Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Оценка 4.6

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
физическая культура +1
Взрослым
15.01.2017
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе. 2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в сельской школе. 3.Провести анализ состояния материально-технической базы сельской школыЦелью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района.
Торопова О.А..docx
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе. Торопова Ольга  Анатольевна, учитель  физической культуры высшей категории МКОУ Заречной СОШ, руководитель РМО учителей физической культуры Заволжского муниципального района, E­ mail:[email protected] Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в  Российской Федерации на 2006–2015 годы» так определяет роль спорта в  современном обществе: «…Роль спорта становится не только все более  заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире.  Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой,  состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях  являются бесспорным оказательством жизнеспособности и духовной силы  любой нации, а также ее военной и политической  мощи. Однако в последнее  десятилетие из­за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны  государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был уте­рян».  Одним из основных программных мероприятий, связанных с развитием  массового спорта является развитие физической культуры и спорта в  образовательных учреждениях [2]. Из  основных  направлений  модернизации   системы  физического  воспитания, определенных в Стратегии развития  физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020  года, являются [3]:  •   модернизация физического воспитания и развитие спорта в  образовательных учреждениях;  •   совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий  для всех категорий обучающихся.  Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в  сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального  района.  В исследовании были поставлены следующие задачи:  1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе. 2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в  сельской школе.  3.Провести анализ состояния материально­технической базы сельской школы В последние годы в Заволжском муниципальном районе сформирована  система спортивных мероприятий  для  обучающихся  общеобразовательных   организаций,  основу  которой  составляют мероприятия,   проводимые   Департаментом спорта и туризма Ивановской области, Департаментом  образования Ивановской области, отделом образования Заволжского  муниципального района, отделом по вопросам культуры и спорта  Заволжского муниципального района, МАУ ДЮСШ города Заволжска (см.  табл.).   Школьный  уровень Муниципальны й уровень Региональный уровень ноябрь Гимнастика Олимпиада  Период  учебног о года сентябр ь Раздел  программы  по  физической культуре Легкая  атлетика октябрь Спортивные игры декабрь Баскетбол Лыжная  подготовка январь  волейбо л февраль Лыжная  подготовка, волейбол Волейбол,  баскетбол Волейбол,  март апрель кросс, прием  нормативов  ВФСК ГТО, пробег Проект  «Мини­ футбол в  школу» по ФК, прием  нормативов  ВФСК ГТО Проект  «КЭС­ баскет» Лыжные  гонки Волейбол кросс, легкая  атлетика,  прием  нормативов  ВФСК ГТО Проект «Мини­ футбол в  школу» Олимпиада по  ФК, прием  нормативов  ВФСК ГТО Проект «КЭС­ баскет» легкая атлетика Проект «Мини­ футбол в школу» Настольный  теннис Проект «Мини­ футбол в школу» Проект «КЭС­ баскет» Проект «КЭС­ баскет» Волейбол,  лыжные гонки Лыжные гонки Баскетбол  Баскетбол Волейбол Легкоатлетич Легкоатлетичес Легкоатлетическо май баскетбол,  прием  нормативов  ВФСК ГТО Легкая  атлетика ,  русская  лапта еское  многоборье,  президентски е состязания Фестиваль   ВФСК ГТО,  лапта кое  многоборье,  президентские  состязания Фестиваль   ВФСК ГТО,  эстафета е многоборье,  президентские  состязания Фестиваль  ВФСК  ГТО Все перечисленные спортивные мероприятия позволяют участвовать в них  командам как городских,  так и сельских школ, а в отдельных спортивных  мероприятиях (эстафетные пробеги, «Шиповка юных», «Президентские  состязания», «Президентские спортивные игры») сельские школьные команды выступают в отдельной группе, что существенно повышает возможности  сельских команд успешно выступить и повысить мотивацию у школьников к  участию в данных соревнованиях [1].  Еще одним позитивным моментом сформированной системы  соревновательной деятельности  является  возможность сочетания ее  с   учебной  и  внеучебной  работой  по физическому воспитанию, проводимой в  общеобразовательной школе [4]. То есть возможность планирования  школьных соревнований по окончании соответствующего раздела программы  по физическому воспитанию с дальнейшим участием школьных команд в  районных и областных соревнованиях (см. табл.).  Параллельно  с  проведением  спортивных  соревнований  в  районе  активно   развивается творческое направление в спорте. Так, на сегодня стали  популярными всероссийские конкурсы, проведение  которых  начинается  со   школьного  и  муниципального  этапов  и  дает  возможность  привлечь к спорту учащихся с невысокими спортивными достижениями:  •  Всероссийская  акция «Спорт – альтернатива  пагубным  привычкам»  •  Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение,  развивающее физическую культуру и спорт, • Фестивали ВФСК ГТО Для анализа состояния спортивной деятельности в сельских школах мною  было проведено исследование в 2015–2016 учебном году в Заволжском  муниципальном районе. На 1 сентября 2015 года в нашем районе насчитывалось 6 сельских общеобразовательных школ с общим количеством  более 350  учащихся. Показателями оценки состояния спортивной работы в сельской школе стали:  1. Количество школьных соревнований и число участников в них.  2. Количество спортивных секций и занимающихся в них.  3. Число соревнований районного уровня и участников в них.  4. Участие школьных команд в областных соревнованиях.  5. Уровень мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.  По первому показателю можно отметить, что количество школьных  соревнований в сельских школах Заволжского района  достаточно велико (1–3 соревнования в четверть). В течение учебного года соревнования проводятся  для всех возрастных групп учащихся по3­5  видам спорта с охватом до 50– 60% учащихся школы.  Количество спортивных секций также достаточно для сельских школ и  составляет 3–5 секций по наиболее популярным видам спорта, которые  традиционны для сельской местности (баскетбол, легкая атлетика, волейбол и др.), с охватом 20–50% учащихся школы. По третьему показателю можно  отметить, что состояние удовлетворительное. Проводится значительное  количество соревнований для сельских школьников – 7–8 в год. Участвуют в  них от 10 до 35% учащихся школ. Существуют и проблемы:  •  в соревнованиях для сельских школьников предполагается участие в  основном только учащихся старших классов;  •   нет четкого календаря  соревнований  на  учебный  год;  •  организация соревнований оставляет желать лучшего (низкое качество  судейства, отсутствие торжественности, отчетности и др.);  •  соревнования всегда проводятся в районном центре, и учащихся некоторых  школ не могут добраться к месту соревнований ввиду отсутствия транспорта,  а также понятия командирования команд (все расходы за счет детей).  Четвертый показатель – участие в областных соревнованиях также  немаловажен с точки зрения мотивации к занятиям спорта и показателя развития спорта в школе, но доступ к таким соревнованиям  имеют   преимущественно  городские  школы, т.е. система  отбора  учащихся   сельских школ просто отсутствует.  Пятый  показатель – мотивация  к  занятиям  физкультурой  и  спортом   показывает,  что большинство (75–90%) учащихся  имеет желание  заниматься спортом. И  основным  мотивом здесь являются:  •  В младших классах – желание участвовать в соревнованиях и побеждать.  •  В  средних  классах – желание  участвовать  в  соревнованиях,  как   школьных,  так  и  за сборную школы, а также быть физически развитым, сдать нормативы ВФСК ГТО  •  В старших классах – желание укрепить здоровье, быть физически развитым  и быть лидером в классе, школе, сдать нормативы ВФСК ГТО  Наблюдается четкая тенденция к снижению мотивации к систематическим  занятиям физической культурой и спортом к старшим классам (с 95% в  младших до 58% в старших).  Опрос учителей физкультуры, анализ  нормативно­правовой документации показали, что развитие спорта в  современной школе должно иметь системный характер и предполагать не  только развитие спортивной базы школы и увеличение количества школьных  секций, создание  условий  для  реализации  спортивных  возможностей  для   детей  различного  возрастных групп по отдельным видам спорта. Примером  тому могут служить общероссийские проекты «Мини­футбол в школу»,  «Школьная баскетбольная лига “КЭС­баскет”», создающие условия и  возможности участия для команд, в том числе и сельских образовательных  учреждений. Необходимо в дальнейшем развивать такие проекты и по другим  видам спорта.   Следует учитывать также возможность финансирования спортивных команд  для участия в  соревнованиях  районного  и  областного  уровня,  необходимо  отдельно  развивать  систему  соревнований  для  сельских  школьников, так  как они не всегда могут конкурировать с городскими школьниками и у них  нет возможности реализации своих спортивных достижений на более высоком  уровне.   Таким образом,  состояние развития спорта в современной сельской школе  можно назвать удовлетворительным. Учащиеся городских школ имеют лучшие условия в сравнении с сельскими школьниками для реализации своих  спортивных возможностей.  Уровень мотивации учащихся сельских школ к занятиям спортом достаточно  высокий, но имеет стойкую тенденцию к снижению от младших к старшим  классам.  Литература 1. Оринчук А.Н. Проблемы и перспективы развития спорта в современной сельской школе // Сборник материалов международной научно-практ. конф. «Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте». Череповец: Череповецкий государственный университет, 2012. С. 154–155. 2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (текст). 3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (текст). 4. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в об- щеобразовательном учреждении: методическое пособие. Н.Новгород: НИРО. 2010. 311 с.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.

Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017