Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Оценка 4.8

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
7 кл
14.01.2017
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа. Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике в классе орфографических правил.разработка курса
Принципы русской орфографии (1).docx
Принципы русской орфографии Пояснительная записка Актуальность введения в школе  курса "Принципы русской орфографии"  по выбору определяется,   с   одной   стороны,   необходимостью   решать   проблемы   повышения грамотности   учеников,   с   другой   стороны,   недостаточностью   времени   на   уроке   для орфографического   тренинга.   Данный   курс   предназначен   для   учащихся   7   классов   и рассчитан на 34 часа. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю. Цель обучения орфографии в школе ­ формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил. Дидактические принципы отбора содержания материала:  научность;  доступность;  последовательность и системность изложения материала;  преемственность и перспективность; связь теории с практикой; наглядность; целостность.                 Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно­практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:  закрепить   знания   о   проверяемых   фонетических,   традиционных,   лексико­ синтаксических,   словообразовательно­грамматических   написаниях   (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности; развить   орфографическую   зоркость   и   умение   работы   с   разными   типами   словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими). В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, словообразовательно­ грамматический),   темы   сгруппированы   в   соответствии   с   этими   принципами   и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.   лексико­синтаксический, традиционный,     Методы обучения:  эвристическая беседа;  исследование;  проблемно­поисковые задания;  наблюдение;  лингвистические игры;  индивидуальные задания. Ожидаемые результаты В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:  правила   проверяемых,   фонетических,   традиционных,   лексико­синтаксических, словообразовательно­грамматических написаний; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; приёмы разграничения схожих написаний.      уметь:   правильно   писать   слова   с   орфограммами,   обусловленными   морфологическим   и традиционным принципами написания;  правильно писать сложные слова,  правильно   употреблять   прописную   букву   в   собственных   наименованиях   и   в прилагательных, образованных от собственных имен;   правильно   писать   слова   с   орфограммами   в   суффиксах   и   окончаниях   имен существительных,  правильно   писать   слова   с   орфограммами   в   суффиксах   и   окончаниях прилагательных,  правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;   правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;   правильно писать не с разными частями речи.                                             УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1. Темы занятий Количество часов Краткое содержание Знания, умения, навыки 2 Правописание безударных   гласных, проверяемых   ударной   в   корне позицией, слова,   окончании, приставке, суффиксе. Закрепить   навык написания безударных гласных, проверяемых ударной   позицией, в   корне   слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение   правильно подбирать однокоренные слова. в слова, Уметь   опознавать проверяемые орфограммы   корне   окончании, приставке, суффиксе   на   слух и зрительно, владеть   способом определения правильного написания   путём подбора однокоренных слов. 2. Правописание согласных, проверяемых   сильной   в   корне позицией, слова,   в   приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. 3. Правописание о/ё после шипящих в корне слова. 4. Правописание приставок на ­з / ­с. 5. 6. 7. Написание   ы   в   начале корня после  приставок на согласный.   Написание   о   под ударением после шипящих в окончаниях и   суффиксах   имён существительных,   имён прилагательных. Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. 2 1 2 1 2 1 Сформировать умение безошибочно писать   гласные   в корнях слов. Уметь   определять написание согласного безошибочно писать их. и     Уметь   объяснять выбор   буквы   о­ё после   шипящих   в корнях слов. Знать   три   группы приставок в зависимости   от   их правописания.   Знать   условия   выбора букв   и   и   ы   после приставок на согласный.   Уметь правильно применять правило.   способ Знать определения написания окончаний   слов. Уметь свободно им пользоваться.   Знать   написание слов с непроверяемой гласной   в   корне слова. Научить   различать согласные в корнях слов:   проверяемые произношением   и не   проверяемые произношением,   а также непроизносимые   и удвоенные согласные.    о Закрепить правописание   о­ё после   шипящих   в корнях слов. Формировать умение   выбирать   и объяснять   буквы   о или ё. Повторить сведения   правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з­с. Учить   опознавать данную группу слов и   понимать,   при каких   условиях после   приставок   в корне   сохраняется буква   и,   а   при каких   ­   вместо   и пишется буква ы. Закрепить   умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить   их   с определённой частью речи. Закрепить написание проверяемых ударением   гласных корня. Сформировать умение   в   случае затруднения не 2 1 1 8. Правописание чередующихся   гласных в корне слова. 9. Разделительный Ъ 10. Правописание   Ь   как разделительного   знака как   знака   обозначения мягкости   и   показателя грамматической формы.   обращаться к орфографическому словарю. Чередование   а/о:   в корнях   ­зар­/­зор­, ­гар­/­гор­,   ­твар­/­ ­клан­/­ твор­, клон­, ­плав­/­ плов­,   ­кас­/­кос­, ­лаг­/­лож­,   ­раст­ (­ращ­)/ ­рос­, ­скак­/­скоч­, ­мак­/­мок,   ­равн­/­ ровн­            Чередования   е/и   в корнях: ­бер­/ ­бир­­блест­/­ блист­, ­дер­/ ­дир­, ­жег­/­жиг­,   ­мир­/­ мер­ ­пер­/­пир­, ­тер­/­тир­,   ­стел­/­ стил­,   ­чет­/­чит­. Чередование   им/ а(я), ин/ а(я). Правописание   Ъ как разделительного знака   после приставок на согласный   и   в сложных   словах   с первой частью двух­, трёх­, четырёх­.         Употребление   Ь как знака обозначения мягкости   в   конце слова и в середине перед   твёрдыми   согласными, в середине   слова   мягкими перед согласными,   если изменении при слова   или   в родственных   Уметь   правильно писать   слова   с чередующимися гласными.   Знать условия   выбора гласной в корнях с чередованием.  и   Знать безошибочно употреблять Ъ как разделительного после знака   приставок на   согласный   и   в сложных   словах   с частью   первой двух­   трёх­, четырёх­.   основные Знать случаи употребления   Ь как разделительного   и для   обозначения мягкости. Знать случаи употребления   Ь как   показателя грамматической формы.   основные словах   первый сохраняет   свою мягкость   и   когда второй   становится твёрдым:   в   письме (ср. письма). Употребление мягкого   знака   как показателя грамматической формы   в   именах существительных, в глагольных формах,   на   конце наречий после шипящих, частиц. Познакомить   правописанием в гласных   приставках   пре­   и при­. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. с       Сформировать представление   о правописании   букв н и нн в суффиксах полных прилагательных   и причастий, в кратких   формах имён прилагательных   и причастий, в существительных. Повторить правописание суффиксов   имён существительных ­ек­,   ­ик­,   ­чик­   (­ щик­).     что Понимать,   употребление приставок   пре­   и при­   зависит   от того значения, которое  приставки имеют   в   слове (семантическая основа написания). выбора         н Знать условия выбора   одной   и двух в суффиксах полных прилагательных   и причастий, в кратких   формах имён прилагательных   и причастий, в существительных.     Уметь   правильно писать   суффиксы имён существительных ­ек­,   ­ик­,   ­чик­   (­ щик­). Закрепить правописание суффиксов   имён прилагательных  ­к­ Знать   вызывающие трудности при письме   частотные суффиксы   11. Употребление приставок пре­ и при­.   12. Правописание н и нн в полных   формах   имён прилагательных и причастий,   в   кратких имён формах прилагательных   и причастий, в   существительных.   13. Правописание   суффиксов имён существительных:   ­ек­, ­ик­, ­чик­ (­щик­). 14. Правописание суффиксов   прилагательных. имён 2 2 2 1 15. Правописание суффиксов глаголов. 16. Правописание суффиксов причастий. 2 2   не   с 2 17. Написание именами существительными, именами прилагательными. (­ск­). прилагательных.   Правописание суффиксов глаголов ова­  (­ева), ­ыва­ (­ива­), гласной перед ударным суффиксом ­ва­. Правописание суффиксов причастий: ­ущ­  (­ющ­), ­ащ­ (­ящ­), ­ом­   (­ем­),   ­им­, гласных   перед суффиксами страдательных причастий   ­нн­. Систематизировать сведения о правописании   не   с именами существительными, именами прилагательными. ­вш­,     правила Знать написания и суффиксов способы   действия по их применению.   Знать   суффиксы и причастий условия их употребления.       Знать правила употребления   не   с существительными и прилагательными. Уметь   приводить примеры, опознавать тексте соответствующие словоформы. в   18. Слитное   и   раздельное с не     написание глаголами, деепричастиями. 1   Вспомнить   правила написания   не   с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения   написания данных частей речи с не.   Знать правила употребления   не   с личными   формами глагола, деепричастиями. Уметь   грамотно употреблять данные словоформы   собственных письменных работах. в 19. Написание   не   с 1 причастиями. Формировать навык употребления   н   и нн в причастиях.   Уметь   определять зависимые от причастия   слова, полную  и  краткую форму   причастия. Знать, как пишется Сформировать представление   и соответствующий навык   слитного написания   слов, дефисного и слов с начальной   частью пол­. не с причастиями.   Знать условия выбора   слитного или   дефисного написания сложных существительных. Уметь   применять данные   правила при написании. с   Познакомить условиями правописания сложных прилагательных.   имён   правила Знать употребления дефиса   в   сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. Повторить орфограммы, связанные   употреблением прописных букв. с   основные Знать случаи употребления прописных   букв; уметь   объяснять   в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.    Закрепить   правила переноса слов. правила Знать     слов, переноса уметь   применять их на письме. 1 1 1 1 20. Слитные   и   дефисные написания   сложных имён существительных. 21. Слитные   и   дефисные имён   написания прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. 22. Употребление 22. прописных букв. 23. Правила переноса. Итого: 34 занятия Список используемой литературы  Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. ­ М., 1987. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4­8 классах. ­ Киев, 1987. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. ­ М.: Рольф, 2001. Быкова Г.В. К орфограмме ­ через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. ­ М., 1983. Гетман Л.И. Морфемно­орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. ­ Л., 1977. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. ­ 2­е изд., перераб. ­ М., 1982. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11. Косолапкова   А.А.   Индивидуальная   работа   по   орфографии   на   основе   словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2. Панов М.В. Занимательная орфография. ­ М., 1984. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. ­ М., 1980. Скрябина О.А. Система работы  по совершенствованию  грамотности  учащихся  старших классов// РЯШ. 2000. №1. Степанченко И.И. НЕ ­ приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)

Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017