ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ли Ирина Владимировна
Деятельность педагога подразумевает применение средств, которые являются дидактическими «инструментариями» осуществления учебного процесса: методов обучения, организационных форм, средств обучения.
Одним из важнейших педагогических средств учебного процесса являются формы и методы обучения. Обычно под методами обучения понимают те способы, при которых осуществляется взаимосвязь деятельности педагога и ученика, которые направлены на достижение учебно-воспитательных и развивающих задач педагогического процесса. При выборе методов обучения необходимо помнить о том, что любой метод сам по себе не даст нужного результата, если не будет способствовать активизации учащихся, побуждать их к активной мыслительной и практической деятельности.
Одним из основных требований к методам и формам обучения является соответствие современным задачам и содержанию образовательного процесса. В связи с введение федерального государственного образовательного стандарта актуально применять новые формы и методы обучения младших школьников, они должны соответствовать системно - деятельностному подходу, который является методологической основой организации уклада школьной жизни.
Какие же методы обучения повышают эффективность образовательного процесса и соответствуют требованиям системно - деятельностного подхода?
Конечно же, это активные и интерактивные методы обучения. Использование этих методов обучения создает атмосферу, в которой нет места принуждению и у каждого ученика, есть возможность проявить инициативу и самостоятельность.
Активные методы обучения строятся на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями по путям и возможностям решения возникшей проблемы.
На каждом этапе урока используются различные активные и интерактивные методы обучения.
Так, в начале урока можно применить такой активный метод как «Поздоровайся локтями».
Цель: приветствие, знакомство.
Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй - третий и выполняют следующие действия:
-каждый первый номер складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
-каждый второй номер упирается руками в бедра так, чтобы локти тоже были направлены в разные стороны;
-каждый третий номер наклоняется вперед, кладет руки на колени и отставляет локти в стороны.
На выполнение задания учащимся дается пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом однoклассников, назвав свое имя и прикоснувшись локтями.
В итоге ребята собираются в три группы так, чтобы вместе оказались первые, вторые и третьи номера, затем они приветствуют друг друга в своей группе.
Эта игра позволяет установить контакт между учениками и весело начать урок.
На следующем этапе включения в учебную деятельность можно использовать, например такойметод, как «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный темп, создать доброжелательную атмосферу.
Это могут быть такие задания как: решение нестандартной задачи, разгадывание кроссворда, решение зашифрованных выражений с целью узнать какую-либо интересную информацию, что позволяет осуществить и межпредметные связи. Главное привлечь внимание учащихся.
Для выяснения целей, ожиданий и опасений учащихся на уроке можно применить такие методы: «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок», «Фруктовый сад».
Метод «Фруктовый сад».
Цель: выявить выжидания и опасения обучающихся на уроке.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Лимонное дерево», второе – «Яблоня». Так же ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные лимоны и яблоки.
Учитель предлагает обучающимся попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, cтиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Предполагаемые опасения ученики записывают на лимонах, а ожидания – на яблоках. Затем, каждый подходит к соответствующим деревьям и при помощи скотча или магнитов прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как фрукты окажутся на деревьях, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения опасений и ожиданий.
На этапе организации самостоятельной работы при работе над новой темой целесообразно использовать такие активные и интерактивные методы как: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Пазл».
Метод «Пазл» -это активный метод обучения, на основе детской игре.
Изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.
На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.
Метод «Ульи» предполагает работу в группе. Участники группы работают с источником информации (книгой), ищут правильное решение поставленной задачи. Работа в группе предполагает распределение обязанностей и организуется лидером группы.
Без сомнения парная и групповая формы работы на уроке имеют огромное преимущество перед традиционным фронтальным обучением, способствуют формированию универсальных учебных навыков.
Основной целью групповой работы является – развитие мышления учащихся. В то же время групповая работа эффективно проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благoприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
В традиционной системе обучения принято определять активность учеников на уроке по поднятым рукам, ответам отдельных учащихся перед всем классом. Но не каждый ребенок в силу своих психологических особенностей может пока публично выступать. И нет уверенности в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу.
В совместной же деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там они чувствуют себя комфортнее. Учащийся, который еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, в группе может занять активную позицию, обсуждать вместе со всеми предложенные вопросы и задания. Он чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Работа в группах относится к интерактивным методам обучения и предполагает применение таких методов обучения как: кооперированное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперированное обучение - это взаимодействие учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Сущность этого метода в положительной взаимозависимости, личной ответственности за происходящее в группе, развитие сотрудничества.
В процесс групповой работы входят:
-организация проблемной ситуации;
-раздача дидактического материала;
-планирование работы:
-выполнение задания и обсуждение результатов;
-сообщение о результатах работы группы;
-обсуждение качества выполнения задания группы с учителем;
-вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Во время работы я обязательно поощряю обращение участников группы за советом друг к другу.
При данной форме деятельности возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней как со стороны учителя, так и со стороны его товарищей.
Следующим методом групповой формы работы является групповая дискуссия - обсуждение вопросов под руководством учителя с тем, чтобы прояснить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Данный метод позволяет увидеть проблему с разных сторон, выработать общее решение и повысить интерес к проблеме. Наиболее эффективным для начала дискуссии, по моему мнению, является задание «ловушка». Я выслушиваю учеников и присоединяюсь к неверному ответу одного из учеников. Детям предоставляется выбор – повторить мой ответ, или ответить самостоятельно и правильно. Данный прием воспитывает привычку не соглашаться, с чужим мнением, не подумав. Очень хорошим приемом для воспитания привычки «спрашивания», при котором задания предполагают ,что вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечает по моему мнению является например такое задание: « Я загадала животное, вы можете задать мне не более трех вопросов, по ответам на которые, вы можете определить, какое животное я загадала».
Групповая дискуссия предполагает толерантный спор, рассуждения, совместный поиск истины.
Для презентации учебного материала применяются такие интерактивные методы как: «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Перепутанные логические цепи».
Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий
На доске записываем ключевые термины или понятия по изучаемой теме. Предлагаем ученикам установить логическую последовательность ключевых понятий, которые расположены в случайном порядке и подготовить письменный текст в котором все понятия должны быть использованы.
Затем учитель читает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.
Учащиеся сравнивают свои варианты с представленной информацией.
Метод «Мозговой штурм», используется для стимуляции высказываний детей по конкретному вопросу. Идеи учеников фиксируются на доске, и мозговой штурм продолжается до тех пор, пока идеи или время, отведенное на мозговой штурм, не закончатся.
В ходе применения группового обучения появились и другие способы стимулирования учебной деятельности: групповой опрос, общественный смотр знаний, который предполагает публичную демонстрацию успехов, организацию выставок достижений учащихся, нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие и т.д.
Метод « Кластер»
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
В центре классной доски записываем ключевое слово (предложение), предлагаем ученикам высказывать слова или словосочетания, которые, по их мнению, связаны с данной темой. По мере поступление идей записываем их на доске. Затем все вместе устанавливаем подходящие связи между понятиями и идеями.
Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
Метод «Творческая мастерская» с успехом можно применять на обобщающих уроках окружающего мира и литературного чтения. К уроку дети готовят иллюстрации на заданную тему, стихи, мини-сочинения, рассказы, подбирают поговорки, пословицы, загадки, на уроках труда книги необычных форм. Учащиеся делятся на группы, создают, и презентуют групповой проект на заданную тему. Для этого необходимо заранее составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На эту работу отводится 20 – 25 минут. По истечении времени каждая группа или ее представитель презентуют свой проект. В конце урока появляются самые разные творения, каждое из которых уникально, выразительно. Учиться работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
В ходе проведения уроков не следует забывать о применении активных методов релаксации: «Красная Шапочка и Серый Волк», «Постройся по росту», «Роботы», «Обезьяна, слон пальма».
Метод «Обезьяна, слон и пальма»
Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание
Участники становятся в круг. Педагог предлагает участникам три слова и соответствующие им жесты: пальма – поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон – сложить руки на животе, предложите всем вместе прорепетировать жесты, чтобы убедиться, что все правильно поняли условие.
Задание: когда учитель называет кого-то из учеников и говорит какое-то из трех слов, этот человек и два его соседа справа и слева выполняют необходимое движение и т.д.
Для того, чтобы грамотно и интересно подвести итог урока можно использовать такие активные методы как: «Письмо самому себе», «Мудрый совет», « Мухомор», « Итоговый круг», «Ромашка».
Метод « Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим).
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Этот этап очень важен для учителя, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Изучение методической литературы по проблеме использования активных и интерактивных методов обучения позволило мне сделать вывод о том, что при таком обучении каждый ученик вовлекается в учебный процесс, чувствует свою значимость при выполнении заданий, имеет возможность высказаться.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.