Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Оценка 4.9

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
pps
русская литература
7 кл—11 кл
28.01.2017
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация «Типы лирического героя» может быть использована как на уроках литературы в 9-11 классе при изучении поэзии Серебряного века, так (с некоторыми изменениями) и во внеклассной работе по литературе с учениками 7-8 и 9-11 классов. Рассматриваются понятия "лирический герой" и "автор" с целью их различения учениками. Приводятся примеры из творчества Н. Гумилёва, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, а также некоторые биографические сведения о поэтах.Презентация «Типы лирического героя в поэзии серебряного века»
6. tipu_liricheskogo_geroya.pps
Типы лирического  героя в поэзии  серебряного века КТО ведет повествование? КТО герой  поэтического произведения, а КТО его автор? ? Мчитесь вы, будто как я же  Изгнанники, с милого севера  В сторону южную. (М.Ю.Лермонтов. «Тучки».) Эти слова М.Ю.Лермонтов  говорит о себе? ? Давайте подумаем: сам поэт,  реальный человек,  и тот, кто говорит  в стихотворении «Я», ­  это одно и то же лицо? Высока луна Господня. Тяжко мне.  Истомилась я сегодня  В тишине.  Никого нигде не будит Быстрый шаг. Жданный путник, кто ж он будет­ Друг иль враг? Ни одна вокруг не лает  Из подруг.  Скучно, страшно, замирает Все вокруг.  Под холодною луною Я одна. Нет, невмочь мне – я завою У окна. В ясных улицах так пусто, Так мертво. Не слыхать шагов, ни хруста.  Ничего.  Высока луна Господня, Высока. Грусть томит меня сегодня И тоска. Землю нюхая в тревоге,  Жду я бед.  Слабо пахнет на дороге Чей­то след. Просыпайтесь, нарушайте Тишину. Сёстры, сёстры! Войте, лайте На луну!     (Ф.Сологуб. «Высока луна Господня») Я – попугай с Антильских островов, Но я живу в квадратной келье мага. Вокруг – реторты, глобусы, бумага, И кашель старика, и бой часов.                                             (Н.Гумилёв.                                       «Я – попугай с Антильских островов…») Тот, кто говорит в стихотворении «я», ­  это и есть  лирический герой.  сам же поэт – это автор, создатель литературного  произведения, реально  существующий человек. Лирический герой –  это не реальная фигура,  а выдуманная. Это как бы «часть души» поэта, то,  что поэта больше всего  интересует в себе. Понятие «автор» гораздо шире. ?Некоторые из нас ведут  дневник, где записываются  основные события. Но разве мы до конца правдиво излагаем все факты? По сути, мы в дневнике играем какую­то роль – роль самих себя,  Но таких, какими мы хотели бы    быть. Поэты серебряного века  тоже сознательно трудились  над созданием своего имиджа,  стремясь слиться со своим  лирическим героем. И современники запомнили  этих поэтов именно такими,  какими те стремились  предстать: похожими на их  лирических героев. •Н.Гумилёв    «Белобрысый,  самоуверенно подтянутый  юноша»;  внешне крайне  неблагообразный, с  косящим взглядом и  шепелявой речью; на первых порах к нему  относились иронически­ покровительственно,  считая его человеком мало  начитанным и  недостаточно  образованным.   (Современники о Н.Гумилёве) В книжке же «Путь конквистадора»  (изданной на деньги родителей за год до  окончания гимназии) Н.Гумилёв предстаёт  перед читателем  в образе надменного «конквистадора  в панцире железном», которому «всё открыто в этом мире»;  рыцаря «без страха и упрёка»  с «гордым духом» и «сверкающим  мечом».  И Н.Гумилёв заставил окружающих  относиться к себе иначе:  он совершил ряд путешествий на Восток, много читал, тщательно редактировал  свои стихи и, наконец, стал одним  из основателей нового литературного  направления – акмеизма. Таким образом, поэт как бы  создал для себя «образец» лирического героя и старался  соответствовать ему  в жизни. А какими представляли своих  лирических героев К.Бальмонт  и Ф.Сологуб? И как соотносятся их лирические герои с личностями  самих поэтов? Какие факты биографии поэтов помогают лучше понять их стихи? К.Д.Бальмонт Автор нескольких  поэтических  сборников. Совершил несколько  кругосветных  путешествий. Сделал множество  переводов из поэзии  Запада и Востока. Принадлежит к  поколению «старших»  символистов. К.Д.Бальмонт В ранних стихах преобладают мотивы  неприятия мира, но для него характерны  и способность передать мгновение,  утверждение мимолётности жизни,  изменчивости настроений  Зрелое творчество проникнуто мечтой о  Солнце и Красоте. Свой идеал искал в глубокой древности,  в укладе жизни первобытных народов. К.Бальмонт  Я ненавижу человечество,      Я от него бегу спеша.      Моё единое отечество –       Моя пустынная душа.  Пусть будет завтра мрак и  холод,      Сегодня сердце отдам  лучу.      Я буду счастлив! Я буду                        молод!      Я буду дерзок! Я так хочу!  Я в этот мир пришёл, чтоб  видеть Солнце      И синий кругозор.      Я в этот мир пришёл, чтоб  видеть Солнце      И выси гор.      Я в этот мир пришёл, чтоб  видеть Море      И пышный цвет долин.      Я заключил миры в  едином взоре,      Я властелин. К.Бальмонт  Мне нравится всё, что  земля мне дала,     Все сложные ткани и  блага и зла,     Всего я касался,  всему я молюсь,     Ручьём я смеялся, но  с морем сольюсь.  Я – изысканность русской  медлительной речи,      Предо мною другие поэты  – предтечи,      Я впервые открыл в этой  речи уклоны,      Перепевные, гневные,  нежные звоны.      Я – внезапный излом,      Я – играющий гром,      Я – прозрачный ручей,      Я – для всех и ничей. К.Бальмонт  Будем как солнце! Забудем  о том,      Кто нас ведёт по пути  золотому,      Будем лишь помнить, что  вечно к иному,      К новому, сильному, к  доброму, к злому,      Ярко стремимся мы в сне  золотом.      Будем молиться всегда  неземному      В нашем хотенье земном!  Я вольный ветер, я вечно  вею,      Волную волны, ласкаю ивы,      В ветвях вздыхаю,  вздохнув, немею,      Лелею травы, лелею ивы. Ф.Сологуб  «Сидит мешковато на кресле,  нога на ногу, слегка потирает  маленькие, очень белые руки.  Лысая голова, темя слегка  заострённое, крышей, вокруг  лысины – седина. Лицо чуть  мучнистое, чуть одутловатое.  На левой щеке, возле носа с  лёгкой горбинкой, ­ большая  белая бородавка. Рыжевато­ седая борода клином,  небольшая, и рыжевато­ седые, висящие вниз усы.  Пенсне на тонком шнурке,  над переносицей складка,  глаза полузакрыты. Когда  Сологуб их открывает, их  выражение можно бы  передать вопросом: «А вы  всё ещё существуете?» (Поэт Владислав Ходасевич,  1908г.) Фёдор Кузьмич Тетерников ­  Ф.Сологуб  Старался в литературе воплотить стихию  «дьяволизма» и «демонизма», культ смерти,  небытия.  Был мистификатором и в жизни: сын портного  и прислуги, провинциальный учитель,  присвоил графское и известное в литературе  имя Фёдора Соллогуба – отбросил лишь титул  и одно «л» (был в литературе и настоящий  Ф.Соллогуб – поэт, друг философа  В.Соловьёва).  Стал выдавать себя за ненавистника жизни.  Символист. « ­ Я знаю точно, от чего  умру. Я умру от  декабрита. ­ Что это такое?  ­ Декабрит – это болезнь,  от которой умирают в  декабре…» (Из разговора Ф.Сологуба и  К.Федина.) Каждый год я болен в  декабре, Не умею я без солнца жить… Тьма меня погубит в декабре. В декабре я перестану жить. Ф.Сологуб, 1913 год. «Я продежурил около него  бесконечную ночь, и мне  казалось, что новое его лицо  говорило, что он, в сущности,  очень любил жизнь, а свою  несчастную игру со смертью  проиграл и сдаётся». (Из воспоминаний К.Федина.) Ф.Сологуб  Живы дети, только  дети, ­  Мы мертвы, давно мертвы. Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетённой туго сетью Возле каждой головы.  Когда я в бурном море  плавал И мой корабль пошёл ко дну, Я так воззвал: «Отец мой,  Дьявол, Спаси помилуй, ­ я тону. Не дай погибнуть раньше  срока Душе озлобленной моей, ­  Я власти тёмного порока Отдам остаток чёрных  дней!» Ф.Сологуб  О смерть! Я твой. Повсюду  вижу  Мы устали преследовать  цели, Одну тебя – и ненавижу Очарования земли. Людские чужды мне  восторги, Сраженья, праздники и  торги –  Весь этот шум в земной  пыли… На работу затрачивать силы,  ­  Мы созрели Для могилы… Ф.Сологуб  Устав брести житейскою  пустыней, Но жизнь любя, Смотри на жизнь, как на  непрочный иней, Не верь в себя… Не верь, что тот же самый был ты  прежде, Что и теперь, Не доверяйся радостной  надежде, Не верь, не верь!    В тени косматой ели Над шумною рекой Качает чёрт качели Мохнатою рукой.   ………………………… Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперёд, назад, Вперёд, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь  От чёрта томный взгляд. В тени косматой ели  Визжат, кружась гурьбой: «Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой». Ф.Сологуб  Недотыкомка серая Всё вокруг меня вьётся да вертится, ­  То не Лихо ль со мною очертится Во единый погибельный круг? Недотыкомка серая Истомила коварной улыбкою, Истомила присядкою зыбкою, ­  Помоги мне, таинственный друг! ?  Какие основные темы оказываются  в центре внимания лирических  героев К.Бальмонта и Ф.Сологуба?  Какие предметы и явления  окружающего мира попадают в  поле их зрения?  Чем определяется отбор тем  материала для творчества? ? Как относятся лирические герои  Бальмонта и Сологуба к миру? Существуют ли для героев  пространственные и временные  преграды? К чему стремятся герои: замкнуться в  себе или охватить силой своего  воображения весь мир, всё познать,  всё изведать, ко всему  прикоснуться? ?  Как лирические герои осознают своё  место в мире, свою способность влиять на  окружающую действительность: они  смиряются перед тайнами мира или  мыслят себя равновеликими всему миру,  ощущают себя способными познать и  изменить действительность силой своего  желания или осознают себя игрушкой в  руках тёмных сил, неподвластных  человеческому разуму? ?  Что в большей степени свойственно  лирическим героям обоих поэтов:  постоянство, стабильность, верность  какой­то одной теме или изменчивость,  ветреность, беспрерывная смена идеалов;  глубокое исследование важной для себя  проблемы или поверхностность,  стремление всего коснуться, ни во что  глубоко не погружаясь; неизменность  облика или игра разнообразными  масками? ?  Каковы идеалы лирических героев  Бальмонта и Сологуба? Что для них  является высшей ценностью? Каким  богам они поклоняются?  Как относятся лирические герои обоих  поэтов к людям: сочувствуют им,  стремятся разделить их сострадания или  безучастны, равнодушны и даже  демонстрируют своё презрение к  окружающим? ?  Сопоставьте цветовую гамму  стихотворений. Какими красками  окружают себя лирические герои? Как  предпочитаемые ими цвета соотносятся с  их мироощущением?  С какими предметными образами  (природными реалиями, явлениями  окружающего мира и т.д.) ассоциируются  у вас лирические герои К.Бальмонта и  Ф.Сологуба? Ресурсы:  Поэзия серебряного века в школе: Книга  для учителя/Авт.­сост. Е.М.Болдырева,  А.В.Леденев. – М.: Дрофа, 2001.  Сологуб Ф. Свет и тени: Избр. проза./  Сост. и коммент. Б.И.Саченко; Предисл.  О.Н.Михайлова. – Минск: Маст. лит., 1988. Автор презентации –  Л.С.Максимова     ЭСОШ 2007г.

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)

Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017