Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Колокольчик»
города Шумерля Чувашской Республики
Проект
Разработала: Афанасьева Елена Афанасьевна
Г.Шумерля
Введение.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель-играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Дети средней группы детского сада показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 4-5 лет.
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Анализ внешней среды.
Положительные факторы внешней среды. |
Отрицательные факторы внешней среды |
1.Работы психологов и педагогов по данной теме: · К.Д.Ушинского; · А.С Макаренко; · Н.К. Крупской; · Е.И.Тихеевой и др.;
2.Разработана система М. Монтессори и ф. Фребеля;
3.Закон РФ « Об образовании»;
4. В Национальной доктрине образования в РФ сформулированы основные цели и задачи образования: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей…»;
5. Огромный выбор игр в магазинах. |
1.Высокий процент заболеваемости, что снижает желание детей играть;
2. В наше время из-за погони за карьерой, родители мало времени уделяют детям;
3. Родители не осознают, что игра вовсе не пустое занятие, она является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности;
4. Скудное наличие дидактических игр в домашних условиях;
5. Увлечение компьютерными играми и телевизором уменьшает желание детей играть в настольно-печатные игры. |
Анализ внутренней среды.
Положительные факторы внутренней среды |
Отрицательные факторы внутренней среды |
1.Педагоги ДОУ используют в работе с детьми различные дидактические игры;
2. Во всех группах ДОУ имеются игровые зоны, оснащенные игрушками и игровыми материалами;
3.В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно педагогической и психологической литературы по игровой деятельности. |
1.Недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы;
2.Нежелание родителей изготавливать и приобретать дидактические игры;
3.Недостаточное развитие коммуникативных умений;
4.Отсутствие системы применения дидактических игр в процессе обучения. |
Классификация мышления.
Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция-это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.
Мыслительные операции - компонент мышления |
|
Анализ
|
Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки. |
Синтез
|
Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое. |
Сравнение
|
Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам. |
Абстрагирование
|
Способность отвлечься от несущественных признаков предметов. |
Обобщение
|
Выделение существенных признаков в предметах и явлениях и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов. |
Классификация
|
Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. |
Сериация |
Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака. |
Для определения уровня развития операций мышления я использовала «Экспресс-диагностику в детском саду» под редакцией Н.Н.Павловой и Л.Г. Руденко.
Диагностическое исследование процессов мышления детей показало недостаточный уровень его развития. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является дидактическая игра:
1. Сочетает игровую и образовательные задачи
2. Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту
3. Дидактическая игра интересна детям, т.к. ведущая деятельность- игровая.
Проблема:недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы: классификации, анализа, синтеза, абстрагирования, способности к аналогии, системности мышления.
Цель: развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить роли дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Выявить отношение детей к дидактическим играм.
3. Создавать условия для следующей стадии развития мышления.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Объект исследования:влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления
Участники проекта:
· Воспитатель;
· Дети средней группы;
· Родители
По срокам реализации: долгосрочный
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
Мероприятия |
Обоснование мероприятий |
1. Подбор и изучение литературы по теме проекта
|
1. Накопление опыта по данной теме
|
2. Создание творческой группы
|
2. Объединение творчески заинтересованных педагогов и родителей
|
3. Создание каталога игр 4. Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности |
3,4. Обеспечение работы с детьми |
Основной этап.
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней группы, педагогами.
Работа с детьми.
Социально-личностное развитие |
|||
Ребенок и окружающий мир |
|||
Социализация |
Безопасность |
||
1. Д\и « Найди ошибку» 2. Д\и « Кто больше вспомнит» 3. Во саду ли, в огороде» 4. Д\и « Чудесный мешочек» 5. Д\и « Узнай и назови» 6. Д\и « Четвертый лишний» 7. Д\и « Игра в слова» 8. Д\и « Воздух, земля, вода» 9.Д\и « Кому что нужно» 10. Д\и « Узнай, чей лист» 11. Д\и « Две корзины» 12. Д\и « Кто что любит» 13. Д\и « Где я живу» 14. Д\и « Когда это бывает» 15. Д\и «Да или нет» 16. Д\и « Что было до…» 17. Д\и «Что сначала, что потом» 18. Пазлы « Посуда», « Мебель» |
1. Д\и «Где что можно делать» 2. Д\и « Путешествие» 3. Д\и «Кто больше вспомнит» 4.Д\и « Будь внимательным» 5.Д\и «Транспорт» 6.Д\и «Угадай, на чем повезешь» 7.Д\и «Правильно-неправильно» 8. Д\и «Пешеходы и транспорт» 9.Д\и «Знай и выполняй правила движения» 10. Д\и «Дорожные знаки» 11. Д\и « Правила поведения» 12. Д\и «Собери светофор» 13. Д\и «Говорящие дорожные знаки» 14. Д\и «Добрые слова» 15.Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями» |
||
Познавательно-речевое развитие |
|||
ФЭМП |
Развитие речи
|
Художественная литература |
|
. Д/и « Сложи узор» 2. Д/и « Чем похожи, чем отличаются?» 3. Д/и « Спортсмены строятся» 4. Д/и « Какая фигура следующая?» 5. Д/и « Сравни» 6. Д/и « Найди ошибку?» 7. Д/и «Когда это бывает?» 8. Д/и «Когда ты это делаешь?» 9. Д/и «Где что лежит?» 10. Д/и «Найди пару» 11.Д/и «Где какие фигуры?» 12. Д/и «Что изменилось?» 13. Д/и «Сходства-отличия» 14. Д/и «Пройди к домику» 15.Д/и Не ошибись»
|
1. Д/и « Назови группу одним словом» 2. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку» 3. Д/и «Устроим кукле комнату» 4. Д/и « Похвалялись звери» 5. Д/и «Чудесный мешочек» 6. Д/и «Узнай по описанию» 7. Д/и « Чего не стало?» 8. Д/и «Что изменилось?» 9. Д/и«Назови правильно» 10. Д/и «Оденем куклу на прогулку» 11. Д/и «Назови ласково» 12. Д/и «Назови части предметов» 13. Д/и «Олины помощники» 14. Д/и «Необычная песенка» 15Д/и «Эхо» 16. Д/и «Почтальон принес открытку»
|
1.Д/и «Я начну, а ты закончи» 2. Д/и «Повтори за мной» 3. Д/и «Быстрый язычок» 4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?» 5. Д/и « Придумай сам» 6. Д/и « Из какой мы сказки |
|
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Художественное творчество. |
Музыкальное творчество. |
1. Д/и «На что это похоже» 2.Д/и «Волшебная краска» 3.Д/и «Собери букет» 4.Д/и «Раскрась по образцу» 5.Д/и «Большие-маленькие» 6.Д/и «Дорисуй» 7.Д/и «Чего не хватает?» |
1. Д/и « Музыканты» 2. Д/и «Угадай инструмент» 3. Д/и « Кто быстрее» 4. Д/и «Делай как я» 5. Д/И «Учись танцевать» 6. Д/и «Музыкальные загадки»
|
Работа с родителями.
Мероприятия |
Обоснование мероприятий |
1.Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям» 2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста» 3. Выставка «Игры, какими я играю дома» 4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка» |
1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет. 2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи 3. Выявить наличие дидактических игр в семье. 4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка |
Работа с педагогами.
Мероприятия |
Обоснование материалов |
1. Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста» 2.Консультация « Игра, как приоритетное средство развития дошкольников» 3. Педсовет « Дидактическая игра, как средство логического мышления»
|
Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта |
Ожидаемый результат.
В процессе взаимодействия педагог – дети-родители в реализации проекта
Дети:
· Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
· Развивается способность к воображению;
· Проявляют интерес к занятиям;
· Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
· Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Заключение.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.