Применение игровых технологий на уроках литературного чтения.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ:
· Работа с пословицами.
Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.
На таких уроках дети выполняют задания:
1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;
2)продолжить пословицы:
(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).
Пословицы для карточек.
-Нет друга – ищи …
-Друзья познаются …
-Сам пропадай,…
-… а нашел – береги.
-… в беде.
-… а товарища выручай.
3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);
4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;
5)нарисуй к пословице картинку;
6)сочини сам пословицу.
Работа с загадками.
Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.
Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.
Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.
Жёлтая монетка-
В небе видим нередко.
(Солнышко)
Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.
В начале урока литературного чтения использую речевую разминку:
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
И предлагаю не просто прочитать скороговорку, а выполнить следующие задания: прочитать скороговорку жужжащим способом; объяснить, почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? Прочитать с разной интонацией :вопросительной ,утвердительной, восклицательной. И ,наконец, прочитать скороговоркой.
Сочинение сказки.
Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.
При изучении раздела «Устное народное творчество» мы познакомились с понятием «докучная» сказка.
В ходе урока выяснили с ребятами , из чего же состоят докучные сказки?
Сделали вывод, что докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:
1- Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
2- Фрагмент текста (который повторяется)
3- Связка
И домашним заданием для ребят было сочинить свою докучную сказку. Вот что у нас получилось:
Жили-были два мыша,
Моя сказка хороша!
Хороша и не скучна
И закончилась она!
Жили-были пес и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса.
Вот и сказка вся.
Жили-были три кота
И упали в ямку.
Немногие современные дети любят стихи, а поэтому приходится искать такие формы работы, чтобы уроки, посвящённые поэзии, запомнились ученикам. Так, чтобы ввести учеников в мир родной природы, я предлагаю совершить необычное путешествие по страницам календаря. На таком уроке звучат стихотворения, дети рассказывают о картинах, посвящённых природе, читают свои любимые стихи, слушают музыку. Такое путешествие обязательно производит впечатление на учеников.
В конце изучения каждого раздела провожу литературные викторины, которые так нравятся детям, потому что они позволяют ощутить дух соревнований. Вот примеры таких уроков :
Игры- путешествия : « По страницам любимых книг», « Строим музей сказок Г.Х.Андерсена» и т.д.
Конкурсы внимательных и начитанных : «Чей это предмет?...», « Кто на чем передвигается?», игры-загадки: «Чьи это слова?», «Чей это портрет?», « Назови автора…» и т.д.
Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям.
В конце прошлого учебного года ребята с удовольствием приняли участие в литературном проекте «Ученая гусеница». Весь класс был разбит на группы: мальчики и девочки. В течении месяца они «выращивали» своих гусениц, рассказывая о прочитанных произведениях. По окончании проекта -победили мальчики! Все участники были награждены грамотами, а самые активные читатели получили в подарок книги.
Игры активизируют познавательную деятельность моих учеников. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.