Презентация "Технологии деятельностного типа"
Оценка 4.6

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
28.01.2017
Презентация "Технологии деятельностного типа"
Публикация является частью публикации:
Грудинина Р.В. комментарии Технологии деятельностного типа.docx
Департамент образования администрации  Нижнеилимского муниципального района Р. В. Грудинина Научить «ловить рыбу» или технологии деятельностного типа в действии  (МОУ «Новоигирменская СОШ № 3») Введение Актуальность темы: Современная школа стремительно меняется. Меняются цели и задачи образования, меняются дети  и их потребности, меняется российское учительство, делая смелые шаги, чтобы идти  в ногу со  временем. Российский учитель понимает, что к своему «хранилищу» педагогического опыта  необходимо «приращивать» новое. Этим новым могут стать технологии деятельностного типа. Цель: ­ доказать, что современные образовательные технологии деятельностного типа  являются  условием для достижения нового образовательного результата. Задачи: ­ обеспечить теоретическое осмысление основ современных образовательных технологий  деятельностного типа («Технологии продуктивного чтения» и «Технологии  проектной  деятельности»); ­ предложить  приемы  и механизмы  использования современных образовательных технологий  деятельностного типа из личного опыта. Основная часть 1. Цели и задачи современного образования. 2. Системно­деятельностный  подход в образовании. 2.1.  Понятие 2.2.  Дидактические принципы 2.3.  Педагогические технологии (краткий обзор) Слайд № 2.Древняя легенда гласит: «Пришли бедные люди к мудрецу и попросили у него рыбы,  чтобы не умереть с голоду. Мудрец же поступил так: он научил бедняков ловить рыбу». Сегодня,  когда изменения в обществе требуют изменения парадигмы образования, мы, российские  учителя,  должны стать мудрецами, научившими наших детей «ловить рыбу». Для того чтобы ребенок  «выжил», важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его  общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как  умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.  Таким  образом, стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли,  помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из  практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе  образования.Слайд № 3. Почему сегодня необходимы изменения  модели образования? Почему от  парадигмы знаний, умений и навыков необходимо переходить  к парадигме развития личности  учащегося? Обратимся к следующим результатам исследования учащихся первого года обучения.  По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50% к   концу первого полугодия этот процент снижается еще до 30%. Необходимо  заметить, что ребята  не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в  большинстве общеобразовательных учреждений. Отсюда вытекают новые цели образования,  в  основе которых  лежит деятельностный подход. Слайд № 4. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и  оценивать свои достижения, иначе говоря ­ формирование умения учиться. 2. Системно­деятельностный подход в образовании 2.1.Условием   для   достижения   главной   цели   современного   образования   является   правильно выбранный подход. И это есть системно­деятельностный подход. Именно он положен в основу разработки   новых   стандартов.   Для   объяснения   основополагающего   принципа   деятельностного подхода   следует   обратиться   к   авторитетному   мнению.   Слайд   №   5.   Сократ   говорил:   «Хочешь научиться   играть   на   флейте   –   играй!»   Только   через   деятельность   прочно   усваиваются   знания. Китайская мудрость гласит: “Я слышу ­ я забываю, я вижу ­ я запоминаю, я делаю ­ я усваиваю». Слайд № 6. Деятельностный подход ­ это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Слайд № 7. Деятельностный подход ­ это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности. 2.2. Деятельностный подход (системно­деятельностный метод) имеет свои дидактические  принципы (Слайд № 8): ­ принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а  добывая их сам; ­ принцип непрерывности ­ означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей  детей; ­ принцип целостности ­ предполагает формирование учащимися обобщенного системного  представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире  деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); ­ принцип минимакса ­ заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность  освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной  ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний); ­ принцип психологической комфортности ­ предполагает снятие всех стрессообразующих  факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,  ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм  общения. ­ принцип вариативности ­ предполагает формирование учащимися способностей к  систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; ­ принцип творчества ­ означает максимальную ориентацию на творческое начало в  образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.  Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и  развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. 2.3. Деятельностные технологии (краткий обзор) Слайд № 9. Синтезируя современные педагогические технологии, появляется возможность шагнуть к новой парадигме образования – к деятельностной.  А для того чтобы шагнуть,необходимо  овладевать педагогическими технологиями. Технологии   деятельностного   типа   ­   инструмент,   позволяющий   построить   образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались бы способности учащихся. Деятельностная парадигма вбирает в себя продуктивные технологии: ­ технология продуктивного чтения;  ­ технология проблемного обучения; ­ технология исследовательской деятельности;  ­ технология проектной деятельности;  ­ технология групповой работы;  ­ здоровьесберегающие технологии; ­ информационные технологии  и т.д. Рассмотрим некоторые из них. Слайды № 10, 11. «Технология проектной деятельности». Некоторые педагоги (М.А. Ступницкий,  А.В. Белов, В.А. Родионов) считают, что проектная деятельность – это здоровьесберегающая  технология. Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная  мотивация в целом выражена выше. С помощью проектной деятельности можно добиться  существенного снижения школьной тревожности. Вовлечение в проектную деятельность снижает  напряжение и стресс. Проектная  деятельность – это процесс, который дарит положительные  эмоции, так необходимые для функционирования личности в обществе. Проектная деятельность  развивает коммуникативные УУД (сотрудничество, партнерство, планирование и другие). Оставим  этот спорный вопрос и рассмотрим особенности данной технологии. Слайд № 12. Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение  заранее запланированного результата. Целесообразно теоретическую основу рассмотреть на примере из личного опыта работы.  Слайд №  13. Долговременный проект учащихся 6 класса «Как превратить празднование православного   праздника  «Дня Семьи, Любви  и Верности» в семейную традицию?» Этапы работы над проектом: 1. Проблематизация Теория: предложить проблему в общих чертах, дать возможность обсудить её, домыслить.  Эффективной будет личностная окраска проблемы. Материалом может стать житейский  случай, взаимоотношния, хобби, личные проблемы и т.д. Практика (беседа по вопросам): ­ Что такое праздник? ­ Какие возможности дают праздники? ­ С какими праздниками вы поздравляете своих родителей? ­ Что традиционно делаете в этот день? ( предполагаемые ответы: дарим подарки, создаем  хорошее настроение). ­ Поздравляете своих родителей с «Днем Любви, Семьи и Верности»? (положительных  ответов почти нет) 2. Определение темы 3. Целеполагание 4. Планирование деятельности: ­ узнать о празднике (сходить в церковь, найти информацию в Интернете, пригласить  Ступина Ивана с презентацией исследовательской работы «Праздники­близнецы»). Примечание: работу можно найти на Интернет­порталеproshkolu.ru ­ сделать подарок к празднику и подарить родителям (определимся с подарком после  урока­сюрприза).  Примечание: урок построен с использование «Технологии продуктивного чтения». 5. Реализация 6. Презентация «подарков» в классе. Приложение 2 (фотографии). 7. Заключительный этап «Дарение 8 июля в «День Любви, Семьи и Верности».  Слайд № 14.  (фотографии для конкурса «Родные! Любимые! Важные!») Одной из ведущих деятельностных технологий является «Технология продуктивного чтения».  Для рассмотрения теоретических основ технологии предлагается два варианта:  практический урок­ презентация  из личного опыта. Приложение 1. Слайды № 15­24  к докладу «Научить «ловить рыбу» или технологии деятельностного типа в  действии» Ход урока: Организационный момент: 1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация  внимания детей. 3. Общий план  действий Основной этап урока  (работа с текстом в три этапа с использованием технологии  «Продуктивное чтение»).  Теоретические комментарии: Технология «Продуктивное чтение». 1 этап: работа с текстом до чтения (увлекательная поисковая работа). Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать (прогнозировать)  содержание по: ­ пословицам, загадкам  и т.п., ­ портрету автора, ­ иллюстрациям к произведению, ­ по названию темы урока, ­ по названию жанра,  ­ по ключевым словам.  Деятельность  учащихся: Разгадывание  загадки и эвристическая беседа. Загадка:  Белый как снег… Крылатый, горластый – красные ласты. В воде купался – сух остался.  Щиплет за пятки ­ беги без оглядки. Беседа: Действительно, речь пойдет о гусе. Что знаете об этой птице? Как охарактеризовал автор загадки  эту птицу? Симпатичен вам гусь? А вот Евгений Носов решил эту домашнюю птицу сделать героем  новеллы «Белый гусь». Почему? Тема «Соцветие мудростей в новелле Е. Носова «Белый гусь». Сформулируйте для себя цель урока. Деятельность учащихся: прогнозирование, работа с презентацией. А сейчас мы займемся увлекательной поисковой работой: продемонстрируем умение предполагать  (прогнозировать) содержание по:  ­ например, по портрету писателя (слайд №1), ­ по жанру (новелла – это …, ­ по иллюстрациям (слайд №2),  ­ по названию темы урока. Прокомментируйте тему. Какое­то соцветие? У нас что ботаника? И что такое может быть мудрое  в произведении о том, кто « пятки щиплет»? Деятельность учащихся: Эксперимент «Ключевые слова».  Я вам даю 2 минуты. Вы, пользуясь просмотровым чтением, обращаете внимание только на  выделенные подчеркнутые слова (тексты в распечатанном виде лежат на столах). Пообщались с текстом? А теперь друг с другом в парах. Предположите, как будут разворачиваться  события? 2 этап. Работа с текстом во время чтения:  Первичное чтение текста  (самостоятельное чтение,  чтение­слушание, комбинированное чтение,  чтение с остановками). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с  содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.  Медленное «вдумчивое» повторное  чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего  вопроса к каждой смысловой части.  Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного (работа по презентации). 3 этап. Работа после текста:  Коллективное обсуждение прочитанного (концептуальная беседа). Дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.  Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных  смыслов.Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности  учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Деятельность учащихся: 1. Беседа Оправдан ли жанр произведения? Что с прогнозом? Личные впечатления? 2. Работа со слайдом №16 Вернемся к теме. Что же здесь мудрого?  3. Слайд­шоу творческой  игры  «Ассоциации».  Узнаете? (СЛАЙДЫ №11, 12, 13  с высказываниями учащихся).  Не захотелось ли вам еще с кем­нибудь сравнить своих маму, папу, бабушку? СЛАЙД № 14 «Маша  и гусь». 4. Постановка проблемного вопроса, который должен перерасти в ДИСКУССИЮ.  «Может быть, можно было поступить по­другому? Глупая птица лишилась самого дорогого – жизни? ДИСКУССИЯ. Подведение итогов. Деятельность учащихся: «Социальная реклама» (слайд № 16). Слово учителя:  Мы продуктивно поработали. Значит должен быть продукт нашей работы. Как надолго сохранить  память об этом произведении? Любите делать подарки? А кому вам бы хотелось подарить это  произведение?  РОДИТЕЛЯМ! (ответ детей). Лучший подарок – это книга.  А если она получена вовремя, то это вдвойне хорошо. Деятельность учителя и учеников: Учитель напоминает  о празднике «Дне Любви, Семьи и Верности», который отмечается  8 июля  (предварительно прошло внеклассное мероприятие, где  учащимся была  предложена детская  исследовательская работа на тему «Праздники­близнецы»).   Приложение 3. (исследовательская работа, презентация «Праздники­близнецы») Совместно принимается решение, что такую книгу с букетом ромашек  надо подарить родителям в  этот замечательный праздник». Наброски проекта книги. Предложения по оформлению и содержанию: 1. Социальная реклама «5 причин, по которым следует прочитать новеллу». 2. ОБЛОЖКА книги. 3. Поздравительная открытка. Необходимо отметить, что ключевым моментом деятельностного подхода является постепенный  уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия (продуктивному).Как  следствие это замена репродуктивных заданий продуктивными. И вот здесь у учителя появляется  возможность творить. Слайд № 25. Из опыта работы (маленькие находки большого дела): Литература.  М.Горький «Детство», 7 класс. Задание: Представь, что ты, человек 21 века, оказался в семье Алексея. За какие действия  членов семьи ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни (используй форму  творческой работы – письмо). Задание по 12 главе: Обратитесь к президенту Америки и расскажите об особенностях  характера русского человека. Русский язык. Создай КИМ по тексту (упражнение учебника). Задания формулируй по образцу.  Предложи разные варианты формулировок заданий. Задание 4. ­ Выпишите слово, в котором правописание согласной не зависит от последующей согласной. ­ Выпишите слово с единообразной приставкой,  в котором правописание согласной не зависит  от последующей согласной. ­ Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующей согласной. ­ Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости  последующего согласного. ­ Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от согласного корня. Выводы Слайды № 26, 27. Итак, системно­деятельностный подход в образовании ­ это не совокупность  образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой  школы, которую мы, такие разные и такие похожие, постигаем, потому что она  дает возможность  учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать  на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия ­ таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.  Список литературы: 1. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. ­ / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 2. Ниталимова   Л.В.,   Семенова   С.Н.   Развитие   читательского   интереса   школьников.   ­   М.: Ментор. ­ 2007. ­ №1.  3. Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования.   Просвещение,   2011­   (серия «Стандарты второго поколения»).   4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011­ (серия «Стандарты второго поколения»).  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России.­   М.,Просвещение,   2011­   (серия   «Стандарты второго поколения») 5. 6. Асмолов   А.   Г.   Системно­деятельностный   подход   к   построению   образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.­2008.­ №2. 7. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2007 8. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. ­ М.: Просвещение, 1986. 9. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета  «Первое  сентября».­ 2011.­№9.

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"

Презентация "Технологии деятельностного типа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017