Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения
Оценка 4.8

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Оценка 4.8
Семинары
docx
библиотека
5 кл—7 кл
07.04.2017
Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения
Почти 7 лет я работаю школьным библиотекарем. С появлением нового статуса "педагог-библиотекарь" и в условиях требований ФГОС, на библиотекарей возложена большая работа. Мы , как и учителя, должны применять стратегии смыслового чтения и работы с текстом, проводить мероприятия в соответствии с ФГОС, разбираться в компьютерах.Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения
стратегии смыслового чтения.docx
Применение   педагогом­библиотекарем   стратегий   смыслового   чтения   и продвижения чтения книг В   «электронном»   мире   привитие   ученикам   интереса   к   чтению   книг   на   обычных бумажных   носителях–   очень   сложный,  почти   невыполнимый   процесс.   Библиотека теперь называется информационно  ­ библиотечным  центром и должна обеспечить каждому   читателю   и   выход   в   интернет,   и   электронные   формы   учебной   и художественной литературы, проводить виртуальные выставки и, конечно же, иметь множество компьютеров.  Наша библиотека пока не располагает такими ресурсами и работает в старом добром режиме. Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса. Библиотечный урок способствует развитию медийной компетенции учащихся, воспитанию культуры чтения. Библиотека совместно с учителями­ предметниками должна применять различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.  Организация совместных занятий в библиотеке позволяет решать предметные задачи, формировать   общеучебные   навыки,  способствовать   процессу   социализации.  Часто мини­проекты,   созданные   во   время   таких   занятий,   вырастают   в   индивидуальные проекты   по   предмету.   А   посещение   библиотеки   входит   в   привычку,   и   ребенок становится активным читателем.  Например, на Уроке уточнения информационного запроса по теме «Вода» в   библиотеке   вместе   с   учителем   биологии   можно   показать   возможности метапредметного подхода при работе с информацией.  С целью распространения библиографических знаний среди учеников и педагогов целесообразно   проводить   совместные   бинарные   уроки   школьной   библиотеки   с учителями.  Например,   на   интегрированных   уроках   по   рассказам   натуралиста,   художника   и писателя   Э.   Сетона­Томпсона   можно   задействовать   следующих   учителей­ предметников:  учитель литературы знакомит детей с литературным жанром – зоорассказ;  учитель биологии делает вывод о том, что книги Сетона­Томпсона учат понимать животных,   объясняют   их   поведение.   А   смекалка,   сообразительность   и   хитрость реальных   лис   замечены   различными   народами   и   легли   в   основу   сказок,   легенд   и мифов. С учителем изобразительного искусства рассматривают иллюстрации, нарисованные самим Сетоном­Томпсоном , определяют, к какому произведению они относятся и рисуют сами.  Работник   библиотеки   знакомит   с   обзором   книжной   выставки,   демонстрацией журналов о животных, кратким рассказом о жизни писателя, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь». На подготовительном этапе учащиеся читают 3­4 рассказа Сетона­Томпсона  Педагог­библиотекарь   в   своей   работе   также,   как   и   учитель,   должен   применять стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   ООО   для   реализации   междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом» мной были отобраны те   образовательные   технологии,   которые   отвечают   требованиям   системно   ­ деятельностного подхода. 1 слайд Одним   из   путей   развития   читательской   грамотности   является  стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.  Для любителей чтения можно создать в библиотеке «Читательскую группу». Для эффективного руководства группой необходимо владение стратегиями смыслового чтения и продвижения чтения книг. При создании  «Портрета читателя»  используют три анкеты­документа: «Какой я читатель»,   «Мои   читательские   предпочтения»   и   «Как   я   читаю?»  или   проводят обсуждение нескольких вопросов.  2 слайд Составив карту качества своего чтения, читатель знакомится с различными уровнями чтения   и   понимает,   что   является   хорошим   читателем,   если   достиг   высшего   и среднего уровней. Умение   оценивать   себя   как   читателя­первый   шаг   к   читательскому   росту. Анкетирование  ­   один   из   методов   оценки   компетентности   чтения   школьников, учителей и родителей. Заполняя   «Анкету   читателя»,   анкетируемые   сравнивают   себя   сегодняшнего   и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства. Здесь очень важны две последние строчки: Сегодня я читаю и Планирую прочесть. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении и у него имеется список книг для чтения.  После   изучения   читательского   спроса,   стараюсь   подбирать   своим   читателям запланированные для прочтения книги. Как   показали   результаты   ранее   проведённого   анкетирования,   читающими   были только 30% учащихся, а в этом учебном году поднялось до 50%. Учащиеся   основной   школы   в   основном   предпочитают   жанр   современной фантастической литературы­ фэнтези, книжную серию «Сталкер», а также детские юмористические детективы. Некоторые увлечены поэмами Пушкина и справочной литературой. Есть ученики, которые не указали никаких книг. Такие дети у меня на особом контроле, с ними ведётся индивидуальная работа. В   результате   широкой   компании   по   борьбе   с   бульварной   литературой   уровень издаваемых книг значительно повысился. И уже есть публикации писателей и поэтов, которые считаются классикой «новой» русской литературы для детей. (3 слайд) Эти   авторы   продолжают   смену   парадигмы   в   детской   литературе:   в   их   рассказах главный герой – ребенок с его радостями и переживаниями показан полноправной личностью, достойной пристального внимания и уважения.    «Читают взрослые – читают и дети». С целью приобщения родителей учеников к чтению,   также   проводится   анкетирование,   идёт   пропаганда   на   родительских собраниях и семейных чтениях, выдаются памятки с добрыми советами. Наталья Николаевна Сметанникова, автор и разработчик стратегиального подхода к обучению   чтения,   выделяет   отдельную  стратегию   ­   стратегию   продвижения чтения книг. Приём  «Выбор   книги»  часто   используемая   в   работе   педагога­библиотекаря   на библиотечных уроках, выставках, обзорах книг, индивидуальных беседах. (иногда совместно с классными руководителями).  (4 слайд, фото)    Читатель учится последовательно   считывать   графическую   и   текстовую   информацию   с   обложки, иллюстраций, знакомиться с аннотацией и рекламой и делать прогноз о возможном содержании книги. Проанализировав всю информацию, ученик принимает решение, будет ли он читать эту книгу или нет.  Обычно беру незнакомую книгу, называю автора и задаю вопросы : 1. Вы будете читать этого автора? 2. (Показываю картинку обложки) Как вы думаете, о чём рассказывается в этой книге? А как она называется? 3. А что ещё на обложке написано?  4. Посмотрите на цвета обложки 5. Как вы думаете, о чём эта книжка? (Читаю отрывок из книги)  Раскрываю книжку и показываю иллюстрации. Они часто помогают спрогнозировать содержание. Большинство слушателей принимают решение её прочесть. Следующие 3­5 книг рекламируют дети, продвигая ту или иную книгу. То же самое ­  с новыми изданиями журналов. (фото) В мае месяце рекомендую провести «Выбор книг» для чтения на летних каникулах совместно с классными руководителями. В некоторых классах такая работа у нас ведётся. Проект   направлен   на   формирование   навыков   аналитического   чтения   через составление кроссвордов по материалам прочитанных произведений. Стимулирует к осознанному   чтению.   Результаты   представляются   в   сборниках   кроссвордов «Нескучное лето». Названия   прочитанных   школьниками   книг   оформляется   на   большом   постере (Стратегия   «Экран   чтения»),  где   указываются   жанр   книги   и   мнение   читателя условными обозначениями. На таком экране видно, сколько книг прочитал каждый, кто самый активный читатель, какие книги наиболее популярны.  Одна из наиболее простых и подвижных стратегий – «Информационная карточка книги», которая меняется в зависимости от того, какой цели она служит: «узелком на память» или закладкой. ( слайд) Иногда уже заполненные закладки хранятся в ящике с книгами библиотеки ЧГ, и её члены   пользуются   ими   как   картотекой.   Тогда   закладка   служит   навигатором   и помогает читателям выбрать книгу. Использование   таких   стратегий   продвижения   книги,   как  «Читательские конференции»,  «Рецензия»,   «Дискуссия»   и   «Дебаты»,   «Пирамида   фактов» невозможно без создания в школе «Читательской группы». В   последнее   время   в   библиотеках   широкое   распространение   получила   такая активная форма работы с читателями как  акция. В помощь  продвижению чтения можно выделить несколько видов акций:   Общего   характера:  «Передай   книгу   другу»,   «Стань   читателем»,   «Читать   –   это модно», "Приведи друга в библиотеку», «Самый читающий класс" и др.,  а также тематические, к юбилейным литературным датам, рекламные акции. Считаю,   что  ремонт   книг  вместе   с   учащимися   в   школьной   библиотеке   тоже содействует   продвижению   чтения.  (2   фото)  Ребята   рассматривают   обложку, перелистывают  страницы,  успевают  прочесть  какие­то  отрывки  – в  конце  работы некоторые предпочитают взять книжку с собой. Проект  «Живая   классика»  ­   всероссийский   ежегодный   конкурс   чтецов, проводимый в нашей школе совместно со школьной библиотекой, тоже способствует продвижению   чтения   книг   и  направлен   на   формирование   эстетических   чувств, навыков  выразительного   и   «смыслового  чтения» непрограммных  (по  свободному выбору учащихся) текстов, творческого осмысления прочитанного. (1 фото) (6   фотографий  )  Проекты  «Художественное   слово»  и  «Выразительное чтение»  помогают учащимся под руководством учителя или библиотекаря и при участии   родителей   проникнуть   в   самую   суть   произведения,   учиться   понимать внутренний мир героев.  Результаты   можно   представить   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности,   на конкурсах чтецов через выступления учеников перед классом, классами параллели, родителями. На   этапе  предтекстовой  подготовки   часто   прибегаю   к   такой   стратегии,   как «Ориентиры   предвосхищения».   перед   работой   с   текстом рассказа В.Осеевой «Синие листья» сначала рассказала учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой. Затем ­ обсуждение названия произведения. Почему именно   так   называется   произведение?   Что,   как   вам   кажется,  может   произойти   в рассказе с таким названием?   Например, И,   наконец,   –   самое   интересное.  Текстовая   подготовка.  Стратегия  «Чтение   с остановками» Я, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделила в тексте «Синие листья»  три остановки Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше   будут   разворачиваться   события?»,   «Какие   чувства   вызвал   этот   отрывок текста?» После второй остановки использовала прием «Дерево предсказаний».  Послетекстовая подготовка Вроде   бы   все   ясно   в   этом   рассказе   –   речь   идет   о   жадности,   о   некотором   роде вредности.   Вместе   с   автором   (и   с   героем   рассказа   –   учителем)   мы   с   чувством справедливости   осуждаем   поведение   школьницы   –   владелицы   карандаша.   Нас   к этому   прямо   подводит   сюжет.   Но   нашлись   в   группе   ученики,   которые   задали критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» ,«А почему синие листья – это плохо?», « Почему в рассказе девочки, а не мальчики?» и др. Между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны. Девочка попросила карандаш в достаточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением. Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться. Ещё применяю такую стратегию текстовой деятельности, как: Чтение в кружок (попеременное чтение). Применяла на литературных минутках к 70­летию   Великой   Победы   при   знакомстве   с   произведениями   о   Великой Отечественной войне в начальных классах. Использую при ознакомлении с текстом для проведения викторин по художественной литературе. Первым   читает   всегда   библиотекарь   или   учитель.   Копия   текста­   только   одна, которую мы передаём следующему чтецу. Задача читающих­читать с пониманием, задача   слушающих­задавать   чтецу   вопрос,   чтобы   проверить,   понимает   ли   он читаемый текст. Если ответ не точен­ слушатели поправляют. Наиболее   эффективными   технологиями,   помогающими   развивать   читательскую компетентность и информационную культуру школьников, выступают: ­ технология использования игровых методов и  обучающе ­ развивающих игр. В таких играх, как  «Самый умный», «Умники и умницы», «Поле чудес», требующих высокого   уровня   смекалки,   интеллекта,   запоминания,   быстроты,   и,   конечно   же, работы с текстом, использую  стратегию послетекстовой деятельности  «Вопросы после текста» по таксономии Б.Блума. (5 фотографий) Проводятся у нас  викторины и литературные игры  после домашнего  прочтения   произведения   школьниками.   Видна   подготовка   детей,   их переживания, отстаивание своих знаний. Каждый желает получить главный приз за свою работу – грамоту участника, призёра или победителя. Совместные   мероприятия   по   пропаганде   чтения   проводятся   ежегодно   в   тесном сотрудничестве с сельской библиотекой, на районных семинарах. Виды и приёмы внеурочных мероприятий, проводимые библиотекарями района: оо Буккр ссинговая   полка (по   прочитанным произведениям), безумное чаепитие (по сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес») Проба пера.    (книговор т), оо   бал­маскарад  Можно   провести   в   библиотеке   мероприятие   из   разряда  «круглый   стол»  или «обсуждение   в   библиотеке».  Участники  дискуссии  за   круглым   столом   делятся знаниями по прочитанным книгам. Школьная   библиотека   принимает   участие   в   исследовательской   и   проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом. Как   педагог­библиотекарь   и   родитель   содействовала   в   подготовке   ученика   для участия   в   Российском   заочном   Конкурсе   детских   научных   работ   «Совёнок­ исследователь» по теме «След Великой Отечественной войны в моей семье». Была оказана   помощь   в  выборе  необходимой   литературы,   сочинения   стихов.     Работа велась в три этапа с использованием стратегий:  «Рассечение вопроса», «Чтение с пометками»   и   «Черты   характера».   Учащийся   занял   пятое   место   по   России   и первое по области; награждён настоящим «Сертификатом». Аналогично велась работа над созданием проекта «Профессии моих родителей» в школьном конкурсе «Мир профессий».  Участвуют   ребята  в   литературно­музыкальных   композициях,   встречах  с местными поэтами и писателями. «Без   интереса   никакого   созидания   не   бывает», –   сказала   Ирина   Ивановна Тихомирова, ведущий специалист по детскому чтению в России.  К   примеру,  ресурс   популярного   сайта   «Дневник.   ру»  (www.dnevnik.ru)   можно успешно   использовать   как   мотивационный   в   части   чтения   –   школьного   и внешкольного. В интерактивном режиме дети (всех школьных возрастов) отвечают на вопросы викторины по прочитанным книгам, и получают за это призовые очки.  Онлайн библиотека содержит практически все произведения, которые изучаются в школе.   В   медиатеке   собраны   видеофайлы,   аудиофайлы   и   презентации,   которые помогут лучше подготовиться к урокам по всем предметам. Электронные  Читательские   дневники  для   учеников   и   родителей   работают   в системном режиме.  Альтернативным путем заинтересовывания детей в части чтения станет и создание в школе отдельного сайта по той же методике.  С целью привлечения учащихся, учителей и родителей к чтению планирую в своей работе в перспективе:  библиотечный   урок:   «Виртуальный   обзор   классики   «новой»   русской литературы для детей 1­4 классов  Обзор фантастической литературы для учащихся 5­7 классов, имеющейся в школьной и сельской библиотеках»  проведение анкетирования читателей 7­9 классов «Какой я читатель»  проведение анкетирования педагогических работников  применение новых стратегий смыслового чтения и продвижения чтения книг в своей работе  организацию «Семейных чтений» в начальной школе Ресурсы:  И.О.   Загашев,   заместитель   директора   по   научно­методической   работе Санктпетербургского   высшего   педагогического   училища   (колледжа)   им. Н.А.Некрасова, Курс: Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма  Ташкинова, Е. Ю. Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и   школьной   библиотеки   в   формировании   личности   ребенка   [Текст]   /   Е.   Ю. Ташкинова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 61­63   Сметанникова Н.Н.Обучение стратегиям чтения в 5­9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя  Андрей   Петрович   Кашкаров   Приобщение   к   чтению:   инновации   для   родителя, инструментарий библиотекаря

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения

Применение педагогом-библиотекарем стратегий смыслового чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017