Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"
Оценка 4.8

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
чтение
3 кл
25.04.2017
Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"
В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как: пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас. С целью развития такой речи учащихся, которая будет показателем их интеллекта и культуры, разработана дополнительная образовательная программа « Речевой этикет и общая культура младших школьников», рассчитанная на школьников 7-10 лет.Данная программа поможет педагогам, работающим в начальных классах. Она направлена на развитие культуры речи и речевого этикета младших школьников.
программа внеурочной деятельности.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» города Котовска Тамбовской области ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Речевой этикет и общая культура младших школьников» ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ                                                                учитель начальных классов МБОУ «СОШ» Автор­составитель: Кирпу Людмила Ивановна, Котовск, 2014 «Культура речевого поведения –  проявление общей культуры человека». Т.А.Ладыженская Пояснительная записка Главное   назначение   начальной   школы   –   целенаправленное   формирование   высоконравственной, гармонично   развивающейся   личности   младшего   школьника.   Начальная   школа   обязана   научить   не только   осознанному   чтению,   письму,   счёту,   но   и   воспитывать   лучшие   нравственные   качества, способствовать   разностороннему   и   гармоничному   развитию   младших   школьников,   раскрытию   их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи.  Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством   опыта,   регуляция   поведения   и   деятельности.   Все   функции   диалектически   связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Чтобы   эти   функции   своевременно   появились   и   полноценно   реализовались,   необходимы соответствующие условия. Когда ребёнок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно.   Как   регулятор   деятельности   ребёнка   речь   в   этот   период   действует   также   весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития,   тесно   связанный   с   общим   психическим   становлением   ребёнка   –   обогащением   его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально­волевой сферы. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения и выражения своих мыслей, а также   для   обогащения   словарного   запаса   и   дальнейшего   развития   речи   учащихся   первого   звена обучения. В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как: пропуск   необходимых   слов,   а   иногда   и   существенных   фактов,   нарушение   логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас. С   целью   развития   такой   речи   учащихся,   которая   будет   показателем   их   интеллекта   и   культуры, разработана дополнительная образовательная программа « Речевой этикет и общая культура младших школьников», рассчитанная на школьников 7­10 лет. Объективные предпосылки создания данной образовательной программы опираются на противоречия между: ­   низким   уровнем   развития   речевых   навыков   младших   школьников   и   важностью   речи   как познавательной функции, регулятора деятельности и общения детей; ­ имеющейся системой теоретических разработок в области развития речевой активности учащихся первого звена в традиционном курсе русского языка и организацией развивающего обучения; ­ востребованностью современного общества в интеллектуальной и культурной личности и реальным состоянием традиционной образовательной практики. Цель дополнительной образовательной программы: Развитие   правильной   и   полноценной   речи   младших   школьников,   воспитание   в   детях   лучших нравственных качеств, воспитание интеллектуальной, культурной личности. Данная цель требует решения следующих задач: 1. Развитие и совершенствование общих речевых навыков младших школьников; 2. Уточнение, обогащение и активизация словаря обучающихся; 3. Развитие творческих способностей детей; 4. Воспитание культурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка; 5. Формирование у детей навыков речевой культуры. Программа дополнительного образования « Речевой этикет и общая культура младшего школьника» предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью курса: Техника и выразительность речи; Литературное творчество; Культура общения. Для   тренировки  техники  речи  (дыхания,   голоса,   дикции)   обучающиеся   знакомятся   с   основными требованиями   к   каждому   компоненту   техники   речи,   разучивают   специальные   тренировочные упражнения.   В   начале   каждого   занятия   предусматривается   проведение   речевой   гимнастики.   Как правило, она включает в себя 2­3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительность речи. Используются приёмы работы над выразительным чтением: образцовое исполнение текста учителем, построчное разучивание размеченного текста, хоровое, индивидуальное чтение, чтение « с дирижированием» и др. Курс  литературного   творчества  выработку   умений   писать   творческие   изложения   с   языковым разбором текста, сочинений по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Работа над стихотворным текстом: рифма и ритм. Диалог. Реплика диалога. Умение выделить   диалог   в   художественном   тексте.   Умение   выразительно   исполнять   диалог.   Работа   над монологом. Сочинение считалок, потешек, загадок, сказок. Особое   место   в   программе   занимает   курс   по  культуре   общения.  Это   изучение   группы   так называемых «волшебных» слов, т.е. слов выражения приветствия, благодарности, извинения  и др. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине, в школе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой. Занятия по данной программе дополнительного образования строятся так, чтобы усвоение детьми знаний,  формирование  у них  умений  и  навыков  органически  сочетались  с  выработкой  у  каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно значимой, активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Программа   является   дополнительной   к   предмету   русского   языка   в   начальных   классах.   Все   три взаимосвязанных курса дополнительной образовательной программы предусматривают обучение на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе и тесно связаны с программными требованиями по русскому языку. Материал усложняется от первого к четвёртому классу. Формы занятий: групповые ­ беседы; ­ дискуссии; ­ игровые упражнения; ­ конкурсы; ­ выставки работ. Режим занятий предполагает 40­минутное занятие 1 раз в неделю. Ожидаемые результаты: ­­­ развитие речи и словаря младших школьников; ­­­ овладение богатствами родного языка; ­­­ исключение вульгаризмов из речи детей; ­­­   формирование   культурной,   гармонично­развивающейся   личности,   востребованной   современным обществом. Итоги   реализации  дополнительной   образовательной   программы   подводятся   с   помощью анкетирования детей и их родителей, конкурсов творческих работ, изложений, сочинений. Методическое обеспечение: ­­­ система игровых упражнений; ­­­ вопросники; ­­­ анкеты; ­­­ цикл занятий по культуре общения «Школа вежливости». Учебно­тематический план занятий. 1 класс. 34 часа № Наименование разделов, тем Всего часов Теория Практика 11 часов 2 часа 9 часов 2 часа 2 часа           1 час 1 час    1 час   1 час   7 часов  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 6 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час   9 часов 1 час 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 Техника и выразительность речи. Исследование речевых навыков  обучающихся. Какую речь хочется слушать? Техника  речи: дыхание. Техника речи: голос. Техника речи: дикция. Техника речи: дыхание, голос, дикция.  Выразительность речи. Знакомство с толковыми словарями. Точность речи: синонимы, антонимы. Культура общения. Слова выражения приветствия. Слова выражения прощания. Слова выражения просьбы. Слова выражения благодарности. Слова выражения извинения. Итоговое занятие. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа Литературное творчество. Скороговорение. Что такое скороговорка. 16 часов 2 часа 1 час   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Теория 6 часов   2 часа 2 часа 2 часа 4 часа   1 час 1 час 1 час 1 час 10 часов 1 час 1 час   1 час 1 час 1 час 1 час           1 час 1 час 2 часа   3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 Умение составлять скороговорки. Многозначность слова. Наблюдение над  многозначностью слов. Конструирование образных выражений.  Составление альбома образных  выражений. Сочинение сказки. Тема текста. Опорные слова в тексте. Основная мысль. Заглавие. Составление устного мини­сочинения. Обобщающее занятие. 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 2 часа 2 часа                                      2 класс. 34 часа Всего часов 8 часов   2 часа 2 часа 4 часа 6 часов   2 часа 1 час 2 часа 1 час 20 часов 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 1 час   1 час   1 час 2 часа 1 час 2 часа   1 час 1 час 1 час № Наименование разделов, тем. 1. 1.1   1.2 1.3   2. 2.1   2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3   3.4 3.5 3.6 3.7 3.8   3.9   3.10 3.11 3.12 3.13   3.14 3.15 Техника и выразительность речи. Тема текста, опорные слова, основная  мысль, заглавие. Повторение изученного  в 1 классе.  Техника речи. Выразительное чтение. Техника речи. Интонация: сила, темп,  тембр, мелодика речи. Культура общения. Слова выражения приветствия, просьбы,  благодарности, извинения. Повторение  изученного в 1 классе. Правила поведения на дне рождения. Правила поведения в школе. Правила поведения в магазине. Литературное творчество. Прямое и переносное значение слов. Изобразительные средства языка.  Сравнение. Метафора. Загадка. Обучение составлению загадок. Стихотворная речь. Сочинение считалок.  Что такое план и как его составить..  Виды текстов (общее понятие).  Сочинение­описание по готовому началу, коллективно­составленному плану и  опорным словам.  Связь между предложениями в тексте.  Повторы и пути их устранения.  Работа с деформированным текстом.  Редактирование текста.  Структура текста. Обучение написанию  изложений.  Изложение с языковым разбором текста  по коллективно­составленному плану.  Редактирование изложений. Речевые  ошибки.  Обобщающее занятие. Конкурс загадок,  считалок, стихов 1 час   2 часа       1 час 1 час 1 час 1 час   Практика 2 часа         2 часа 2 часа   1 час 1 час   10 часов       1 час 1 час 1 час 1 час     1 час   1 час 1 час         1 час 1 час 1 час 3 класс. 34 часа № Наименование разделов, тем. Всего часов Теория Практика 8 часов   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час   2 часа 1 час   4 часа   1 час 1 час 1 час 1 час   7 часов 1 час   1 час 1 час 1 час             1 час 1 час 1 час 3 часа           1 час  1 час         1 час     3 часа     1 час 1 час 1 час   9 часов   1 час 1 час   1 час  1 час 1 час 1 час 1 час   1 час 1 час 11 часов   1 час 1 час 2 часа 2 часа 1 час   2 часа 2 часа   7 часов   1 час 2 часа 2 часа 2 часа   16 часов 1 час 1 час 2 часа 1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 1. Техника и выразительность речи. 1.1   1.2 1.3 1.4 1.5 1.6   1.7     2. 2.1   2.2 2.3 2.4   3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 Техника речи: выразительность,  интонация. Повторение изученного во 2  классе. Изобразительно­выразительные средства  языка: эпитет.  Изобразительно­выразительные средства  языка: метафора, сравнение.  Изобразительно­выразительные средства  языка: олицетворение. Жизнь слова.  Устаревшие и новые слова.  Возникновение слов. Происхождение  некоторых топонимов и антропонимов.  Сочинение­описание портрета  древнерусского воина­богатыря.    Культура общения. Правила поведения в школе, в магазине,  на дне рождения. Повторение изученного во 2 классе. Правила поведения в театре.  Соблюдение речевого этикета в споре,  дискуссии.  Культурный человек. Обобщение.   Литературное творчество. Стили речи: разговорный и книжный.  Составление текстов разговорного и  книжного стилей.  Разговорный стиль. Диалог.  Научный стиль речи.  Научные слова. Словарная статья как  пример научного стиля.  Крылатые слова.  Конкурс «Я знаю много  фразеологизмов». Сочинение­рассуждение о значении  фразеологизмов.  Редактирование сочинений­рассуждений. Взаимопроверка.  Виды сказок. Народные, авторские.  Бытовые, волшебные.  Выразительное чтение сказки.  Сочинение сказки. Конкурс на лучшую  сказку.                                                       4 класс. 34 часа № Наименование разделов, тем. 1. 1.1 Техника и выразительность речи. Всего часов 12 часов   Теория 8 часов Практика 4 часа 1 час 1 час 1 час 1 час       1 час 1 час 1 час 1 час 3 часа 1 час 2 часа           6 часов 1 час               1 час 1 час 1 час   1 час 1 час   1 час           1 час   1 час   1 час     5 часов 1 час    1 час 1 час 1 час 1 час   7 часов 2 часа 1 час  1 час     1 час   1 час       1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час   2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 8 часов 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час   13 часов 1 час 2 часа 1 час 1 час     1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Текст. Виды текста. Виды и средства  связи в нём. Повторение изученного в 3  классе.  Стили речи. Повторение изученного в 3  классе.  Разговорный стиль. Диалог. Повторение  изученного в 3 классе.  Художественный стиль. Тропы.  Многозначные слова. Омонимы.  Каламбуры.  Пословицы и поговорки. Афоризмы.  Составление альбома пословиц и  поговорок. Научный стиль. Заимствованные слова.  Незаменимые помощники – словари.  Деловой стиль. Канцеляризмы.  Газетно­публицистический стиль.  Культура общения. Речевой этикет. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и вы».  Турнир вежливости.  Эпистолярный жанр.  Обучение написанию писем.  Подписывание открыток.  Составление визитной карточки. «Ежели  вы вежливы». Обобщение.    Литературное творчество. Драматические импровизации.  Сочинение оригинальной пьесы.  Сочинение сказки по готовому началу и  композиционной схеме.  Конкурс лучших сказок. Размышления «Почемучек». (Сочинение  – рассуждение – доказательство).  Преобразование текста в предложение и  предложения в текст. Сочинение заметок в газету. Конкурс. Верстка газеты.  Сочинение­миниатюра в деловом стиле.  Сочинение­мозаика «Весна пришла». Повторение и обобщение изученного.  Повторение и обобщение изученного.    1.2 1.3 1.4 1.5 1.6   1.7 1.8 1.9 1.10 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7   3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5   3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"

Пргограмма внеурочной деятельности "Речевой этикет и общая культура младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017