Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы
Оценка 4.8

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы

Оценка 4.8
docx
20.06.2023
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы
Демина И.В._статья.docx

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Демина Ирина Владимировна

кандидат филологических наук

Ивановская область, город Иваново

МБОУ «СШ №61»

учитель русского языка и литературы

т. 89051084744

E-mail: idem2005@mail.ru

 

Мы перестаем думать, когда перестаем читать

Д. Дидро

 

Аннотация

Главной̆ целью обучения современных школьников является не достижение определенного уровня предметных знаний и умений, а формирование системы ключевых компетенций, позволяющих находить решения повседневных жизненных задач и успешно выстраивать социальные отношения. Кроме общей грамотности, как умения читать, писать и считать, необходимо сформировать «функциональную грамотность». В данной статье рассматриваются приемы работы над формированием функциональной грамотности на уроках литературы.

 

Современный мир переживает глобальные изменения, которые требуют от молодых людей глобальных компетенций. Речь идет о функциональной грамотности, которая включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную и читательскую.Чтобы сформировать функционально грамотную личность, необходимо работать над данной компетенцией на всех ступенях образования и на всех учебных занятиях. Учителя русского языка и литературы стараются сформировать читательскую грамотность.Рассмотрим приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы.

Читательская грамотность – это потребность человека в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности учащиеся приобретают и развивают такие умения как готовность к смысловому чтению, способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения на уроках литературы.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

Над проблемой формирования навыка смыслового чтения у учащихся работали такие ученые, как М.В. Беденко, Т.Е. Егоров, А.Н.Корнев, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова. Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), т. е. процедуру обучения пониманию при чтении. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться.

Сфера применения текста на уроке разнообразна, данная работа может быть представлена как на этапе изучения нового материала, так и на этапах закрепления. Работая с текстом, учащиеся последовательно овладевают разными видами чтения: просмотровое, изучающее, ознакомительное, поисковое. Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых и послетекстовыхзаданий.

Все знают: недостаточно уметь складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное. Часто бывает, что при чтении учащиеся торопятся, пропускают мимо сознания важные слова и довольствуются приблизительным смыслом. А иногда оказывается, что они увидели в тексте совсем не то, что там написано. Точному пониманию прочитанного (что сказано в тексте и что в нем не сказано) надо учиться. При развитии творческих способностей учащихся особенно эффективны инновационные педагогические технологии.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Прием «Мозговая атака» – умственная разминка, совместный поиск группового решения. Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

Обращение к личному опыту.

 ‒ Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?

Прогнозирование по назначению.

.‒ Рассказ М. Шолохова называется «Судьба человека». Как вы думаете, о чем это произведение?

Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии. При изучении произведения М. Шолохова «Судьба человека» учащимся по фотографии актёра Сергея Бондарчука, сыгравшего роль Андрея Соколова, можно предложить описать внешность героя, а затем соотнести фото актера с героем рассказа. Несомненно, приём «Мозговая атака» позволяет учащимся за короткое время активизировать и сформулировать максимальный объем информации.

Прием «Ключевые слова».

После объявления темы урока учащимся предлагается выявить ключевые слова в названии произведения. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

«Ребята, сегодня на уроке мы работаем над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. В те годы  только вера каждого человека позволила нашему народу победить.  На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим  глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека»».

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. 

Именно слово «судьба» положено М. А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь.

Прием «Ассоциативного чтения».

На уроке по рассказу М. А. Шолохова можно ученикам задать вопрос:

 ‒ Какие ассоциации вызывают у вас фамилия главного героя? Соколов?

М. А. Шолохов использует говорящую фамилию. Он ее не комментирует, а дает читателю шанс составить самостоятельно образ литературного героя.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Учащиеся индивидуально заполняют первый столбик, затем в парах идет обсуждение и заполнение второго столбика (мотивация к изучению нового), и на стадии рефлексии заполняется третий столбик.

 

Что я знаю о писателе

Что хочу о нём узнать

Что узнал

Биографию писателя. Свидетелем каких исторических событий был М. А. Шолохов. Произведения М.А. Шолохова

Шолохов – это псевдоним? Семейные тайны великого писателя. Какие ещё произведения писал? Памятники литературным героям М.А. Шолохова

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Написал рассказ «Судьба человека» в 1957 году (за 8 дней). Опубликовал в газете «Правда» (31.12.1956 -1.01.1957 г.). Идейно-художественные особенности рассказа. А. Соколов – «настоящий русский солдат».

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» развивает навыки самостоятельной работы с имеющейся информацией.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации, первичное чтение текста.

·                   чтение текста «с карандашом» ;

·                   определение основных понятий (без чтения всего текста) ;

·                   составление таблиц (выборочное чтение) ;

·                   составление плана текста (для пересказа);

·                   поиск пропущенных слов;

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение.

Цель анализа текста на этом этапе - создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 – 6-м классах – речь идёт о собственно анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

Прием «Чтение с остановками».

Текст разбит на несколько смысловых частей, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

«В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена. К тому времени в этом лагере было около двух тысяч наших. Все работали на каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий камень. Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу, какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке в теле держалась. Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. Это как, браток? Лихо? Тут своих не успеваешь хоронить, а тут слух по лагерю идет, будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь. Одно горе к другому, да так гнут, что глаз от земли не подымаешь, вроде и ты туда, в чужую, немецкую землю, просишься. А лагерная охрана каждый день пьет, песни горланят, радуются, ликуют»[6].

(Первая остановка)

‒ В каком лагере происходит сцена допроса? («Лагерь Б – 14 неподалеку от Дрездена»).

 ‒ Сколько русских военнопленных было в этом лагере? («Около двух тысяч наших»).

 ‒ Где работали военнопленные? («На каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий Камень»).

‒ Какова была норма выработки? («Норма – четыре кубометра в день на душу»).

Прием «Двойной дневник».

По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

Например:

— До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..

«русский человек, человек несгибаемой воли»

«Но ведь, черт их дери, эти воспоминания, они приходят, не считаясь с твоим настроением, в любое время суток, как зубная боль»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались»[6].

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного,дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя рекомендуется после чтения произведения, потому что именно после чтения ребенок сможет соотнести содержание произведения с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения, работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Исследование иллюстраций и выявление, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом), точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение иллюстрируемого фрагмента с вашим.

4.Выполнение творческих заданий.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Например, можно предложить написать отзыв по прочитанному произведению, сочинение на тему: «Нравственная сила русского человека», проект «Судьба человека в судьбе страны» (по рассказу М. Шолохова и рассказам героев-фронтовиков из семей учащихся), организовать инсценирование допроса Андрея Соколова Мюллером.

Таким образом, использование вышеперечисленных приемов, методов и технологий смысловой работы с текстом на уроках литературы создает необходимые условия для формирования читательской грамотности и развития функционального чтения. Учащиеся смогут находить необходимую информацию, научатся понимать прочитанный текст, овладеют приемами работы с полученной информацией, ее систематизацией, оценкой, интерпретацией ибудут готовы найтиэффективное решение конкретных задач.

 

Список литературы:

 

1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой – М.: «Мой учебник», 2007. – 256 с.
2. Джалалов С.С., Рудакова И.А. Методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся в учебнике на ценностно-смысловой основе / С.С. Джалалов, И.А. Рудакова URL:  
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-obuchayuschihsya-v-uchebnike-na-tsennostnosmyslovoy-osnove/viewer              (дата обращения: 15.03.2022).

3. Кошкина Г. Г., Вожакова Н. М. Проект «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом» URL:https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-u-uchaschihsya-cherez-organizaciyu-raboti-s-tekstom-457629.html (дата обращения: 15.03.2022).

4. Нижегородцева Н.В., Волкова Т.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Нижегородцева Н.В., Волкова Т.В URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-smyslovogo-chteniya-kak-spetsificheskogo-vida-deyatelnosti/viewer                    (дата обращения: 15.03.2022).

5. Свистунова М. А. Методический семинар «Смысловое чтение» URL: https://mashasvistynova.ucoz.ru/publ/metodicheskij_seminar_smyslovoe_chtenie/1-1-0-15

(дата обращения: 15.03.2022).

6.  Шолохов М. Судьба человека // http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt

(дата обращения: 15.03.2022).


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание

Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии

Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии

Биографию писателя. Свидетелем каких исторических событий был

Биографию писателя. Свидетелем каких исторических событий был

В каком лагере происходит сцена допроса? («Лагерь

В каком лагере происходит сцена допроса? («Лагерь

Нравственная сила русского человека», проект «Судьба человека в судьбе страны» (по рассказу

Нравственная сила русского человека», проект «Судьба человека в судьбе страны» (по рассказу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2023