умножение
«в столбик»:
479
х 6
479
х 5
478
х 4
478
х 3
2874 2874
х 2 х 3
2875
х 4
2875
х 5
Сравни выражения верхнего ряда. На сколько значение первого
выражения больше значения второго? На сколько значение
четвертого выражения меньше значения третьего?
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 6. Вставь цифры в «окошки» так,
чтобы запись была верной:
701□
6082 2030□ 147306 69□47
х 7 х 4 х □ х □ х 4
42□7□
280□4
8□□28 5□92□4 4□5429
Для каждого выражения есть два способа постановки цифр.
Найди оба способа. (Это важно для последнего столбика.
Последней цифрой 1го множителя может быть 1 или 6).
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 7. Найди значение выражений:
7657 ∙ 4
387 ∙ 2 596 ∙ 4
Догадайся, как, используя полученные результаты, найти значения
следующих выражений, не выполняя действия умножения:
789 ∙ 3
1298 ∙ 5
387 ∙ 4 596 ∙ 3
387 ∙ 6 596 ∙ 2
789 ∙ 9
789 ∙ 6
1298 ∙ 10
1298 ∙ 15
7657 ∙ 6
7657 ∙ 2
Проверь результаты с помощью действия умножения.
(789 ∙ 3 + 789 ∙ 3 или 789 ∙ 9 789 ∙ 3; 7657 ∙ 6 7657 ∙ 4 или
7657 ∙ 4 – 7657 – 7657)
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 8. Найди ошибки в вычислениях:
8594 40567 8004
х 5 х 8 х 9
40550 325536 7236
5009
6387
х 4
х 9
2548 45881
8352 2003 2345
х 7 х 9 х 3
58464 18007 9255
978
84395
х 8
х 7
589765 7374
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 9. Сравни столбики. Что у них общее?
Какой строчки не хватает?
1023 ∙ 2
1032 ∙ 2
1203 ∙ 2
1230 ∙ 2
1302 ∙ 2
(1320 ∙ 2
2013 ∙ 2
2031 ∙ 2
2103 ∙ 2
2130 ∙ 2
2301 ∙ 2
2310 ∙ 2)
Составь такой же столбик, используя цифры 3. 0, 2, 1 так,
чтобы в первом множителе было 3 тысячи.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Задание 10. Догадайся, как, не вычисляя значений
произведений, выбрать из чисел, записанных справа,
правильные ответы? Проверь себя, выполнив
умножение столбиком.
12.678 ∙ 3
101.230 ∙ 3
1.495 ∙ 4
7.495 ∙ 4
1.013 ∙ 5
9.006 ∙ 5
45.030
5.056
38.034
5.980
303.690
28.980 (29.980)
При выполнении задания учащиеся знакомятся с
некоторыми способами «прикидки» результата.
Презентация "Развитие логического мышления при изучении умножения и деления". Приложение к выступлению на ГМО.
Заключение
Итак, процесс выполнения каждого задания, который
направляется специальными вопросами, нацелен на
развитие мыслительных операций. Развивающую функцию
имеет не только каждое задание в отдельности, но и вся
система в целом. Задания располагаются в определённой
последовательности и связаны между собой. Имеет место
постепенное усложнение заданий и повышение уровня
самостоятельности учащихся в процессе их выполнения. Все
задания рассматривают разные аспекты изучаемого
вычислительного приёма во взаимосвязи с ранее
усвоенными знаниями, умениями и навыками и
обеспечивают осознанное усвоение алгоритма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.