Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Оценка 5

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
19.11.2017
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» - одно из главных открытий М.Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного и общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние природного, индивидуального начала).
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина.docx
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"     Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» ­ одно из  главных открытий М.Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно  говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность  считается результатом полученного героем светского воспитания,  губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же  кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного и  общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние  природного, индивидуального начала).     Печорин чувствует в себе присутствие как бы двух людей: человека  мыслящего и человека действующего. Здесь проявляется мотив  двойственности, свойственный романтической литературе.     Герои романа, как и все произведение в целом, призваны раскрыть  центральный образ ­ образ Печорина. Это тоже признак романтической  литературы, нацеленной на одного героя, одну личность. Кроме того, вокруг  Печорина строится сюжет «Героя нашего времени». Этот образ проходит  через весь роман и связывает его части в единое целое. В романе Печорин  предстает перед нами как исключительная натура, обладающая выдающимся  умом, высокими стремлениями, неистребимым желанием свободы. В связи с  этим Печорина с полным правом можно назвать романтическим героем.     Но, с другой стороны, Печорин – представитель своей эпохи, вернее,  лучшей части дворянской интеллигенции 20­ых годов 19 века. Получается, что  он и реалистический герой тоже.     Григорий Александрович не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских  ему стало жаль Веру. Последнее свидание с Мери захватило героя с такой силой, что он был готов упасть к ее ногам. Рискуя жизнью, Печорин  единственный бросился в хату к убийце Вулича. В то же время в повести  «Бэла» главный герой предстает эгоистичным и черствым человеком. Он  похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает девушку из родного дома.  Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не  испытывает этого чувства. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки  немногим лучше любви знатной барышни… мне с ней скучно». Мы видим, что  герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со  средой, в отличие от Григория Александровича Печорина.     Но автор позволяет взглянуть на своего героя и с другой стороны, увидеть  Печорина его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование  ведется от лица Максим Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому  Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий  психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода,  которую олицетворяет Янко, Ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве  со стихией, с морем, но вне закона. При этом Лермонтов вовсе не  идеализирует этих героев, как происходит в романтической литературе, а  показывает их объективно.     Печорин из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь «честных  контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Но  в итоге герой оказывается чужим и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.     Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна  Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой. Здесь мы видим не просто  повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин  вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает  Грушницкого на дуэли, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о  притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается  над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в «высшем  обществе», и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга.     Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней герой размышляет о вере и  безверии. Печорин, утратив Бога, утратил самое главное – моральные и  нравственные ценности, опору. Победив в схватке с убийцей, герой впервые  проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким финалом  автор утверждает возможность осмысленной деятельности вообще и для  Печорина в частности.     «Дневник Печорина» ­ это исповедь главного героя. На его страницах  Печорин обо всем пишет по­настоящему искренне. Он полон пессимизма,  потому что развитые обществом пороки толкают героя на страшные поступки,  а природные задатки остаются невостребованными, не находят себе  применение в жизни. По собственному признанию героя, в нем живут два  человека: один совершает поступки, а другой смотрит со стороны и судит его.     В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сочетает признаки реализма  и романтизма. Черты этих двух направлений проявляются в сюжете,  композиции, системе персонажей, при раскрытии образа главного героя.  Вообще, образ Печорина, на мой взгляд, воплощает основную идею романа.     В «Герое нашего времени» некоторые приемы, ведущие свое  происхождение из литературы романтической, наиболее полно воплощаются в литературе реалистической. Например, принцип двойственности вносит  психологизм в образ главного героя, так же, как и портрет, и пейзаж в романе.     «Герой нашего времени» основан на сочетании реалистических и  романтических черт, что особенно ярко проявляется в образе Григория  Александровича Печорина.

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017