Презентация "Социализация как социально-педагогическое явление" (для педагогов)
Оценка 5

Презентация "Социализация как социально-педагогическое явление" (для педагогов)

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.01.2017
Презентация "Социализация как социально-педагогическое явление" (для педагогов)
Материал будет полезен педагогам, здесь можно найти ответы на тестовые задания по педагогике, которые часто встречаются в тестах дистанционного обучения. В презентации представлены механизмы и факторы социализации личности, а также задачи социализации на возрастных этапах. В презентации можно найти ответ на вопрос: чем сегодня различаются воспитание и обучение и каково соотношение социально-педагогических категорий.Презентация
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В (1).ppt

Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как социально-педагогическое явление.

ПЛАН: Социализация, как социально- педагогическое явление

ПЛАН: Социализация, как социально- педагогическое явление

ПЛАН:

Социализация, как социально- педагогическое явление
Механизмы социализации
Факторы социализации личности
Задачи социализации на возрастных этапах 

Термин «социализация» Применительно к развитию человека термин «Социализация» стал использоваться в последней трети

Термин «социализация» Применительно к развитию человека термин «Социализация» стал использоваться в последней трети

Термин «социализация»

Применительно к развитию человека термин «Социализация» стал использоваться в последней трети XIX века, когда американский социолог Ф. Г. Гуддингс в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация В Российской педагогической энциклопедии дается определение социализации

Социализация В Российской педагогической энциклопедии дается определение социализации

Социализация

В Российской педагогической энциклопедии дается определение социализации. «Социализация (от лат. Socialis – общественный), развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
А.В. Мудрик
.

Итак, два понимания процесса социализации:
Либо, как адаптация к существующим социальным условиям,
Либо, как обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.
.

Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития

Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития

сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества к которому он принадлежит.


Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития.
Сегодня любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями:
мужчины или женщины (успешной поло-ролевой социализации)
могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности (профессиональная социализация);
создали прочную семью (усвоение семейной роли)
были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Педагогический процесс Педагогический процесс образования человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, разных явлений: социализации воспитания саморазвития которые подобно вершинам связаны в своеобразный педагогический треугольник и…

Педагогический процесс Педагогический процесс образования человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, разных явлений: социализации воспитания саморазвития которые подобно вершинам связаны в своеобразный педагогический треугольник и…

Педагогический процесс

Педагогический процесс образования человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, разных явлений:
социализации
воспитания
саморазвития
которые подобно вершинам связаны в своеобразный педагогический треугольник и который в сущности является содержанием процесса формирования социальности человека.

в

с

с

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Социализация

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Социализация

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социализация
Овладение социокультурным
опытом, освоение нормы

Индивидуализация
Приобретение самостоятельности,
внесение своего вклада

Интеграция ребёнка
в социум

Эти процессы могут идти спонтанно, стихийно, в ходе жизнедеятельности Р.,
а могут регулироваться воспитанием.

Педагогика оперирует понятиями, близкими к слову «социализация»: «воспитание» и «развитие личности»

Педагогика оперирует понятиями, близкими к слову «социализация»: «воспитание» и «развитие личности»

Педагогика оперирует понятиями, близкими к слову «социализация»:
«воспитание» и «развитие личности».

«Воспитание» в переводе с древнегреческого означает «вскармливание» или «духовное вскармливание».

«Критерием оценки уровня воспитанности ученика является та мера педагогической помощи, которая необходима ученику, чтобы он жил в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности»
Е.В. Бондаревская

«Воспитанность – способность человека к нравственной саморегуляции поведения»
Е.В. Бондаревская

Как долго продолжается воспитание ?

Как долго продолжается воспитание ?

Как долго продолжается воспитание?

Основанием первой пирамиды является воспитательное воздействие на Р. с его рождения.
Постепенно это воздействие ослабевает, т. е. роль воспитателя снижается.
На первый план выходят мотивы, идущие от самого человека, набирает силу процесс самовоспитания, саморазвития…

Как долго продолжается воспитание?

Как долго продолжается воспитание?

Как долго продолжается воспитание?

В. А. Сухомлинский: «Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался, что во мне хорошего и что плохого»…

Потребность в самовоспитании – высшая форма развития личности.

Педагогическое кредо В нашей отечественной традиции – воспринимать процесс образования как двусторонний процесс: обучение  образование ума воспитание  образование души

Педагогическое кредо В нашей отечественной традиции – воспринимать процесс образования как двусторонний процесс: обучение  образование ума воспитание  образование души

Педагогическое кредо

В нашей отечественной традиции – воспринимать процесс образования как двусторонний процесс:
обучение  образование ума
воспитание  образование души

Чем же эти процессы отличаются друг от друга, при условии, что педагогическое кредо сегодняшнего дня – развивающее обучение и воспитание?
 

Презентация "Социализация как социально-педагогическое явление" (для педагогов)

Презентация "Социализация как социально-педагогическое явление" (для педагогов)

 

Станислав Теофилович Шацкий – первый социальный педагог

Станислав Теофилович Шацкий – первый социальный педагог

  Станислав Теофилович Шацкий – первый социальный педагог России:

«Научить ребенка считать легко: наша методическая наука достигла в этом совершенства… Главное заключается не в этом. Главное заключается в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать.»

Соотношение социально – педагогических категорий:

Соотношение социально – педагогических категорий:

Соотношение социально – педагогических категорий:

Самовоспитание


Воспитание


Социализация

Механизмы социализации Традиционный - через семью и ближайшее окружение

Механизмы социализации Традиционный - через семью и ближайшее окружение

Механизмы социализации

Традиционный - через семью и ближайшее окружение.
«Мы можем сколько угодно твердить своё, а обычай и общепринятые житейские нормы (правила) тащат нас за собой.»
/М. Монтень/
Институциональный - через институты общества, как специально созданные для социализации (школа, армия), так и реализующие социализирующие функции попутно (печать, радио, кино, телевидение)
– через трансляцию определенной информации, через определенные образцы, которые реализуются в поведении героев книг, кинофильмов, телепередач.
«… Поскольку страсти, испытываемые героями отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать».
/Ж.Ж.Новерр/

Стилизованный - через субкультуры

Стилизованный - через субкультуры

Стилизованный - через субкультуры.
Субъективная культура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее в себя трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических средств и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление носителей

Компоненты юношеской субкультуры: специальный набор ценностей и норм поведения – отдых и развлечения; особый диалект (арго молодежи), сленг; своеобразные увлечения и вкусы; специфические формы одежды…

Компоненты юношеской субкультуры: специальный набор ценностей и норм поведения – отдых и развлечения; особый диалект (арго молодежи), сленг; своеобразные увлечения и вкусы; специфические формы одежды…

Компоненты юношеской субкультуры:

специальный набор ценностей и норм поведения – отдых и развлечения;
особый диалект (арго молодежи), сленг;
своеобразные увлечения и вкусы;
специфические формы одежды и внешнего вида;
чувство возрастно-групповой общности и солидарности;
наличие статусной структуры;
способы поведения неподконтрольного взрослым;
характерные формы полового поведения, ухаживания

Межличностный - через значимых лиц

Межличностный - через значимых лиц

Межличностный - через значимых лиц.
Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник и т.д.
Рефлексивный - через внутренний диалог, через индивидуальные переживания.
Человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.


Агенты социализации. Это лица в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает жизнь человека

Агенты социализации. Это лица в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает жизнь человека

Агенты социализации.

Это лица в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает жизнь человека.
На различных возрастных этапах состав агентов специфичен:
дети – подростки: родители, братья, сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
молодые люди: супруг (а), коллеги по учёбе, работе, службе в армии…
пожилые люди: собственные дети и члены их семей.

Факторы социализации Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие

Факторы социализации Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие

Факторы социализации

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами.
 

МЕГАФАКТОРЫ: космос, планета, мир
МАКРОФАКТОРЫ: Страна, этнос, общество, государство
МЕЗОФАКТОРЫ: регион, молодёжная субкультура, тип поселения,СМИ
МИКРОФАКТОРЫ: семья, конфессии, микросоциум, среда неформального общения, образовательно- воспитательные учреждения

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

Эту идею предложил крупный американский ученый Эрик Эриксон. В социальной педагогике используется его возрастная периодизация социализации:
-         младенчество (от рождения до 1 года)
-         младший дошкольный (1-3 года)
-         дошкольный (3-6 лет)
-         младший школьный (6-10 лет)
-         подростковый (11-14 лет)
-         ранний юношеский (15-17 лет)
-         юношеский (18-23 года)
-         молодость (23-33 года)
-         зрелость (34-50 лет)
-         пожилой (50-65 лет)
-         старческий (65-80лет)
-         долгожительство (более 80 лет)

Задачи социализации на возрастных этапах три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические

Задачи социализации на возрастных этапах три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические

  Задачи социализации на возрастных этапах

три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации:
естественно-культурные,
социально-культурные,
социально-психологические.

Естественно-культурные задачи достижение определенного уровня физического и сексуального развития

Естественно-культурные задачи достижение определенного уровня физического и сексуального развития

Естественно-культурные задачи

достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
достиженеие определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.
Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.).

Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории

Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории

Социально-культурные задачи

познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя

Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя


С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства.

С другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу.

Социально-психологические задачи: это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание…

Социально-психологические задачи: это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание…

Социально-психологические задачи:

это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.
Возрастные задачи – объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения

Выдвигаемые цели

могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной.

Человек не только объект и субъект социализации

Человек не только объект и субъект социализации

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.
полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В тоже время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – диссидентом, правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Жертва социализации

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации.  

Принципы социализации (социального воспитания)

Принципы социализации (социального воспитания)

Принципы социализации (социального воспитания)

 

Принцип целостности - отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Принцип целостности означает единство всех условий обеспечивающих эффективность социального развития личности.
Принцип природосообразности – заключается в обосновании естественного пути развития человека и рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.
Принцип гуманизма – его сущность состоит в приоритете общечеловеческих ценностей, в личностно-ориентированном педагогическом процессе.
Принцип культуросообразности – предполагает максимальное использвание культуры той среды в которой происходит педагогический процесс.


По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей

По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей

По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолащенности, иначе – в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.

В ХVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. Среди более чем двух тысяч их потомком – 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт

Материалы к теме:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017