«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».
Оценка 4.6

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
физика
11 кл
05.05.2017
«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».
МО проблема.docx
Методический доклад на заседание методической секции  естественнонаучных дисциплин «Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».  «Жить – значит иметь проблемы, а решать их  ­ значит расти интеллектуально» Джой Пол Г лфорд — американский психолог, профессор многих американских университетов. Широко известен как создатель модели структуры интеллекта ии В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса обучающихся к предметам естественного цикла. Такой школьный предмет, как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. 60,2% опрошенных ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. 34,5% жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. Но именно физика в силу развития истории человечества и отражения ее достижений   сейчас   наиболее   готова   дать   человеку   интеллектуальные инструменты,   помогающие   уму   ориентироваться   в   огромном   потоке противоречивой   информации.   Сегодня   преподаватель   физики   вынужден бороться   за   «место   под   солнцем»,   доказывать,   что   если   обучающийся научился говорить на нескольких языках или прослушал курс о перипетиях макроэкономики,   то   это   еще   не   что   он   может   выделить   главное   в многогранном процессе, отличить  причину  и следствия  явления,  уверен  в том, что мир познаваем и в какой­то степени управляем, что умеет отличать доказанное   от   навязанного   многократным   повторением.   Важно   идейно­ философское   изменение   в   целях   стандарта:   от   «человека   послушного»   к «человеку   думающему».   Новый   стандарт   выносит   умение   выдвигать гипотезы,   описывать   границы   применимости   моделей   в  цели   образования. Развитие   этого   умения   на   предметном   содержании   физики   –   это   шаг   к воспитанию   свободного   человека.   Настоящее   время   характеризуется   не только   пониманием   полезности   мирного   существования   с   церковью,   но   и расцветом   лженаучных   представлений   в   обществе.   Поэтому   освоение методов установления научной истины в естественных науках, и в физике в частности, дает молодому человеку инструмент фильтрования лженаучной информации. Главные задачи современной образовательной организации  – это раскрытие   способностей   каждого   обучающегося,   воспитание   личности, готовой   к   жизни   в   высокотехнологичном,   конкурентном   (Национальной образовательная инициатива «Наша новая школа»   мире». Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи (американский философ и педагог­ прагматик) Наиболее   распространенным   на   сегодняшний   день   является   традиционное обучение,   несмотря   на   богатое   множество   и   разнообразие   других   типов   это― обучения.  Традиционное   обучение   обладает   важным   достоинством   возможность   за   короткое   время   передать   большой   объем   информации. Главным   недостатком   является   ориентированность   в   большей   степени   на память, а не на мышление. Так же традиционное обучение практически не способствует   развитию   творческих   способностей,   активности, самостоятельности.   Учебно­познавательный   процесс   в   большей   степени носит   репродуктивный   характер,   именно   поэтому   у   обучающихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому,   бесчисленные   противники,   считают   что,   традиционное   обучение вынуждает ребенка «мыслить чужим умом». Как сделать обучение гарантирующим результат? В законе «Об образовании» говориться о том, что «Содержание образования является   одним   из   факторов   экономического   и   социального   прогресса общества.   Обучающиеся   должны   стать   не   только   объектом   обучения, пассивно   воспринимающими   учебную   информацию,   но   и   быть   активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями, повышать ЗУНы, то есть повышать компетентность. В   связи   с   переходом   на   новые   ФГОС   внимание   преподавателей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии,   которые   помогут   обеспечить   развитие   обучающихся.   Не случайно,   именно   использование   передовых   технологий   становится важнейшим критерием успешности преподавателя. Проблемное   обучение   выступает   как   одна   из   важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента   учебно­познавательной   компетенции   обучающихся   на   уроках физики. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного   взаимодействия   субъекта   с   проблемно­представленным содержанием   обучения,   в   ходе   которого   он   приобщается   к   объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Что нужно преподавателю для освоения технологии? 1. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступе ни и поэтому объективно необходима каждому преподавателю. 2.   Для   осознанного   освоения   технологии   проблемного   обучения преподавателю нужны две вещи: знания и желание их применять Проблемное   обучение   ­   замкнутый   двусторонний  представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно­проблемной   задачи,   создание   для   обучающихся   проблемной ситуации;   осознание,   принятие   и   разрешение   возникшей   проблемы,   в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых   знаний;   применением   данных   способов   для   решения   конкретных систем задач. Сегодня, обучающийся должен самостоятельно добиваться результатов посредством   аккумуляции   и   управления   приобретенными   знаниями   в дальнейшем. В технологии проблемного обучения, чтобы обучение было эффективно оно должно носить в целом проблемный характер. Луи де Бройль в своё время сказал: «Знания ­ это удивления и любопытство!» Тогда, проблема ­ это сфинкс: если ты её родил благодаря своему любопытству, она не оставит тебя в покое, возникая перед тобой вновь и вновь, требуя решения. «Реши меня, или я тебя съем!» ­ как бы говорит эта проблема. Преподаватель   становится   наблюдателем,   старшим   помощником, способным в нужный момент поддержать, направить, подсказать. Основная деятельность преподавателя не на уроке, а в процессе подготовки к нему,  в  подборе   материала   и   сценировании   урока.  Преподаватель   не   актёр,   а режиссёр! Сформировать   глубокие   познавательные   интересы   к   физике   у   всех обучающихся   невозможно   и,   наверное,   не   нужно.   Важно,   чтобы   всем обучающимся на каждом уроке физики было интересно (это главная задача!). Тогда   у   многих   из   них   первоначальная   заинтересованность   предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В   этом   плане   особое   место   принадлежит   такому   эффективному педагогическому   средству,   как   занимательность.   Занимательный   материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать учебную мотивацию, познавательную активность обучающихся, помогать им выяснять причинно­следственные   связи   между   явлениями.   В   противном   случае занимательность   не   приведет   к   развитию   устойчивых   познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, стараюсь ставить перед обучающимися вопросы: «Как?», « Почему?», « Отчего?», «Для чего? Важно не только то, что я говорю, но и как меня понимают. В течение урока я стараюсь создать заинтересованность в изучаемом явлении,   в   наблюдении   опытов,   их   анализе;   вместе   с   обучающимися удивляюсь полученному несоответствию, показываю свою “озадаченность”, побуждаю   их   раскрытию   “тайны”   природы.   Без   такого   эмоционального отношения к изучаемому вопросу проблемное обучение может не состояться. Тема: «Сила трения», начинаю с повествования: «Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам  удержаться   от   падения,   сколько   смешных   движений   приходилось   нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль у нас должна возникать, когда мы едем на автомобиле». О каком драгоценном свойстве земли идет речь?  Сила трения. От чего она  зависит? Проблемное   обучение   должно   начинаться   с   организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. 1.Для   создания   проблемной   ситуации   использую   рассказы   о действительно имевших место затруднениях в ходе научного познания мира.  Тема урока: «Свободное падение тел» (9,10класс)  Цели  организовать   мотивацию   обучающихся   к   изучению   темы   под средством проблемной ситуации и экспериментальных задач, создать условия для самоконтроля и самооценивания. Проблемная   ситуация   создана:   суворовцы   лоб   в   лоб   столкнулись   с противоречием и испытывают  острое чувство удивления или затруднения. Хорошо, но мало. Из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. И не куда­нибудь погулять, а к учебной проблеме! А для этого стоит проделать с ними определенную мыслительную работу, которая  заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. Здесь возможны варианты: надо провести диалог, побуждающий их к осознанию противоречия Существует несколько способов выдвижения проблем 1.   Выдвижение   проблемы   в   связи   с   изучением   новых   явлений, установлением   новых   экспериментальных   фактов,   не   укладывающихся   в рамки прежних представлений (или теорий). 2. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления,   которое   может   быть   объяснено   обучающимися   на   основе   ранее полученных знаний 3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины. 4.   Постановка   вопроса,   требующего   установления   связи   между явлениями или величинами, характеризующими явление.  5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у обучающихся знаний к решению задач практического характера.  Примеры   возможности   повышения   компетентности   с   помощью проблемного подхода Создание проблемной ситуации Привожу один из таких рассказов. Из жизни вы знаете, что чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает на землю. Аристотель считал, что во сколько раз масса тела больше, во столько раз оно быстрее падает. Значит, тела равной массы должны падать на землю одновременно? Проверим – возьмём два одинаковых тетрадных листка. Один из них скомкаем.   Изменилась   ли   при   этом   его   масса?   Отпустим   оба   листка одновременно с одинаковой высоты – скомканный листок падает быстрее! Теперь возьмём учебник и тот же тетрадный листок и отпустим их с одной высоты – учебник падает быстрее, как и должно быть по Аристотелю. Положим тетрадный листок на учебник и повторим опыт. Что упадёт быстрее? Учебник и листок падают одновременно, не смотря на то, что у них разная масса! Почему? В наши рассуждения вкралось противоречие. Объявление темы и обсуждение в группах Прийти к гипотезе: если тела испытывают одинаковое сопротивление или не испытывают его вообще, они должны падать одновременно.  Видеоролики: Опыты Галилея: падение шаров разной массы с Пизанской башни   Свободное падение тел в трубке Ньютона  Обучающиеся   при   этом:   самостоятельно   добывают   новые   знания: находят   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке; приходят   к   выводу,   что   при   свободном   падении   все   тела   падают одновременно, независимо от массы; ускорение свободного падения ВСЕГДА направлено вниз и зависит от высоты над землёй и широты места;  Применение найденного способа действия «Измерение скорости своей реакции» Дать определение скорости реакции человека. Вопрос: Как   измерить   скорость   реакции   человека   с   помощью   обыкновенной линейки?  Задание: Найдите скорость своей реакции и сравните её со средним временем реакции человека (0,15­0,4 с) 1. Проблемная   ситуация,   связанная   с   невозможностью выполнить задание (Обучающиеся пытаются выполнить задание, у них не   получается,   возникает   вопрос:   почему   не   получается,   т.е. формулировка проблемы). Например, перед уроком «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение» обучающиеся получают вопрос: Можно ли с места разогнаться до большой скорости? Какой вопрос у вас в связи с этим возникает? «Почему не получается   сразу   набрать   скорость?   Что   же   всем   помешало?   Ответ   (тело мешает мне разогнаться и ещё необходимо время для изменения скорости тела на данную величину). Вводится понятие ускорения.  Вопрос: является ли это свойством только живых тел?»  (Нет). Какое свойство тел оно характеризует? (Инертность) 3.Проблемная   ситуация   связанная   с   процессом   познания,   т.   е.   с противоречием между ранее полученными знаниями и новыми  Примеры: излучение   электромагнитных   волн   (противоречия   теории   Дж. Максвелла   и   излучением   световых   волн:   если   электрон   при   движении   по орбите   излучает   непрерывно,   то   он   теряет   энергию   и   должен   прекратить существование, но атом вечен; по Планку излучение порциями и согласно постулатам   Бора     ­   при   переходе   из   одного   стационарного   состояния   в другое). 4.   связанная   с   предъявленными   Проблемная   ситуация, противоречивыми фактами. 5.   Проблемная   ситуация,   связанная   с   противоречием   самой объективной   реальности:  самый   известный   вид   противоречия   являются квантовые и волновые свойства фотонов и других элементарных частиц. 6.   Выдвижение   проблемы   в   связи   с   поисками   нового   метода измерения физической величин  Вопрос: как определить влажность воздуха, от чего она зависит 7.   Постановка   проблемного   вопроса   с   целью   привлечения имеющихся   у   обучающихся   знаний   к   решению   задач   практического характера  При выполнении лабораторных работ Проблемы:   силы   поверхностного   натяжения   сокращают   свободную поверхность жидкости Знаем Мыльный пузырь Поверхностное натяжение Хотим узнать Почему   мыльный   пузырь имеет форму шара? Узнали   зависит От поверхностное натяжение? чего   «Что больше: поверхностное натяжение чистой воды или поверхностное натяжение мыльного раствора? Сахара?» Вопрос ­ проблема: В   земных   условиях   форма   крупных   капель   заметно   отличается   от сферической.   Почему?   (Предполагаемый   ответ:   потому,   что   они сплющиваются   под   действием   силы   тяжести.   Действием   сил   тяжести объясняется и то, что в земных условиях жидкости принимают форму сосуда, в который они налиты, т.е. жидкости стремятся принять такую форму, при которой их центр масс будет иметь наинизшее положение.) Задание: 1. У вас на столе стаканчики с водой, пипетка, 10­ти рублевая монета. Аккуратно подложив под монету салфетку, как можно больше капель воды уместите на монете. Начинается соревнование. Кто побьет рекорд? Что при этом вы наблюдаете? (Ответ: капля как живая, она колеблется, но не разливается. Она как­ будто обтянута пленкой). 8.Частично­поисковые   задания  как   дополнительные   сообщения включаю в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.  Фронтальный эксперимент: перед изучением явления электромагнитной индукции   обучающимся   напоминаю   условия   существования   тока   в   цепи  – наличие   источника!   Каждый   проводит   опыт   –   движение   магнита относительно   катушки,  замкнутой   на   гальванометр.  Создается   проблемная ситуация:   ток   возникает   в   катушке   без   источника!   (Сообщаю,   что   они провели опыт Фарадея. Эврика!) Применение ЭМИ: зарядное устройство (трансформация, выпрямление тока), микрофон, металлоискатель.  Информация,   полученная   обучающимися   самостоятельно   лучше усваивается, поскольку становиться достоянием обучающегося.  Экспериментальные   задачи,   сформулированные   в 9. занимательной форме «Почемучка» 1.Если   предмет   поместить   между   двумя   плоскими   зеркалами, расположенными   под   прямым   углом,   то   можно   увидеть   три   изображения предмета.   Как   они   образуются?   ответ.   (Третье   изображение   создается лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал) 2.Почему   летом   в   средней   полосе   России   ночи   более   темные,   чем зимой?   ответ.   (Летом   нет   отражения   лунного   света   от   белого   снежного покрова Земли) 3.Почему   в   свете   фар   автомобиля   лужа   на   асфальте   ночью   кажется водителю   темным   пятном?   ответ.   (Потому   что   свет   автомобильных   фар, отражаясь   от   гладкой   поверхности   лужи,   не   попадает   в   глаза   водителя, диффузное отражение) 4.Почему, сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися? ответ. (Теплый воздух, находящийся вблизи костра, по   оптическим   свойствам   отличается   от   более   холодного.   Из­за   этого   на границе их раздела происходит преломление света. Эта граница постоянно меняется, поэтому изображения предметов колеблются). 10. Поистине неограниченные открываются перед преподавателем возможности при обучении решению физических задач. Обучение   мною  обучающихся  решению   задач  служит  не  только  и не столько усвоению и запоминанию формул законов, а направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учит поиску   решения   задачи,   акцентирует   внимание   обучающихся   на   сущности полученного ответа и приема его анализа («с задачей нужно разговаривать, не поговоришь – не покоришь»). Приступая к решению задачи, обучающийся, прежде   всего,   должен   представлять   себе   явление,   описанное   в   условии задачи.  Далее   надо   более   внимательно   вчитываться   в   условие   задачи   и попытаться   понять,   какие   объекты   описаны   в   условии   задачи,   что   о   них известно и не содержит ли условие “скрытые” данные.  Желательно сделать чертеж к задаче. Только после этого следует приступать к поиску принципов решения задачи. Получением ответа не заканчивается решение задачи, ответ нужно проанализировать.  Выявить, правдоподобен ли полученный ответ (например: при нахождении массы молекулы обучающиеся получают ответ 1023 кг. Обращаю внимание обучающихся, на результат и на вопрос задачи. Обучающиеся догадываются, что молекула такую массу не может иметь, и тут же находят ошибку в вычислениях). Проблема: зачем изучать? Для ответа на данный вопрос использую: Опережающие задания.  1. Своеобразное     проявление   закона   Бойля   –   Мариотта   —   это   наше Применение физических явлений, законов дыхание.  Благодаря   терморегуляции   и   проявлению   газовых   законов, осуществляется обмен газов в легких. Как это происходит? Когда мускулы, сокращаясь, тянут диафрагму вниз, объем   пространства, где помещаются легкие, объем увеличивается, от чего давление,   внутри становится меньше наружного.   В   результате   воздух   из   пространства   с   большим   давлением поступает   в  легкие,   где   давление   меньше.  Обратное   движение   диафрагмы уменьшаетобъем   легочного   пространства   и   увеличивает   давление   внутри наружного. Поэтому и ненужные газы выходят из легких. Физика вокруг нас Исследовательская деятельность 2. 3. Таким  образом,  из  приведённых  примеров   видно,  что   технология проблемного   обучения   требует   от   преподавателя   такого   конструирования дидактического   содержания   материала,   при   котором   этот   материал предстаёт как цепь проблемных ситуаций. И, конечно, преподаватель никогда не сообщает тему урока: её формулируют сами обучающиеся после того, как пройдут   все   этапы   творческого   познавательного   процесса,   каковым   и является урок, организованный по технологии проблемного обучения.  Заключение: Применение   проблемного обучения на уроках физики у обучающихся формирует умение применять знания в неизвестных, новых и нестандартных ситуациях,   обучающиеся   видят,   формулируют   и   решают   проблему, возникшую   при   выполнении   заданий,   адекватно   оценивают   свои   действия. Проблемное   обучение   формирует   гармонически   развитую   творческую личность,   способную   логически   мыслить,   находить   решения   в   различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. А эти умения в целом, формируют и повышают компетентность обучающихся. Для того чтобы научить их мыслить самостоятельно на уроках, чтобы привить ему твердую привычку надеяться на собственные силы и возбудить уверенность в их   неограниченных   возможностях,   необходимо   привести   его   через преодоление определенных трудностей, а не подавать все в готовом виде. Именно   повышение   компетентности   при   помощи   проблемного   обучения поможет сформировать человека готового к принятию правильных решений, решению   возникших   проблем,   как   в   личностной   сфере   так   и   в профессиональной. Таким образом: постоянно перед преподавателями стоит вопрос: как сделать   больше   и   лучше.   Демократизация   педагогики   предоставляет преподавателю все больше возможностей для творчества. Преподаватель, к сожалению,   не   всесилен.   Но   высочайшая   степень   самоотдачи,   которая присуща людям нашей профессии сможет воспитать в суворовцах интерес к учебе и к образованию в целом.  Преподаватель  цикла гуманитарных  и математических дисциплин                                           Л.А. Севостьянова Источники информации Материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru Проблемное обучение на уроках физики festival.1september.ru›articles/584779/ metod­kopilka.ru›problemnoe_obuchenie_na_urokah… Применение технологии проблемного обучения... infourok.ru›primenenie­tehnologii­problemnogo obuchenie na urokah 1.   Мельникова   Е.Л.   Проблемный   урок,   или   Как   открывать   знания   с учениками: пособие для преподавателя.­ М., Изд. АПК и ПРО, 2002.­ 168 с. 2. Аганов А.В., Сафиуллин Р К., Скворцов А. И., Таюрский Д. А. Физика вокруг   нас:   Качественные   задачи   по   физике.   Изд.   3­е,   испр.­   М.;   Дом педагогики, 1998. 336 с.  3.Махмутов   М.   И.  Организация   проблемного   обучения   в   школе.   —   М.   : Просвещение, 1993. 4.Журнал «Всё для учителя. Физика» Пилотный выпуск, 2010 5 5. В.В. Гузеев, Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 год, 97 стр. 6.   Л.М.Фридман,   Психопедагогика   общего   образования,   Москва,   институт практической психологии, 1997 год, 287 стр Зуев П. В. Повышение уровня физического   образования   в   процессе   обучения   школьников   УрГПУ Екатеринбург, 2000 7.   Ланина   И.   Я.   Не   уроком   единым.   Развитие   интереса   к   физике   М. Просвещение, 1991 8.   Махмутов   М.   И.   Организация   проблемного   обучения   в   школе   М. Просвещение, 1977 9.   Нормативно­правовые   и   концептуальные   документы   о   развитии образования. Проект решения Методического совета от 29.03.2017 по итогам рассмотрения методического доклада: «Проблемно   –   поисковая   деятельность   на   уроках   по   учебному предмету   «Физика»   средствами   методологических   и   прикладных   знаний   – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся». Заслушав выступление докладчика по теме: ««Проблемно – поисковая деятельность   на   уроках   по   учебному   предмету   «Физика»   средствами методологических   и   прикладных   знаний   –   одно   из   условий   развития интеллектуальных  способностей обучающихся», методический совет решил: 1.   Оформить   и   разместить   в   методическом   кабинете   материалы методического доклада на тему: ««Проблемно – поисковая деятельность на уроках   по   учебному   предмету   «Физика»   средствами   методологических   и прикладных   знаний   –   одно   из   условий   развития   интеллектуальных способностей обучающихся».  Ответственный: Г.А. Соловьева. Срок исполнения: до 01.04.2017. 2.   В   целях   развития   интеллектуальных   способностей   обучающихся, продолжить   использование   технологии   проблемного   обучения   во   время учебных занятий. Ответственные:     педагогические   работники   циклов.   (Ульянова   Т.Б., Перов А.Н.) Срок:   постоянно.   О   проведенной   работе   доложить   рапортом   до 01.06.2017 г. Преподаватель  цикла гуманитарных  и математических дисциплин                                           Л.А. Севостьянова

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных способностей обучающихся».

«Проблемно – поисковая деятельность на уроках по учебному предмету «Физика» средствами методологических и прикладных знаний – одно из условий развития интеллектуальных  способностей обучающихся».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017