ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Разина Хафизова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
Файл:

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ.doc - ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова


Все файлы публикации > ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕ....doc
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ
СРЕДЕ . Акулова
П
реобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы
жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения. Известно, что
изменение культуры и связанное с этим развитие и функционирование системы образования
обусловлено многими факторами существования общества (экономическими, культурными,
социальными и др.). Эта сущностная взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной
стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном
опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям,
которые произойдут в социуме.
На всех этапах развития общества образование всегда связано с культурой этого общества.
Проблема связи культуры, ее традиций, норм и организации взаимодействия людей в разных типах
социальных структур, в образовании рассматривается как проблема отношений «мира взрослых» и
«мира детей». Современный период — это период перехода от индустриального общества XX века
к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к
информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся
от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная
основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в
«Вызовы» информационного общества, в котором главным условием благополучия каждого человека
становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений
с ней работать, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ,
информационном обществе.
приводят к стремительному изменению ценностей образования. Информационное общество, в
отличие от индустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане
были способны самостоятельно, активно действовать
и принимать решения, оценивать моральное значение действий и выбора.
Одним из противоречий процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу
является противоречие, связанное с тем, что "педагог должен давать ребенку знания о мире
будущего, о том мире, о котором ему самому почти ничего не известно". Учитель должен учить
школьников, чье мышление отличается фрагментарностью, "клиповостью", дискретностью,
Н.Е. Покровский, заведующий кафедрой социологии Высшей школы экономики, так характеризует
современное мышление школьников: «У составления мозаик есть логика, у одних она очень понятна,
у других ­ не очень. Но для мозаики в любом случае характерна быстрая смена фокусировки,
мозаичностью.
совершенно новое ощущение времени. Мир совершенно изменился, и темп жизни изменился. Он
внес совершенно другие параметры. Яркость, доступность, то, что можно схватить сразу, что не
требует больших усилий для восприятия и переработки» [4].
При этом возникает вопрос, каким образом ребенок должен приобрести необходимые для жизни в
информационном обществе знания и умения. Традиционный процесс обучения, в основе которого
лежит классно­урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации
и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения.
Благодоря распространению гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80­х годов XX века
были созданы принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления
учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний,
педагогическую практику и систему образования в целом. Внедрение информационных технологий
во все сферы жизни, появление Интернета оказало существенное влияние на процесс
интеллектуальной деятельности, познания и общения. Этот факт признается всем мировым
сообществом. По мнению психологов, применение компьютерных сетей ведет к значительным
функциональным изменениям в психической деятельности человека, затрагивающим
познавательную, коммуникативную и личностные сферы. Эти изменения связаны со следующими
особенностями:

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова


фрагментарность и раздробленность информации в глобальных информационных сетях
ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;
использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW­ серверами,
требует умения ориентироваться в сложной и зачастую запутанной системе ссылок;
интерактивная работа в Интернете требует выработки специальных алгоритмов мышления,


позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными

при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию
«информационного шума» вследствие того, что форма представления информации на большинстве
логическими цепочками;
Web­страниц такова, что полезная и бесполезная информация («шум») перемешаны.
Л.Н.Бабанин, А.Е.Войскунский, А.В.Минаков, О.К.Тихомиров и др. отмечают психологические
последствия, связанные с применением Интернета:
1.
На современном этапе Интернет становится новой психологической средой и сферой
жизнедеятельности огромного числа людей. У пользователей сетей возникает целый ряд
психологических новообразований (интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, форм
психологической и социальной активности).
Специфика взаимодействия в этой среде имеет ярко выраженные особенности:
2.
возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных странах;
невозможность использования большей части невербальных средств общения; обеднение
Существование и успешное функционирование в новой психологической среде предъявляют
эмоционального компонента общения и другие.
3.
к человеку целый ряд специфических требований, например: умение выделить и отфильтровать
информацию из большого информационного потока; способность кратко, точно и грамотно
формулировать сообщения или запросы; умение правильно распределять нагрузку и быстро
обрабатывать получаемую информацию.
4. Изучение психологических закономерностей поведения человека в нелинейной информационной
среде позволило выявить такие особенности, как: возникновение увлеченности в процессе поиска
информации ('эффект азарта'), 'дрейф' целей и смысла поиска; возникновение состояния
фрустрации не только при отсутствии информации, но и при ее большом объеме [1, 4].
Учет психологических особенностей восприятия материала и процессов мышления осуществляется
в гипертекстовых системах. Примерами гипертекстовых систем служат толковые словари и
энциклопедии, состоящие из статей (узлов), в которых содержатся ссылки (связи) на другие статьи­
узлы. Просмотр гипертекста осуществляется путем следования от узла к узлу по выбираемым
связям, которые пользователь наблюдает во время ознакомления с содержанием узла.
Одно из решений этого противоречия, уже известное в мире, заключается в переходе от обучения
знаниям к формированию умения учиться (от "teaching" к "learning"), что обусловливает задачу
учителя ­ научить школьников учиться, а ученик затем сможет самостоятельно постигать вновь
появляющиеся знания. Этот подход соответствует идеальной модели, поскольку предполагается,
что в конечном итоге ученик должен сам себя обучать. Для решения такой задачи в обучении могут
К сожалению, переход к такому обучению сильно замедляется тем, что пока не разработаны
быть использованы гипертекстовые системы.
конкретные механизмы для его осуществления в реальных условиях. Переход к процессу обучения,
построенному на самостоятельном приобретении знаний, может основываться на идее навигации
как движения в текстовом пространстве. Идея навигации в текстовом пространстве состоит в
следующем. Человеком осуществляется просмотр текстов. Элементы знания, обнаруженные в
текстах, уже вовлеченных в процесс просмотра, становятся ориентирами для поиска и вовлечения в
этот процесс новых текстов. Извлекаемый из текстов материал выстраивается в
последовательность. Каждый элемент последовательности включается в нее потому, что
предшествующее ему содержание натолкнуло человека на его поиск. Каждый элемент
последовательности связан по смыслу с предшествующим содержанием и в то же время должен
обладать по сравнению с ним существенной новизной.
В последнее время наблюдается переход от навигации в замкнутом массиве текстов к навигации в
открытом текстовом пространстве, где задача несколько видоизменяется: в условиях некоторой

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

неопределенности ставится задача выбора фрагмента текста, который удовлетворял бы условиям
Стиль изложения, иллюстрирование, отбор учебного материала, задания, вся организация
"разумной достаточности" в процессе поиска.
процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.
Работа с гипертекстом ­ это нелинейный процесс работы с текстом по многочисленным направлениям.
Нелинейные характеристики гипертекста создают новую среду для чтения и письма.
Для того чтобы читать такие документы, человек должен научиться "путешествовать", изучать
данный текст, а не просто двигаться по намеченному маршруту. Именно навыки изучения текста
дают человеку возможность быть активным потребителем информации и чувствовать себя
свободно в информационном пространстве. Таким образом, вместо традиционного подхода
"страница за страницей", "книга за книгой", пользователь строит свою собственную логическую
цепь информации. Эта технология развивает критическое мышление обучающегося и дает ему
доступ к проблеме с разных точек зрения.
Перечисленные особенности обусловливают смену традиционного линейного обучения нелинейным,
в основе которого не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы
интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов,
комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств
Принцип интерактивности раскрывает ведущее требование дидактики, которое проявляется в
предоставлении возможности обучаемым самим выстраивать свой образовательный маршрут,
реально участвовать в учении при поддерживающей роли учителя.
мультимедиа.
Принцип рефлексии требует, чтобы учебные задания, определяющие содержание и способы
деятельности обучающегося, ставили обучаемого перед необходимостью самостоятельного
завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его таким образом
активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он
Принцип нелинейности информационных структур и процессов предопределяет ведущие
действует.
нормативные требования к проектированию и реализации технологий обучения в нелинейном
обучении. При этом приоритет имеют те из них, которые оказывают непосредственное воздействие
на механизмы самоорганизации и саморегулирования систем обучения, продуцированных
данной технологией. Один из путей реализации на практике требований этого принципа связан с
нелинейным структурированием процесса обучения на основе разветвленных программ изучения
дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы,
познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому
школьнику разработать свою собственную индивидуальную программу курса, включающую в
качестве обязательного элемента внутренний модуль, а также отобранные школьниками разделы и
отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа
исчерпывает содержание одного из альтернативных вариантов данного курса).
Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает
нецелесообразным применение в системах нелинейного обучения классических форм организации
учебных занятий (традиционных уроков). Наибольшую эффективность приобретает возможность
перехода в течение занятия от одной формы обучения к другой и обратно, что для каждого
школьника определяется его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в
Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной
достижении целей занятия.
задачи, сбалансированного применения на каждом занятии словесных, наглядных и практических
методов.
Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком
подходе должны превратится в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает
детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения.
Нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые
формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное
время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

необходимые понятия. Остальные знания получает как «информационный пакет», которым он
может воспользоваться при необходимости.
Нелинейное обучение предполагает:


создание специальной информационно­ образовательной среды учреждения;
возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умений или навыков;

возможность проявления полученной информации.
Как основу реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать разработку
образовательных программ. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь
чрезвычайно важную идею о том, что стандарт может быть достигнут различными путями. Выбор
пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая
индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск
наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного
стандарта; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.
Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и
ответственный выбор требует частичного выхода за рамки традиционной классно­урочной системы,
за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Поэтому в качестве варианта
совершенствования процесса обучения могут рассматриваться:
модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование

учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения;

организация проектной деятельности школьников;


составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим
процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников;
организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения,
которая предполагает блочно­модульное построение курсов за счет рационального использования
учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения,

проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность
«погружение» в предмет);
учитывать их познавательные запросы;
создание виртуально­распределенных школ.

Перечисленные возможности совершенствования процесса обучения уже нашли свое отражение в
проведенных исследованиях и в практике отдельных образовательных учреждений [2, 3].
Сравнение компонентов традиционного линейного и нелинейного процессов обучения
представлено в таблице.
Таблица.
Сравнение компонентов линейного и нелинейного процессов обучения
Традиционное образование и обучение
Обучение и образование в будущем
Знания статичны, ограниченны, линейны и не
Знания динамичны, многомерны, подвержены
доступны для всех
изменениям и общедоступны
Знания
Обучение
Инструктивная модель (учитель передает «факты»
обучаемым)
Преподаватель
«Мудрец на сцене»
Конструктивная модель (понятия собираются,
строятся и изменяются посредством беседы,
встроенной в планы обучения и апробированной на
«Направление со стороны»
Состав
обучаемых
Аттестация
Расписание
курса
Использование
времени и
пространства
Оценка
процесса
обучения
Однородный
Неоднородный и меняющийся (широкий спектр
возрастов, различные возможности, цели и
ожидания)
На основе воспроизведения фактов
На основе анализа, синтеза и решения проблем
Ориентированная на учителя модель с отсутствием
выбора и с невозможностью изменений
Одновременное, массовое обучение в одном
помещении
Ориентированная на обучаемого модель, в рамках
которой обучаемые сочетают и подбирают
альтернативные варианты из различных курсов
Не совпадающее по времени,
индивидуализированное обучение с общей
системной поддержкой
Ориентация на преподавателя («какие материалы
предлагаются обучаемым?»)
Ориентация на обучаемого («каковы потребности
обучаемого и удовлетворяются ли они?»)

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

Таким образом, нелинейный процесс обучения — это процесс, в котором обучающийся имеет
возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при
поддержке учителя; содержание и способы деятельности обучающегося ставят его в позицию,
побуждающую действовать активно и самостоятельно; каждый имеет возможность разработать
свою собственную программу изучения того или иного курса, включающего обязательный
внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку); у каждого обучающегося
имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно;
имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа.
Такое обучение можно определить, как самостоятельное «путешествие» в информационном
В качестве элементов нелинейного процесса обучения могут рассматриваться такая организация
пространстве, в котором маршрут прокладывает сам обучаемый.
процесса обучения, которая включает в себя как содержательные, так и временные модули;
подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к
распределению временной учебной нагрузки; организация деятельности школьников, дающая
возможность интеграции учебной и внеучебной деятельности и сочетания специальных
подпространств школы; осуществление бесклассного обучения, создающего условия для активного
и сознательного выбора индивидуального образовательного маршрута; проектирование
индивидуальных учебных планов, позволяющих проводить занятия в «виртуальных» группах;
создание виртуально­распределенных школ, позволяющих сочетать традиционное и дистанционное
обучение.
Литература

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //Пси­
хологический журнал. Т. 19. ­ 1998. ­ №1. ­ С. 89­100.

Вишня А.Д. Организационно­управлен­ ческие условия построения валеологически це­
лесообразного образовательного процесса в современной школе. Автореф. дис канд. пед.
Выбор в современной школе /Под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: ТОО «Водолей», 2002. ­ 343
наук. ­ СПб., 2002.
Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. — М.: «Мо­ жайск­
с.


Терра», 2000. — 432 с.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл