Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"
Оценка 4.9

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
русский язык
1 кл
09.01.2017
Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"
В проекте рассматриваются теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку, особенности формирования УУД на уроках обучения грамоте, использование образовательных технологий. Ценность проекта заключается в использовании конкретного материала и приведении примеров из педагогической практики.
формирование УУД на уроках русского языка в 1 классе.docx
БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования  Чувашской Республики Кафедра и лаборатория методики начального образования  Проект по теме: Формирование  универсальных учебных действий  на уроках русского языка в 1 классе Научный руководитель – Рыбакова А.В.  кандидат педнаук, доцент Выполнила   Григорьева Светлана Кронидовна Учитель   МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чебоксары 2014 Содержание проекта Введение 1. Теоретические   основы   формирования   универсальных   учебных   действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку. Особенности формирования УУД  первоклассников Формирование  УУД  на уроках обучения грамоте 2. Использование образовательных технологий 3. Примеры   заданий   по   русскому   языку   по   формированию   универсальных действий. Заключение  Использованная литература  Проблема:  специфика формирования УУД  у первоклассников на уроках  русского языка. Цель:  выявить практические возможности и пути формирования УУД на  уроках русского языка. Задачи:  1. Изучить программу формирования УУД в начальных классах (по  ФГОC  НОО). 2. Проанализировать  возможности  формирования  УУД  на уроках  обучения грамоте. 3. Разработать  конспект урока  с выделением  формируемых УУД. Ожидаемый результат:  повышение компетентности в вопросах решения  данной проблемы на уроках русского языка в 1 классе. Конечный продукт:  папка  «Формирование УУД  в начальной  школе»  в методическое портфолио . Введение Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет  объём информации  в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в  школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Сегодня  становятся всё более востребованными результаты обучения не в виде конкретных  знаний, а в виде умения учиться. Появились новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное  развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования  как “научить учиться” Исходя из этого ФГОС начального общего образования определил в качестве  главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные  универсальные учебные действия. Универсальные   учебные   действия   не   формируются   вне   предметного содержания.   Учитель   на   каждом   предмете   на   конкретном   содержании занимается   их   формированием.   Это   даёт   возможность   для   самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетенций учащихся.   Предмет   «Русский   язык»   ­   фундаментальный   предмет   начальной   школы. Результаты обучения школьника другим предметам во многом зависят от успехов в изучении русского языка.         Этот предмет обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности –   умения   учиться,   создаёт   благоприятные   условия   для   личностного   и познавательного развития учащихся, т. е способствует формированию личностных, познавательных, универсальных учебных действий.   коммуникативных   ,   регулятивных   и   метапредметных Я, как учитель­практик, продолжаю изучать и разрабатывать эту проблему дальше в образовательной системе «Школа 2100». 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку. Особенности формирования УУД  первоклассников Система универсальных учебных действий прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы В   составе   основных   видов   УУД,   диктуемом   ключевыми   целями   общего образования, можно выделить четыре блока:  1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные Теперь   ученики   активно   участвуют   в   каждом   шаге   обучения:   активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес  Итак, личностные результаты на этапе обучения в начальной школе Личностные результаты  (умения самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) Оценивать ситуации и  поступки (ценностные установки,  нравственная  ориентация) Объяснять смысл своих  оценок, мотивов, целей  (личностная  саморефлексия,  способность к  саморазвитию, мотивация к познанию, учебе) Самоопределяться в  жизненных ценностях и  поступать в соответствии с  ними, отвечая за свои  поступки (личностная  позиция, российская и  гражданская идентичность) В этой таблице представлены личностные результаты, которые должен достичь выпускник   начальной   школы.     А   каковы   же   личностные   результаты первоклассника?  Оценивать   простые   ситуации   и   однозначные   поступки   как   «хорошие»   или «плохие» с позиции: ­       общепринятых   нравственных   правил   человеколюбия,   уважения   к   труду, культуре и т.п. ­   важности исполнения роли «хорошего ученика» ­   важности бережного отношения к своему здоровью ­   важности различения «красивого» и « некрасивого» Постепенно   понимать,   что   невозможно   разделить   людей   на   «хороших»   и «плохих» Объяснять,   почему   конкретные   однозначные     поступки   можно   оценить   как «хорошие» или «плохие» Объяснять   самому   себе,   какие   собственные   привычки   мне   нравятся   и   не нравятся (личные качества), что я делаю с удовольствием, а что –нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты) Осознавать   себя   ценной   частью   большого   разнообразного   мира   (природы   и общества) Объяснять, что связывает меня с моими близкими, друзьями, одноклассниками; с народом, Родиной; со всеми людьми; природой Выбирать   поступок   на   основе   известных   и   простых,   общепринятых   правил поведения Признавать свои плохие поступки Регулятивные УУД (умения организовывать свою деятельность) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Определять и  формулировать цель  деятельности Составлять план действий  по решению проблемы  (задачи) Умения первоклассника. Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке  Учиться высказывать свое предположение (версию) Учиться работать по предложенному плану Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке            Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией) Извлекать информацию,  ориентироваться в своей  системе знаний, делать  предварительный отбор  источников информации для  поисков знаний, добывать  новые знания разными  способами Перерабатывать  информацию для  получения  необходимого  результата, в том  числе и для создания  нового продукта Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую и  выбирать наиболее  удобную для себя  форму Познавательные УУД первоклассника Отличать новое от уже известного с помощью учителя Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)             Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Делать выводы в результате совместной работы всего класса Сравнивать и группировать предметы Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака Называть   последовательность   простых   знакомых   действий,   находить пропущенное действие в знакомой последовательности Подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их темы. Коммуникативные УУД (умения общаться, взаимодействовать с людьми)   свою Доносить позицию   до   других, владея приемами монологической   и диалогической речи   Понимать   другие   позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя   с   ними   свои интересы   и   взгляды,   для того чтобы сделать что­то сообща Коммуникативные УУД первоклассника Оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Вступать в беседу на уроке и в жизни Слушать и понимать речь других Выразительно читать и пересказывать текст Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Основой   развития   коммуникативных   умений   является   систематическое использование на уроках трёх видов диалога(слайд): Учитель­­­­­­­­­­­­­ ученик ( диалог в большой группе) Ученик ­­­­­­­­­­­­­ ученики ( диалог в небольшой группе) Ученик ­­­­­­­­­­­­ ученик ( диалог в паре)  Критериями   оценки   сформированности     УУД   учащихся   являются: соответствие   психолого­возрастным   нормативным   требованиям,   которые формулируются   для   каждого   вида   УУД   с   учётом   определённой   стадии   их развития; Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Для   достижения   новых   результатов   образования   должен   быть   изменён   и учебный процесс, и технологии обучения. Формирование  УУД  на уроках обучения грамоте Формирование универсальных учебных действий средствами учебников и  учебно­методических пособий «Школа 2100» (на примере 1­го класса):  Рассмотрим основные подходы учебников 1­го класса по предмету «Обучение  грамоте», нацеленные на формирование личностных результатов, и разных групп  универсальных учебных действий. Обучение грамоте на уроках обучения грамоте  формируются личностные результаты и все виды универсальных учебных  действий: коммуникативные, познавательные и регулятивные. Каждый урок  обучения грамоте включает этап «Работа с текстом». Данный этап впоследствии  перетекает в уроки литературного чтения. Работа с текстом на уроках обучения  грамоте предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая  обеспечивает освоение содержания художественной литературы, развитие  эстетического восприятия. В начальной школе важным средством организации  понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и  отображаемой действительности является использование при чтении текстов  элементарных приемов понимания текста: комментированное чтение, диалог с  автором через текст. Работа с текстом обеспечивает формирование:  ­ самоопределения и самопознания на основе сравнения «я» с героями  литературных произведений посредством эмоционально­действенной  идентификации;  − основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим  историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной  сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; (С этой целью в содержание  Букваря включены такие тексты как: «Наше отечество» К.Ушинского С.97;  «Названия русских городов» С.71; «Названия русских рек»);  − эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;  − действия нравственно­этического оценивания через выявление морального  содержания и нравственного значения действий персонажей;  − умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий  и поступков персонажей; − умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом  целей коммуникации, особенностей слушателя;  − умения устанавливать логическую причинно­следственную связь событий и  действий героев произведения.  Работа с текстом открывает возможности для формирования логических  действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных связей.  Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение  правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает  развитие знаково­символических действий − замещения (например, звука буквой),  моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и  преобразования модели (видоизменения слова). В Букваре и Прописях часто  используются графическая символика, схемы для проведения различного вида  анализа слов (выделение гласных, согласных) и текста. Для отработки действия  моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учетом  возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является  использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребенка реальные  жизненные ситуации. Именно с этой целью характеристика звука в Букваре дается  через использование схемы­человечка, что вызывает у ребенка интерес и высокую  мотивацию к выполнению различных заданий, связанных со схемами­человечками,  а учитель в этот момент отрабатывает знания фонетики, о сложности, но важности  которой говорить не приходится.  И наконец, следует предусмотреть задания с последовательным переходом от  материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.  Например, урок «Заглавная буква Э» нацелен на развитие познавательных  универсальных учебных действий. (Букварь, с. 146−147.) Работа со словами,  обозначающими имена.  а) Чтение слов, обозначающих имена. (Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.)  − Что общего во всех этих словах?  − А кому могут принадлежать эти имена? (Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.) Учитель может показать портреты людей и предложить подписать их соответствующими  именами. − Отметим первый звук в этих словах. Каким цветом воспользуетесь?  (Красным.)  ­ Почему?  − Назовите эти буквы. Почему именно заглавная буква потребовалась?  − В каких именах [Э] под ударением?  ­ Догадались, почему именно эти имена мы сегодня читаем?  б) Знакомство с заглавной буквой Э.  − Сравните печатную и письменную буквы.  в) Словарно­логическое упражнение.  − На какие группы можно разделить эти слова?  − А есть ли в нашем классе ребята, чьи имена начинаются со звука [Э]?  Все уроки знакомства с новым материалом ориентированы на  целенаправленное формирование регулятивных универсальных учебных действий.  – Мы уже знаем много букв и умеем писать некоторые слова. Посмотрите  «Букварь» на страницу и спланируйте нашу сегодняшнюю деятельность на уроке.  – Что нового будет сегодня на уроке?  План (примерный) 1. Работа с рисунками.  2. Выделение звуков в слове.  3. Знакомство с новой буквой.  4. Чтение слогов и слов.  5. Составление схем слов.  6. Работа с предложением.  7. Письмо букв, слогов и слов.  8. Работа с текстом.  Коммуникативные УУД:  1) формируем умение слушать и понимать других;  2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами;  Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять  план);  Познавательные УУД:  1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов;  2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;  4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;  6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные УУД:  1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции;  2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;  3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой  ситуацией. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь  и Прописи – это фактически мини­учебник русского языка. За это время дети  наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при  этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается  работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения. Это даёт  возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных  предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте.  Фрагмент урока в Букваре (текст «Лесная хатка» Н. Сладкова, с. 45).  Работа над текстом.  1. До чтения.  – Рассмотрите иллюстрацию. Смотрите, какой у зверька мощный хвост,  мощные лапы.  – Где живет этот зверек? (В воде.) Как он передвигается? (Плавает.)  – Прочитаем заглавие. Что такое хатка? (Изба, дом.)  ­  А где так называют дом? (Чаще на Украине.) – Странно, почему же тогда «Лесная хатка»?  – Кто рассказал нам об этом зверьке? Прочитайте фамилию автора.  2.  Работа с текстом во время чтения.  а) Чтение учителем с комментированием.   в) Повторное чтение.  Выборочное чтение.  – Из чего же бобры строят хатку? Зачитайте.  – Как выглядит хатка бобра?  – Как автор называет героя текста?  – Как строили бобры свой дом? Покажите, какие движения они делали.  – Как попадает в свой домик бобр? Какими словами называет автор вход в  домик?  – Как бобр готовится к зиме?  – Какой хитрец бобр, вот как построил хатку. Это и защита от врагов. Так  просто ничего не бывает, если нет окон и дверей, значит, в этом необходимость.  Бобр не может бороться с врагами на суше. Хорошо ему только в воде. Очень  интересный зверёк.  3.После чтения.  – Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они означают?  – Что вы узнали о жизни бобра?  Бобры – очень интересные животные. Их мех очень ценный, поэтому 30 лет  назад численность бобров сократилась. Были созданы заповедники, где ученые­ специалисты наблюдали за жизнью зверьков, делали все, чтобы увеличить их  численность, даже строили сами эти домики­хатки, а бобры их с удовольствием  занимали. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и  могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством  учителя) освоить минимум.  Для этого педагогу необходимо принять новые цели  образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии  деятельностного типа.  Формируя   общеучебные   умения   и   навыки   не   следует   забывать   о психологическом   климате:   мажорный   тон   урока,   атмосфера   психологического комфорта, поощрение за успешность работы – всё это помогает сделать уроки обучения грамоте яркими и эффективными. Итак, для организации учебной деятельности, для постепенного формирования у младших школьников умению учиться учителю необходимо:  Перед   введением   новой   учебной   информации   обеспечить   положительное принятие   её   учениками,   связанное   с   пониманием   ими   необходимости   новых знаний;  Новое   понятие   вводить   через   сопоставление   его   с   уже   имеющимися   в учебном арсенале школьников; для этого тщательно работать над установлением важных отличительных признаков каждого понятия;  Организовать   на   уроке   учебное   взаимодействие   всех   участников образовательного процесса;  Научить школьников «технологии» работать самостоятельно и использовать эту форму работы на уроке для совершенствования всех её проявлений. 2. Использование образовательных технологий Технология совместного обучения  ­ используется учителем с целью создания условий для совместной деятельности, учебного сотрудничества в группе, паре. Технология   позволяет   формировать   коммуникативные   навыки,   умение самоконтроля, формирует личностные качества.  Технология исследовательской деятельности­ используется как в урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. Включение учащихся в исследовательскую деятельность с начального звена позволяет развивать такие умения, как наблюдать, ставить опыты, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы, аргументировать Проектная   деятельность­   используется     на   уроках,   в   социальной   практике, внеклассной   работе.   Логика   работы   над   проектом   включает   в   себя самостоятельную работу учащихся от постановки цели до презентации продукта, поэтому     внедрять   проектный   метод   необходимо   в   практику   работы   каждого учителя. Проблемно­   диалогическая   технология­   обучает   с   младшего   школьного возраста выдвигать гипотезы, находить пути  разрешения противоречий, способам переработки информации. Игровая технология­ для младших школьников  является плавным переходом от дошкольного возраста к учению. Дидактические и ролевые игры способствуют становлению нравственных качеств личности, умению сотрудничать, активизируют познавательную деятельность и мотивацию. Список технологий формирования УУД 1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания. 2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами. 3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.  4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.  5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.  6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их способам нахождения и исправления ошибки. Дети по предложенному алгоритму учатся   оценивать   результаты   выполнения   задания.   Учитель   показывает   и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.  7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в   процессе   оценивания,   в   конце   выполнения   задания,   конце   урока   учитель совместно с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет.  8. Учитель   ставит   цели   урока   и   работает   с   детьми   в   направлении   целей   – “чтобы чего­то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.  9. Учитель   учит   детей   тем   навыкам,   которые   им   пригодятся   в   работе   с информацией   –   пересказу,   составлению   плана,   учит   пользоваться   разными источниками, используемыми для поиска информации. 10. Учитель   обращает   внимание   на   развитие   памяти   и   логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. 11. Учитель   обращает   внимание   на   общие   способы   действий   в  той   или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий. 12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. 14. Учитель   считает,   что   ребенку   обязательно   уметь   планировать   и прогнозировать свои действия. 15. Учитель   включает   детей   в   конструктивную   деятельность, коллективные   творческие   дела,   привлекая   их   к   организации   мероприятий   и поощряя инициативы детей. 16. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках. 17. Учитель   помогает   ребенку   найти   самого   себя,   выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. 18. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 19. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что­то делать. 20. Учитель   ненавязчиво   транслирует   детям   позитивные   ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости. 21. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 22. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд. 23. Учитель   учит   детей   способам   эффективного   запоминания   и организации деятельности. 24. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде. 25. Учитель   активно   включает   каждого   в   учебный   процесс,   а   также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. 26. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. 27.  Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ. 28.   Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций. 29.    Учитель   дает   детям   возможность   самостоятельно   выбирать   задания   из предложенных. 30.  Учитель учит детей планировать свой досуг. 3. Примеры заданий по русскому языку по формированию универсальных действий. 1. Выявление количества слов в предложении. Цель:   выявление   умения   ребёнка   различать   предметную   и   речевую деятельность. Оцениваемые универсальные учебные действия: ­ знаково­символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Учитель   зачитывает   предложение   и   просит   назвать,   сколько   слов   в предложении, и назвать их. 1. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т.д. Предлагаемые предложения: Маша и Петя пошли в школу. Таня и Коля играют в мяч. 2. Расшифруйте схемы предложений письменно. рычит.   Ёж     __________.   3. Звуковой графический диктант "Плюс ­ минус". Перенос слов с удвоенными согласными. Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "­" те, которые  нельзя перенести.     Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора.         +   ­   ­   +   ­   ­   +   +   +   ­  4. Задания­ловушки.  В   таких   учебных   ситуациях   нет   готовых   способов действия, ученики ищут собственные способы работы. а) ­ Я буду называть слова, ­ говорит учитель, ­ а вы хлопните в ладоши, если услышите  в начале  слова  звуки  [ж]  и [ш]:  жук, шалаш, щётка, шутка, дружба, машина, камыш, жираф, важный. б) Найдите звуковой домик для каждого слова. аист слон утка шмель волк  в) У какого слова звуковой домик больше:  арбуз  или  тыква?  Жук  или  лев? Муравей или бабочка? 5.  Проблемные ситуации с удивлением или затруднением. При обучении  темы «Обозначение мягкости согласных звуков  на письме при помощи буквы Я»  задание: записать самостоятельно слова с изученными буквами –  мама, мат, мяч.  В ходе проверки выявляются разные варианты записи слова мяч. ­ Кто из ребят прав? Какой вопрос возникает? 6.Задания   с   недостающими   данными  приучают   ученика   работать самостоятельно, анализировать учебную ситуацию. ­ Слово начинается с буквы Т. Назовите первый звук в нём.  Дальше строится учебный диалог, в котором роль учителя принимают дети, а при ответах на вопросы учитель преднамеренно ошибается.  ­ О чём надо спросить учителя, чтобы ответить на вопрос точно? Заключение. Успешность   обучения   в   начальной   школе   во   многом   зависит   от сформированности   универсальных   учебных   действий.   Универсальные   учебные действия, их свойства  и  качества  определяют эффективность  образовательного процесса,   в   частности   усвоения   знаний,   формирование   умений,   образа   мира   и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.  Развитие   универсальных   учебных   действий   обеспечивает   формирование психологических   новообразований   и   способностей   учащегося,   которые   в   свою очередь   определяют   условия   высокой   успешности   учебной   деятельности   и освоения учебных дисциплин. Комплекс   универсальных   учебных   действий,   выполняемых   учащимися   на уроках по технологии деятельностного метода создаёт благоприятные условия для реализации   требований   федерального   государственного   образовательного стандарта к формированию метапредметных результатов образования поскольку школе   принадлежит   важнейшая   роль   в   формировании   учебной   деятельности школьников, где самым активным субъектом должен стать сам обучающийся, то учителю важно видеть ученика на всех этапах его деятельности. Показатели   готовности   учителя   к   использованию   универсальных   учебных действий: ­ владение содержанием каждого из универсальных учебных действий и связей между ними; ­ умение   выбирать  универсальные  учебные  действия  в  зависимости   от  цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; ­   способность   организовывать   деятельность   учащихся   по   формированию универсальных учебных действий, включая: 1)   выделение   объективных   условий   правильного   выполнения   универсальных учебных действий; 2)   планирование   качества   выполнения   универсальных   учебных   действий  (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3)   подбор   учебных   заданий   и   установление   последовательности   их предъявления.  Условием успешного формирования   УУД         является овладение учителями современными методиками   и технологиями организация учебного процесса. Это требует отхода от  сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителя.   Однако   без   внедрения   соответствующих   психолго­педагогических технологий     УУД   и   основанные   на   них   компетенции   останутся   вопросом индивидуальных способностей учеников. Литература: 1. А.Г.  Асмолов.   Пособие   для   учителей   «Как   проектировать   универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М.2008. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под редакцией А.Г. Асмолова.­ 3­е изд.­ М.:Просвещение, 2011. 3. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность?// Начальная школа.­ 1999.­ №7.­С.12­18. 4. Кондратьева   Е.П.   Проекты   –   4:   ФГОС   НОО:   первые   шаги   реализации. Учебно­методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей. ­ Чебоксары, 2014. 5. Цукерман   Г.А.   Как   младшие   школьники   учатся   учиться.­   Москва­Рига.­ 2000. 6. http  7. www  8. https  ://   standart    .  ru  .  ru  .  school2100    .  google  ://   sites  .  com         /  site   /  universalnyebnyedejstvia    /­ Конспект урока обучения грамоте по программе «Школа 2100»  в 1 классе Тема: Упражнение в чтение. Знакомство с предлогами. Цели: ­ познакомить с понятием предлог, учить различать предлоги, наблюдать над тем, как они пишутся с другими словами, показать их роль в предложении, учить читать и анализировать тексты; ­ развивать умение работать в группах, парах, умение делать самоанализ своей деятельности; ­   воспитывать   дружбу,   доброту,   формировать   положительную   мотивацию   к учению через ситуацию успеха. УУД: Метапредметные: Регулятивные:   Формируем умение прогнозировать предстоящую работу; Формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с учебником или другим материалом; Познавательные:     Формируем умение делать выводы; Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Формируем умение ориентироваться в учебнике; Формируем умение делать   выводы в результате совместной работы класса и учителя; Формируем умение находить ответы на вопросы. Формируем   умение оформлять свои мысли в устной и письменной  Коммуникативные:  форме;   Личностные:  Формируем умение слушать и понимать речь других; Формируем умение предлагать помощь, сотрудничество. Формируем   мотивацию     к   обучению   и   целенаправленной познавательной деятельности;   плохие;  Формируем умение высказывать своё отношение к работе; Формируем умение оценивать поступки объектов, как хорошие так и Формируем умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; Духовно­нравственные:  Воспитание   нравственного   чувства,   этического   сознания,   совершать позитивные поступки. Этапы урока Ход урока Организацио нный момент На   уроке   мы   будем   выполнять задания,   решать   проблемные   вопросы, работать   в   группах   и   парами,   читать тексты, отвечать на вопросы Актуализаци Выполнить   звуко­буквенный   анализ я знаний слова КРАСКИ; 2. Образовать слова: Азбука стр.64. (пара в каждой группе). 6 слов 3.Словарная работа. Фронтальная работа ­   Прочитайте   слова: КОТ   ХОДИТ  БЕЛЫЙ ­   Найти   слово   из   1   слога,   из   2­ух слогов.   Прочитайте   слово,   которое обозначает предмет, признак предмета, действие предмета. ­   Составьте   из   этих   слов предложение; ­   Докажите,   что   это   предложение (законченную мысль); ­ Как связаны слова? (по смыслу). БЕЛКА ПРЫГАЕТ __ ВЕТКА. ­Это предложение? ­Почему? ­Как   эту   запись   превратить   в предложение? (надо добавить слово) ­Какое слово надо добавить? Учитель   знакомит   со   словом предлог Предлог   служит   для   связи   слов   в предложении.      Карточка ПРЕДЛОГ Постановка проблемы Формирование УУД формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение представлять информацию   в   виде схемы;   формируем умение   на   основе анализа   объектов делать выводы; формируем умение   обобщать   и классифицировать по признакам;   формируем умение   слушать   и понимать других;   формируем строить   умение речевое высказывание соответствии поставленными задачами;     в с   формируем умение   оформлять свои мысли в устной форме;   формируем умение   работать   в паре. формируем умение   выказывать своё   отношение   к героям,   выражать свои эмоции;   формируем к и     мотивации обучению целенаправленной познавательной деятельности; формируем   умение   оценивать в поступки соответствии с определённой ситуацией.   Физкультурн ая минутка Первичное закрепление.   Работа в парах. Азбука стр.64. Работа прописи.      в Работа текстом   с Прочитайте предлоги.  ­ С какими предлогами употреблены слова? ­   Как   написаны   предлоги   со словами? – Откройте прописи на с. 7. Есть ли здесь предлоги? – Прочитайте. – Обведите их. Выполнение   других   заданий   в прописи Стр. 64. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о чем мы будем читать. Чтение текста Совпало   ваше   предположение? чего   предлоги?   Для Какие употребляются предлоги?   ­     О   каких   животных   вы   читали (домашних)? ­     У   кого   дома   есть   кошка   или собака? ­   А   как   называются   животные, которые живут в лесу, сами добывают корм? Стр. 65 Белка и волк. Чтение текста ­ Отчего было скучно волку?   ­   Что   делала   злость   с   сердцем волка? ­  А как добрым белкам живется? ­  А можно ли отнести эти слова и к людям? ­     Найдите   какие   предлоги встречались в тексте. Для чего? Самостоятел ьная   работа   в А сейчас мы поработаем в группах, чтобы закрепить знания о предлогах. 1   группа  –   измени   слово,   добавь группах предлог лед – река шуба – снег санки – горка Для чего нужны предлоги? 2  группа – составь предложение. │ __    _________   ______   _______ │ с   _____. 3 группа – добавь предлог. птицы – клетке листики – ветке кошка – столом садик – углом Добавить   другие   слова,   чтобы получилось предложение. ­ С какими словами познакомились?  ­ Что узнали о предлоге? ­ За что можете себя похвалить? ­  Зачем нужен был этот урок? ­  Какие задания понравились? ­ За что можешь похвалить учителя? Одноклассников? Рефлексия формируем умение   слушать   и понимать других; формируем умение осуществлять познавательную   и личностную рефлексию Дополнительные вопросы:  Ребусы. 1.  Название какого очень распространенного дерева состоит из 3­х предлогов (со­с­на); 2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного  (к­от), а из трех (к­о­за).

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"

Проект "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017