Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Оценка 4.8

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
2 кл—11 кл +1
13.08.2018
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Цели: - воспитать целенаправленное восприятие учащихся: - развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал. - необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д. Задачи: -закрепить пройденные понятия; -обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха; -развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно – эмоциональной сферы.
открытый урок сольф.doc
Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Детская музыкальная школа» Табунского района Применение инновационных методов и приемов для развития вокально­ интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2­го класса. Урок сольфеджио Преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А. Тип урока – обобщающий (повторение) Оборудование: карточки, столбица ступеней, нотная доска. Цели: ­ воспитать целенаправленное восприятие учащихся: ­ развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать  услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал. ­ необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством  звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д. Задачи: ­закрепить пройденные понятия; ­обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального  слуха; ­развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять  теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно –  эмоциональной сферы. План урока: 1. Организационный момент ­2 мин. 2. Распевание и закрепление теоретического материала ­7 мин. 3. Опрос домашнего задания ­8 мин. 4. Чтение с листа ритмических партитур ­7 мин. 5. Разминка.­3 мин 6. Знакомство с главными функциями тональности ­5мин. 7. Занимательный диктант ­7 мин. 8. Анализ на слух – 3 мин. 9. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3  мин. Ход урока: 1) Организационный момент (определение целей урока, мобилизация  внимания), отметка присутствующих. ­Здравствуйте ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление  гостей). Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем,  каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнем с  традиционного распевания: 2) *I­ III­ V­ III­ I –VII –II –I; * Песенка «Про диез» Музыка и слова Л.Абелян. Теперь давайте споем гамму соль мажор, но вначале определим  местоположение тона и полутона, устойчивых и неустойчивых и водных  звуков. Вспомним, что в музыке называется тоном, полутоном, какие звуки  устойчивые, неустойчивые, вводные? (Дети отвечают). Хорошо теперь поем  настройку, затем гамму по тетрахордам. Что такое тетрахорд? (Дети  отвечают.) *Исполнение трезвучия, настройки, гаммы по тетрахордам. * Исполнение по столбице 1) 6 положений трезвучия; 2) разрешение  неустойчивых звуков в устойчивые; 3) опевание устойчивых звуков. *Исполнение на заданные ритмы. ­ребята, а какие звуки относятся к вводным? (дети отвечают) Более подробно о них нам расскажут первая и вторая ступени. Послушайте  сказочку­разговор первой и второй ступеней соль мажора о фа­диезе.  Пожалуйста! Первая ступень. Вот что я хочу сказать. Мне «фа­диез» очень мил, потому что он рядом со мной. Вторая ступень. Так и я рядом с тобой. Чем я хуже? Обидно слышать. Первая ступень. Дорогая моя, я к тебе тоже очень хорошо отношусь. Но  здесь… Не знаю как сказать, чтобы тебя не обидеть. Вот я сейчас спою в Соль мажоре так: «соль», «фа­диез»», «соль», «ля», «соль». Кто ко мне ближе? Где  полутон, а где тон? Вторая ступень. Поняла. Но, все, же обидно. И седьмая ступень, и я – вводные звуки. Первая ступень. Не обижайся! Давай, вместе с тобой споем. (Поют, называя  звуки). Красиво, правда? Вторая ступень. Очень красиво. Мне понравилось вместе с тобой петь.  Давайте еще раз вместе споем! (Поют всем классом). 3) Опрос домашнего задания. Пение № 150 Р.Паулс. «Сонная песенка» всем классом, группами,  индивидуально, в ритмическом сопровождении. Вначале пения беседа о  данном музыкальном материале.  Название, авторы. Композитор Р.Паулс какую музыку пишет, какие  песни знаете, или слышали? (Дети отвечают: современный композитор,  который пишет музыку ив наше время, пишет много песен для детей).  Жанр произведения, характер? Характер спокойного вальса,  колыбельная. Перечисляют песни композитора. Дают характеристику  жанра – вальс.  Дайте характеристику формы этой песенки. Тональность соль мажор,  16 тактов, составляют два предложения. Каждое предложение состоит  из 4­х тактов. Форма песни ­ период.  Охарактеризуйте ритм песни. Длительности половинные и восьмые.  Есть залигованные ноты в конце строк. Лига связывает две одинаковые  по высоте ноты, и поэтому вторая из них не повторяется, а звучит как  продолжение первой. Следующим заданием на дом было сочинение: Секвенция №3 стр.3 учебник «Сочиняем на уроках сольфеджио» записать и  спеть в тональности соль мажор. Вопросы : по каким звукам расположена  секвенция? ( По трезвучиям). От какого звука, начинается второе звено? ( На  котором закончилось первое звено). Какой лад получился у тональности  второго звена? (Мажорный). Повторим тактирование размера 4/4 и исполняем  вначале нотами, затем словами. Теперь разделимся на два голоса и споем  секвенцию со словами. 4) Чтение с листа ритмических партитур: ­анализ партитуры ­ прохлопывание ритма по партиям, в ритмическом ансамбле, с  аккомпанементом. 5) Разминка. Сегодня, у нас будет разминка не пение с движением, и не  танцевальные обороты, а психологическое упражнение (методика Пола и  Гейла Деннисонов). Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начнем  рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной  симметрии по отношению друг к другу. А теперь включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в  трехдольном – треугольники. 6) Детям представляю сказку “Корпорация функций” На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители  функциональностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций  была: ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на  пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже  семиэтажного дома. (слуховое восприятие) Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5­го этажа (слуховое восприятие) Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУПДОМИНАНТ. ( Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все  ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней  капельки. (слуховое восприятие) А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы,  но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не  заходит никогда, только в редких случаях. Ребята, давай те теперь построим 7­ми этажный дом в Соль мажоре и найдем  наших главных героев. А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за  инструментом. Молодцы! Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней  ноты). 7) Занимательный диктант Г.Ф.Калинина №2. Задание : определить размер,  разделить мелодию на такты, указать длительность нот. 8) Слуховой анализ: * лады (мажор, три вида минора) * Упр. №1,2,3. В мажоре. *Главные функции лада. 9) Подведение итогов, выставление оценок, определение домашнего задания. Ребята, понравился вам урок? Какими качествами обладал наш урок?  ( увлекательность, занимательность, доступность). Что нового, необычного  было на уроке, какие были формы урока? ( традиционные, с добавлением  игровых упражнений, новая тема была в форме сказки, вводные звуки в форме инсценировки, использование наглядностей). Выставление оценок Домашнее задание (работа с дневниками). Найти главные функции в фа  мажоре. Сонную песенку петь. Список литературы: 1. Интернет источники. 2. М.Котляровская­Крафт « Сольфеджио» 1 кл. Ленинград 1991  «Музыка» 3. Т.Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома(1­7) классы. «Кифара» 1997г 4. Т.Зебряк Соль+Фа=Сольфеджио. Приложение к Сольфеджио для 1­2  классов ДМШ Н.Баевой и Т.Зебряк. Москва «Кифара» 1998г 5. Сольфеджио 1 класс А.А. Варламова; Л.В Семченко пятилетний курс  обучения Москва Владос 2003г 6. Т.Зебряк «Сочиняем на уроках сольфеджио» Москва «Музыка»1998г 7. Е.М.Золина «Домашние задания по сольфеджио» 1­2 классы. Москва  ОО Престо 2003г 8. Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся  младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2002г. 9. Научно­методический журнал для музыкантов, психологов и  психотерапевтов Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006. Самоанализ урока. Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и,  зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально­ интонационных природных данных. Поэтому на занятиях сольфеджио ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Правильно организованный начальный период занятий имеет большое  значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы  работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями  детей младшего возраста: 1. Тяготение к подражанию. 2. Не способность к абстрактному мышлению. 3. Эмоциональная восприимчивость. 4. Неустойчивость внимания.     Необходимыми   качествами   урока   должны   быть:   увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса   к   знаниям,   усвоению   новых   навыков   и   эффективного   развития. Учитывая   возрастные   особенности   детей   младшего   школьного   возраста   – конкретность   мышления,   эмоциональное восприятие   явлений   окружающей   жизни,   на   уроке   приходится   быстро переключаться с одной формы работы на другую.     Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и   эмоционально   наполненная   мотивация   является,   пожалуй,   самым действенным двигателем в его обучении чему­либо. Лучшим способом для достижения   этого   психологически   комфортного   для   ребенка   состояния является ИГРА как естественная форма его существования.    Опора в обучении на игру выводит ребенка из­под дидактического «пресса», учебный   процесс   становится   для   него   психологически   комфортным   и,   неустойчивость   внимания, Пение   гаммы: главное,   ­   влияет   на   качество   усвоения   материала   (дети   начинают   все «схватывать на лету»).     Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9­14 лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее. 2.   способствует   слуховому   укреплению   чувства ладотональности.   На   примере   гаммы   соль   мажор   дети   усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустойчивых. Для лучшего   усвоения   ступеней   используем   болгарскую   столбицу   с  наглядным материалом.   Пение   гаммы   представляет   определенную   трудность,   т.к. охватывает   большой  диапазон.  У  детей  младшего   возраста   края  диапазона развиты   слабо.   Пение   устойчивых   и   неустойчивых   ступеней:   способствует развитию   чувства   ладотональности.   Пение   основано   на   внутреннем   слухе. Этот навык на этапе 1­3 класса связан с умением спеть гамму “ про себя”.    Знакомство с функциями – слуховое восприятие. Эта форма работы в курсе сольфеджио  чрезвычайна важна.  В  ней  объединяются все  знания  и  умения учащихся,  получаемых   на  уроках.  Но   самое  главное   состоит   в  том,  что  в анализе   на   слух   полнее   всего   осознаются,   понимаются   и   определяются различные   элементы  музыкального  языка  и  связи  между  ними.  Специфику метода   работы   над   анализом   на   слух   можно   определить   так:   “слуховая наглядность”.   Осознание   слышимого   зависит,   прежде   всего,   от   умения правильно   и   целенаправленно   слушать.   Многократное   слушание   ведет   к запоминанию,   к   узнаванию   различных   явлений,   развивает   музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов.   Вывод.   Предмет   сольфеджио,   как   и   другие   предметы   ДМШ,   должен   соответствовать   уровню   современной   педагогической   науки.   На   уроках необходимо применять различные инновационные методы и приемы работы. Такого   рода   деятельность   в   сфере   музыкального   мышления   и   восприятия направлена   на   развитие   осознанного   восприятия   услышанного,   умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018