Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
19.11.2017
Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» - одно из главных открытий М.Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного и общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние природного, индивидуального начала).
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина.docx
Принципы романтизма и реализма в изображении
Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего
времени"
Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» одно из
главных открытий М.Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно
говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность
считается результатом полученного героем светского воспитания,
губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же
кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного и
общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние
общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние
природного, индивидуального начала).
Печорин чувствует в себе присутствие как бы двух людей: человека
мыслящего и человека действующего. Здесь проявляется мотив
двойственности, свойственный романтической литературе.
Герои романа, как и все произведение в целом, призваны раскрыть
центральный образ образ Печорина. Это тоже признак романтической
литературы, нацеленной на одного героя, одну личность. Кроме того, вокруг
Печорина строится сюжет «Героя нашего времени». Этот образ проходит
через весь роман и связывает его части в единое целое. В романе Печорин
предстает перед нами как исключительная натура, обладающая выдающимся
умом, высокими стремлениями, неистребимым желанием свободы. В связи с
этим Печорина с полным правом можно назвать романтическим героем.
Но, с другой стороны, Печорин – представитель своей эпохи, вернее,
лучшей части дворянской интеллигенции 20ых годов 19 века. Получается, что
он и реалистический герой тоже.
Григорий Александрович не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских
ему стало жаль Веру. Последнее свидание с Мери захватило героя с такой силой, что он был готов упасть к ее ногам. Рискуя жизнью, Печорин
единственный бросился в хату к убийце Вулича. В то же время в повести
«Бэла» главный герой предстает эгоистичным и черствым человеком. Он
похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает девушку из родного дома.
Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не
испытывает этого чувства. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки
немногим лучше любви знатной барышни… мне с ней скучно». Мы видим, что
герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со
средой, в отличие от Григория Александровича Печорина.
Но автор позволяет взглянуть на своего героя и с другой стороны, увидеть
Печорина его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование
ведется от лица Максим Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому
Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий
психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода,
которую олицетворяет Янко, Ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве
со стихией, с морем, но вне закона. При этом Лермонтов вовсе не
идеализирует этих героев, как происходит в романтической литературе, а
показывает их объективно.
Печорин из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь «честных
контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Но
в итоге герой оказывается чужим и в этом мире. Он нигде не может найти себе
пристанища.
Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна
Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой. Здесь мы видим не просто
повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин
вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает
Грушницкого на дуэли, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о
притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается
над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в «высшем
обществе», и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга.
Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней герой размышляет о вере и
безверии. Печорин, утратив Бога, утратил самое главное – моральные и
нравственные ценности, опору. Победив в схватке с убийцей, герой впервые
проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким финалом
автор утверждает возможность осмысленной деятельности вообще и для
Печорина в частности.
«Дневник Печорина» это исповедь главного героя. На его страницах
Печорин обо всем пишет понастоящему искренне. Он полон пессимизма,
потому что развитые обществом пороки толкают героя на страшные поступки,
а природные задатки остаются невостребованными, не находят себе
применение в жизни. По собственному признанию героя, в нем живут два
человека: один совершает поступки, а другой смотрит со стороны и судит его.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сочетает признаки реализма
и романтизма. Черты этих двух направлений проявляются в сюжете,
композиции, системе персонажей, при раскрытии образа главного героя.
Вообще, образ Печорина, на мой взгляд, воплощает основную идею романа.
В «Герое нашего времени» некоторые приемы, ведущие свое
происхождение из литературы романтической, наиболее полно воплощаются в
литературе реалистической. Например, принцип двойственности вносит
психологизм в образ главного героя, так же, как и портрет, и пейзаж в романе.
«Герой нашего времени» основан на сочетании реалистических и
романтических черт, что особенно ярко проявляется в образе Григория
Александровича Печорина.
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.