Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
2 кл—11 кл +1
13.08.2018
Цели:
- воспитать целенаправленное восприятие учащихся:
- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
- необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д.
Задачи:
-закрепить пройденные понятия;
-обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;
-развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно – эмоциональной сферы.
открытый урок сольф.doc
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» Табунского района
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально
интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках
сольфеджио с учащимися 2го класса.
Урок сольфеджио
Преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А.
Тип урока – обобщающий (повторение)
Оборудование: карточки, столбица ступеней, нотная доска.
Цели:
воспитать целенаправленное восприятие учащихся:
развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать
услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством
звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д.
Задачи:
закрепить пройденные понятия;
обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального
слуха;
развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять
теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно –
эмоциональной сферы.
План урока:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Распевание и закрепление теоретического материала 7 мин.
3. Опрос домашнего задания 8 мин.
4. Чтение с листа ритмических партитур 7 мин.
5. Разминка.3 мин 6. Знакомство с главными функциями тональности 5мин.
7. Занимательный диктант 7 мин.
8. Анализ на слух – 3 мин.
9. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3
мин.
Ход урока:
1) Организационный момент (определение целей урока, мобилизация
внимания), отметка присутствующих.
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление
гостей). Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем,
каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнем с
традиционного распевания:
2) *I III V III I –VII –II –I;
* Песенка «Про диез» Музыка и слова Л.Абелян.
Теперь давайте споем гамму соль мажор, но вначале определим
местоположение тона и полутона, устойчивых и неустойчивых и водных
звуков. Вспомним, что в музыке называется тоном, полутоном, какие звуки
устойчивые, неустойчивые, вводные? (Дети отвечают). Хорошо теперь поем
настройку, затем гамму по тетрахордам. Что такое тетрахорд? (Дети
отвечают.)
*Исполнение трезвучия, настройки, гаммы по тетрахордам.
* Исполнение по столбице 1) 6 положений трезвучия; 2) разрешение
неустойчивых звуков в устойчивые; 3) опевание устойчивых звуков.
*Исполнение на заданные ритмы.
ребята, а какие звуки относятся к вводным? (дети отвечают)
Более подробно о них нам расскажут первая и вторая ступени. Послушайте
сказочкуразговор первой и второй ступеней соль мажора о фадиезе.
Пожалуйста!
Первая ступень. Вот что я хочу сказать. Мне «фадиез» очень мил, потому что
он рядом со мной.
Вторая ступень. Так и я рядом с тобой. Чем я хуже? Обидно слышать.
Первая ступень. Дорогая моя, я к тебе тоже очень хорошо отношусь. Но
здесь… Не знаю как сказать, чтобы тебя не обидеть. Вот я сейчас спою в Соль мажоре так: «соль», «фадиез»», «соль», «ля», «соль». Кто ко мне ближе? Где
полутон, а где тон?
Вторая ступень. Поняла. Но, все, же обидно. И седьмая ступень, и я – вводные
звуки.
Первая ступень. Не обижайся! Давай, вместе с тобой споем. (Поют, называя
звуки).
Красиво, правда?
Вторая ступень. Очень красиво. Мне понравилось вместе с тобой петь.
Давайте еще раз вместе споем! (Поют всем классом).
3) Опрос домашнего задания.
Пение № 150 Р.Паулс. «Сонная песенка» всем классом, группами,
индивидуально, в ритмическом сопровождении. Вначале пения беседа о
данном музыкальном материале.
Название, авторы. Композитор Р.Паулс какую музыку пишет, какие
песни знаете, или слышали? (Дети отвечают: современный композитор,
который пишет музыку ив наше время, пишет много песен для детей).
Жанр произведения, характер? Характер спокойного вальса,
колыбельная. Перечисляют песни композитора. Дают характеристику
жанра – вальс.
Дайте характеристику формы этой песенки. Тональность соль мажор,
16 тактов, составляют два предложения. Каждое предложение состоит
из 4х тактов. Форма песни период.
Охарактеризуйте ритм песни. Длительности половинные и восьмые.
Есть залигованные ноты в конце строк. Лига связывает две одинаковые
по высоте ноты, и поэтому вторая из них не повторяется, а звучит как
продолжение первой.
Следующим заданием на дом было сочинение:
Секвенция №3 стр.3 учебник «Сочиняем на уроках сольфеджио» записать и
спеть в тональности соль мажор. Вопросы : по каким звукам расположена
секвенция? ( По трезвучиям). От какого звука, начинается второе звено? ( На
котором закончилось первое звено). Какой лад получился у тональности
второго звена? (Мажорный). Повторим тактирование размера 4/4 и исполняем
вначале нотами, затем словами. Теперь разделимся на два голоса и споем
секвенцию со словами.
4) Чтение с листа ритмических партитур:
анализ партитуры прохлопывание ритма по партиям, в ритмическом ансамбле, с
аккомпанементом.
5) Разминка. Сегодня, у нас будет разминка не пение с движением, и не
танцевальные обороты, а психологическое упражнение (методика Пола и
Гейла Деннисонов).
Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начнем
рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной
симметрии по отношению друг к другу. А теперь включим музыку и повторим
упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в
трехдольном – треугольники.
6) Детям представляю сказку “Корпорация функций”
На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители
функциональностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций
была: ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на
пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже
семиэтажного дома.
(слуховое восприятие)
Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5го этажа
(слуховое восприятие)
Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУПДОМИНАНТ. (
Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все
ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней
капельки.
(слуховое восприятие)
А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы,
но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не
заходит никогда, только в редких случаях.
Ребята, давай те теперь построим 7ми этажный дом в Соль мажоре и найдем
наших главных героев.
А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за
инструментом. Молодцы!
Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней
ноты).
7) Занимательный диктант Г.Ф.Калинина №2. Задание : определить размер,
разделить мелодию на такты, указать длительность нот.
8) Слуховой анализ: * лады (мажор, три вида минора)
* Упр. №1,2,3. В мажоре.
*Главные функции лада.
9) Подведение итогов, выставление оценок, определение домашнего задания.
Ребята, понравился вам урок? Какими качествами обладал наш урок?
( увлекательность, занимательность, доступность). Что нового, необычного
было на уроке, какие были формы урока? ( традиционные, с добавлением
игровых упражнений, новая тема была в форме сказки, вводные звуки в форме
инсценировки, использование наглядностей).
Выставление оценок
Домашнее задание (работа с дневниками). Найти главные функции в фа
мажоре. Сонную песенку петь.
Список литературы:
1. Интернет источники.
2. М.КотляровскаяКрафт « Сольфеджио» 1 кл. Ленинград 1991
«Музыка»
3. Т.Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и
для занятий дома(17) классы. «Кифара» 1997г
4. Т.Зебряк Соль+Фа=Сольфеджио. Приложение к Сольфеджио для 12
классов ДМШ Н.Баевой и Т.Зебряк. Москва «Кифара» 1998г
5. Сольфеджио 1 класс А.А. Варламова; Л.В Семченко пятилетний курс
обучения Москва Владос 2003г
6. Т.Зебряк «Сочиняем на уроках сольфеджио» Москва «Музыка»1998г
7. Е.М.Золина «Домашние задания по сольфеджио» 12 классы. Москва
ОО Престо 2003г
8. Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся
младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2002г.
9. Научнометодический журнал для музыкантов, психологов и
психотерапевтов
Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006. Самоанализ урока.
Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и,
зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально
интонационных природных данных. Поэтому на занятиях сольфеджио ребенок
должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку.
Правильно организованный начальный период занятий имеет большое
значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы
работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями
детей младшего возраста:
1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания.
Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность,
занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению
интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –
конкретность мышления,
эмоциональное
восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро
переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают
то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком
и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым
действенным двигателем в его обучении чемулибо. Лучшим способом для
достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния
является ИГРА как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка изпод дидактического «пресса»,
учебный процесс становится для него психологически комфортным и,
неустойчивость внимания, Пение гаммы:
главное, влияет на качество усвоения материала (дети начинают все
«схватывать на лету»).
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 914
лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис
обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее.
2.
способствует слуховому укреплению чувства
ладотональности. На примере гаммы соль мажор дети усваивают
местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустойчивых. Для
лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным
материалом. Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к.
охватывает большой диапазон. У детей младшего возраста края диапазона
развиты слабо. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует
развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе.
Этот навык на этапе 13 класса связан с умением спеть гамму “ про себя”.
Знакомство с функциями – слуховое восприятие. Эта форма работы в курсе
сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения
учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в
анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются
различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику
метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая
наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения
правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к
запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное
мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее –
проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет
большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с
листа, и особенно для записи диктантов.
Вывод.
Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен
соответствовать уровню современной педагогической науки. На уроках
необходимо применять различные инновационные методы и приемы работы.
Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия
направлена на развитие осознанного восприятия услышанного, умение
анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.